Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Причина межличностных конфликтов




На содержание каждого из четырех видов поведения влияют устойчивые и ситуативные факторы. В конкретной ситуации че­ловек должен понимать или чувствовать, какое поведение с его стороны партнер может посчитать недопустимым и учитывать это на входе взаимодействия.

Как показано в гл. 14, конфликтная ситуация — это трудная для человека ситуация социального взаимодействия. К конфлик­ту приводит сама неподготовленность человека к эффективным действиям в подобных ситуациях. Он может не знать о том, что существует несколько способов и десятки приемов бескон­фликтного выхода из предконфликтных ситуаций без ущерба для собственных интересов. Человек может иметь представление об этих приемах и способах, но не иметь навыков и умений их применения на практике. Кроме того, он может не обладать достаточной психологической устойчивостью к отрицательному воздействию на психику стрессовых факторов социального взаимо­действия. Поэтому важнейшим направлением разрешения меж­личностных конфликтов является содержательная и психологи­ческая подготовка людей к оптимальным действиям в предкон­фликтных и конфликтных ситуациях.

Помимо низкой конфликтоустойчивости типичной личност­ной причиной конфликтов выступает плохо развитая у человека

16. Причины возникновения конфликтов 227

способность к эмпатии, т. е. пониманию эмоционального состоя­ния другого человека, сопереживанию и сочувствованию ему. Не­достаточность эмпатийных личностных качеств приводит к то­му, что человек ведет себя неадекватно ситуации социального взаимодействия, поступает не так, как этого ожидают партнеры по общению. Оценка поведения человека, который не понимает эмоций и чувств партнера по взаимодействию, как нежелатель­ного или недопустимого может вызвать конфликтную реакцию.

Завышенный или заниженный уровень притязаний также спо­собствует возникновению межличностных и внутриличностных конфликтов. Уровень притязаний характеризует, во-первых, уровень трудности, достижение которого является общей целью серии будущих действий (идеальная перспективная цель); во-вторых, выбор субъектом цели очередного действия, форми­рующейся в результате успеха или неудачи прошлых действий; в-третьих, желаемый уровень самооценки личности [70]. Чело­век нередко переживает внутриличностные конфликты, связан­ные с завышенными желаниями и недостаточными возможно­стями для их удовлетворения. Завышенная самооценка обычно вызывает негативную реакцию со стороны окружающих. Зани­женная оценка имеет следствием повышенную тревожность, неуве­ренность в своих силах, тенденцию избегать ответственности и т.д.

Одной из наиболее часто встречающихся личностных причин конфликтов являются различные акцентуации характера. Они проявляются в чрезмерной выраженности отдельных черт харак­тера или их сочетаний у конкретного человека и представляют крайние варианты нормы, граничащие с психопатиями.

Психологом В.В. Синеоком было исследовано влияние ак­центуации характера на конфликтность курсантов-летчиков. С помощью модульной методики диагностики межличностных конфликтов (гл. 12) им были выявлены конфликтные и бескон­фликтные курсанты в учебных группах. Затем с помощью оп­росника Р. Кеттела были оценены их индивидуальные особен­ности. Установлено, что выраженной формой акцентуации ха­рактера «конфликтной» личности курсанта является эксплозив­ная форма.

Для бесконфликтных курсантов характерна психастеническая форма акцентуации личности. Психастеникам свойственна вы­сокая тревожность, нерешительность, склонность к самоанализу,

228 IV- Теоретические основы конфликтологии

постоянным сомнениям и рассуждениям, неуверенность в себе, быстрая утомляемость, фиксация на неудачах.

Интересные результаты получены после сравнения стратегий поведения конфликтных и бесконфликтных курсантов в ситуа­циях противодействия. Стратегии поведения оценивались с по­мощью методики К. Томаса. Результаты оценки представлены в табл. 16.1.

