Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема: Понятие о проецировании. Виды проецирования. Проецирование на одну плоскость проекции

Цели:

- дать учащимся понятие о проекции, методе проекций, о видах проецирования; познакомить с элементами прямоугольного проецирования;

- научить проецированию предмета на одну плоскость проекций; развивать пространственные представления и пространственное мышление;

- воспитывать аккуратность в графических построениях.

Тип урока: комбинированный.

Методы, приёмы проведения: беседа-сообщение, объяснение, упражнения.

Материальное обеспечение: таблицы «Процесс проецирования треугольника ABC», «Виды проецирования», «Фронтальная проекция предмета»; таблицы-задания «Узнать элементы проецирования», «Узнать виды проецирования»; модель фронтальной плоскости проекций и предмета, циркуль, карточки-задания.

Литература:

Ботвинников А.Д., Виноградов В.Н., Вышнепольский И.С. Черчение: Учеб. для 7-8 кл. общеообразоват. учреждений М.: Просвещение, 1999.

Ход урока

I. Организационная часть (0,5 мин).

П. Сообщение темы, целей урока, мотивации учебной деятельности учащихся (5,5 мин).

Учитель. Тема урока «Проецирование, его виды. Проецирование на одну плоскость проекций». (Тема записана на табличке.) На уроке мы познакомимся с процессом проецирования, его понятиями и видами, должны научиться проецировать предмет на одну плоскость проекций.

Обращаю внимание на то, что эта тема является основой для изучения дальнейшего курса черчения.

III. Изучение нового материала (15 мин).

1. Беседа о процессе проецирования, элементах проецирования (5 мин).

На первом уроке мы рассматривали различные изображения (чертежи, технические рисунки, схемы и др.). Изображения можно получить на бумаге при помощи рисования, фотографирования (Показ примеров, рисунков и фотоснимков.); на мониторе компьютера с помощью сканирования, создания графических файлов и пр.; на экране - с помощью диаскопа, эпидиаскопа, кинопроектора, телевизора; на земле - освещением предмета солнцем и другими источниками света. Чтобы выявить раковины, трещины, внутренние дефекты, деталь просвечивают рентгеновскими или гамма-лучами. Для того чтобы построить изображения предметов, пользуются проецированием. Слово «проецирование» происходит от лат. ргоjectio, что в переводе означает бросание вперед.

Давайте рассмотрим по таблице (см. рис. 2) процесс проецирования треугольника.

 

Рис. 2

 

Возьмем в пространстве треугольную фигуру плоскую и какую-нибудь плоскость Н. Проведем через точки А, В, С треугольника прямые так, чтобы они пересекали Н в некоторых точках а, в, с. Соединив эти точки, получим изображение - треугольник. Данная фигура, т. е. изображение на плоскости, называется проекцией. Плоскость, на которой получается проекция, называется плоскостью проекций. Прямые Аа, Вв, Сс называют проецирующими лучами. С их помощью треугольник ABC проецируется на плоскость Н. Вот мы совершили процесс проецирования.

А сейчас постарайтесь сформулировать определение проецирования. (Ответы учащихся.)

Обобщение. Проецирование - это мысленный процесс построения изображений пространственных предметов на плоскости. Примерами проекций являются чертежи и наглядные изображения, кинокадры, фотоснимки и др.

Итак, мы рассмотрели процесс проецирования и его элементы. Давайте закрепим эти сведения в ходе выполнения упражнения. (Демонстрация таблицы «Узнать элементы проецирования».)

Задание: на таблице (см. рис. 3) показан процесс проецирования плоского предмета. Каждый элемент проецирования обозначен цифрой. Задача - назвать указанные элементы проецирования.

 

Рис. 3

 

2. Сообщение сведений о видах проецирования (S мин).

Следующий вопрос темы - это «Виды проецирования». Ответ на данный вопрос вы найдете самостоятельно, сравнивая на таблице (см. рис. 4) разные методы проекций.


Рис. 4

 

Обобщение ответов учащихся и вывод: в зависимости от направления проецирующих лучей проецирование бывает центральным и параллельным. Если проецирующие лучи выходят из одной точки (центра), проецирование называется центральным. Если проецирующие лучи параллельны друг другу, проецирование называется параллельным. Если при параллельном проецировании проецирующие лучи направлены перпендикулярно плоскости проекций (т. е. под углом 90°), проецирование называется прямоугольным или ортогональным, если не под углом 90° - косоугольным.

