Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Базовые размерности отношений




Развитие отношений с ребенком, которые мы называем игровой терапией, облегчается тем, что каждый раз, когда ребенок в процессе игры делится с терапевтом частичкой своего Я, терапевт отвечает ему тем же. Этот процесс зависит от того, насколько терапевт чувствует и понимает динамику мира ребенка, а также эмоциональную экспрессию, передаваемую в отношениях. Только когда ребенок почувствует себя рядом с терапевтом в безопасности, он начнет выражать и исследовать эмоционально значимые, а иногда и пугающие переживания, которые ему пришлось испытать. Терапевт должен лишь терпеливо ждать. Развитие ребенка нельзя подтолкнуть или спровоцировать. Это время ребенка, и следует уважать готовность или неготовность ребенка играть, разговаривать или исследовать.

Когда ребенок переживает чувство свободы и дозволенности управлять собственной игрой в системе эмпатических на заинтересованных отношений, у него развивается самодисциплина и упорство, которые проистекают из постоянного усилия, требующегося для того, чтобы проделать и завершить ту деятельность или тот проект, который он сам выбрал. Процесс самостоятельного выбора деятельности, управления действием и способность положиться на самого себя в отношении результатов усиливает Я ребенка и способствует развитию у него уверенности, в себе.

Долю ответственности терапевта в этих отношениях можно выразить в следующих четырех посланиях, которые терапевт, центрированный на ребенке, всеми силами и всем своим существом стремится ему передать.

Я здесь (Ничто меня не отвлечет. Я полностью здесь – физически, умственно и эмоционально).

Я слышу тебя (Я услышу и увижу все, что касается ребенка: все, что высказано, и все, что не высказано. Я хочу полностью слышать ребенка).

Я понимаю (Я хочу, чтобы ребенок знал, что я понимаю о чем он рассказывает мне, что он чувствует, переживает, разыгрывает и буду очень стараться передать это понимание ребенку).

Мне не все равно (Мне и правда небезразличен этот человечек и я хочу, чтобы ребенок это знал. Если мне удастся полностью передать ему три первых послания, ребенок будет знать, что он мне небезразличен).

Литература

Moustakas, С. (1961), Rhythms, rituals and relationships.

Detroit; Harlow Press.

Segal. J., Yahraes, Н. (1979). A child's Journey: Forces that shape the lives of our young. New York: McGraw-Hill.

 

Глава 10

Параметры облегчающих реакций

Естественной реакцией многих взрослых по отношению к детям является вопрос, распоряжение или провоцирование ответа; такие реакции возникают из убеждения, что единственное, что необходимо детям – это говорить им, что сделать, чтобы «направить их на путь истинный.» Умение отвечать детям в такой манере, которая транслирует сензитивность, понимание и принятие и предоставляет детям свободу и ответственность, для многих взрослых так же не просто, как выучить иностранный язык, и требует серьезного изменения установки и подбора слов, которыми они пользуются, отвечая ребенку. Начинающий игровой терапевт так сформулировал эту перемену: «Я знаю, как реагировать. Я только не знаю, как выразить словами». Под этим новым углом зрения детей видят способными, творческими, неунывающими и ответственными. И тогда цель отношений в системе «взрослый – ребенок» состоит в том, чтобы отвечать ребенку таким образом, чтобы высвободить и облегчить ребенку развитие уже существующих у него способностей. Терапевт искренне считает, что дети способны во всем разобраться сами, верят, что их решения будут соответствовать их возрастным возможностям, и транслирует эту установку через свои реакции на поведение детей.

Сензитивное понимание: со-присутствие

Рэчел была маленькой первоклассницей, которая всегда возвращалась из школы домой пешком. Мама постоянно напоминала ей, что она должна сразу после школы идти прямо домой. Это вдалбливалось девочке бесконечно, и можно понять, как разволновалась мама, когда однажды Рэчел пришла домой на несколько минут позже. Мама вышла на улицу, всматривалась вдаль – Рэчел и в помине не было. Некоторое время она шагала взад и вперед по тротуару – Рэчел не появлялась. Через пятнадцать минут мама потеряла голову. Прошло двадцать минут, когда Рэчел, наконец, появилась. Мама вздохнула с облегчением, но тут же ужасно рассердилась. Она стала громко кричать на Рэчел, схватила ее за руку и потащила в дом. Побушевав несколько минут, мама, наконец, попросила объяснений. Рэчел рассказала, что по дороге домой она проходила мимо дома Салли увидела, что Салли сидит во дворе и плачет, потому что она потеряла куклу. «А,– сказала мама,– и ты остановилась, чтобы помочь Салли искать куклу?» – «Нет, мамочка, – ответила Рэчел, – я остановилась, чтобы помочь Салли плакать».