Таблица 16. 1. Выраженность стратегий поведения по тесту К. Томаса курсантов с высоким и низким индексами конфликтно­сти, в баллах (п= 40)

 

 

Группы курсантов Пока­зате­ли Стратегии поведения
Сопер­ничество Сотруд­ничес­тво Компро­миссная Приспо-саблива-емость Избега­ние
Конфликт- ц 6,0 ные а 2,78 Бесконф- ц 4,45 ликтные а 2,6 6,05 1,38 6,88 1,73 7,08 1,71 5,28 2,06 5,75 1,91 7,25 2,54 5,13 2,24 6,03 1,71

Данные таблицы свидетельствуют о том, что у конфликтных курсантов нет ярко выраженной стратегии поведения в трудных ситуациях социального взаимодействия. Наблюдается некоторое преобладание компромиссной стратегии и относительно редкое поведение, связанное с уходом от конфликта. Для бесконфлик-ных курсантов характерными являются типы поведения, осно­ванные на уступках, с жертвой своих интересов. Преобладают стратегии приспосабливающегося и сотрудничающего поведе­ния. Заметно реже других ими используется стратегия соперни­чества. Такое поведение в предконфликтных ситуациях, очевид­но, обеспечивает этим индивидам лучшее взаимодействие с ок­ружающими.

Охарактеризованные выше личностные причины возникно­вения конфликтов встречаются наиболее часто. Однако они не исчерпывают перечень причин подобного типа.

16. Причины возникновения конфликтов 229

4.

Выводы

1. Без знания причин возникновения и развития конфликтов трудно рассчитывать на их эффективное регулирование. Определение системы причин является результатом глав­ным образом системно-генетического анализа конфликтов. Необходимо различать причины конфликтов и причины из­менений в их характеристиках. Факторы и причины кон­фликтов носят объективно-субъективный характер и могут быть объединены в четыре группы: объективные, организа­ционно-управленческие, социально-психологические, лич­ностные.

2. Основными объективными факторами возникновения кон­фликтов выступают: естественное столкновение интересов людей в процессе их жизнедеятельности; слабая разрабо­танность и использование в России нормативных процедур разрешения социальных противоречий; недостаток и не­справедливое распределение значимых для нормальной жизнедеятельности людей материальных и духовных благ; сам образ жизни россиян, связанный с материальной не­устроенностью и радикальными, масштабными, быстрыми переменами; традиционные для нас стереотипы конфликт­ного разрешения социальных противоречий и др.

3. Основными организационно-управленческими причинами конфликтов являются: структурно-организационные, функ­ционально-организационные, личностно-функциональные и ситуативно-управленческие.

К типичным социально-психологическим причинам кон­фликтов относятся: потери и искажения информации в про­цессе межличностной и межгрупповой коммуникации; раз-балансированное ролевое взаимодействие людей; выбор разных способов оценки результатов деятельности; разный подход к оценке одних и тех же сложных событий; внутри-групповой фаворитизм; соревнование и конкуренция; огра­ниченная способность к децентрации и др. 5. Основными личностными причинами конфликтов выступа­ют: субъективная оценка поведения партнера как недопус­тимого; низкая конфликтоустойчивость; плохое развитие эмпатии; неадекватный уровень притязаний; акцентуации характера и др.

Структура конфликта

Среди понятий, которыми характеризуется структура кон­фликта, выделяют такие, как конфликтная ситуация, ее образы, объект, а иногда и предмет конфликта, участники, ус­ловия протекания, действия сторон, приемы и способы проти­водействия. Какой смысл вкладывается в эти понятия? Чем они отличаются друг от друга? Ответы на эти и другие вопросы от­носительно структуры конфликта рассмотрены в данной главе

в> 17.1. Объективные составляющие конфликта

Конфликт как многомерное явление имеет свою структуру. Однако само понятие «структура» трактуется по-разному. Так, при анализе объектов материальной и социальной жизни часто под структурой понимается совокупность элементов, состав­ляющих объект. Например, в социальной структуре общества обычно выделяют различные классы и другие социальные слои. Иногда структура рассматривается как устройство, поря­док расположения элементов.

Применительно к конфликту такие подходы неприемлемы, так как наряду с тем, что он является системой, конфликт представляет собой и процесс. Поэтому структура конфликта понимается как совокупность устойчивых связей конфликта,^ обеспечивающих его целостность, тождественность самому се-т бе, отличие от других явлений социальной жизни, без которых он не может существовать как динамически взаимосвязанная целостная система и процесс. Основные компоненты структу­ры конфликта могут быть представлены так, как на рис. 17.1.

