Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Формы и методы обучения графике

Метод обучения - понятие весьма сложное и неоднозначное. До сих пор ученые, занимающиеся этой проблемой, не пришли к единому пониманию и толкованию сути этой педагогической категории. И дело не в том, что этой проблеме уделялось недостаточно внимания. Проблема состоит в многогранности этого понятия.

На современном этапе развития педагогики наиболее адекватным представляется следующее определение: методы обучения - это способы организации учебно-познавательной деятельности ученика с заранее определенными задачами, уровнями познавательной активности, учебными действиями и ожидаемыми результатами для достижения дидактических целей. Часто используется и словосочетание "прием обучения". Прием обучения - это составная часть или отдельная сторона метода. Например, метод работы учащегося с книгой включает в себя следующие приемы: конспектирование, составление плана, цитирование, написание глоссария, составление схемы. Отдельные приемы могут входить в состав разных методов; один и тот же способ может выступать и как прием, и как самостоятельный метод. Например, объяснение является самостоятельным методом обучения. Но если оно используется эпизодически в ходе практической работы, оно переходит в категорию приемов.

Поскольку ученые еще не пришли к единому пониманию самого понятия "метод", вполне естественно, что нет и единой классификации. Познакомимся с важнейшими подходами.

Е.Я. Голант предложил классификацию по уровню активности учащихся, разделив все методы на пассивные и активные. К пассивным он отнес те методы, при которых ученики только слушают и смотрят, а к активным - методы, организующие самостоятельную работу учащихся.

М.Н. Скаткин и И.Я. Лернер разработали классификацию по уровню включения в творческую деятельность, выделив следующие методы:1. информационно-рецептивный - учитель сообщает готовую информацию, а ученики ее воспринимают и запоминают;2. репродуктивный - ученики работают по определенному алгоритму;3. проблемного изложения изучаемого материала - учитель ставит проблему и показывает путь ее решения;4. эвристический - учитель расчленяет проблему на части, а учащиеся осуществляют поиск их решения;5. исследовательский - учащиеся полностью самостоятельно решают проблему.

Е.И. Перовскому и Д.О. Лордкипанидзе принадлежит популярная классификация по источникам получения знаний. Согласно этой классификации, методы бывают:

1. словесными;

2. наглядными;

3. практическими.

Наиболее практичной признана разработанная Ю.К. Бабанским организационная классификация, выделяющая:

1. методы организации учебно-познавательной деятельности;

2. методы стимулирования учебно-познавательной деятельности;

3. методы контроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.

Наиболее крупной является группа методов организации учебно-познавательной деятельности. К ней относятся:1 Методы получения новых знаний:

· вербальные методы:

- рассказ;- объяснение;- лекция;- беседа.

· наглядные методы:

- иллюстрация;

- демонстрация.

Содержание учебного материала курса графики тесно связано с жизнью, производством и поэтому возможности для наглядности обучении велики.Применение наглядности повышает интерес учащихся к изучаемому предмету, облегчает процесс получения знаний, способствует прочности усвоения и изжитию формализма в обучении. Без применения наглядных пособий трудно успешно развивать пространственные представления учащихся. Поэтому, пользуясь наглядными пособиями, можно вооружать учащихся конкретными представлениями о геометрических формах и конструкциях различных предметов, научить проводить анализ и синтез этих форм. При этом большое значение имеют такие наглядные пособия, которые учащиеся могут не только наблюдать, но и держать в руках, подробно знакомиться с их формой.Широкое использование и правильное применение наглядных пособий расширяет и углубляет представления учащихся об изучаемом вопросе, сокращает время на изложения материала. Однако, придавая наглядности в обучении большое значение, нельзя ее переоценивать и недооценивать другие принципы обучения. При перегрузке урока наглядными пособиями можно отвлечь учащихся от основной цели урока, упустить общие закономерности изучаемых вопросов, не отделить главного от второстепенного. В обучении должно быть обеспечено правильное соотношение наглядного и абстрактного, конкретного и обобщенного.Наглядные пособия должны быть подобраны по темам учебных программ таким образом, чтобы обеспечить проведение необходимых демонстраций при изложении соответствующих разделов курса, закреплении и повторении материала.Выбор пособий должен быть не случайным, а тщательно продуманным по всему курсу. Для каждого пособия должно быть отведено свое место в общей цепи уроков. В зависимости от содержания и учебной цели урока необходимо применять разнообразные наглядные пособия, что будет способствовать лучшему усвоению учебного материала.Также одним из способов повышения эффективности уроков графики является использование диафильмов и кинофильмов. Учебные кинофильмы и диафильмы облегчают условие материала. Благодаря специфическим возможностям кино можно выделить существенные детали, воспроизвести зрительно-осязаемые аналогии между явлениями, показать рассматриваемый процесс в динамике.Объектив позволяет приблизить к жизни, связать с производством изучаемый материал, показать, где применяется на практике то, что рассматривается в школьном классе, а ознакомившись с тем, где практически применяются те или иные построения, учащиеся понимают, для чего нужно их изучать.

