Метод проектов.
Возникновение метода проектов относят к 20-м годам ХХ в.. Его называли в то время методом проблем и связывали с идеями американского философа и педагога Дж. Дьюи, а также его ученика В. Х. Киапатрика. В настоящее время суть метода проектов состоит в стимулировании интереса школьников к определенным проблемам, освоение ими некоторого объема знаний, в поиске решения одной или целого ряда проблем посредством проектной деятельности, демонстрации применения полученных знаний. В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия «проект» - его прагматическая направленность на результат, который получается при решении той лили иной практически или теоретически значимой проблемы. Для достижения результата учащимся необходимо самостоятельно мыслить, находить решения проблемы, привлекая знания из разных областей науки, прогнозировать результаты и возможные последствия вариантов решения, устанавливать причинно-следственные связи. Метод проектов предполагает всегда самостоятельную (индивидуальную, парную, групповую) деятельность учащихся, которая выполняется в течение определенного промежутка времени. Для эффективной реализации метода проектов необходимо выполнение ряда условий: 1. наличие значимой для учащихся творческой проблемы-задачи, требующей обобщенных, межпредметных знаний, исследовательского поиска для ее решения; 2. практическая или теоретическая значимость результатов деятельности; 3. самостоятельная деятельность учащихся; 4. структурирование содержательной части проекта (наличие определенных этапов деятельности и представление их результатов); 5. использование исследовательского метода, предусматривающего определенную последовательность действий:
· определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования (использование в ходе совместного исследования методов «мозговой атаки», «круглого стола»); · выдвижение гипотез и их проверка; · обсуждение методов исследования (статистических, экспериментальных, наблюдения); · обсуждение способов оформления конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров и пр. ); · сбор, систематизация и анализ полученных данных; · подведение итогов, оформление результатов, их презентация; · выводы, выдвижение новых проблем исследования; 6. Обязательная защита учащимися проектов с организацией дискуссии. МЕТОД ДЕЛОВОЙ ИГРЫ. Под деловой игрой понимают моделирование в условной обстановке объектов реального процесса. Метод деловой игры используется для решения комплексных задач усвоения нового учебного материала и его закрепления, развития творческих способностей учащихся, коммуникативных умений. В процессе деловой игры у учащихся формируются общеучебные умения, изучаемый объект рассматривается с различных позиций. Характерными признаками деловой игры выступают: · воспроизведение (имитация) деятельности трудового коллектива, поведения человека в нестандартной обстановке и т. п.; · наличие объекта игрового моделирования; · распределение ролей между участниками игры; · взаимодействие участников игры, исполняющих различные роли; · различие интересов у участников деловой игры и наличие конфликтной ситуации в игре; · наличие общей цели игрового коллектива; · реализация в процессе игры «цепочки решений»; · привязка моделируемых в игре событий к определенным моментам времени; · наличие системы индивидуального или группового оценивания деятельности участников игры. В учебном процессе средней школы могут применяться различные модификации деловых игр:
1. Имитационные, в которых имитируется деятельность организации или предприятия, конкретная деятельность людей (совещание, обсуждение планов и др. ), условия осуществления деятельности. Сценарий имитационной игры, кроме сюжета события, содержит описание структуры и назначения имитируемых объектов; 2. Операционные игры. Такие игры помогают отрабатывать выполнение вполне конкретных специфических операций, например, методики написания сочинения, решения задач, ведения пропаганды и агитации. В операционных играх моделируется соответствующий рабочий процесс. 3. Ролевые, в которых отрабатывается тактика поведения, действий; выполнение функций и обязанностей конкретного лица. Для проведения игр с исполнением роли разрабатывается модель-пьеса ситуации, между учащимися распределяются роли с «обязательным содержанием». 4. « Деловой театр ». В нем разыгрывается какая-либо ситуация, поведение человека в ситуации. Здесь школьник должен мобилизовать весь свой опыт, суметь вжиться в образ определенного лица, понять его действия, оценить обстановку и найти правильную линию поведения. Основная задача метода инсценировки – научить ученика ориентироваться в различных обстоятельствах, давать объективную оценку своему поведению, учитывать возможности других людей, устанавливать с ними контакты, влиять на их интересы и деятельность, не прибегая к формальным атрибутам власти, к приказу. Для метода инсценировки составляется сценарий, где описываются конкретная ситуация, функции и обязанности действующих лиц, их задачи. 5. Психодрама и социодрама. Эти методы близки к «исполнению ролей», но в данном случае ученик сталкивается с социально-психологической ситуацией, в которой отрабатывается умение чувствовать ситуацию в коллективе, оценивать и изменять состояние другого человека, умение войти с ним в продуктивный контакт. Этапы проведения деловой игры: 1. Этап подготовки. Он начинается с разработки сценария – условного отображения ситуации и объекта. В содержание сценария входят: учебная цель занятия, описание изучаемой проблемы, обоснование поставленной задачи, план деловой игры, общее описание процедуры игры, содержание ситуации и характеристик действующих лиц.
2. Ввод в игру, ориентация участников и экспертов. Определяется режим работы, формулируется главная цель занятия, обосновывается постановка проблемы и выбора ситуации. Выдаются пакеты материалов, инструкций, правил, установок. Собирается дополнительная информация. При необходимости ученики обращаются к ведущему и экспертам за консультацией. Допускаются предварительные контакты между участниками игры. Негласные правила запрещают отказываться от полученной по жребию роли, выходить из игры, пассивно относиться к игре, подавлять активность, нарушать регламент и этику поведения. 3. Этап проведения – процесс игры. С началом игры никто не имеет права вмешиваться и изменять ее ход. Только ведущий может корректировать действия участников, если они уходят от главной цели игры. В зависимости от модификации деловой игры могут быть введены различные типы ролевых позиций участников. Позиции, проявляющиеся по отношению к содержанию работы в группе, могут быть следующими: генератор идей, разработчик, имитатор, эрудит, диагност, аналитик. Организационные позиции: организатор, координатор, интегратор, контролер, тренер, манипулятор. Методологические позиции: методолог, критик, методист, проблематизатор, рефлексирующий, программист. Социально-психологические позиции: лидер, предпочитаемый, принимаемый, независимый, непринимаемый, отвергаемый. На этапе проведения происходит групповая работа над заданием: работа с источниками информации, тренинг, выдвижение вариантов решений; а также межгрупповая дискуссия, которая включает выступление групп, защиту полученных результатов, работу экспертов. 4. Этап анализа, обсуждения и оценки результатов деловой игры. Выступления экспертов, обмен мнениями, защита учащимися своих решений и выводов. В заключение учитель констатирует достигнутые результаты, отмечает ошибки, формулирует окончательный итог занятия.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|