Кроме понятия «конфликт» часто используется и «конф­ликтная ситуация» — частное понятие по отношению к кон­фликту. Конфликтная ситуация представляет собой фрагмент конфликта, цельный эпизод его развития, своеобразный

17. Структура конфликта 231

«фотографический снимок» конфликта на определенный мо­мент времени. Поэтому структура конфликта может рассмат­риваться и как структура конфликтной ситуации.

Конфликтная ситуация

Предмет конфликта

Информационная модель конфликтной ситуации

Мотивы

Информационная модель конфликтной ситуации

Мотивы

Стратегия

Тактика

Тактика

Оппонент 1

Оппонент 2

Другие участники

Микро- и макросреда

Другие участники

Рис. 17.1. Структура конфликта

Каждая конфликтная ситуация имеет объективное содержа­ние и субъективное значение. Рассмотрим их более подробно. Начнем с объективного содержания конфликтной ситуации.

1. Участники конфликта. В любом социальном конфликте, будь то межличностный или межгосударственный конфликт, основными действующими лицами являются люди. Они могут выступать в конфликте как частные лица (например, в семей­ном конфликте), как официальные лица (конфликт по верти­кали) или как юридические лица (представители учреждений или организаций). Кроме того, они могут образовывать раз­личные группировки и социальные группы вплоть до таких образований, как государства.

Степень участия в конфликте может быть различной: от непосредственного противодействия до опосредованного влия-

т

- Теоретические основы конфликтологии

ния на ход конфликта. Исходя из этого выделяют: основных участников конфликта; группы поддержки; других участников.

Основные участники конфликта. Их часто называют сторо­нами или противоборствующими силами. Это те субъекты конфликта, которые непосредственно совершают активные (наступательные или защитные) действия друг против друга. Некоторые авторы вводят такое понятие, как «оппонент», что в переводе с латинского означает возражающий, противник в споре [16].

Противоборствующие стороны — ключевое звено любого конфликта. Когда одна из сторон уходит из конфликта, то он прекращается. Если в межличностном конфликте один из участ­ников заменяется новым, то и конфликт изменяется, начинается новый конфликт. Это происходит потому, что интересы и цели сторон в межличностном конфликте индивидуализированы.

В межгрупповом или межгосударственном конфликте уход или появление нового участника не влияет на конфликт. В та­ком конфликте незаменимость относится не к личности, а к группе или государству.

Часто в конфликте можно выделить сторону, которая пер­вой начала конфликтные действия. Ее называют инициатором конфликта. В литературе можно встретить такой термин, как «зачинщик». По-видимому, данное понятие менее удачное, так как априори несет определенную негативную смысловую на­грузку. Если одна из сторон инициирует конфликт, то это еще не значит, что она неправа. Например, если новатор, не сумев бесконфликтно добиться внедрения инновации, идет на проти­воборство, то оценка его действий будет положительной.

Однако в длительных затяжных межгрупповых конфликтах сложно определить инициатора. Многие из таких конфликтов имеют свою историю, насчитывающую десятилетия, поэтому сложно бывает выявить тот шаг, который привел к борьбе.

Часто выделяют такую характеристику оппонента, как его ранг.

Ранг оппонента — это уровень возможностей оппонента по

.реализации своих целей в конфликте, «сила», выражающаяся в

сложности и влиятельности его структуры и связей, его физи-

ческие, социальные, материальные и интеллектуальные воз-

можности, знания, навыки и умения, его социальный опыт

17. Структура конфликта 233

конфликтного взаимодействия. Это широта его социальных связей, масштабы общественной и групповой поддержки.

Ранги оппонентов отличаются также наличием и величиной их деструктивных «потенциалов» [25]. В межличностных кон­фликтах — это физическая сила, оружие, в войнах — это воо­руженные силы, характер вооружения и т.п.

Группы поддержки. Практически всегда в любом конфликте за оппонентами стоят силы, которые могут быть представлены отдельными индивидами, группами и т.д. Они либо активными действиями, либо только своим присутствием, молчаливой под­держкой могут коренным образом воздействовать на развитие конфликта, его исход. Даже если учесть, что отдельные инци­денты в ходе конфликта могут происходить без свидетелей, ис­ход конфликта во многом определяется их существованием.

