Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 8. Класс и роды судебной инженерно-технической экспертизы. 




             

Судебная инженерно-техническая экспертиза проводится с целью определения обстоятельств происшествия, причин и условий совершения (не совершения) противоправных действий.

В класс инженерно-технической экспертизы входят: рода экспертиз:

- инженерно-технологическая;

- пожарно-техническая;

- автотехническая (дорожно-транспортная);

- строительно-техническая;

- компьютерно-техническая.;

Каждая из данных судебных экспертиз имеет свой предмет и объекты исследования.

Судебно-экспертная практика определила круг вопросов, на которые могут ответить эксперты по конкретной судебной экспертизе.

Судебная инженерно-технологическая экспертиза осуществляется для установления причин аварии при работе машини оборудования, а также при нарушениях правил техники безопасности и др. Объектами экспертизы являются: сырье, материалы, приборы, механизмы, аппараты, технологические линии, документы, фотоснимки, чертежи и т. д., отражающие обстоятельства про­мышленного и сельскохозяйственного производства, а также специфику происшествия. По уголовным делам инженерно-тех­нологические экспертизы проводятся в связи с авариями на производстве, по гражданским - назначаются при рассмотрении споров, связанных с возмещением ущерба при нарушениях правил техники безопасности и охраны труда и нарушения технологии выпуска продукции

Инженерно-технологическая экспертиза решает следующие вопросы:

- каково состояние оборудования, прибора, механизма;

- исправно ли данное оборудование, прибор, механизм;

- каковы причины дефектов и неисправностей;

- имеются ли отступления от технологического процесса и в чем выразились эти отступления (брак, отклонения от требований ГОСТа и др. );

- соответствуют ли сырье и материалы предусмотренной технологии;

- допущены ли нарушения правил техники безопасности и охраны труда и в чем это выражается;

- каков механизм несчастного случая или аварии;

- имеется ли причинно-следственная связь между нарушениями технологии и аварийным режимом работы;

- имелась ли техническая возможность предотвратить аварию, несчастный случай

- не нарушался ли технологический процесс на данном производстве;

- в чем выражались отступления от технологий; как это сказалось на качестве товаров;

- допускалось ли при производстве работ отклонения от требований технологических регламентов;

- какова технология изготовления данного изделия;

- не связан ли брак с нарушениями в технологическом процессе;

- соответствует ли правилам технически безопасности данное оборудование, прибор, механизм или приспособление, их размещение, производственное помещение в целом;

- соответствовал ли требованиям безопасности данный способ хранения и использования сырья и материалов;

- соответствует ли квалификация работников характеру выполняемых ими работ;

- имеют ли работники право выполнять данную работу (допущены ли они);

- имеется ли утвержденная инструкция по технике безопасности для осуществления работ и содержатся ли в ней все необходимые сведения;

- каков механизм несчастного случая или аварии?;

- имеется ли причинно-следственная связь между несоблюдением правил техники безопасности и возникновением аварии и др. [173]

Судебная пожарно-техническая экспертиза (ПТЭ) наиболее часто назначается при расследовании поджогов и преступных нарушений противопожарных правил.

Объектами ее выступают: место пожара, обгоревшие и обуглившиеся конструктивные элементы и части зданий; остатки частично или полностью сгоревших предметов; вещества и материалы, механизмы и оборудование или их узлы и детали; документальные данные, содержащиеся в протоколе осмотра места пожара, в прилагаемых к нему схемах и иллюстрациях; сведения из технической документации и актов комиссий проверки состояния оборудования объектов и др.

Предмет ПТЭ определяется как комплекс выявляемых экспертизой обстоятельств возникновения пожара, выявление механизма его возникновения и развития. Особое внимание уделяется установлению непосредственной технической причины пожара, связи между нарушением правил пожарной безопасности и наступлением от пожара тяжких последствий.

Производство ПТЭ возможно лишь при исследовании исходных данных - обстоятельств дела (протокола осмотра места пожара, схемы к нему); протоколов допросов свидетелей; проверки показаний на месте, заключений других экспертов и т. д.

С помощью пожарно-технической экспертизы разрешается широкий круг вопросов:

- где находится очаг пожара;

- какова непосредственная причина возникновения пожара;

- какие нарушения правил противопожарной безопасности имели место на объекте и могли ли они быть причиной возникновения и распространения пожара;

- могли ли имевшиеся на объекте материалы самовоспламениться;

- каковы специфика горения во время пожара и особенности горючести отдельных материалов и веществ;

- какие нарушения технологического процесса, а также хранения и транспортировки огнеопасных материалов были допущены и могли ли они явиться причиной пожара;

- в каком техническом состоянии находились отопительная, газовая и вентиляционная системы, явились ли имевшиеся в них дефекты причиной пожара;

- каково состояние противопожарных средств и разработки профилактических рекомендаций на данном объекте;

- какова причинная связь между наступившими последствиями и несоблюдением технических требований правил пожарной безопасности;

- имеются ли факты, свидетельствующие о поджоге;

- какие орудия и способы использовались для совершения поджога и др.