· методы полусамостоятельной работы:

- работа с книгой;.

- организация наблюдения.

 В практике редко встречаются уроки, целиком посвященныесамостоятельной работе учащихся. Это весьма неэффективно. Обучение графике необходимо организовывать так, чтобы самостоятельная работа учащихся в учебном процессе была не эпизодическим явлением, а составной, запланированной ее частью. Главным средством, вовлекающим учащихся в самостоятельную работу, должна быть система графических познавательных заданий.

2 Методы выработки учебных умений и накопления опыта учебной деятельности:

· упражнения

· лабораторные работы

· практические работы.

3 Методы закрепления и повторения изученного материала:

· вышеописанные методы: упражнения, практические и лабораторные работы;

· беседа;

· повторение - процесс словесного или письменного воспроизведения выполняемых ранее или аналогичных им заданий.

4 Методы организации взаимодействия учащихся и накопления социального опыта:

· освоение элементарных норм ведения

· метод взаимной проверки домашних и прочих заданий; ошибки подчеркиваются и обозначаются галочкой на полях;

· прием взаимных заданий заключается в том, что на уроке учащиеся выполняют задания, придуманные соседями по парте.

· временная работа в группах. Обычное число членов группы - 3-6 человек. В конце работы каждая группа выбирает представителя, и тот докладывает классу выработанные предположения;

· создание ситуаций совместных переживаний. Суть - совместная деятельность учащихся, которая содержит в себе элементы сильного позитивного эмоционального переживания. Для этого в ответе или подготовке к ответу участвует не один, а два или более учащихся;

5 Методы эмоционального стимулирования:

· создание ситуаций успеха в обучении - создание цепочки ситуаций, в которых учащийся добивается хороших результатов, что ведет к возникновению у него чувства уверенности в своих силах и легкости процесса обучения;

· поощрение и порицание в обучении. В качестве поощрения может выступать похвала, повышенная оценка, одобрение выбранного направления; порицание и другие виды наказания должны быть исключением и применяться лишь в вынужденных ситуациях;

· использование игр и игровых форм организации учебы;

· постановка системы перспектив - метод, тщательно разработанный А.С. Макаренко. Он считал, что перед учениками необходима постановка перспективы трех уровней: ближней, рассчитанной на время одного задания, урока, учебного дня; средней - на неделю, четверть или год, и дальней - на несколько лет или на всю жизнь;

6 Методы развития психических функций, творческих способностей и личностных качеств:

· творческое задание - учебное задание, содержащее творческий компонент, для решения которого учащемуся необходимо использовать знания, приемы или способы решения, никогда им ранее в школе не применяемые;

Важнейшей предпосылкой активизации мыслительной деятельности учащихся является использование задач, которые для своего решения требуют от учащихся обобщения, анализа исходных данных.

· постановка проблемы или создание проблемной

В основе организации проблемного обучения, в какой-то мере имитирующего процесс научного познания путем решения учащимся проблемных ситуаций, лежит принцип поисковой учебно-познавательной деятельности ученика. Проблемное обучение предполагает оптимальное сочетание репродуктивной и творческой деятельности школьников.Целесообразность применения проблемного подхода во многом зависит от содержания темы. Каждая учебная тема представляет собой логически завершенный круг фактов, сведений, понятий, которые должны быть в ходе подготовки к уроку переработаны, продуманы учителем. Создание и решение проблемных ситуаций должно играть вспомогательную роль и составлять, как правило, только часть урока. Проблемное обучение поможет учащимся не только успешно овладеть учебным материалом, но и будет способствовать воспитанию у них интереса к черчению, повышать активность обучения школьников.