Группы поддержки могут быть представлены друзьями, субъектами, связанными с оппонентами какими-то обязатель­ствами, коллегами по работе. В группу поддержки могут вхо­дить руководители или подчиненные оппонентов. В межгруп­повых и межгосударственных конфликтах — это государства, различные межгосударственные объединения, общественные организации, средства массовой информации.

Другие участники. В данную группу входят субъекты, кото­рые оказывают эпизодическое влияние на ход и результаты конфликта. Это подстрекатели и организаторы [25]. Подстре­катель — это лицо, организация или государство, подталки­вающее другого участника к конфликту. Сам подстрекатель может затем в этом конфликте и не участвовать. Его задача — спровоцировать, развязать конфликт и его развитие, предусмат­ривающее. Организатор — лицо или группа, планирующее кон­фликт и его развитие, предусматривающее различные пути обеспе­чения и охраны участников, и др.

Иногда в число участников конфликта включают медиато­ров (посредников, судей и т.д.). На наш взгляд, это не вполне правомерно. Третья сторона в конфликте (медиатор) решает задачу прекращения конфликта. Участники же в той или иной мере участвуют в конфликте, содействуют его развитию, поддерживают и развивают борьбу. Медиатор дейст­вует ненасильственными методами и не входит в число участ­ников конфликта.

234 IV. Теоретические основы конфликтологии

2. Предмет конфликта. Как уже отмечено выше, ядром лю­бого конфликта является противоречие. В нем отражается столкновение интересов и целей сторон. Борьба, ведущаяся в конфликте, отражает стремление сторон разрешить это проти­воречие, как правило, в свою пользу. В ходе конфликта борьба может затухать и обостряться. В такой же мере затухает и обо­стряется противоречие. Однако проблема конфликта остается неизменной до тех пор, пока противоречие не разрешится.

В большинстве случаев суть противоречия в конфликте не видна, не лежит на поверхности. Участники конфликта опери­руют таким понятием, как предмет конфликта. В нем отражает­ся обыденное восприятие основного противоречия конфликта.

Таким образом, предмет конфликта — это объективно су­ществующая или воображаемая проблема, служащая основой конфликта. Это то противоречие, из-за которого и ради разре­шения которого стороны вступают в противоборство.

3. Объект конфликта. Еще одним непременным атрибутом конфликта является его объект. Сразу выделить его в каждом случае не всегда удается. Легче определяются проблема или предмет конфликта. Объект лежит глубже, он как бы покрыт скорлупой и является ядром проблемы, центральным звеном конфликтной ситуации. Поэтому иногда его рассматривают как причину, повод к конфликту. Объектом конфликта может быть материальная (ресурс), социальная (власть) или духовная (идея, норма, принцип) ценность, к обладанию или пользова­нию которой стремятся оба оппонента.

Чтобы стать объектом конфликта, элемент материальной, социальной или духовной сферы должен находиться на пересе­чении личных, групповых, общественных или государственных интересов субъектов, которые стремятся к контролю над ним. Поэтому некоторые авторы считают, что объект конфликта должен быть неделим. «Неделимость объекта является одним из необходимых (хотя и недостаточных) условий существова­ния конфликтных ситуаций» [16]. Однако объект конфликта может быть как делимым, так и неделимым. Условием для конфликта является притязание хотя бы одной из сторон на неделимость объекта, желание считать его неделимым, полно­стью владеть им. Такое понимание открывает более широкий спектр вариантов разрешения конфликта, т. е. для конструк-

17. Структура конфликта 235

тивного разрешения конфликта необходимо изменять не толь­ко его объективные составляющие, но и субъективные.

