3. Методы организации учебно-познавательной деятельности.
Стр 1 из 6Следующая ⇒ Вопросы. Творческое задание. " Я моделирую собственный метод обучения"
1. Метод (в переводе с греческого языка означает буквально путь к чему-либо) обозначает способ деятельности, направленной на достижение определённой цели. В педагогической литературе существуют различные подходы к определению сущности метода обучения: · как способ деятельности учителя и учащегося; · как совокупность действий и приемов работы учителя и учащихся; · как путь, по которому учитель ведет учащихся от незнания к знанию. Педагоги-исследователи, разрабатывающие проблемы методов обучения, предлагали собственное видение сущности метода, акцентируя внимание на определенной его стороне. Приведем ряд определений для самостоятельного анализа: · это способ обучающей работы учителя и организации учебно-познавательной деятельности учащихся по решению различных дидактических задач, направленных на овладение изучаемым материалом (И. Ф. Харламов); · это система регулятивных принципов и правил организации педагогически целесообразного взаимодействия педагога и учащегося, применяемого для решения определенных задач обучения, развития и воспитания (О. С. Гребенюк); · это апробированная и систематически функционирующая структура деятельности учителей и учащихся, сознательно реализуемая с целью осуществления запрограммированных изменений в личности (В. Оконь); · это способ достижения цели обучения, представляющий собой систему последовательных и упорядоченных действий учителя, организующего с помощью определенных средств практическую и познавательную деятельность учащихся по усвоению социального опыта (И. Я. Лернер);
· способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, направленной на решение задач образования (Ю. К. Бабанский). Все вышеупомянутые определения не противоречат, а дополняют друг друга. С понятием «метод» связаны ещё два понятия: «средство» и «приём». Средство – это приспособление, орудие действия. Средствами обучения являются все приспособления и источники, которые помогают учителю учить, а ученику учиться. Приём – это деталь метода, то есть частное понятие по отношению к общему понятию «метод». (Например, рассказ – это метод обучения, сообщение плана рассказа – приём активизации внимания учащихся, способствующий систематизации восприятия. )
2. Поскольку методы обучения имеют множественную характеристику, то их можно классифицировать по нескольким основаниям. Классификация методов обучения – это упорядоченная по определенному признаку система методов. Одна из первых относится к концу 20 г. ХХ в. и связана с именем Б. В. Всесвятского, который описал две категории методов – методы передачи готовых знаний и методы искания (исследования). В истории дидактики сложились различные классификации методов обучения. Рассмотрим сущность наиболее обоснованных из них. Традиционная классификация методов обучения (по источнику передачи информации и характеру её восприятия). Сначала выделялись практические, наглядные, словесные методы (Е. И. Перовский, Е. Я. Голант), затем эта система дополнилась и другими – современными, связанными, например, с техническими средствами обучения (ТСО).
Другая классификация методов построена на основе структуры личности.
Классификация методов обучения в соответствии с решением дидактических задач (М. А. Данилов, Б. П. Есипов). Методы:
Классификация методов по характеру (уровню самостоятельности, активности и творчества) познавательной деятельности учеников (И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин). Эту классификацию еще в 1965 году предложили И. Я. Лернер и М. Н. Скаткин. Они отметили, что многие прежние подходы к систематизации методов обучения основывались на различии их внешних структур или источников. Поскольку же успех обучения в решающей степени зависит от направленности и внутренней активности обучаемых, характера их учебной деятельности, то именно характер деятельности, степень самостоятельности и творчества учащихся и должны служить важным критерием выбора метода. И. Я. Лернер и М. Н. Скаткин предложили выделить пять методов обучения, причем в каждом из последующих степень активности и самостоятельности в деятельности обучаемых нарастает:
При рецептии используются все источники информации (слово, наглядность и т. д), логика изложения может развиваться как индуктивным, так и дедуктивным путём. Управляющая деятельность педагога ограничивается организацией восприятия учащимися знаний. Деятельность обучаемых заключается в восприятии, осмыслении, запоминании сообщаемой информации.
