Обслуживание и сопровождение
Обслуживание и сопровождение товаров, предлагаемых компанией, во многих случаях критически важны для ее успеха, а значит, заслуживают рассмотрения в рамках бизнес-плана. Так это или нет, зависит от характера продукции, которую выпускает компания. Недорогие и простые товары часто вообще не нуждаются в сопутствующих услугах, в то время как для технически сложных или новых изделий профессиональное сопровождение иногда выступает как обязательное условие нормальной эксплуатации. Предоставление сервиса позволяет компании получить двойную выгоду. Во-первых, сопровождая свои продукты после продажи, компания улучшает свою репутацию и отношения с клиентами. Диапазон оказываемых услуг здесь весьма широк – от простого руководства по эксплуатации до специальной службы поддержки, сотрудники которой занимаются проблемами клиентов. Во-вторых, эта деятельность может служить самостоятельным источником дохода: например, автомобильный дилер получает основной доход от продажи машин и дополнительно зарабатывает на их ремонте и техническом обслуживании. Иногда послепродажное обслуживание превращается даже в основной источник дохода. Так, вполне вероятно, что производитель фотопленки будет больше зарабатывать на проявке отснятых пленок, чем на продаже чистых. Таким образом, во многих случаях компании стоит описать в бизнес-плане свои услуги по сопровождению продукции и условия их предоставления клиентам. По поводу обслуживания и сопровождения, а также их роли в становлении и начальном развитии предприятия необходимо отметить следующее.
Комментарий: обслуживание и сопровождение
Отметим, что в бизнес-плане GFI нет раздела, прямо посвященного обслуживанию клиентов. Это – следствие характера продукции: она не нуждается в дополнительном сопровождении. В случае GFI можно было бы рассказать об обслуживании дистрибьюторов, таком как доставка продуктов или демонстрационные стенды. Тем не менее отсутствие в данном конкретном плане раздела, посвященного обслуживанию, не представляет реальной проблемы. Хотя в бизнес-плане GFI в разделах, посвященных общему описанию компании и маркетингу, говорится об «услугах», под ними подразумевается просветительская деятельность, нацеленная более на продвижение продуктов, чем на их сопровождение в строгом смысле слова. Внешние факторы Иногда в производственном плане, как и в плане маркетинга, необходимо рассмотреть внешние факторы, влияющие на производство. Такие факторы присутствуют почти всегда. Они чаще всего неподконтрольны предпринимателю и различны по своей природе, формам проявления и значимости. Предприниматель должен определить, есть ли среди этих факторов достаточно важные для его бизнеса, и если есть – обсудить их в бизнес-плане. Поскольку внешние факторы с трудом поддаются обобщению, ниже мы кратко скажем о наиболее существенных из них.
Производственные ресурсы То, как будет строиться работа компании, очевидно, сильно зависит от стоимости и доступности производственных ресурсов, таких как рабочая сила и сырье. Как правило, эти ресурсы подвержены внешним влияниям. Если условия приобретения производственного ресурса содержательно изменятся, предприятию, возможно, придется внести соответствующие коррективы в свою деятельность. Например, повышение цен на сырье – по инициативе поставщика или из-за политической либо экономической нестабильности в стране происхождения – вынудит предпринимателя перейти на использование других материалов. Аналогично агрессивные настроения в трудовом коллективе, выливающиеся в забастовки и требования о повышении зарплаты, способны побудить предпринимателя к поиску других, менее трудоемких форм производства. Изменения технологий Предприниматель должен понимать, как может повлиять на его компанию появление инновационных технологий и насколько вероятно подобное событие. Также на бизнесе может сказаться выход на рынок конкурирующих продуктов. Например, создание легкого и недорогого (по сравнению с предшествующими моделями) оборудования для аудио- и видео-записи привело к повышению не только технического качества киносъемки, но и художественного уровня фильмов, снятых небольшими киностудиями со скромными бюджетами, а это, в свою очередь, изменило динамику развития киноиндустрии в целом. Развитие Интернета и попытки предпринимателей расширить возможности Всемирной сети с помощью социальных (Facebook) или файлообменных (YouTube) сетей, в свою очередь, сказываются на динамике распространения всех типов контента – текстового, графического, аудио- и видеоконтента. Клиенты Работа предприятия во многом зависит от клиентов, особенно когда среди них можно выделить доминирующего клиента (или доминирующую группу). Предприниматель обязан считаться с их влиянием.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|