Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Виды записей, необходимые при работе с научной литературой.




Аннотация — это краткая характеристика документа с
точки зрения содержания, назначения, формы и других особенностей. В аннотации отмечается цель, задача, теоретическая и практическая ценность документа, а также его целевая аудитория.

Выписка – это небольшой по объему текст, передающий содержание отдельных фрагментов (разделов, глав, страниц) документа. Ценность выписок очень высока. Их краткость позволяет в малом
объеме текста отразить большой объем информации, избежав сплошного конспектирования изученного материала.

Конспект представляет собой емкое изложение самого существенного в рассмотренном материале.

Научный обзор – это текст, содержащий синтезированную
информацию сводного характера по какому-либо вопросу или ряду вопросов, извлеченную из некоторого множества специально отобранных для этой цели первичных документов.

20. Научный обзор. Понятие, требования, основные задачи.

Научный обзор – это текст, содержащий синтезированную
информацию сводного характера по какому-либо вопросу или ряду вопросов, извлеченную из некоторого множества специально отобранных для этой цели первичных документов.

Основными задачами обзора литературных источников являются:
1) составление библиографии и аннотированного указателя литературных источников, соответствующих теме исследования;
2) ознакомление с материалами по теме исследования, их классификация и отбор наиболее ценных материалов;
3) выявление наиболее интересных и недостаточно освещенных
направлений, которые могли бы стать темой исследования.

Обзор следует писать не по авторам или работам, а по
направлениям исследований (задачам, подходам, рассматриваемым
проблемам)

Обязательными структурными элементами обзора являются следующие части:
1) реферат,
2) вводная часть,
3) аналитическая часть (обычно состоящая из ряда разделов, заканчивающихся выводами),
4) итоговые выводы.

Во вводной части объясняется назначение обзора, очерчиваются
тематические границы рассматриваемого вопроса, обосновывается актуальность и значимость темы, а также дается общая характеристика
области исследований и ее значения для науки и производства.

Аналитическая часть обзора содержит непосредственно обобщение исходных литературных материалов. В ней дается синтезированная
оценка состояния рассматриваемого вопроса.

21. Основные правила оформления цитат

 

22. Понятие системы. Виды систем.

Система – это совокупность взаимосвязанных элементов,
образующих определенную целостность.

Реальные системы – это все объективно существующие системы неорганической и органической природы, а также социальные
системы.

Идеальные (абстрактные) системы – это системы, существующие лишь в сознании человека в форме логически связанной совокупности понятий, суждений, гипотез и законов.

Искусственные системы – это системы, являющиеся продуктом человеческого труда и ума.

Естественные системы – это системы, являющиеся продуктом развития природы и возникшие без вмешательства человека.

Открытые системы – это системы, взаимодействующие со
средой путем обмена веществом, энергией или информацией.

Закрытые системы – это системы, не имеющие обмена со
средой (точнее действующие с относительно небольшим обменом).

Статические системы – это системы, при исследовании
которых можно пренебречь изменениями во времени характеристик
их существенных свойств. Можно сказать, что статическая система
– это система с одним состоянием.

Динамические системы – это системы, изменяющиеся во
времени.

Детерминированная систем а – это система, на которую не
влияют случайные воздействия, ее поведение полностью предсказуемо.

Стохастическая система – это система, на которую влияют случайные воздействия. Ее поведение и результат действия
можно описать и предусмотреть с только определенной степенью
достоверности.

23. Системный подход. Основные принципы системного подхода.

Системный подход – это направление методологии научного познания и социальной практики, в основе которого лежит рассмотрение объектов как систем.

· Принцип двойственности: любой объект следует рассматривать, с одной стороны, как самостоятельную систему, а с другой стороны, как часть системы более высокого уровня иерархии.

· Принцип целостности: исследуемый объект должен рассматриваться как целостность, обладающая свойством эмерджентности.

· Принцип всесторонности: каждый объект необходимо изучать с
различных сторон, с разных точек зрения.

· Принцип множественности: при исследовании объекта необходимо использовать множество моделей.

· Принцип историзма: каждый объект должен рассматриваться в
ретроспективе, с учетом истории его возникновения и этапов развития.