- является ли данная часть помещения, установки, конструкции местом возникновения пожара;

- каким образом распространялось горение (по горизонтали, наклонной, сверху вниз и т. д. );

- что начало гореть раньше;

- какова температура воспламенения или самовозгорания определенного вещества;

- могло ли произойти самовозгорание определенного вещества и материалов, в условиях, которые предшествовали возникновению пожара;

- каково время, за которое возможно разрушение конструкций, устройств, материала в условиях конкретного пожара;

- какова продолжительность тления материалов;

- какова продолжительность выгорания, прогорания, переугливания данных конструкций, предметов;

- образуются ли искры в результате механического воздействия (удара, трения) определенных предметов;

- могло ли искрообразование послужить причиной возникновения пожара;

- соответствовали ли действия определенного лица в данной обстановке техническим требованиям, изложенным в соответствующем акте;

При назначении пожарно-технической экспертизы большую помощь следователю при выборе вопросов, выносимых на решение эксперта, оказывают специалисты.

Наиболее распространенным видом ПТЭ является судебная электротехническая экспертиза.

Электротехническая экспертиза проводится по делам о преступном нарушении правил пожарной безопасности. Поэтому часто по таким делам проводится комплексная пожарно-техническая и электротехническая экспертиза.

Электротехническая экспертиза позволяет исследовать аварийные режимы работы электроустановок, выявить их причины, установить, правильно ли выбраны средства электрозащиты.

Объектами электротехнической экспертизы являются электрооборудование, электроприборы, их части, фрагменты электропроводов и кабелей, устройства электрозащиты (например, автоматические выключатели), электрокоммутирующие устройства и пр.

На разрешение электротехнической экспертизы могут быть поставлены следующие вопросы:

- каков механизм возникновения и развития аварийного режима работы электроустановки;

- каковы технические характеристики исследуемых элементов электроустановки, электроприбора;

- находилась ли электроустановка, электроприбор в исправном состоянии, если нет, то каковы причины неисправностей;

- соответствует ли электропроводка на объекте требованиям правил устройства электроустановок (ПУЭ)

- каковы характеристики электропроводки, изоляционного покрытия;

- соответствует ли характеристика устройства электрозащиты требованиям ПУЭ;

- каковы характеристики устройства электрозащиты;

не работали ли отдельные участки электросети в режиме токовой перегрузки;

- имеются ли следы изменений, переделок в узлах и деталях устройства электрозащиты;

- в каком состоянии находились на объекте устройства заземления и молниезащиты;

- имеются ли на представленных вещественных доказательствах признаки аварийных явлений;

- является ли плавкая вставка стандартной или нестандартной (самодельной), какова ее защитная характеристика и др.;

- имело ли место короткое замыкание (КЗ) на объекте;

- явилось ли причиной загорания (первичное КЗ);

- явилось ли причиной пожара перезагрузка, большое переходное сопротивление в электросети;

- каков механизм возникновения и развития аварийного режима в электропроводке (электроустановке);

- имело ли место срабатывания электрозащитного устройства при аварийном режиме в электроустановке;

- каковы характеристики электрозащитного устройства, и соответствует ли они стандартным;

- имеются ли следы переделки или перенастройки в электрозащитном устройстве;

- если имело место переделки или перенастройки, то каково влияние на его характеристики. [174]

В литературе имеются высказывания о существовании пожарно-тактической экспертизы. [175] Основная задача, которой установить тактику нарушения пожара и ее связи с его развитием и наступлением последствий.

Думаем, что пожарно-тактические вопросы должны решаться при назначении и производстве судебной пожарно-технической экспертизы. С этой целью необходимо приглашать для участия в экспертизе специалистов в области пожарного дела и пожарной тактики. Пожарно-техническую экспертизу целесообразно проводить в экспертных учреждениях системы Минюста России.

Судебная автотехническая экспертиза дорожно-транспортного происшествия (ДТП) проводится с целью установления технического состояния транспортных средств и исправности отдельных их частей, механизмов и узлов; дорог и их обустройства, дорожных знаков и их разметок, механизма ДТП, психофизиологического состояния водителя и участников дорожно-транспортного происшествия, технических возможностей предотвращения происшествия. Это обусловливает подразделение данных экспертиз на три основных вида; экспертиза состояния транспортных средств; экспертиза технического состояния дороги, дорожных обустройств и внешних условий на участке ДТП; экспертиза механизма дорожно-транспортного происшествия.