· дискуссия - метод обучения, основанный на обмене мнениями по определенной проблеме; целесообразно использовать, когда учащиеся уже обладают значительной степенью самостоятельности в мышлении, умеют аргументировать, доказывать и обосновывать свою точку зрения, но закладывать основы нужно еще в начальной школе;

·  создание креативного поля - метод Богоявленской; ученикам предоставляется возможность на основе непосредственной учебной деятельности развернуть другую, более интересную - креативную деятельность. Таким образом, вместо узкой проторенной тропинки, предлагаемой в рамках общих подходов, перед учеником разворачивается креативное поле решений; это воспитывает нестандартный подход;

· перевод игровой деятельности на творческий уровень - введение в хорошо известную и привычную игру новых элементов, дополнительного правила, нового обстоятельства, очередного задания.

7 Методы контроля знаний, умений учащихся

· устный опрос;

· фронтальный опрос;

Фронтальный графический опрос позволяет показать актуальность ранее полученных знаний, развить устную речь учащихся, систематически выявлять теоретические знания практически всех учеников класса, контролировать на большинстве уроков состояние графических умений школьников, ликвидировать пробелы в подготовке учеников, пропустивших предыдущий урок или неподготовленных к занятиям.Первым этапом такого опроса служит очень кратковременная фронтальная беседа, в процессе которой учащиеся со своих рабочих мест отвечают на вопросы по ранее изученной теме. Эти вопросы ставятся в конкретной форме и так, чтобы на них не требовался пространный ответ. На этом этапе от учеников требуется лишь вспомнить и осмыслить ранее изученное. Допускается использование учебных таблиц и других средств наглядности.Вторым этапом фронтального графического опроса являются графические задания. Ученикам предлагается вычертить в рабочей тетради в клетку основные изображения, относящиеся к только что повторенному материалу. Задания рассчитаны на очень быстрое, но полностью самостоятельное их выполнение. Конспекты при этом закрыты, учебные таблицы сняты. Учитель следит за ходом работы, собирает у выполнивших задания тетради, просматривает их и, не выставляя оценок (для экономии времени), складывает одинаково оцениваемые работы в одну из стопок, не закрывая при этом тетрадь. Таких стопок четыре (по числу различных оценок). Каждый из учащихся при этом видит, в какую из стопок положена его тетрадь.После того как тетради собраны, на доске вывешиваются учебные таблицы, содержащие изображения, являющиеся правильными ответами на предложенные ученикам задания. Дети могут скорректировать свои решения, понять свои ошибки.Применение фронтального графического опроса позволяет приблизить объем контролируемых знаний к ста процентам, систематически развивая при этом графические умения школьников и требуя от них постоянной готовности к такой работе.

· выставление поурочного балла - модификация устного опроса, при которой учитель выставляет оценки нескольким ученикам, которые, хотя и не отвечали на вопросы, но активно участвовали в уроке, добавляли и поправляли отвечающих;

· письменный опрос;

· контрольная работа;

· проверка домашних работ дает лучшие результаты при ежедневном проведении и может выполняться с использованием нескольких приемов: - сбор тетрадей для просмотра и проверки;

 - беглая проверка в ходе урока полученных дома результатов; - взаимная проверка домашних работ.

· тестирование.

Таковы основные методы и приемы, применяемые при изучении курса графики. [15], [16], [23], [26]

В заключении, хотелось бы отметить, что существенным недостатком в области применения методов преподавателя является недооценка теории в курсе черчения, однообразие применяемых методов. Считая курс черчения исключительно «практическим» предметом, некоторые преподаватели излагают систематически материал курса, не сообщают учащимся необходимых сведений, нужных для решения разнообразных задач данного раздела, не обосновывают принятых условностей при изображении тех или иных деталей машин. Типичный урок у таких преподавателей состоит в том, что они вычерчивают на классной то или иное геометрическое построение, комплексный чертеж или аксонометрию детали, сопровождая это краткими пояснениями, а учащиеся зарисовывают то же самое в своих тетрадках. Нарисованное нередко служит в дальнейшем материалом (заданием) для выполнения чертежа. Длительное применение такого однообразного примитивного метода проведения занятий, исключающего творческую деятельность учащихся, приводит к тому, что учащиеся совершенствуют только «технику» черчения, не развивая свои пространственные представления.