· Принцип динамизма: свойства объекта должны рассматриваться как изменяющиеся.

· Принцип цели: необходимым этапом процесса исследования системы является выявление цели (предназначения) этой системы.

· Принцип сложности: каждому элементу присуща неисчерпаемая сложность, так как он представляет собой совокупность элементов,
находящихся в разнообразных связях между собой и со средой.

· Принцип сходства: самые разные системы функционируют на
основе одних и тех же принципов. В связи с этим, результаты исследований одних систем могут быть использованы при изучении других сходных с ними объектов.

24. Системное мышление. Основные свойства системного мышления.

Системное мышление – это отображение в сознании человека объектов и явлений окружающей действительности в их многоаспектности, целостности и взаимосвязанности (то есть как систем и их частей)

Важная особенность системного мышления заключается в
способности рассматривать конкретное явление с большего числа
перспектив (точек зрения), чем это свойственно обычным людям

Системность в научном мышлении – это умение мыслить
так, чтобы видеть целостную картину предметной области, опираясь на модели различного уровня абстрагирования.

· Использование множества перспектив:

· способность легко переходить от
широкого взгляда на вещи к более
детальному их рассмотрению
· способность переходить на различные позиции восприятия: свою, чужую, стороннего наблюдателя
· поддержание обратной связи между
абстрактным и конкретным
· уравновешивание мыслительных функций: Мечтатель, Реалист, Критик

· Постановка фундаментальных вопросов
· Осознание своего предназначения как части системы

· Хорошо развитая способность к визуализации
· Создание многочисленных
связей между чувствами
· Употребление метафор и аналогий

25. Системный анализ. Основные стадии решения проблем согласно методике системного анализа

Системный анализ – это совокупность научных методов и
приемов решения проблем во всех сферах целенаправленной деятельности человека на основе системного подхода.

Проблема в системном анализе определяется как ситуация,
которая требует принятия решения вследствие наличия противоречия между двумя состояниями системы: существующим и желаемым.
Разрешить проблему означает устранить разрыв между этими двумя
состояниями, осуществив выбор одного из альтернативных вариантов перехода к желаемому состоянию.

Методика системного анализа предполагает три базовые
стадии решения проблемы:
1. анализ проблемы,
2. формирование вариантов решения (альтернатив),
3. выбор наилучшей альтернативы.

В системном анализе выделяют три класса проблем:
- хорошо структурированные (выраженные количественно);
- слабо структурированные (проблемы, характеризующиеся
наличием элементов неопределенности и не поддающиеся строгому количественному описанию; для решения таких проблем требуется привлечение интуиции и опыта лица, принимающего решение);
- не структурированные (качественные).

26. Методы системного анализа.

К числу методов, являющихся типичными для процедур системного анализа, относятся также метод морфологического
анализа и метод дерева целей

Морфологический анализ – это метод систематического
исследования всех возможных вариантов анализируемого объекта,
вытекающих из закономерностей его строения (т.е. морфологии).

Метод морфологического анализа предназначен для выявления
множества альтернативных вариантов исследуемой или проектируемой
системы. В качестве проектируемой системы могут, например, выступать: а) желаемое состояние совершенствуемого объекта (например,
новая модель автомобиля или новая система мотивации персонала на
Технология морфологического анализа включает три этапа.
1. Формирование перечня основных параметров системы (ее элементов, функций, свойств и т.п.).
2. Формирование списка возможных значений каждого параметра.
3. Составление всех возможных вариантов системы путем сочетания различных значений ее параметров.

Дерево целей – это иерархическая структура, полученная
путем декомпозиции общей цели на подцели. Эта структура изображается в виде неориентированного графа, вершины которого интерпретируются как элементы, а ребра – как связи между ними.