Основное назначение этого метода – формирование умений и навыков использования и применения полученных знаний. Деятельность обучаемых заключается в овладении приемами выполнения действий, отдельных упражнений при решении задач; освоении инструкций, алгоритмов, образцов практических действий.
Главное преимущество этого метода, как и рассмотренного выше объяснительно-иллюстративного метода, экономность. Он обеспечивает возможность передачи значительного объёма знаний, умений за минимально короткое время и с небольшими затратами усилий. Прочность знаний, благодаря возможности их многократного повторения, может быть значительной. Человеческая деятельность может быть репродуктивной, исполнительской или творческой. Репродуктивная деятельность предшествует творческой, поэтому игнорировать её в обучении нельзя, как нельзя и чрезмерно увлекаться ею. Репродуктивный метод должен сочетаться с другими методами.
Метод получил название частично-поискового потому, что учащиеся не всегда могут самостоятельно решить сложную учебную проблему от начала и до конца. Поэтому учебная деятельность развивается по схеме: учитель – учащиеся – учитель – учащиеся и т. д. Часть знаний сообщает учитель, часть – учащиеся добывают самостоятельно отвечая на поставленные вопросы или разрешая проблемные задания, или работая над компьютерными программами. Одной из модификаций данного метода является эвристическая беседа. Деятельность учащихся заключается в активном участии в эвристических беседах, овладении приемами анализа учебного материала с целью постановки проблемы и нахождения путей ее разрешения.
Основное содержание этого метода заключается в обеспечении учителем условий для развития у учащихся мотивации поисково-творческой деятельности, овладения ими методами научного познания, способами творческой деятельности. Деятельность обучаемых заключается в освоении ими приемов самостоятельной постановки проблем, разработки исследовательских заданий, нахождения способов их решения и проверки полученных данных и др.
Исследовательский метод обучения предусматривает творческое усвоение знаний, поэтому его недостатками являются значительные затраты времени и энергии учителей и учащихся. Применение исследовательского метода требует высокого уровня педагогической квалификации. Методы: 1. Первичного усвоения учебного материала, а именно: · информационно - развивающие (устное изложение материала учителем, беседа, работа с книгой); · эвристические или поисковые (эвристическая беседа, дискуссия, лабораторные работы); · исследовательский метод. 2. Закрепления и совершенствования приобретённых знаний, а именно: · упражнения (по образцу); · практические работы. Активно развиваются бинарные и полинарные методы обучения, которые группируются на основе двух или более признаков. 1. Бинарная классификация методов обучения М. И. Махмутова построена на сочетании методов преподавания и методов учения. 1. Полинарная классификация методов обучения, в которой сочетаются источники знаний, уровни познавательной активности и логические пути учебного познания (В. Ф. Паламарчук, В. И. Паламарчук) 2. Классификация методов в сочетании с формами сотрудничества в обучении (нем. дидакт Л. Клингберг)
3. Методы организации учебно-познавательной деятельности. 1. получения новых знаний: рассказ, вербальные объяснение, монологические методы методы школьная лекция, беседа, – диалоговый метод работа с книгой, организация наблюдения: иллюстрация, наглядные демонстрация методы Приемы: а) рассказ: сообщение плана рассказа; вопрос учителя, вопрос учителя, обращенный к учащимся во время рассказа; рассуждения учителя; анализ излагаемых фактов и примеров, сопоставление различных явлений; б) лекция: представление плана лекции; выделение основных мыслей или ведущих идей, понятий; конспектирование; составление схематической модели излагаемого материала; в) работа с книгой: чтение, подготовка пересказа, списывание текста, составление плана текста, подготовка тезисов (краткое изложение основных мыслей), конспектирование, составление опорного (символьного) конспекта текста, библиографии, реферирование, аннотирование и др. 2. Методы выработки учебных умений и накопления опыта учебной деятельности: · упражнения (воспроизводящие и творческие, комментированные, устные, письменные, графические и практические); · лабораторные работы; · практические работы. 