Прямоугольное проецирование является основным. Оно используется для построения чертежей.

Рассмотрев виды проецирования, закрепим эту информацию в ходе выполнения упражнения. (Демонстрация таблицы «Узнать виды проецирования».) Задание: соответствующий метод проекций (см. рис. 5).

 

Рис. 5


Вывод: метод центрального проецирования применяют при построении перспективы, например, зданий, сооружений, интерьеров и мебели. К центральным проекциям относятся также падающие тени от предметов, освещенных точечным источником света, фотографии, изображения на киноэкране.

Параллельные проекции можно рассматривать как частный случай центральных проекций, когда центр проекции удален в бесконечность.

Теоретические основы метода прямоугольного проецирования были разработаны в конце XVIII в. французским ученым Гаспаром Монжем. Однако практически прямоугольными проекциями пользовались задолго до этого. Так, в России в начале XVIII века в прямоугольных проекциях выполнялись корабельные и строительные чертежи, чертежи известных изобретений.

3. Объяснение проецирования предмета на одну плоскость проекций (5 мин).

Рассмотрим вопрос о получении прямоугольной проекции предмета, т. е. проецирование предмета на одну плоскость проекций.

(Демонстрация проецирования предмета на плоскость V; в качестве проецирующих лучей используется ножка циркуля с меловым наконечником.)

Выберем вертикальную плоскость проекций и обозначим её латинской буквой V. (Показ плоскости и её обозначения.) Такую плоскость, расположенную перед зрителем, а точнее перпендикулярно взгляду зрителя, называют фронтальной (от французского слова фронталь, что означает лицом к зрителю). Будем теперь строить проекцию предмета на эту плоскость, рассматривая предмет спереди.

Расположим предмет перед плоскостью так, чтобы его грань оказалась параллельной фронтальной плоскости проекций. Как вы думаете, почему? Правильно, тогда при прямоугольном проецировании не будут изменяться размеры высоты и ширины предмета, не будут искажаться углы между прямыми линиями. (Демонстрация.)

В результате на фронтальной плоскости проекций мы получили фронтальную проекцию предмета.

(Демонстрация таблицы «Фронтальная проекция предмета».)

Вопрос: О каких размерах предмета можно судить по полученной проекции? (Ответы учащихся.)

Обобщение. По полученной проекции мы сможем судить лишь о двух измерениях предмета - высоте и длине, и о диаметре отверстия. А какова толщина предмета? Эту толщину можно записать условно - указанием толщины (S) детали. Так поступают, если предмет несложной формы, не имеет выступов, впадин и пр., т. е. его условно можно считать плоским, его поверхность «гладкая» и толщина детали незначительна.

Итак, мы рассмотрели, как проецируется предмет на одну плоскость проекций.

Не надо забывать о том, что проецирование - это мысленный процесс, воображаемый в уме. Результатом такого мысленного действия станет чертеж.

IV. Обобщение и закрепление знаний, формирование умений (22 мин).

1. Фронтальное решение упражнения: вставить в определения пропущенные слова (2 мин).

1) Фронтальной плоскостью проекций называется плоскость,

расположенная и под углом ____к лучу

зрения.

2) Фронтальная плоскость проекций обозначается___буквой__

3) Грани предмета располагают ____фронтальной плоскостью проекций.

4) По фронтальной плоскости проекции судят о двух размерахпредмета: и.

5) Толщину предмета обозначают знаком ____.

Вывод учителя.

2. Выполнение индивидуальных упражнений (20 мин). По наглядному изображению выполнить его фронтальную проекцию (по индивидуальным карточкам-заданиям):

1) объяснение задания, обсуждение плана выполнения;

2) показ по таблице образца задания и его решение;

3) выполнение задания учащимися.

V. Домашнее задание (1 мин).

1.Ботвинников А.Д., Виноградов В.Н., Вышнепольский И.С. Черчение: Учеб. для 7-8 кл.

2.Упр. 1,2, 5 из рабочей тетради.

VI. Заключительная часть (1 мин).

Вопросы: Что вы сегодня узнали? Что научились делать?

Урок 18

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...