Чистые и смешанные стратегии и их свойства
Различают стратегии чистые и смешанные. Чистая стратегия первого игрока (чистая стратегия второго игрока) – это возможный ход первого (второго) игрока, выбранный им с вероятностью, равной 1. Если первый игрок имеет m стратегий, а второй – n стратегий, то для любой пары стратегий первого и второго игроков чистые стратегии можно представить в виде единичных векторов. Например, для пары стратегий , чистые стратегии первого и второго игроков запишутся в виде: , . Для пары стратегий , чистые стратегии можно записать в виде: , . Теорема: В матричной игре нижняя чистая цена игры не превосходит верхней чистой цены игры, т. е. . Определение: Если для чистых стратегий , игроков A и В соответственно имеет место равенство , то пару чистых стратегий (, ) называют седловой точкой матричной игры, элемент матрицы, стоящий на пересечении i-й строки и j-го столбца – седловым элементом платежной матрицы, а число — чистой ценой игры. Пример: Найти нижнюю и верхнюю чистые цены, установить наличие седловых точек матричной игры . Решение. Определим нижние и верхние чистые цены игры: , , .
В данном случае имеем одну седловую точку (А1; В2), а седловой элемент равен 5. Этот элемент является наименьшим в 1-й строке и наибольшим во 2-м столбце. Отклонение игрока А от максиминной стратегии А1 ведет к уменьшению его выигрыша, а отклонение игрока В от минимаксной стратегии В2 ведет к увеличению его проигрыша. Иными словами, если в матричной игре имеется седловой элемент, то наилучшими для игроков являются их минимаксные стратегии. И эти чистые стратегии, образующие седловую точку и выделяющие в матрице игры седловой элемент a12=5, есть оптимальные чистые стратегии и соответственно игроков А и В.
Если же матричная игра не имеет седловой точки, то решение игры затрудняется. В этих играх . Применение минимаксных стратегий в таких играх приводит к тому, что для каждого из игроков выигрыш не превышает , а проигрыш — не меньше . Для каждого игрока возникает вопрос увеличения выигрыша (уменьшение проигрыша). Решение находят, применяя смешанные стратегии. Определение: Смешанной стратегией первого (второго) игрока называется вектор , где и (, где и ). Вектор p(q) означает вероятность применения i-й чистой стратегии первым игроком (j-й чистой стратегии вторым игроком). Поскольку игроки выбирают свои чистые стратегии случайно и независимо друг от друга, игра имеет случайный характер и случайной становится величина выигрыша (проигрыша). В таком случае средняя величина выигрыша (проигрыша) – математическое ожидание – является функцией от смешанных стратегий р, q: . Определение: Функция f(р, q) называется платежной функцией игры с матрицей . Определение: Стратегии , называются оптимальными, если для произвольных стратегий , выполняется условие
Использование в игре оптимальных смешанных стратегий обеспечивает первому игроку выигрыш, не меньший, чем при использовании им любой другой стратегии р; второму игроку – проигрыш, не больший, чем при использовании им любой другой стратегии q. Совокупность оптимальных стратегий и цены игры составляет решение игры.
Читайте также: IV - Чистые вещества Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|