3. Методы закрепления и повторения изученного материала: · беседа; · повторение; · упражнения, лабораторные и практические работы. 4. Методы организации взаимодействия учащихся и накопления социального опыта: · освоение элементарных норм общения и ведения беседы, · метод взаимной проверки, · метод взаимных заданий, · метод совместного нахождения оптимального решения, · временная работа в группах, · создание ситуации совместных переживаний, · организация работы учащихся-консультантов, · дискуссия. Методы стимулирования УПД учащихся: 1. Методы эмоционального стимулирования: · создания ситуаций успеха в учении, · поощрения и порицания, · использования игровых форм в обучении, · постановки системы перспектив. 2. Методы развития познавательных интересов: · формирования готовности восприятия учебного материала, · игровые методы и приемы, · стимулирования занимательным содержанием, новизной учебного материала, историческими фактами, · создания ситуаций творческого поиска. 3. Методы формирования у учащихся ответственности и обязательности в учении: · методы формирования у школьников личностной значимости учения, · методы приучения их к выполнению учебных требований, · методы оперативного контроля. 4. Методы развития психических функций, творческих способностей и личностных качеств учащихся: · творческого задания, · постановки проблемы или создание проблемной ситуации, · дискуссия, · различные типы игр.
наблюдение за УПД учащихся, устный опрос, письменный опрос, контрольная работа, проверка домашней работы, тестирование. Каждый метод обучения любой группы имеет свою конкретную сущность, сферу применения, приемы обучающего взаимодействия. Раскроем суть некоторых методов обучения, которые более широко используются в различных классификациях. Рассказ представляет собой монологическую форму устного повествовательно-сообщающего изложения учебного материала педагогом или учащимися. В рассказе акцентируется внимание обучающихся на конкретных фактах, их взаимосвязи, что мобилизует слуховое восприятие и воображение школьника. В процессе рассказа происходит не только усвоение учащимися фактов, но и обучение их умению последовательно излагать материал. Рассказ используется при изучении тех предметов, в содержании которых преобладает фактический материал описательного характера, требующий образности и последовательности изложения. Повествование о жизни писателя, об исторических событиях, описание природных явлений - все это обеспечивает глубокое и четкое восприятие фактов. Эффективность рассказа как метода предполагает повышение познавательного интереса учащихся, их мотивации к учению. Этому способствуют содержательные и риторические вопросы педагога, обращенные к опыту учащихся, использование образных сравнений, документов и отрывков из художественных произведений. Развивающий смысл рассказа заключается в том, что он приводит в состояние активности психические процессы представления, памяти, мышления, воображения, эмоциональных переживаний учащихся. Воспитательный результат проявляется в формировании устойчивого внимания, любознательности, интереса. Рассказ может быть использован в работе с учащимися любого возраста и на всех этапах школьного обучения. Но наибольший обучающе-развивающий эффект он дает в обучении младших школьников, накапливающих материал и склонных к образному мышлению. К рассказу как методу изложения новых знаний предъявляется ряд педагогических требований: рассказ должен · обеспечивать ценностную и культурологическую направленность содержания обучения; · содержать только достоверные и научно проверенные факты; · включать достаточное количество ярких и убедительных примеров, фактов, доказывающих правильность выдвигаемых положений; · иметь четкую логику изложения; · быть эмоциональным; · излагаться простым и доступным языком. По целям выделяется несколько видов рассказа: · рассказ-выступление, обеспечивающий подготовку учащихся к изучению нового материала, · рассказ-повествование, который служит последовательному, систематизированному, доходчивому и эмоциональному изложению учебного материала, · рассказ-заключение, который заключает определенный этап обучения. Объяснение учителя и учащихся – также монологическая