Методические разработки уроков
В начале дадим некоторые общие рекомендации по методике преподавания данной темы. Метод проекций - тема особая. Она не имеет прямых аналогий в других предметах, изучаемых к тому времени восьмиклассниками. Учителю предстоит ввести учащихся почти в незнакомую им область знания, где с помощью воображаемых лучей происходит процесс воображаемого проецирования предмета на несколько плоскостей. При этом учащийся, выполняя или читая любой чертеж, не может воспроизвести этот процесс реально. Он будет иметь лишь лист бумаги, чертеж-задание или оригинал (предмет, деталь) и должен прийти к решению - определить форму модели, детали, предмета по чертежу или начертить проекции данного предмета, детали и модели. Справиться с подобной задачей ему поможет очень важная и полезная способность, которую принято называть пространственными представлениями. Именно эта способность, это свойство человеческого мышления, помогает учащемуся заполнить этот пробел, который возникает перед ним, когда возможности практической реализации самого процесса проецирования с помощью физических средств отсутствуют, но задачу тем не менее можно решить, прибегая к помощи пространственных представлений и воображения. Усвоение основных положений метода проекций важно потому, что они служат обоснованием принципа, используемого для построения технических чертежей. Представление о процессе проецирования позволяет понять, почему технический чертеж строится именно таким способом, почему проекции располагаются в определенном порядке и находятся в определенной взаимосвязи друг с другом, почему изображения на чертеже отличаются от тех, которые могли бы быть получены с помощью фотографии или рисунка с натуры, отличаются от того, каким мы видим изображаемый предмет в натуре.
Объясняя основы метода проекций, учитель не должен забывать, что малое количество часов, отведенных на черчение, не позволяет ему уделить этим основам много внимания. Изучение основ является одной из важнейших задач всего курса черчения. От методики изложения этой темы во многом зависит дальнейший успех обучения предмету. Обстоятельный анализ проблем изучения проецирования дает А. Д. Ботвинников в работе «О нерешенных вопросах в теории и практике обучения основам проецирования». Относительно методики обучения способам проецирования среди учителей нет единого мнения. Одни учителя считают необходимым после сообщения общих сведений о проекциях раздельно изучать проецирование на одну, две и три взаимно перпендикулярные плоскости проекций и посвящают этим вопросам три урока (автор данного пособия - сторонник такого изложения тем). При этом большое внимание уделяется работе с использованием трехгранного угла. Другие учителя убеждены в том, что необходимо как можно скорее переходить к практическим упражнениям. На изложение сведений о проецировании на одну, две и три плоскости проекций, включая рассмотрение видов на чертеже, они отводят один урок, а остальное время посвящают закреплению изученного материала путем выполнения упражнений. Полагаю, что решение вопроса о методике обучения проецированию на несколько плоскостей проекций следует предоставить учителям, - пусть они исходят из личного опыта, методических воззрений, обеспеченности школы дидактическими материалами, состава учащихся, их прошлого опыта и многих других обстоятельств. Раздел, посвященный методу проекций, начат с определения процесса проецирования, на основе чего целесообразно подвести учащихся к понятию «проекция» как результату этого процесса. На основе общих сведений о проецировании и проекции изложение принципа построения дается сначала на одну, затем на две и три плоскости проекций. Такая градация процесса построения чертежа поможет учителю последовательно сформировать у учащихся понятия, необходимые для сознательного усвоения правил проецирования на три плоскости проекций.
Изучая этот материал, учитель должен максимально использовать наглядные пособия. Полезно продемонстрировать отличие свойств центрального проецирования от параллельного. Это можно осуществить с помощью моделей, описанных И.А. Ройтманом. Так, обосновывается метод прямоугольного проецирования, с помощью которого осуществляется принцип построения технического чертежа. При объяснении основ метода проекций не следует предлагать учащимся делать записи под диктовку, зарисовывать эскизно перспективные проекции и т.д. Важно, чтобы они поняли обоснованность самого метода параллельных проекций и убедились в его пригодности для применения в техническом черчении. Нужно учесть также и то, что в дальнейшем учащиеся вновь коснутся этой темы на более глубоком уровне при изучении способа получения аксонометрических изображений. Очень важно при обучении проецированию, чтобы ответы давали учащиеся. Вопросы могут быть, например, такими: Какие грани изобразились на проекции без искажения? Какие грани проецировались в виде отрезков прямых? Подобные же вопросы должны быть заданы об особенностях изображения ребер. Наличие цвета на модели помогает учащимся формулировать ответы. Общий вывод учитель делает с помощью учащихся: не искажаются при проецировании элементы, расположенные параллельно плоскости проекции. Наибольшее искажение претерпевают элементы, перпендикулярные к ней, частичное искажение характерно для наклонных элементов к плоскости проекций. Логика обучения проецированию на две и три плоскости проекций такова: последовательно одна за другой решаются проблемные ситуации, причем каждая новая истина должна опираться на предыдущие. Урок 17
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|