Элементы дерева целей могут быть двух видов:

а) цели и подцели;
б) цели, мероприятия и ресурсы.
Построение дерева целей регулируется следующими правилами:
- на каждом уровне дерева располагаются цели, сопоставимые по
масштабам и значимости;
- цели более низкого уровня обеспечивают достижение целей более высокого уровня;
- формулировки целей должны обеспечивать возможность оценки
степени их достижения в количественной или качественной форме
("больше - меньше", "лучше - хуже");
- глубина реализации различных целей может быть неодинакова,
поэтому отдельные ветви дерева могут иметь разную длину.
Анализ дерева целей направлен на решение двух задач:
1) качественный анализ позволяет установить состав элементов
на каждом уровне и взаимосвязи и между ними;
2) количественный анализ дерева целей позволяет оценить степень достижения общей цели, а также целей каждого уровня.

27. Понятие, виды понятий.

Понятие – это мысль, в которой отражаются общие, и притом существенные, свойства предметов и явлений.

Существенные признаки предметов – это такие признаки,
каждый из которых необходим, а все вместе достаточны для того,
чтобы отличить данные предметы от всех других. Существенные
признаки устойчивы, без них предмет не может существовать в своей качественной определенности. В отличие от существенных, несущественные признаки преходящи, приобретая или теряя их,
предмет остается самим собою.

Заметьте: если какой-то конкретный товар человек может себе представить в виде мысленного образа, то представить себе таким образом добавленную стоимость или эффективность он не может. Так же как доброту, красоту, скорость и т.п. Человек может это понять, но не представить.

По объему различают понятия общие,
единичные и пустые.
Единичными называются понятия, объем которых распространяется только на один предмет или явление (например, понятие
«мировая экономическая система»).
Общими называются понятия, объем которых распространяется на группу или класс объектов (например, понятие «экономическая система страны»).
Пустыми называются понятия, объем которых не охватывает ни одного предмета (например, понятие «идеальная экономическаясистема»).
По содержанию понятия подразделяются на конкретные и абстрактные, безотносительные и соотносительные [52].
Конкретным называется понятие, в котором отображен какой-то отдельный предмет или класс предметов (например, «товар»).
Абстрактным называется понятие, отражающее отдельные свойства, стороны отношения предметов (например, «прибыльность», «эффективность»).

Безотносительное понятие – это понятие, отображающее
такие предметы, существование которых не связано с необходимостью существования каких-либо других предметов.
Соотносительное понятие – это понятие, отображающее
предметы, существование которых невозможно без существования
каких-либо других предметов (например, понятие «конкурент» – экономический субъект является конкурентом не вообще, а по отношению к другим субъектам, с которыми он соперничает за клиентов, ресурсы и т.п.).

Родовые и видовые понятия

Равнозначными считаются два понятия, объемы которых
полностью совпадают (например, «Киев» и «столица Украины»).
В отношении пересечения находятся два понятия, объемы
которых совпадают частично (например, «ученый» и «бизнесмен»).
В отношении исключения находятся понятия, объемы которых полностью исключают друг друга (например, «прибыльное предприятие» и «убыточное предприятие»).

В отношении подчинения находятся два понятия, объем одного из которых полностью входит в объем другого (например, «инвестор» и «портфельный инвестор»). При этом более широкое по
объему понятие называется подчиняющим, а понятие с меньшим
объемом – подчиненным.

Родовое понятие – то из двух понятий, находящихся в отношении подчинения, объем которого больше.
Видовое понятие – то из двух понятий, находящихся в отношении подчинения, объем которого меньше.

Обобщение – это логическая операция, посредством которой
через сокращение содержания понятия расширяется его объем. Путем обобщения видовое понятие теряет отличительный признак и
превращается в родовое. Пределом обобщения является категория.

 

28. Характеристики понятий.

Две важнейшие характеристики любого понятия – его содержание
и объем.

Содержание понятия – это совокупность существенных
признаков предметов, мыслимых в понятии.

Объем понятия – это множество тех предметов, на которые распространяется данное понятие.

Содержание понятия позволяет определить, какие предметы подпадают под данное понятие, а какие – нет. То есть содержание понятия
определяет его объем. Взаимосвязь содержания и объема понятия выражена в логическом законе обратного отношения

29. Определение. Виды определений. Правила составления определений.

Определение – это логическая операция, раскрывающая содержание понятия. Определить понятие – значит указать, что оно означает, выявить признаки, входящие в его содержание. Важная задача определения – отграничить определяемый предмет от всех иных.