Поэтому, многие учителя ищут пути повышения эффективности в сочетании различных методов обучения в процессе проведения занятий. Проанализировав содержание изучаемого на уроке материала, темы, они подбирают соответствующие элементам этого содержания методы обучения, стремясь сочетать в разумных соотношениях репродуктивную и творческую деятельность детей при максимально плотном использовании времени урока.

Каждый правильно выбранный метод обучения устанавливает наиболее целесообразные способы работы преподавателя и учащихся в каждой части урока, он способствует глубокому усвоению изучаемого материала, стимулирует учащихся к дальнейшему накоплению знаний, воспитывает сознательное отношение учащихся к учебному процессу, развивает их самостоятельность, позволяет сочетать коллективную и индивидуальную работу учащихся, способствует повышению эффективности урока. Таким образом, выбор методов преподавания является большим и важным делом.


Заключение

Данная курсовая работа была посвящена теме «Методика изучения раздела «Графика» в 8 классе». Этот раздел является составной частью комплексной дисциплины «Технология».

В ходе написания работы было проанализировано содержание технологического образование школьников, большое количество учебной и учебно-методической литературы.

В работе рассмотрены важность, цели и задачи изучения курса; история развития графики (с древних времен до наших дней); общие организационные вопросы уроков графики.

В практической части разработаны краткий и развернутый перспективно-тематические планы курса, его рабочая программа, методические разработки четырех уроков, по одной из самых интересных и значимых из тем – «Метод проецирования. Ортогональное проецирование и комплексные чертежи. Эскизы предметов». Кроме того, рассмотрены различные классификации педагогических методов и приемов и даны некоторые рекомендации по их использованию применительно к дисциплине графика.

Таким образом, рассмотрев все перечисленные аспекты, можно сделать вывод о том, что поставленная в начале цель, была достигнута.


Список литературы

1. Ботвинников А.Д., Виноградов В.Н., Вышнепольский И.С. Черчение: Учеб. для 7-8 кл. общеобразоват. учрежд. М.: Просвещение, 1999.

2. Ботвинников А.Д.Пути совершенствования методики обучения черчению. М.: Просвещение, 1983.

3. Ботвинников А.Д., Вышнепольский И.С. Черчение в средней школе: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1989.

4. Ботвинников А.Д., Ломов Б.Ф.Научные основы формирования графических знаний и навыков школьников. М.,1979.

5. Ботвинников А.Д. Сборник задач по черчению. М., 1973.

6. Василенко Е.А., Коноваленко Л.Н. Задания по черчению на преобразование. Мн., 1989.

7. Владимиров Я.В., Ройтман И.А.Рабочая тетрадь по черчению для учащихся 9 класса общеобразоват. учреждений. М.:ВЛАДОС, 2001.

8. Воротников И.А.Занимательное черчение: Кн. для учащихся сред. шк. М.: Просвещение, 1990.

9. Вышнепольский И.С.Преподавание черчения в среднихпрофтехучилищах. М.: Высш. шк. 1986.

10. Государскип Л.М. О преподавании черчения в школе. М.: Просвещение, 1964.

11. Гордиенко Н.А., Степанова В.В.Черчение. 9 кл.: Учеб. для общеобразоват. шк. / Под ред. В.В. Степаковой. М.: ACT, 1999.

12. ЕСКД:Общие правила выполнения чертежей по состоянию на 01.01.1998.

13. Инженерная графика: Учебник для сред. проф. образования / А.М. Бродский, Э.М. Фазлулин, В.А. Халдинов. – М.: ИРПО: Издательский центр «Академия», 2003. – 400 с.

14. Карточки-задания по черчению для 7 класса / Е.А. Василенко, Е.Т. Жукова. М: Просвещение, 1998.

15. Курина В.А., Симоненко В.Д. Методика обучения учащихсячерчению (графике): Курс лекций и практические занятия. Брянск: Изд-во БГПУ им. И.Г. Петровского, 1997.

16. Методика обучения черчению: Учеб. пособие для студентов и уч-ся худож.-граф. спец. учеб. заведений / В.Н. Виноградов, Е.А. Василенко, А.А. Альхименок и др. / Под ред. Е.А. Василенко. М.: Просвещение, 1990.

17. Методическое пособие по черчению / Ботвинников А.Д., Виноградов В. Н., Вышнепольский И.С.. – М.: АСТ: Астрель, 2006.- 159 с.: ил.