Обязательно ли наличие объекта в конфликте? Существует мнение, что конфликт может и не иметь объекта. Наряду с «объектными» выделяют «безобъектные» конфликты, которые не базируются на взаимных стремлениях к контролю над чем-то [25]. В качестве примера приводится следующий конфликт. Си­туация с двумя соседями в стандартном блочном доме с пре­красной слышимостью: один сидит за рабочим столом и пишет научную монографию, а другой играет на скрипке. Первый, ко­торому скрипка мешает сосредоточиться, стучит в стену. Начи­нается конфликт. Авторы указывают, что причина конфликта здесь не в том, что оба стремятся единолично контролировать какую-либо ценность, а просто в помехах, снижающих эффек­тивность деятельности одного из оппонентов.

Однако анализ данной ситуации показывает, что и в этом конфликте есть объект. Этой ценностью, к обладанию которой стремятся оба оппонента, является тишина. Первый оппонент (скрипач) считает, что обладание ею позволяет ему делать с ней то, что ему хочется, в том числе и нарушать. Второй оппонент (ученый) считает, что это его право, чтобы тишина соблюдалась, оставалась нетронутой. Из-за того, что их устремления сосредо­точены на одном объекте, и возникает конфликт.

Важно уметь выделить объект конфликта, чтобы конструк­тивно его разрешить. Потеря объекта конфликта, ошибочное выделение ложного объекта существенно затрудняют процесс решения проблемы.

4. Микро- и макросреда. При анализе конфликта необходимо выделять такой элемент, как условия, в которых находятся и действуют участники конфликта, т. е. микро- и макросреду, в которой возник конфликт. Такой подход позволяет рассматри­вать конфликт не как изолированную систему, а как социальную ситуацию. На необходимость учета социальных условий, в кото­рых протекает конфликт, указывал известный отечественный психолог В. Мясищев [57J. В целом в отечественной науке соци­альная среда как комплекс условий понимается достаточно ши­роко. В нее включаются не только ближайшее окружение лич­ности, но и социальные группы, представителем которых явля­ется данный индивид. Учет этого окружения на уровне микро-

- Теоретические основы конфликтологии

17. Структура конфликта 237

среды и макросреды позволяет понять содержательную сторону целей, мотивов сторон, а также их зависимость от этой среды.

^^ 17.2. Психологические составляющие конфликта

Важными психологическими составляющими конфликтной ситуации являются устремления сторон, стратегии и тактики их поведения, а также их восприятие конфликтной ситуации, т. е. те информационные модели конфликта, которые имеются у каждой из сторон и в соответствии с которыми оппоненты организуют свое поведение в конфликте.

1. Мотивы сторон. При объяснении активности и направ­ленности действий оппонентов в конфликте речь идет о моти­вах, целях, интересах, ценностях, потребностях отдельных лиц, социальных групп, государств или их сообществ.

Мотивы в конфликте — это побуждения к вступлению в конфликт, связанные с удовлетворением потребностей оппо­нента, совокупность внешних и внутренних условий, вызы­вающих конфликтную активность субъекта. В конфликте часто сложно выявить истинные мотивы оппонентов, так как они в большинстве случаев скрывают их, предъявляя в позициях и декларируемых целях мотивировку участия в конфликте, кото­рая отличается от первичных мотивов (рис. 17.2).

Базисным побудителем активности оппонента в конфликте являются его потребности. Они представляют собой состояния субъекта, создаваемые испытываемой оппонентом нуждой в объектах (ресурсы, власть, духовные ценности), необходимых для его существования и развития, выступающих источником его активности.

Потребности в безопасности, признании, идентичности, социальной принадлежности и т.п. присущи как отдельному индивиду, так и социальным группам, целым обществам и го­сударствам. По мнению Д. Бертона,

только те организационные усилия, которые полно­стью удовлетворяют основные человеческие потребности, люгут принести подлинное завершение консрликта [25].

Фиксируемые, заявляе­мые (декларированные) в ходе взаимодействия Позиции   Позиции
Мотивы (скрытые, глубинные) Ценности Интересы Потребности   Цели Ценности Интересы Потребности

Оппонент 1

Оппонент 2

Рис. 17.2. Система устремлений оппонентов в конфликте

Анализ причин поведения сторон в конфликтах показывает, что они сводятся к стремлению удовлетворить свои интересы. Интересы оппонента представляют собой осознанные потреб­ности, которые обеспечивают его направленность на объект конфликта, и способствуют реализации его конфликтного по­ведения.