Объектами автотехнической экспертизы выступают место ДТП, транспортные средства (автомобили, мотоциклы, мотороллеры, велосипеды, мопеды, автобусы, троллейбусы, трамваи, тракторы, иные самоходные механизмы) и их части, фактические сведения (данные, зафиксированные в протоколах осмотра места происшествия, допросов, следственного эксперимента, изображения на фотоснимках, схемах и планах места происшествия).

В постановлении о назначении экспертизы необходимо указать, что эксперт может использовать материалы дела, относящиеся к предмету экспертизы. Такой подход исключает возложение на эксперта не свойственных ему функций – оценки добытых следствием доказательств по материалам дела. Целесообразно при назначении автотехнической экспертизы проконсультироваться у специалистов о достаточности собранных материалов, о возможностях экспертизы в конкретной следственной ситуации, о формулировке вопросов.

Вопросы, разрешаемые автотехнической экспертизой технического состояния транспортных средств, следующие:

- каково техническое состояние транспортного средства, отдельных его механизмов и возможно ли самопроизвольное изменение режима его работы;

- соответствует ли техническое состояние транспортного средства техническим нормам и иным требованиям безопасности движения и эксплуатации транспорта;

- исправно ли данное транспортное средство;

- в чем заключается неисправность, и когда она возникла (до, в момент, после ДТП)

- какое значение в данных условиях могла иметь неисправность тормозов и рулевого управления;

- какие обстоятельства, связанные с техническим состоянием транспортного средства и дорожной обстановкой, способствовали происшествию;

- могло ли техническое состояние автотранспортного средства предотвратить ДТП;

- была ли у водителя, лиц, ответственных за выпуск автомобиля в рейс, возможность установить наличие неисправности автотранспортного средства, повлекшей ДТП;

- какие повреждения имеются на транспортном средстве;

- когда образовались повреждения – до происшествия или после;

- каков размер материального ущерба, причиненного автомобилю в результате происшествия;

- какой ремонт должен быть произведен для восстановления поврежденного транспортного средства;

- имеется ли причинная связь между указанными неисправностями и ДТП.

Автотехническая экспертиза ДТП устанавливает такие моменты:

- какова динамика дорожно-транспортного происшествия;

- с какой скоростью двигалось транспортное средство перед происшествием;

- каковы тормозной и полный остановочный пути при данной скорости, данном состоянии и профиле дорожного покрытия;

- за какое время это транспортное средство могло преодолеть данный отрезок пути;

- возможно ли при данных скорости движения, состоянии проезжей части дороги и расстояния до препятствия остановить транспортное средство с помощью торможения;

- где находилось место столкновения транспортных средств (место наезда на пешехода, место, где транспортные средства вошли в соприкосновение);

- каковы причины заноса и опрокидывания транспортного средства;

- имел ли водитель техническую возможность предотвратить происшествие;

- каково было взаимное расположение транспортных средств по отношению друг к другу (к преграде, к пешеходу) в момент удара и другие моменты ДТП.

Вопросы, разрешаемые автотехнической экспертизой технического состояния дороги, дорожных обустройств и внешних условий на участке ДТП, таковы:

- каково состояние дорожного покрытия проезжей части, обочин, территорий за пределами дороги;

- имелись ли на месте ДТП уклоны дороги в продольном и поперечном направлениях;

- могли ли способствовать ДТП отсутствие дорожных знаков, их неправильное расположение, другие обустройства дороги;

- имелась ли техническая возможность предотвратить ДТП с учетом состояния дороги;

- каковы условия видимости и обзора с места водителя с учетом данных о дорожной обстановке.

Комплексная автотехническая и трасологическая экспертиза помогают определить вид, марку машины, взаимное расположение автомашин в момент столкновения и др. Ряд вопросов автотехнической экспертизы решаются с участием металловедов, физиков, химиков и других специалистов. Автотехническая и товароведческая экспертиза определяют размер материального ущерба, причиненного автомобилю в результате происшествия.

Наиболее распространенной здесь является комплексная автотехническая, медицинская и психологическая экспертиза, позволяющая определить психофизиологическое состояние водителя и других участников ДТП.

Основными ее вопросами являются:

- каково время реакции водителя на возникновение помехи в данной ситуации;

- находился ли водитель и другие участники ДТП в конфликтном психическом состоянии (стресс, фрустрация и др. );

- как могло повлиять на выполнение профессиональных функций данное состояние;

- соответствуют ли психофизиологические возможности обследуемого лица (водителя) требованиям безопасности выполнения профессиональных функций;

- мог ли водитель правильно воспринять создавшуюся непосредственно перед ДТП дорожную ситуацию и своевременно и правильно ее оценить;

- позволяло ли физическое и психическое состояние водителя предотвратить ДТП.