форма устного изложения учебного материала, обеспечивающая выявление сущности изучаемого события или явления, его места в системе связей с другими событиями или явлениями. Его функция заключается в раскрытии с помощью логических приемов, убедительной аргументации и доказательств существенных свойств изучаемого предмета, научной сути законов, правил, теорем. Поэтому к объяснению прибегают чаще всего при изучении теоретического материала различных наук, решении различных физических, математических задач, теорем; при раскрытии закономерностей, конкретных причин и следствий в изучаемых явлениях природы и общественной жизни. Использование метода объяснения требует логически четкого и точного формулирования задачи, сути проблемы, вопроса; последовательного раскрытия причинно-следственных связей, аргументации и доказательств; использования анализа, сравнения, сопоставления, обобщения с привлечением ярких примеров; четкой Обучающе-познавательный результат объяснения проявляется в глубоком и ясном понимании учащимися сути явления, его закономерных связей и зависимостей. Развивающий результат объяснения выражается в активизации мыслительных процессов, формировании у обучаемых умения выявления главного и существенного. Воспитательное значение метода заключается в развитии стремления докопаться до истины, выделять в изучаемом материале главное. Объяснение как метод обучения широко используется в работе с учащимися всех возрастных групп. Беседа педагога с обучаемыми – диалогическая форма изложения учебного материала, при котором учитель путем постановки тщательно продуманной системы вопросов подводит учеников к рассуждению и анализу изучаемых предметов, самостоятельному формулированию выводов и обобщений. Она предполагает наличие у учащихся определенного запаса знаний, необходимых для компетентного участия в обсуждении вопроса. Педагогическая функция беседы состоит в том, чтобы использовать знания и личный опыт учащихся в целях активизации их познавательной деятельности, вовлечения в активный мыслительный поиск, самостоятельное формулирование выводов и обобщений. Беседа требует продуманности и четкости в постановке вопроса. Опытные педагоги включают элементы беседы в рассказ или объяснение. С помощью диалога осуществляется и проблемное обучение: постановка задачи, уточнение понимания ее сути и подведение учащихся к самостоятельным выводам. Развивающий эффект беседы проявляется в формировании у учащихся умений четко и быстро мыслить, анализировать и обобщать, ставить точные вопросы, кратко говорить и ясно выражать свою мысль. Беседа как метод обучающего взаимодействия учителя с учениками не имеет возрастных ограничений. Дело лишь в различии содержания и глубине обсуждения проблем. Беседа наиболее эффективна для: · подготовки учащихся к работе на уроке; · ознакомления их с новым материалом; · систематизации и закрепления знаний; · текущего контроля и диагностики усвоения знаний. Существует несколько способов классификации бесед. По назначению выделяются беседы: 1) вводные или организующие; 2) сообщения новых знаний (сократические, эвристические и др. ); 3) синтезирующие или закрепляющие; 4) контрольно-коррекционные. Вводная беседа проводится обычно перед началом учебной работы. Ее цель – выяснить, правильно ли учащиеся поняли значение предстоящей работы, хорошо ли они представляют себе, что и как нужно делать. Перед экскурсией, лабораторными или практическими занятиями, изучением нового материала такие беседы дают значительный эффект. Беседа-сообщение новых знаний чаще всего бывает катехизической (вопросно-ответной, не допускающей возражений, с запоминанием ответов), сократической (мягкой, почтительной со стороны ученика, но допускающей сомнения и возражения), эвристической (ставящей ученика перед проблемами требующей собственных ответов на поставленные учителем вопросы). Любая беседа формирует интерес к знаниям, воспитывает вкус к познавательной деятельности. В нынешней школе преимущественно используются эвристические беседы. Учитель, умело задавая вопросы, побуждает учащихся размышлять, идти к открытию истины. Поэтому в ходе эвристической беседы учащиеся приобретают знания путем собственных усилий, размышлений. Синтезирующие или закрепляющие беседы служат для обобщения и систематизации уже имеющихся