Явное определение имеет форму равенства двух понятий –
определяемого и определяющего (то есть неизвестное понятие
определяется через известное). Явное определение описывается
формулой:
А есть В и С,
где: А – определяемое понятие,
В – род (понятие, более общее по отношению к А),
С – видовое отличие (признаки, которые выделяют предметы А
среди всех предметов В),
вместе «В и С» – определяющее понятие.

Неявное определение – это определение, не имеющее формы
равенства двух понятий (определяемого и определяющего).

30. Классификация. Требования к классификациям.

Классификация – это многоступенчатое, разветвленное деление.

Деление – это логическая операция по распределению на
группы тех предметов, которые мыслятся в исходном (делимом)
понятии. Получаемые в результате деления группы называют членами деления. Признак, по которому производится деление, называют основанием деления.

31. Анализ и синтез. Понятие, характеристика, примеры применения в экономических научных исследованиях

Анализ представляет собой процедуру мысленного (а в экспериментальных исследованиях часто и реального) расчленения объектов, их свойств и отношений на составные части (признаки, свойства, отношения).

Синтез представляет собой процедуру исследования явления
на основе объединения взаимосвязанных элементов в единое целое.

Эмпирический (прямой) вид анализа-синтеза предполагает поверхностное исследование объекта, выделение отдельных его частей,
фиксацию его свойств, простейшие измерения. Данный вид анализасинтеза недостаточен для проникновения в сущность явления.

Элементарно-теоретический (возвратный) вид анализасинтеза предполагает осуществление операций анализа и синтеза на
основе некоторых теоретических соображений (предположений о причинно-следственной связи явлений, о наличии законов и закономерностей в поведении объектов).

Структурно-генетический вид анализа-синтеза предполагает
вычленение в сложном объекте таких ключевых элементов, которые
имеют решающее влияние на все другие стороны объекта. Данный вид анализа-синтеза позволяет наиболее глубоко проникнуть в сущность объекта

Различные виды анализа в научном исследовании
Исследование процесса создания дохода на предприятии предполагает применение следующих видов анализа:
- эмпирический анализ: доходы предприятия подразделяются по
цехам;
- элементарно-теоретический анализ: в результатах деятельности
предприятия выделяются затраты и выпуск (так как доход формируется
в виде разности выручки и затрат);

- структурно-генетический анализ: в результатах деятельности
предприятия выделяются налоги, оплата труда и прибыль, а в прибыли
– ресурсы на развитие, как основа будущих доходов предприятия.

32. Дедукция и индукция. Понятие, характеристика, примеры применения в экономических научных исследованиях

Дедукция – это умозаключение, при котором осуществляется логический переход от исходных достоверных утверждений к новому достоверному утверждению. Типичная дедукция – умозаключение от общего знания к частному.

Дедукция позволяет новое знание об объекте выводить на
основании знания класса, к которому принадлежит исследуемый объект,
и общих свойств, характерных для объектов данного класса.

Индукция – это логический переход от достоверных утверждений к вероятным. Типичная индукция – это умозаключение от
частного знания к общему, когда на основании знания о части объектов класса делается вывод обо всех объектах класса, о классе в целом..

Полной индукцией называется умозаключение, в котором
общий вывод о классе предметов делается на основании изучения
всех предметов этого класса. Полная индукция дает достоверный
вывод.

Неполная индукция – это вид индуктивного умозаключения, в
котором общий вывод о признаках всего класса предметов делается в
результате исследования лишь части предметов данного класса.

Простая (популярная) индукция - это умозаключение, в котором общий вывод о классе предметов делается на основании случайного отбора частных фактов.
Научной индукцией называется умозаключение, в котором
обобщение строится путем отбора необходимых и исключения случайных обстоятельств. То есть имеет место научно обоснованный отбор фактов, изучение методически отобранных наиболее типичных явлений

Научная индукция в производстве
Пусть на предприятии поставлена задача исследовать качественную однородность стали одной и той же плавки. Образцы для анализов
можно подбирать разными способами. Можно взять образцы из одного
ковша и по результатам общности свойств нескольких порций судить об однородности всей плавки. При таком подходе имеет место популярная индукция. Однако существует и другой способ, требующий выработки некоторой методической системы отбора образцов для исследования с учетом временной последовательности выхода плавки из мартена. При таком способе возможность случайного обобщения обычно устраняется. Здесь мы видим пример научной индукции

33. Аналогия. Приведите пример умозаключения по аналогии. Какие процедуры позволяют повысить вероятность истинности вывода по аналогии.