Судебная строительно-техническая экспертиза назначается как по уголовным, так и по гражданским делам. Во втором случае она обычно проводится при разрешении споров по вопросам найма жилого помещения, строительного подряда, раздела домовладений, правомерности их строительства и т. д.

Основными объектами строительно-технической экспертизы выступают:

   - здания, сооружения и их части (строительные объекты);

- строительное оборудование и материалы; строительно-техническая документация (строительно-монтажных и ремонтно-строительных работ); исполнительная техническая документация (журналы работ, авторского надзора и др. ); участки территории, где расположены строительные объекты; архитектурно-планировочные здания на разработку проектной документации; акты и решения об отводе земельных участков под строительство; акты контрольных обмеров, приемки и обследования работ, строительных материалов и изделий, акты обследования несчастных случаев и технических причин аварий при строительно-монтажных и ремонтных работах; документы бюро технической инвентаризации (БТИ), договоры на производство строительно-монтажных и ремонтно-строительных работ; документы, подтверждающие право собственности на домовладение (договор купли-продажи, дарения, решение суда и пр. ); материально-техническая отчетность о выполненных работах, списании строительных материалов; сведения о сырье, обрабатываемом при производстве строительных работ (цементе, кирпиче и т. д. ); акты приемочных испытаний, технических осмотров и оборудования и др.

Строительно-техническая экспертиза включает такие вопросы:

- обоснованна ли проектно-сметная документация, соответствует ли она действующим строительным нормам и правилам (СНиП);

- оформлена ли исполнительно-техническая документация в соответствии с действующим СНиП;

- соответствуют ли требованиям СНиП проект производства строительно-монтажных и ремонтных работ;

- осуществлялся ли технический и авторский надзор за строительством в соответствии с действующими положениями и СНиП;

- каков фактический объем выполненных строительно-монтажных и ремонтных работ;

- соответствует ли действующим СНиП качество примененных строительных материалов и изделий, качество отдельных частей зданий и сооружений;

- является ли обоснованным финансирование строительства;

- соответствует ли фактический расход стройматериалов тому количеству, что затребовало производство;

- какие отступления от расценок и норм рабочего времени были допущены;

- обоснованно ли финансирование строительства;

- если выявлено излишнее финансирование, то каковы его размеры;

- нарушены ли сроки строительства, если да, то каковы причины, вызвавшие их нарушение;

- каков механизм разрушения здания, сооружения, конструкции;

- какие правила безопасности были нарушены;

- имеются ли отклонения от СНиП при ведении строительно-монтажных, ремонтно-строительных и других работ;

- соответствовал ли проект требованиям безопасности в строительстве;

имеется ли причинно-следственная связь между отклонениями от СНиП и наступившими последствиями. [176]

Строительно-техническая экспертиза часто проводится совместно с пожарно-технической, взрывотехнической, технологической, бухгалтерской и т. д.

Судебная компьютерно-техническая экспертиза проводится с целью изучения конструктивных особенностей и состояния компьютера, периферийных устройств, магнитных носителей, информации, хранящейся в компьютере и на магнитных носителях.

Важнейшими объектами экспертизы являются: компьютеры в сборе, их системные блоки; периферийные устройства компьютеров и вычислительных сетей; магнитные носители информации; файловые распечатки программ и текстов; электронные, записные книжки, пейджеры, иные электронные носители текстовой или цифровой информации, техническая документация компьютера и его системных блоков.

Перед экспертами могут быть поставлены следующие вопросы:

- какова модель представленного на экспертизу компьютера;

- где и когда изготовлены и собраны данный компьютер и его комплектующие;

- осуществлялась ли сборка компьютера в заводских условиях или кустарно;

- исправны ли компьютер и его комплектующие;

- какие дефекты содержат магнитные носители;

- не внесены ли в конструкцию компьютера изменения;

- каковы механические характеристики иных электронных средств приема, накопления и выдачи информации.

Вопросы, касающиеся программного обеспечения, таковы:

- каково содержание информации, хранящейся на магнитных носителях;

- не подвергались ли программы содержательным изменениям, не вносились ли в них какие-либо коррективы;

- не предпринимались ли попытки подбора паролей, взлома защитных средств;

- каково содержание восстановительных файлов;

- имеются ли сбои в функционировании компьютера, работе отдельных программ;

- являются ли сбои в работе компьютера результатом влияния вируса;

- возможно, ли восстановить в полном объеме функционирование данной программы (текстового файла), поврежденной вирусом;

- не написана ли данная компьютерная программа определенным лицом;

- какова профессиональная подготовка конкретного лица в области программирования и работы с компьютерной техникой.

Все инженерно-технические экспертизы взаимосвязаны и взаимообусловлены. В связи с этим целесообразно назначать и проводить комплексные судебно-экспертные исследования.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...