у учащихся знаний. Контрольно–коррекционная беседа применяется в диагностических целях, а также тогда, когда нужно развить, уточнить, дополнить новыми фактами. Лекция – монологический способ изложения учебного материала. Она отличается: а) более строгой структурой, б) продолжительностью и логикой изложения учебного материала, в) обилием сообщаемой информации, г) системным и научным характером освещения знаний. Лекция предполагает изложение объемного материала, фактов, объективных связей между явлениями, а также краткий вспомогательный диалог. Лекция представляет собой органическое единство метода и формы обучения. Она вовлекает учащихся в процесс внимательного слушания, визуального наблюдения вспомогательных средств, конспектирования и одновременно организует целостное, законченное учебное занятие. Технология лекционного метода предполагает сообщение учащимся плана, указание на особенности конспектирования, интонационное выделение и повторение главных выводов и обобщений, риторические вопросы, показ иллюстративного материала, эпизодические обсуждения, резюме и краткий анализ литературы. Развивающий эффект лекции состоит в вовлечении учащихся в поток логического мышления. В воспитательном смысле лекция формирует устойчивое произвольное внимание, навыки конспектирования устной речи, умения ставить вопросы и проводить доказательство. Лекционная методическая система используется в работе с учащимися, готовыми в физиологическом, психическом и интеллектуальном отношениях к сравнительно длительному напряжению. Преимущество лекции заключается в возможности обеспечить законченность и целостность восприятия школьниками учебного материала в его логических опосредованиях и взаимосвязях по теме в целом. Школьная лекция может применяться при: · изложении и изучении нового материала; · повторении пройденного материала; такие лекции называются обзорными и проводятся они по одной или нескольким темам для обобщения и систематизации изучаемого материала. Условиями эффективности школьной лекции и требованиями к работе учителя выступают: · составление учителем детального плана лекции; · сообщение учащимся плана, ознакомление их с темой, целью и задачами лекции; · логически стройное и последовательное изложение всех пунктов плана; · краткие обобщающие выводы после освещения каждого пункта плана; · логические связи при переходе от одной лекции к другой; · проблемность и эмоциональность изложения; · живой язык, своевременное включение примеров, сравнений, ярких фактов; · контакт с аудиторией, гибкое управление мыслительной деятельностью учащихся; · многостороннее раскрытие важнейших положений лекции; · оптимальный темп изложения, позволяющий учащимся записать основные положения лекции; · выделение (задиктовка) того, что следует записать; · использование наглядности (демонстрации, иллюстрации, видео), облегчающей восприятие и понимание изучаемых положений; · сочетание лекций с семинарскими, практическими занятиями, на которых обстоятельно разбираются отдельные положения. Лекция экономит учебное время, является одним из наиболее эффективных методов по показателю восприятия содержания информации, который в зависимости от ряда условий может колебаться от 20 до 50%. Актуальность использования лекции в современных условиях возрастает в связи с применением блочно-модульного изучения учебного материала. Работа с учебником и книгой – важнейший метод обучения, главное достоинство которого заключается в предоставлении ученику возможности многократно обрабатывать учебную информацию в индивидуальном темпе и в удобное время. Основные приемы работы с книгой: · Конспектирование – краткое изложение, краткая запись содержания прочитанного. Конспектирование ведется от первого (от себя) или от третьего лица. Конспектирование от первого лица лучше развивает самостоятельность мышления. · Составление плана текста. План может быть простой и сложный. Для составления плана необходимо после прочтения текста разбить его на части и озагллавить каждую часть. · Тезирование – краткое изложение основных мыслей прочитанного. · Цитирование – дословная выдержка из текст а. Обязательно указываются выходные данные (автор, название работы, место издания, издательство, год издания, страница).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|