Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии
Стр 1 из 192Следующая ⇒
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ
ОБЩЕРОССИЙСКИЙ КЛАССИФИКАТОР ЗАНЯТИЙ
Russian Classification of Occupations
ОК 010-2014 (МСКЗ-08) (в ред. Изменения 1/2021 ОКЗ, утв. Приказом Росстандарта от 18. 02. 2021 N 83-ст)
Дата введения - 2015-07-01
Предисловие Основанием для разработки Общероссийского классификатора занятий являются: План мероприятий по формированию методологии систематизации и кодирования информации, а также совершенствованию и актуализации общероссийских классификаторов, реестров и информационных ресурсов, утвержденный Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации А. В. Дворковичем 31 июля 2014 г. N 4970п-П10, и постановление Правительства Российской Федерации от 10 ноября 2003 г. N 677 " Об общероссийских классификаторах технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области".
Сведения об общероссийском классификаторе 1. РАЗРАБОТАН Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации ПРЕДСТАВЛЕН Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации 2. ВНЕСЕН Управлением развития, информационного обеспечения и аккредитации Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии 3. ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 12. 12. 2014 N 2020-ст 4. ВЗАМЕН Общероссийского классификатора занятий (ОКЗ) ОК 010-93
Введение Общероссийский классификатор занятий (ОКЗ) входит в состав Национальной системы стандартизации Российской Федерации. Общероссийский классификатор гармонизирован с Международной стандартной классификацией занятий 2008 (МСКЗ-08) - International Standard Classification of Occupations 2008 (ISCO-08) путем внесения уточнений, отражающих специфику российской экономики, не нарушающих коды и границы понятий этого международного стандарта.
Общероссийский классификатор предназначен для проведения статистических обследований распределения населения по видам занятий, организации статистического учета в целях осуществления эффективной политики занятости, выполнения аналитических исследований и сопоставлений, в том числе международных. Общероссийский классификатор используется при решении следующих задач: - проведение переписей населения; - оценка состояния и динамика изменений структуры занятости населения; - анализ и прогноз показателей в сфере занятости и профессионального образования; - регулирование спроса и предложения рабочей силы на рынке труда. Объектами классификации в ОКЗ являются занятия. Под занятием понимается вид трудовой деятельности, осуществляемой на рабочем месте с относительно устойчивым составом трудовых функций (работ, обязанностей), приносящий заработок или доход. Любое лицо может быть связано с определенным занятием посредством основной работы, выполняемой в настоящее время, второй работы, будущей работы или ранее выполнявшейся работы. К занятиям относится любой вид трудовой деятельности как требующей, так и не требующей специальной подготовки. ОКЗ включает перечень классификационных группировок занятий и их описания. В ОКЗ используется иерархический метод классификации и последовательный метод кодирования. Код группировок занятий состоит из одного, двух, трех или четырех цифровых знаков, которые соответственно относятся к основной группе, подгруппе, малой группе и начальной группе. В классификаторе приняты следующие основные группы: 1 Руководители
2 Специалисты высшего уровня квалификации 3 Специалисты среднего уровня квалификации 4 Служащие, занятые подготовкой и оформлением документации, учетом и обслуживанием 5 Работники сферы обслуживания и торговли, охраны граждан и собственности 6 Квалифицированные работники сельского и лесного хозяйства, рыбоводства и рыболовства 7 Квалифицированные рабочие промышленности, строительства, транспорта и рабочие родственных занятий 8 Операторы производственных установок и машин, сборщики и водители 9 Неквалифицированные рабочие 0 Военнослужащие. На четвертом уровне классификационной структуры занятия представлены наиболее детально, на каждом более высоком уровне они объединяются на основе общности принятых признаков классификации. В качестве признаков классификации приняты уровень квалификации и специализация, требуемые для определенного занятия. Уровень квалификации определяется как способность работника выполнять определенные по составу и уровню сложности трудовые функции (задачи, обязанности), который достигается путем освоения необходимого комплекса теоретических знаний и навыков. Специализация отражает специфику (особенности) видов занятий исходя из области требуемых знаний, особенностей технологических или бизнес-процессов, используемых машин и инструментов, обрабатываемых или используемых материалов, видов производимых товаров или услуг, то есть специфику обусловленного этими факторами разделения труда. На каждом последующем уровне сгруппированы виды занятий с учетом более глубокой специализации. В ОКЗ принято четыре уровня квалификации. Первый уровень квалификации соответствует основному общему образованию и среднему общему образованию, второй уровень квалификации - профессиональному обучению; третий - среднему профессиональному образованию; четвертый - высшему образованию и ученой степени. При классификации занятий учитывают, что определенный уровень квалификации может быть достигнут не только путем образования, полученного в организациях высшего и среднего профессионального образования, но достаточно часто его достигают опытом практической работы. Однако для занятий, требующих высокого уровня квалификации, образование, полученное в организациях высшего и среднего профессионального образования, имеет определяющее значение.
Если занятие охватывает широкий круг трудовых функций, то его классификацию осуществляют с использованием принципа приоритетности. Так, в случаях, когда функции работника связаны с различными стадиями процесса производства и распределения товаров и услуг, приоритет отдают производственным функциям, если при этом функции, такие как продажа, транспортное обслуживание или управление производственным процессом и т. п., не доминируют. Если для выполнения трудовых функций необходимы подготовка различного уровня и практический опыт, то занятия классифицируют в соответствии с теми функциями, реализация которых требует более высокого уровня квалификации. В зависимости от уровня укрупнения групп занятий кодирование осуществляют одним, двумя, тремя или четырьмя знаками. Общая схема кодирования в ОКЗ имеет вид: XXXX X,
Пример кодирования занятий группы " Разработчики программного обеспечения", имеющей кодовое обозначение 2512 1:
Пример кодирования занятий группы квалифицированных рабочих в машиностроении и металлообработке, имеющей кодовое обозначение 7222 3;
В ОКЗ принята следующая форма расположения материала:
Наименования классификационных группировок расположены в порядке возрастания кодов. В ОКЗ в ряде малых групп сформирована лишь одна начальная группа, например: 231 - " Профессорско-преподавательский персонал университетов и других организаций высшего образования" 2310 - " Профессорско-преподавательский персонал университетов и других организаций высшего образования" Как видно из примера, в этих случаях начальная группа имеет четырехзначный код, три первых знака которого соответствуют трем знакам малой группы при добавлении нуля на четвертом разряде. При этом наименования этих групп полностью совпадают. В дальнейшем в процессе ведения классификатора число начальных групп в таких малых группах может увеличиваться. Для более точной классификации занятий и однозначного определения содержания группировок в ОКЗ приведены описания групп занятий, включающие характерные работы и обязанности для групп соответствующего уровня обобщения, а для групп с четырехзначным кодом - примеры занятий. Разработка и представление в Госстандарт для принятия проектов изменений к ОКЗ обеспечивается Минтрудом России в порядке, установленном Правилами стандартизации ПР 50. 1. 024-2005 " Основные положения и порядок проведения работ по разработке, ведению и применению общероссийских классификаторов".
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|