Близки к интересам оппонентов и ценности, которые они могут отстаивать в конфликте. Это могут быть общечеловече­ские ценности (например, истинность суждения, идеи, спра­ведливость решения), ценности, выраженные в каком-то кон­кретном произведении культуры, а также личностные ценности (чувство собственного достоинства, честь, самооценка и т.п.).

Мотивы индивида, группы не возникают сами по себе и часто определяются ситуацией, условиями, в которых он находится. За­частую протекающие в обществе социально-дезорганизующие процессы деформируют общественное сознание, которое реа­лизуется и преломляется через потребности, интересы и, сле­довательно, через цели, поступки и действия конкретных лю­дей и групп.

Мотивы противодействующих сторон конкретизируются в их целях. Цель — это осознанный образ предвосхищаемого ре­зультата, на достижение которого направлены действия чело­века. Целью субъекта в конфликте является его представление о конечном результате конфликта, его предвосхищаемый по­лезный (с точки зрения личности или общественной, группо­вой значимости) результат. В конфликте можно выделить стра­тегические и тактические цели оппонентов. Основная цель оп­понента — овладение объектом конфликта, ей подчинены так­тические цели. Однако в зависимости от развития конфликта

. Теоретические основы конфликтологии

эта основная цель может быть заменена на другую (нанесение максимального ущерба — материального, морального, психо­логического — оппоненту), которая в начале конфликта высту­пала как цель-средство.

Последним элементом, самой видимой частью устремлений человека, социальной группы в конфликте, который обычно анализируется и берется в расчет, является позиция. Это систе­ма отношений оппонента к элементам конфликтной ситуации, проявляющаяся в соответствующем поведении и поступках. Другими словами, это совокупность фактических прав, обязан­ностей и возможностей оппонента, реализующихся в конкрет­ной конфликтной ситуации посредством общения, поведения и деятельности. Позиция характеризуется, с одной стороны, динамичностью и гибкостью, с другой — относительной устой­чивостью.

2. Конфликтное поведение. Состоит из противоположно на­правленных действий участников конфликта. Этими действия­ми реализуются скрытые от внешнего восприятия процессы в мыслительной, эмоциональной и волевой сферах оппонентов. Чередование взаимных реакций, направленных на реализацию интересов каждой стороны и ограничение интересов хшпонен-та, составляет видимую социальную реальность конфликта. Поскольку действия оппонентов в большой степени влияют друг на друга, вытекают из предыдущих действий другого, т. е. взаимообусловливаются, то в любом конфликте они приобре­тают характер взаимодействия.

Конфликтное поведение имеет свои принципы, стратегии (способы) и тактики (приемы). Среди основных принципов кон­фликтного противоборства выделяют [43]: концентрацию сил; координацию сил; нанесение удара по наиболее уязвимому пункту в расположении противника; экономию сил и времени и др.

Стратегия поведения в конфликте рассматривается как ори­ентация личности (группы) по отношению к конфликту, уста­новка на определенные формы поведения в ситуации кон­фликта. В основе выделения стратегий лежит концепция о «силовом поле» мотивации руководителя, ориентированного либо на производство, либо на человека, производителя [33]. Первая «силовая линия» (на производство) ведет к максималь­но высоким объемам прибыли и рассматривается как напори-

17. Структура конфликта 239

стостъ. Вторая направлена на человека, на то, чтобы условия труда в наибольшей степени отвечали его потребностям и за­просам. Она рассматривается как кооперативность.

Созданная с целью улучшения управления делами на про­изводстве и в бизнесе «решетка менеджмента» была удачно ин­терпретирована для различения стратегий поведения в кон­фликте (рис. 17.3).

Кооперативность (ориентация на других)

Сотрудничество

Компромисс

Приспособление

Соперничество

Напористость (ориентация на себя)

Рис. 17.3. Основные стратегии поведения в конфликте

Соперничество (конкуренция) заключается в навязывании другой стороне предпочтительного для себя решения. Сотрудниче­ство (проблемно-решающая стратегия) позволяет осуществить поиск такого решения, которое удовлетворяло бы обе стороны. Компромисс предполагает взаимные уступки в чем-то важном и принципиальном для каждой из сторон. Применение стратегии приспособление (уступка) основывается на понижении - своих стремлений и принятии позиции оппонента. При избегании (бездействии) участник находится в ситуации конфликта, но без всяких активных действий по его разрешению.