Характерно, что при взаимодействии с ребенком типичная установка взрослого создается на основе предварительной информации о ребенке и обстоятельствах его жизни. Очень редко взрослые стремятся понять непосредственные внутренние рамки референтности ребенка, субъективный мир ребенка, стремятся действительно быть рядом с ребенком. Сензитивное понимание ребенка происходит настолько, насколько терапевту удается оставить в стороне свой личный опыт и свои ожидания и оценить ребенка как личность, оценить его деятельность, опыт, чувства и мысли. Дети не имеют возможности свободно исследовать, проверять ограничения, рассказывать о страшных сторонах своей жизни или изменяться до тех пор, пока они не встречают такого отношения, когда мир их субъективного опыта понимается и принимается.

По сравнению с другими терапевтическими параметрами, установка терапевта играет решающую роль установлении контакта с детьми таким образом, что они чувствуют, что их понимают и принимают такими, какие они есть. Такой глубинный параметр, как понимание, означает, что терапевт остается свободным от стилизованной роли, он глубоко и осмысленно занимается трудной работой – пытается понять ребенка. Это означает, что стремление оценивать и судить он должен оставить в стороне – и попытаться взглянуть на мир с точки зрения ребенка. При недостатке понимания и принятия эффект терапевтической работы в системе развивающихся отношений незначителен (или вообще равен нулю).

Заинтересованное принятие

Принятие возникает из неподдельного и искреннего интереса к ребенку, понимания его прав и уверенности, что он может принять на себя ответственность за свои поступки. Дети, которые чувствуют в игровой комнате такую атмосферу принятия, понимают, что в процессе развития собственной адекватности и самостоятельности они могут рассчитывать на поддержку других. Принятие передается через терпение терапевта и его желание доверять ребенку. Терапевт всегда терпелив с детьми. Терпение позволяет терапевту взглянуть на мир с точки зрения ребенка. Принятие выражается в том, что терапевт, воздерживается от советов, предложений или объяснений; в том, что он не задает ребенку вопросов и не прерывает его. В своих эмпатпческих реакциях терапевт сообщает ребенку о том, что он понимает и принимает его, и тем самым делает его более свободным для самовыражения и творчества.

Вопрос о том, хороши или плохи, действия, поступки или чувства ребенка, вообще не приходит в голову терапевту. Они принимаются по мере появления и не просеиваются через сито суждений. Эмпатически отражая чувства и поведение ребенка, терапевт выражает ему свое уважение и признает его право иметь собственные чувства и выражать их в действиях. Таким образом, принятие возникает в тесной связи с дозволенностью, но не обязательно подразумевает одобрение того, что делает ребенок. Важным параметром терапевтического процесса является потребность ребенка быть принятым как самоценная личность, независимо от собственных недостатков, несуразностей или поступков. Создание такого типа отношений позволяет ребенку выразить свое Я в собственном темпе, не спеша и не испытывая давления со стороны терапевта. Это свидетельствует об уважении – когда, ты чувствуешь, что тебя принимают просто как тебя, без малейшего намека на критицизм, оценку, суждение, отвержение, неодобрение, цензуру, осуждение, наказание, порицание, упрек или хвалу, комплименты или награды. Принятие, проявляемое терапевтом, побуждает ребенка углубиться в изучение собственных мыслей и чувств. Когда он выражает свои чувства, и терапевт принимает их, они переживаются менее интенсивно, и самому ребенку становится легче принять их. В этом случае возрастает способность ребенка собраться и справиться с этими чувствами, выражая позитивные и негативные эмоции в более четком и определенном виде. Это главный постулат игровой терапии, центрированной на ребенке, и именно он лежит в основе способности терапевта к эмпатическим реакциям. Сосредоточение на чувствах ребенка подчеркивает скорее ценность его как личности, чем значение идентифицированной проблемы.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...