Аналогия – это индуктивное (то есть вероятностное) умозаключение, в результате которого достигается знание об исследуемом предмете на основании его сходства с другими предметами.
Аналогия предполагает перенос признака, присущего одному предмету, на другой предмет, подобный первому.

Примером аналогии в экономической практике является применение на украинских предприятиях опыта зарубежных компаний. Широко
известным примером аналогии в естественных науках является аналогия между падением яблока и падением малых небесных тел, которая
натолкнула Исаака Ньютона на открытие закона всемирного тяготения.

Повысить вероятность истинности вывода по аналогии позволяют
следующие действия исследователя:

- тщательное выявление сходных признаков сравниваемых предметов (чем больше сходных признаков и чем они существеннее, тем
больше оснований предполагать, что вывод по аналогии истинен);
- выявление различий сравниваемых предметов (чем меньше таких
признаков, тем ближе к истине вывод по аналогии);

- выяснение существенности сходных и различных признаков;
- исследование взаимозависимости сходных признаков и их связи с
тем признаком, который переносится на исследуемый предмет.

34. Абстрагирование и обобщение.

Абстрагирование – это познавательный прием, заключающийся в мысленном отвлечении от свойств (сторон, отношений)
объекта, которые являются несущественными в рамках текущего
исследования, и выделении тех его сторон, которые соответствуют
цели и содержанию исследования.

Обобщение – прием мышления, в результате которого выявляются общие свойства и признаки предметов.

Примером обобщения и абстрагирования может служить процесс
образования экономических понятий. Так, например, понятие «малое
предприятие» было сформировано путем выделения специфических
признаков малых предприятий (численность работников не превышает 50
человек, а объем годового дохода не превышает 500 000 евро) и абстрагирования от их индивидуальных черт.

35. Различие между теоретическими и эмпирическими исследованиями.

Эмпирическое исследование – это фактологическое исследование, которое направлено, преимущественно, на выявление связей
в исследуемом объекте и опирается на данные наблюдений и экспериментов.

Теоретическое исследование – это исследование, направленное на объяснение сущности связей в исследуемых объектах, на
вскрытие внутреннего механизма явлений. Конечной целью теоретического исследования является разработка концепций и теорий.

Они различаются как по характеру предмета исследования,
так и по применяемым методам.

Эмпирическое исследование в своей основе направлено на изучение явлений и (эмпирических) зависимостей между ними. Здесь более глубокие, сущностные связи не выделяются еще в чистом виде: они представлены в связях между явлениями, регистрируемыми в эмпирическом акте познания.

На уровне же теоретическом имеет место выделение сущностных связей, которые определяют основные черты и тенденции развития предмета. Сущность изучаемого объекта мы представляем себе как взаимодействие некоторой совокупности открытых и сформулированных нами законов. Назначение теории в том и состоит, чтобы, расчленив сначала эту совокупность законов и изучив их по отдельности, затем воссоздать посредством синтеза их взаимодействие и раскрыть тем самым (предполагаемую) сущность изучаемого предмета.

36. Методы теоретического исследования. Понятие, характеристика, примеры применения в экономических научных исследованиях.

К общенаучным методам теоретического исследования относят
методы построения научных теорий (аксиоматический и гипотетико-дедуктивный методы), а также формализацию, идеализацию, мысленный эксперимент и метод восхождения от абстрактного к конкретному