Как правило, в конфликте используются комбинации стра­тегий, порой доминирует одна из них. Например, в значитель­ной части конфликтов по вертикали в зависимости от измене­ния обстановки оппоненты меняют стратегию поведения, при­чем подчиненные идут на это в полтора раза чаще, чем руко-

240 IV- Теоретические основы конфликтологии

водители — 71% и 46% соответственно [100]. Порой конфликт начинается с кооперативного поведения, однако при его не­удаче в ход пускается соперничество, которое может также оказаться неэффективным. Тогда вновь происходит обращение к сотрудничеству, что приводит к успешному разрешению конфликта.

Соперничество — наиболее часто применяемая стратегия: оппоненты пытаются реализовать данный способ достижения своей цели в более чем 90% конфликтов. Это и понятно. Соб­ственно конфликт и заключается в противоборстве, подавле­нии оппонента. Поэтому личность или группа идут на кон­фликт, так как другими способами договориться с оппонентом не удается.

По этой причине тактические приемы соперничества более разнообразны, чем те, которые позволяют реализовать другие стратегии. Исторически сложилось так, что именно данные средства воздействия совершенствовались в большей мере, чем миротворческие. Обычно задача определялась таким образом — оппонент должен быть использован или нейтрализован (Макиавелли, Катарбинский и др.).

В открытый период развития конфликта используется именно эта стратегия, особенно в ходе его эскалации. В пред-конфликтной ситуации и при завершении конфликта расширя­ется спектр средств воздействия на оппонента Однако в целом такие стратегии, как компромисс, избегание и приспособле­ние, используются в несколько раз реже, чем соперничество, а сотрудничество — только в 2—3% ситуаций [100].

Выбор стратегии поведения в конфликте определяется многими факторами, которые могут быть сведены в две груп­пы- факторы ситуации и личностные факторы s Факторы ситуации. 1 «» Оценка участниками конфликта успешности применения стратегии для достижения своих целей. Например, выбор в пользу сотрудничества происходит, если есть уверенность в способности находить взаимоприемлемые решения; имеются предыдущие успехи по достижению согласия в данном кон­фликте; присутствует посредник; оценка готовности другой стороны к сотрудничеству позитивна; есть доверие к оппо­ненту (Г. Прюитт, Д. Рубин).

17. Структура конфликта 241

Статус участника конфликта. Выявлено, что люди склонны избирать стратегии поведения в зависимости от того, кто противостоит им в конфликте — их руководитель, коллега по работе или подчиненный [23]. Наибольшая «твердость» проявляется в отношениях с руководителем. При взаимо­действии с подчиненным почти половина опрошенных гото­ва отказаться от своей точки зрения, лишь бы не обострять ситуацию (табл. 17.1).

Таблица 17.1. Стратегии поведения инженерно-технических работников в ситуации конфликта, %

 

Стратегия Отношения с
руководством коллегой подчиненным
Настоять на своем 78,8 Уступить 21,2 75,0 25,0 56,2 43,8

Также выявлено, что одни и те же военнослужащие выби­рают различные стратегии поведения в зависимости от долж­ностного статуса в конкретной ситуации конфликтного взаи­модействия. Будучи руководителем, они в основном придержи­ваются следующих стратегий (в порядке убывания частоты применения): компромисс, сотрудничество и избегание. В си­туациях, где они же выступают в роли подчиненных, соотно­шение используемых стратегий иное: избегание, компромисс, сотрудничество [100].

• Наличие времени благоприятствует использованию страте­гии избегания.

Личностные факторы.

• Ориентированность мотивации участников конфликта на свои или чужие интересы или же на интересы дела. Выявле­но, что ориентация личности на себя или на дело увеличи­вает вероятность выбора соперничества. Высокие показатели ориентации на дело и на другого участника способствуют реализации сотрудничества и компромисса. Преобладание ориентации на интересы другого ведет к применению стра­тегии приспособления.