18. Павлова А.А., Корзинова Е.И.Графика и черчение. 7-9классы: Рабочая тетрадь № 1. Графика и человек. Правила оформления чертежей. Геометрические построения. Форма и формообразование. М.: ВЛАДОС, 2000.

19. Павлова А.А., Корзшюва Е.И.Графика в средней школе: Метод, пособие для учителя графики - учебного модуля образовательной области «Технология» в средней общеобразоват. шк. М.:ВЛАДОС, 1999.

20. Программы общеобразовательных учреждений. Технология.  Трудовое обучение. Учеб. изд. / под. ред. Е.С. Забалуева. – М.:  изд. «Просвещение», 2006. -240 с.

21. Программа«Черчение» для учащихся 9 класса общеобразовательных учреждений / В.И. Якунин, В.А. Гервер, В.В. Степакова, Ю.Ф. Катханова, Е.А. Василенко, Л.Н.Анисимова и др. // Школа и производство. 1999. № 3. С. 63-67.

22. Ройтман И.А.Машиностроительное черчение: Учеб. пособие для студентов сред. спец. учеб. заведений: В 2 ч. М.: ВЛАДОС, 2002.

23. Ройтман И.А.Методика преподавания черчения. М,:ВЛАДОС, 2000.

24. Севастопольский Н.О. Уроки черчения в школе: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1981.

25. Селиверстов М.М.и др. Черчение: Проб. учеб. для учащихся 7-8 кл. общеобразоват. шк. / М.М. Селиверстов, А.И. Айдинов, A.Б, Колосов. М: Просвещение, 1991.

26. С.А. Смирнов и др. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии. М., Академия, 1999.

27. Технология: Учебник для учащихся 8 классов общеобразовательных школ. /Под. Ред. В.Д. Симоненко. – М:. «Вентана-Графф», 2001. – 240 с.

28. Технология: Учебник для учащихся 8 классов общеобразовательных учреждений. – 2-е изд. перераб. / Под. Ред. В.Д. Симоненко. – М:. «Вентана-Графф», 2005. – 208 с.

29. Черчение.Образовательная область «Технология»: Программа для общеобразоват. учрежд.: основная школа / Н.Г. Преображенская. М.: Вентана-Граф, 2002.


Приложение 1

 

Пояснительная записка

Современная организация производства, новая техника требует глубоких и разносторонних знаний, умений и навыков. Предмет графика призван формировать необходимые знания и навыки для практической деятельности учащихся и квалифицированных рабочих.

Планирование составлено на основе государственного стандарта и рассчитано на 34 часа. Весь учебный материал разделен на 7 тем.

В процессе изучения графики надо научить школьников аккуратно работать, правильно организовывать рабочее место, рационально применять чертежные и измерительные инструменты, владеть наиболее простыми приемами работы с красками.

Изучение теоретического материала сочетается с выполнением графических работ, содержание которых направлено на отработку методов, приемов и способов выполнения чертежей, развитие образного мышления, а также на формирование умения читать графическую документацию. Оценка успеваемости производится на основе наблюдения за текущей работой учащихся, результатов опроса, осуществляемого в устной и письменной форме, результатов проверки обязательных графических и индивидуально-графических работ. Все графические работы должны выполняться с соблюдением правил и техники оформления, установленных стандартами.

Обучение графики предполагает обязательное использование учебных наглядных пособий: таблиц, моделей, деталей, различных изделий, чертежей и т.д., а также кинофрагментов, диафильмов по черчению и другие современные технические средства обучения.

Обучение осуществляется по учебникам ''Строительное черчение'' П.В. Борсуков, ''Черчение'' И.А. Ройтман, Я.В. Владимиров, ''Чтение схем и чертежей электроустановок'' В.Н. Камнев

При обучении графической грамоте учителю следует обратить особое внимание на гуманизацию учебного процесса, на создание обучающей деятельно-творческой среды, где система «Знания, умения, навыки» рассматриваются не как цель, а как средство развития личности обучаемого, его творческого потенциала.

Следует уделять большое внимание развитию самостоятельности учащихся в приобретении знаний. Поэтому особое значение придается работе кружков, организации выставок работ учащихся, проведению тематических вечеров, конкурсов, олимпиад и экскурсий. Дальнейшее расширение и углубление графических знаний, умений и навыков учащихся предусматривается в часы факультативных занятий.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...