Теоретическое исследование – это исследование, направленное на объяснение сущности связей в исследуемых объектах, на вскрытие внутреннего механизма явлений.
Формализация – это отображение объектов предметной области в формализованном языке в виде стойких точных понятий и утверждений, символов и формул. При этом дальнейшее исследование ведется «формально», то есть путем преобразования одних формул (утверждений, символов) в другие.
Идеализация – это мысленное конструирование идеализированных объектов, не существующих в действительности или практически неосуществимых (экономика – экономический человек, полная рациональность в принятии решений).
Мысленный эксперимент – это один из важнейших познавательных приемов теоретического мышления, суть которого заключается в том, что с помощью одного лишь воображения объект исследования рассматривается в «чистом виде», независимо от конкретной формы его взаимодействия с окружающей средой.
Метод восхождения от абстрактного к конкретному – это метод теоретического исследования, заключающийся в том, что после перехода от конкретного объекта к его абстрактному описанию и исследования полученной абстракции, осуществляется обратный переход от абстрактного к конкретному, когда объект воспроизводится в своей целостности и многогранности – но уже в мышлении.
Метод восхождения от абстрактного к конкретному применяется при построении научных теорий.
Гипотетико-дедуктивный метод состоит в выдвижении некоторых гипотез и дальнейшей проверке этих гипотез путем вывода из них следствий и сопоставления этих следствий с фактами. В гипотетико-дедуктивном методе в качестве посылки выступают гипотезы, а следствия из гипотез выводятся методом дедукции.
Аксиоматический метод — это метод теоретического исследования, основанный на том, что ряд очевидных положений (аксиом) принимается без доказательства. При этом аксиомы выступают посылками умозаключений, а следствия из них формируются чисто логическим путем на основе принципа дедукции. Широкое распространение аксиоматический метод получил в математике.
Аксиома – это положение, не требующие доказательства истинности
При содержательно-аксиоматическом построении теории в качестве аксиом выступают интуитивно очевидные положения.
При формальном построении аксиоматической системы аксиомы вводятся формально, к ним не предъявляется требование интуитивной очевидности, они рассматриваются как своеобразные определения исходных понятий (терминов) создаваемой системы.
Особенностью формализованного построения аксиоматической системы является использование математической логики как средства, обеспечивающего строгие правила вывода следствий из доказанных утверждений.

Примером формальной аксиоматической системы является геометрия Н. И. Лобачевского. Данная геометрическая теория основывается на тех же аксиомах, что и геометрия Евклида, за исключением аксиомы о параллельных прямых. Евклидова аксиома о параллельных прямых (в плоскости через точку, не лежащую на данной прямой, можно
провести одну, и только одну, прямую, параллельную данной) заменена в геометрии Лобачевского следующей формальной аксиомой: в плоскости через точку, не лежащую на данной прямой, можно провести более
одной прямой, не пересекающей данную. Следствием этого изменения
стало то, что в геометрии Лобачевского многие теоремы отличаются от
соответствующих теорем евклидовой геометрии: например, сумма углов
треугольника меньше 180 градусов. Однако при этом геометрия Лобачевского является внутренне непротиворечивой системой и логически
равноправна с евклидовой геометрией.

37. Методы эмпирического исследования. Понятие, характеристика, примеры применения в экономических научных исследованиях.

Эмпирическое исследование – это фактологическое исследование, которое направлено, преимущественно, на выявление связей в исследуемом объекте и опирается на данные наблюдений и экспериментов.
Наблюдение – это систематическое целенаправленное восприятие явлений объективной действительности, в ходе которого исследователь получает знание о внешних сторонах, свойствах и отношениях изучаемых объектов
Сравнение – это процесс установления сходства и различия предметов и явлений действительности
Измерение – это процедура количественного сравнения объектов; это процесс приписывания объектам чисел таким образом, чтобы в отношениях чисел отображались отношения между измеряемыми объектами.
Существуют 4 способа (шкалы) измерения:
- номинальная шкала,
- порядковая шкала (шкала рангов)
- шкала интервалов,
- шкала отношений.
Номинальная шкала (номинативная, классификационная, шкала наименований) – это простейшая, качественная шкала, которая применяется для описания принадлежности объектов к определенным классам.
Порядковая (ранговая) шкала – это шкала, которая применяется для измерения упорядоченности объектов по одному или совокупности признаков. Шкала рангов устанавливает порядок в степени выраженности признака – от объекта с наиболее выраженным свойством до объекта с наименее выраженным свойством (или наоборот). Порядок, как правило, нумеруется числами натурального ряда.
Шкала интервалов применяется для отображения количественного различия между свойствами объектов. Данная шкала основывается на предположении о том, что разница в проявлении признака у двух объектов соответствует разности двух чисел, приписанных данным объектам. Шкала интервалов позволяет говорить о том, «на какую величину» свойство одного объекта превосходит свойство другого объекта.
Шкала отношений применяется для отображения количественного различия между свойствами объектов в случае наличии объективного нуля. В данной шкале числа отражают отношения свойств объектов. Шкала отношений основывается на предположении о том, что отношение (деление) степеней проявления признака у двух объектов соответствует отношению (делению) двух чисел, приписанных данным объектам. Шкала отношений позволяет говорить о том, «во сколько раз» свойство одного объекта превосходит свойство другого объекта.