• Преобладающий тип отношения к окружающим. Оказалось, что наличие доминирующих типов отношения к окружаю-

242 IV. Теоретические основы конфликтологии

щим (властно-лидирующий, независимо-доминирующий, прямолинейно-агрессивный и недоверчиво-скептический) способствует выбору преимущественно настойчивых, актив­ных стратегий: соперничества и сотрудничества [100J. • Выявлено влияние некоторых акцентуаций характера лично­сти на выбор стратегии поведения в конфликте. Так, преоб­ладание психастенической формы акцентуации характера способствует выбору приспособления и сотрудничества [77]. Выделение факторов ситуационного и личностного планов отражает разные точки зрения по поводу того, насколько сильно человек может менять свое поведение в конфликте. Некоторые считают, что выбираемая стратегия — это относи­тельно стабильный аспект личности, т. е. существуют люди, демонстрирующие в конфликте только кооперативную или только соперничающую стратегию [90]. Однако известно, что социальное поведение человека зависит от ситуации и может значительно меняться (К. Арнольд, Д. Боверс). Например, ме­жду стилем поведения в конфликте и такими личностными ха­рактеристиками, как догматизм, уважение к людям, макиавел­лизм (склонность манипулировать людьми), существует очень низкая корреляция (К. Джонс). Преобладающее влияние лич­ностных особенностей на конфликтное поведение скорее всего верно не в отношении всех людей, а для акцентуированных личностей, чье поведение относительно мало корректируется факторами социальной ситуации [46].

В отношении же основной массы успешно адаптируемых людей более адекватно рассматривать стратегии всего лишь как специфические типы поведения (Л. Козер), т. е. стратегия со­относится, возможно, с категориями поведения, а не с типом личности. Такое представление позволяет учитывать легкость, изменения поведения в зависимости от ситуации, создает ос-| нову для тренировки навыков адекватного поведения в кон­фликте.

Какие же стратегии конфликтного взаимодействия наиболее эффективны? На первый взгляд, сотрудничество кажется наибо­лее эффективным, на что указывают ряд специалистов [39; 78; 90]. Однако в действительности ситуация сложнее, поскольку успешность применения любой стратегии зависит от большого числа факторов, и не все они благоприятствуют сотрудничеству.

17. Структура конфликта 243

Например, важно соотношение выбранных стратегий оппонен­тов. В том случае, когда обе стороны применяют стратегию со­перничества, конфликт часто заходит в тупик. Если одна сторо­на использует соперничество, а другая — сотрудничество или компромисс, то это довольно часто приводит к взаимоприемле­мому соглашению. Однако более чем в 50% случаев участник с соперничающей стратегией добивается победы (С. Прошанов).

Тактики поведения в конфликте. Стратегии в конфликте реа­лизуются через различные тактики. Тактика (от греч. tasso — выстраиваю войска) — это совокупность приемов воздей­ствия на оппонента, средство реализации стратегии. Одна и та же тактика может использоваться в рамках разных стра­тегий. Так, угроза или давление, рассматриваемые как дест­руктивные действия, могут быть использованы в случае не­готовности или неспособности одной из сторон уступать да­лее определенных пределов.

Выделяют следующие виды тактик воздействия на оппо­нента

Тактика захвата и удержания объекта конфликта Применя­ется в конфликтах, где объект материален. Это могут быть как межличностные конфликты (самовольное заселение в квартиру, например), так и межгрупповые и межгосударст­венные. Для конфликтов между группами и государствами такая тактика чаще всего представляет собой сложную, со­стоящую из ряда этапов деятельность, включающую полити­ческие, военные, экономические и иные средства [25].

Тактика физического насилия (ущерба). Применяются такие приемы, как уничтожение материальных ценностей, физи­ческое воздействие, нанесение телесных повреждений (вплоть до убийства), блокирование чужой деятельности, причинение боли и т.п.

Тактика психологического насилия (ущерба) Данная тактика вызывает у оппонента обиду, задевает самолюбие, достоин­ство и честь. Ее проявления: оскорбление, грубость, оскор­бительные жесты, негативная личностная оценка, дискри­минационные меры, клевета, дезинформация, обман, уни­жение, жесткий контроль за поведением и деятельностью,

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...