Аннотирование – краткое свернутое изложение содержания прочитанного без потери существенного смысла.
Рецензирование – написание краткого отзыва с выражением своего отношения о прочитанном. Составление справки – сбор сведений о чем-нибудь, полученных после поисков. Справки бывают статистические, биографические, терминологические, географические и т. д. Составление формально-логической модели – словесно-схематическое изображение прочитанного. Составление схематического тезауруса – разработка словаря или упорядоченного комплекса базовых понятий по разделу, теме. Составление матрицы идей – выделение сравнительных характеристик однородных предметов, явлений в трудах разных авторов. Библиография – составление списка литературы по проблеме с указанием выходных данных изданий. Этап восприятия учебного материала включает в себя группу наглядных методов, действующих на визуальной и звуковоспроизводящей основе. Обладая относительной самостоятельностью, эта группа методов чаще всего используется как вспомогательная, углубляющая и расширяющая познание в процессе рассказа, объяснения, лекции, беседы. Иллюстрация как способ обучающего взаимодействия применяется учителем в целях создания у учащихся с помощью средств наглядности четкого и ясного образа изучаемого явления. Главная функция иллюстрации состоит в образном воссоздании формы, сущности явления, его структуры, связей для подтверждения теоретических положений. Она помогает привести в состояние активности все анализаторы и связанные с ними психические процессы ощущения, восприятия, представления, в результате чего возникает богатая эмпирическая основа для аналитической мыслительной деятельности учащихся и педагога. Иллюстрации применяются в процессе преподавания всех учебных предметов. В качестве иллюстрации используются натуральные и искусственно созданные предметы: макеты, модели, муляжи, произведения изобразительного искусства, фрагменты фильмов, литературных, музыкальных, научных произведений; символические пособия типа карт, схем, графиков, диаграмм. Развивающий эффект иллюстрации связан с активизацией деятельности процессов восприятия и формирования представлений. Вместе с тем злоупотребление педагогом иллюстративностью приводит к сдерживанию развития мыслительных процессов учащихся. Воспитательное значение использования иллюстративного материала состоит в формировании у учащихся визуальной и слуховой культуры.
Демонстрация является способом обучающего взаимодействия педагога с учениками на основе показа в целостности и деталях реальных событий жизни, явлений природы, научных и производственных процессов в целях их аналитического рассмотрения и обсуждения. Демонстрация как метод обучения обеспечивает восприятие учащимися сложных явлений действительности вих динамике, во времени и пространстве. С ее помощью расширяется кругозор обучающихся, облегчается процесс усвоения знаний. Обеспечение первичного восприятия учебного материала достигается демонстрацией учебных и художественных фильмов, их фрагментов, научных экспериментов, реальных процессов в природе и обществе. Демонстрация применима в работе с учащимися любого возраста. Она включает в свою структуру обязательное собеседование по поводу воспринятого, что помогает учителю диагностировать процесс усвоения знаний учащимися. Проблемная ситуация как метод обучения используется для осуществления проблемного обучения. Проблемная ситуация создается с помощью методов проблемного изложения, частично-поискового, исследовательского, которые входят в классификацию методов, разработанную И. Я. Лернером и М. Н. Скаткиным (см. п. 9. 2. ). Проблемная ситуация возникает в связи с постановкой перед обучаемыми учебно-познавательной задачи, требующей для своего решения мобилизации опорных знаний, повышенной активности мыслительных способностей обучающихся. Главная функция проблемной ситуации состоит в том, чтобы обеспечить не только знаниевое (когнитивное), но и деятельностное овладение учащимися учебным материалом в условиях повышенного интеллектуального затруднения. Этот метод знакомит учащихся с основами диалектического мышления, научного разрешения проблем с противоречием как объективным явлением. В структуру проблемной ситуации включаются: постановка проблемы в форме учебной задачи, вопросов, гипотез, недосказанных утверждений; задания по обоснованию теоретических положений, концепций, по составлению схем, диаграмм, графиков изучаемых явлений, по нахождению способов их решения. Обучающее значение проблемной ситуации проявляется в усвоении и свободном воспроизведении учащимися знаний и способов действий.
Игровая ситуация как метод обучения предполагает использование в учебном процессе игровых форм, методов, приемов обучения. Игровая ситуацияспособствует вовлечению учащихся в условную игровую деятельность, обладающую большим воспитательным потенциалом, косвенным внушающим воздействием на обучающихся и содержащую изучаемый учебный материал в виде информации, способов действий. Функции игры в учебном процессе состоят в создании эмоционально-приподнятой атмосферы на уроке, облегчающей усвоение материала. В процессе обучения игра моделирует жизненные ситуации или условные взаимодействия людей, вещей, явлений. Развивающий эффект игры достигается за счет импровизации, включения свободных творческих сил учащихся при освоении учебного материала. Игровая ситуация относится к активным методам обучения (см. п. 9. 4. ). Учебный лабораторный эксперимент является методом обучающего взаимодействия учителя и учащихся на основе воспроизведения ими в условиях учебной лаборатории естественных процессов и результатов, полученных ранее наукой. Личное участие обучаемых в воспроизведении различных процессов в лабораториях создает условия для проявления ими самостоятельности, организации деловых обсуждений, принятия совместных решений. Этот метод применяется прежде всего при изучении предметов естественного цикла – биологии, физики, химии.