 

38. Требования предъявляются к организации наблюдения за исследуемыми объектами. Метрические и неметрические шкалы измерений.

- неметрические шкалы: шкалы наименований (классификации) и шкалы порядка;

- метрические шкалы: шкалы интервалов, шкалы отношений

Существуют 4 способа (шкалы) измерения:
- номинальная шкала,
- порядковая шкала (шкала рангов)
- шкала интервалов,
- шкала отношений.
Номинальная шкала (номинативная, классификационная, шкала наименований) – это простейшая, качественная шкала, которая применяется для описания принадлежности объектов к определенным классам.
Порядковая (ранговая) шкала – это шкала, которая применяется для измерения упорядоченности объектов по одному или совокупности признаков. Шкала рангов устанавливает порядок в степени выраженности признака – от объекта с наиболее выраженным свойством до объекта с наименее выраженным свойством (или наоборот). Порядок, как правило, нумеруется числами натурального ряда.
Шкала интервалов применяется для отображения количественного различия между свойствами объектов. Данная шкала основывается на предположении о том, что разница в проявлении признака у двух объектов соответствует разности двух чисел, приписанных данным объектам. Шкала интервалов позволяет говорить о том, «на какую величину» свойство одного объекта превосходит свойство другого объекта.
Шкала отношений применяется для отображения количественного различия между свойствами объектов в случае наличии объективного нуля. В данной шкале числа отражают отношения свойств объектов. Шкала отношений основывается на предположении о том, что отношение (деление) степеней проявления признака у двух объектов соответствует отношению (делению) двух чисел, приписанных данным объектам. Шкала отношений позволяет говорить о том, «во сколько раз» свойство одного объекта превосходит свойство другого объекта.

39. Виды экспериментов. Основные этапы организации эксперимента.

Эксперимент – это метод изучения объекта путем активного и целенаправленного воздействия на него при помощи создания искусственных условий, необходимых для выявления соответствующих свойств объекта.
Искусственный эксперимент – это эксперимент, в котором объект исследования изолируется от обычных условий до некоторой требуемой степени. Искусственные эксперименты характерны для естественных наук.
Естественный эксперимент – это эксперимент, в котором объект исследования не изолируется от обычных условий, они только дополняются факторами, необходимых для выявления исследуемых свойств объекта. Естественные эксперименты применяются при изучении социальных явлений.
Социальный эксперимент – это организация в небольших масштабах новых форм общественной деятельности с целью их научного изучения.
Этапы организации эксперимента:
1. Разработка плана-программы эксперимента
2. Математическое планирование эксперимента
3. Проведение эксперимента
4. Обработка и анализ экспериментальных данных

40. Для решения каких задач применяются методы математической статистики? Суть корреляционного анализа. Как рассчитывается коэффициент парной корреляции?

Математическая статистика – наука, изучающая методы раскрытия закономерностей, свойственных большим совокупностям однородных объектов, на основании их выборочного обследования.
Методы математической статистики – методы, предназначенные для исследования стохастических (вероятностных) зависимостей.
Корреляционный анализ – это совокупность методов математической статистики, предназначенных для установления факта наличия или отсутствия связей между двумя или несколькими количественными показателями (переменными, признаками) без описания вида этих связей. Положительный знак коэффициента парной корреляции означает, что с увеличением значений одной исследуемой переменной увеличиваются и значения другой, отрицательный – чт

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...