Проведение лабораторного поиска-эксперимента предполагает тщательную подготовку приборов, инструктирование учащихся, показ отдельных элементов эксперимента, выполнение работы с контрольной помощью учителя, коллективное обсуждение результатов, установление их связи с ранее изученными знаниями. Участие обучаемых в лабораторной работе дает учителю богатую информацию не только о степени их теоретической подготовленности, но и об умении применять знания на практике. Упражнение – единственный способ систематической и эффективной отработки умения или навыка путем ритмично повторяющихся умственных действий, практических операций в процессе обучающего взаимодействия учащихся с учителем или в специально организованной индивидуальной деятельности. Функция метода упражнения заключается в том, чтобы, 'трансформировать часть знаний учащихся в умения и навыки. Значение упражнения в том, что только глубокое понимание приобретенных знаний обеспечивает возможность овладения прочными умениями и навыками. Выполнению упражнений всегда предшествует прочное усвоение теоретического материала учащимися и тщательный инструктаж учителя. Обучающий результат упражнений проявляется в освоении учащимися системой приемов, способов практического действий. Развивающий эффект этого метода выражается в расширении возможностей творческого самовыражения личности и формировании обобщенных умений. Упражнение всесторонне и объективно позволяет диагностировать состояние прочности знаний, глубины их понимания учащимися. Взаимообучение – специфический метод обучения, направленный на активное взаимодействие учащихся в ходе обучения, основывающийся на разных уровнях их теоретической и практической подготовки и заключающийся в обмене информацией, совместной отработке умений и навыков, взаимопроверке прочности усвоения учебного материала и рефлексии. Как известно, в педагогической практике сложились разные способы обучения, которые основываются на различных видах общения обучающихся и обучаемых:
1. индивидуальный способ обучения, включающий индивидуальную (опосредованное общение через письменную речь) и парную (один учит другого) формы; 2. групповой способ (один одновременно учит многих); 3. коллективный способ (динамические пары, когда каждый учит каждого). Коллективный способ обучения включает все четыре вышеуказанные формы: коллективную, групповую, парную, индивидуальную. В современной школьной практике выделяется пять уровней коллективной учебно-познавательной деятельности: 1. фронтальная (одновременная) работа в классе, направленная на достижение общей цели; 2. работа в статичных парах; 3. групповая работа (на принципах дифференциации); 4. межгрупповая работа (каждая группа имеет свое задание в общей цели); 5. фронтально-коллективная деятельность при активном участии всех. Парное взаимообучение позволяет каждому учащемуся попеременно исполнять роль учителя и обучаемого. Групповое взаимообучение ставит одного из учащихся в позицию педагога или консультанта по тому или иному предмету. Коллективное взаимообучение предполагает поочередное выступление педагогов или консультантов по специальным вопросам перед всем классом. Наиболее продвинутые в той или иной теме консультанты могут выступать в качестве помощников учителя в проверке знаний своих товарищей. Взаимообучение активно способствует закреплению знаний учащихся, обогащению друг друга дополнительной информацией, которую школьники добывают самостоятельно, специально для обучающего общения и выполнения функций консультанта. Как убеждает опыт, взаимообучение педагогически целесообразно, если включено в систему других методов. В диагностическом аспекте взаимообучение активно помогает преподавателю узнать интересы, склонности, способности учащихся. Опорный конспект как метод обучения обеспечивает взаимодействие учителя и учащихся на основе предельного обобщения, кодирования, " свертывания" знаний с помощью условных знаков, символов, схем, графиков, таблиц и их последующего " развертывания", полноценного воспроизведения в сознании учащихся. Метод широко применим при изучении материала, требующего твердого запоминания в предметах естественно-научного цикла. Чрезмерное увлечение этим методом в изучении истории, литературы, искусства и других предметов гуманитарного профиля может схематизировать, заформализовать знания, привести их к бездумному механическому усвоению. Обучающее значение опорных конспектов состоит в том, что они позволяют хранить в памяти разнообразные факты и сведения с помощью условных знаков и обеспечивают возможность развертывать учебный материал во всей полноте с помощью опорных сигналов. Развивающий эффект этого метода обеспечивается за счет интенсивной интеллектуальной деятельности учащихся, необходимости постоянного обобщения, анализа, систематизации знаний, воспроизведения их в сознании.
Опросно-ответный метод представляет собой способ обучающего обратно-информационного взаимодействия учителя и учащихся. Функция опроса состоит в выявлении уровня обученности и развития учащихся, закреплении их знаний. На основе этой информации учитель осуществляет коррекцию процесса обучения, организует систематический контроль за всей учебной деятельностью, обучает приемам и логике устного и письменного изложения знаний. В практике опросно-ответный метод применяется по всем предметам, на всех этапах обучения путем проведения фронтального опроса, привлечения всех учащихся к работе по дополнению ответов основных опрашиваемых, по анализу качества обсуждаемой информации. Опрос интенсивно совершенствует такие психические процессы, как память, воображение, мышление, речь.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|