Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Трудные ситуации жизнедеятельности




 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Трудные ситуации деятельности   Трудные ситуации социального взаимодействия   Трудные ситуации внутриличностного плана
  -1 -1 -«     -1       -1 -> и  
Проблемные ситуации деятельности Проблемные ситуации взаимодействия Внутриличностные затруднения
Критические (аварийные) ситуации н Предконфликтные ситуации Внутриличностные конфликты
Экстремальные ситуации -1 Конфликтные ситуации Внутриличностные кризисы
                     

Рис. 14.1. Трудные ситуации жизнедеятельности человека

В трудной ситуации деятельности человеку противостоит среда. В трудной ситуации взаимодействия личности противо­стоят другой человек или группа. В трудной ситуации внутри-личностного плана человек противодействует самому себе.

Трудные ситуации деятельности.Интенсивные исследования деятельности человека в трудных ситуациях начались со второй половины 50-х годов. Объектом исследования становится пси­хика в «экстремальных ситуациях», «проблемных ситуациях», «напряженных ситуациях», «ситуациях стресса» (В. Вилюнас, Б. Вяткин, Ф. Горбов, М. Дьяченко, В. Марищук, В. Мерлин, М. Матова, Н. Наенко, и др.).

Сегодня трудные ситуации деятельности достаточно изуче­ны. Они рассматриваются как ситуации со сложной обстанов­кой, для которых характерно нарушение соответствия между требованиями деятельности и профессиональными возможно­стями человека.

Проблемные ситуации деятельности отличаются новой зада­чей, которая решается в обычных обстоятельствах. Такие си-

14. Конфликт как тип трудных ситуаций 195

туации требуют мобилизации познавательных способностей человека и эмоциональной устойчивости.

Критические (аварийные) ситуации связаны с заметно ме­няющимися условиями, в которых протекает деятельность. Возникает опасность невыполнения задачи или угроза сохран­ности техники, оборудования, жизни человека.

Экстремальные ситуации представляют собой крайнее прояв­ление трудных ситуаций, требуют максимального напряжения психических и физических сил человека для выхода из них.

Трудные ситуации социального взаимодействия.Эти ситуации вызывают особый интерес как в теоретическом, так и в при­кладном плане.

Концептуального видения этого класса трудных ситуаций пока не сложилось. В трудной ситуации социального взаимо­действия другой человек (его присутствие, действия или без­действие) рассматривается как препятствие для реализации моего «Я» (желаний, стремлений, интересов, ценностей, це­лей). Это вызывает психическую напряженность. Отличия трудной ситуации взаимодействия от простой представлены в табл. 14.1.



Таблица 14.1. Отличия трудной ситуации социального взаимодействия от простой

Трудная ситуация

Простая ситуация

Наличие противоречия в ценностно-

мотивационных ориентациях субъектов

(«другой» рассматривается как угроза

своему «Я») и его осознание обеими

сторонами

Напряженное психическое состояние

Искажение восприятия, понимания и

оценивания

Конкурентное взаимодействие, вплоть

до конфронтации

Противоречие либо отсутст­вует, либо осознается только одной из сторон

Оптимальное психическое со­стояние

Когнитивные процессы в ос­новном без искажений Кооперативное или нейтраль­ное взаимодействие

Рассмотрим основные трудные ситуации социального взаи­модействия. Проблемная ситуация характеризуется наличием противоречия и положительным или нейтральным отношением

196IV. Теоретические основы конфликтологии

субъектов взаимодействия друг к другу. Межличностная на­пряженность невелика. Рациональная составляющая является основой поведения и общения. Угроза со стороны другого оценивается как потенциальная.

Предконфликтная ситуация отличается от проблемной более высокой степенью психической напряженности. Сторонами или одной из сторон допущены действия, которые рассматри­ваются оппонентом как нанесение морального или физиче­ского ущерба. Характеризуется началом формирования нега­тивного отношения к другому, готовностью противодейство­вать. Высока вероятность перерастания в конфликт.

Для конфликтной ситуации свойственно противодействие в виде общения, поведения или деятельности, направленных на защиту своих интересов путем ограничения активности оппо­нента, нанесения ему морального или материального ущерба, а также негативное отношение друг к другу (негативные эмоции и формирование «образа врага»). Преобладает мотивация "на себя". Эмоции доминируют в определении поведения и мане­ры общения. В результате стресса все ресурсы индивида моби­лизуются для достижения победы над оппонентом.

Трудные ситуации внутриличностного плана.Они представ­ляют собой психические состояния различной интенсивности, вызванные противоречивостью чувств, затянувшейся борьбой различных сторон внутреннего мира личности и задерживаю­щие принятие решения. Основные из них — внутриличност-ные затруднения, конфликты и кризисы.

Внутриличностные затруднения — относительно несложные проблемы внутренней жизни человека. Представляют собой психические состояния сомнения, нерешительности, ненай­денного выхода, отсутствия решения проблемы.

Вутриличностные конфликты — наиболее обширный тип внутриличностных трудных ситуаций. Острота протекания внутриличностного конфликта зависит от восприятия лично­стью значимости трудной ситуации, ее психологической устой­чивости (см. разд. V).

Внутриличностные (жизненные) кризисы выступают как осо­бые относительно продолжительные периоды жизни личности, характеризующиеся заметными психологическими изменениями. Выделяют возрастные, невротические и травматические кризисы [28]. Кроме того, Внутриличностные кризисы подразделяются по

14. Конфликт как тип трудных ситуаций 197

деятельностному критерию (кризис операциональной стороны жизнедеятельности: «не знаю, как жить дальше»; кризис моти-вационно-целевой стороны жизнедеятельности: «не знаю, для чего жить дальше»; кризис смысловой стороны: «не знаю, зачем вообще жить дальше»). Как правило, Внутриличностные кризи­сы являются своеобразными поворотными пунктами жизненного пути личности, сопровождаются перестройкой смысловых струк­тур сознания личности, возможной переориентацией на новые ценности и цели (Ф. Василкж).

Выделенные типы трудных ситуаций редко возникают в изолированном виде. Обычно они как бы наслаиваются друг на друга. Так, трудная ситуация в совместной деятельности может повлечь трудную ситуацию в отношениях с руководителем, что в свою очередь может вызвать внутриличностный конфликт. С другой стороны, жизненные кризисы могут быть причиной возникновения трудных ситуаций в деятельности и взаимодей­ствии с окружающими.

^^ 14.2. Поведение человека в трудных ситуациях

Жизнь человека представляет собой череду всевозможных ситуаций, многие из которых в силу их повторяемости и похо­жести становятся привычными. В них человек действует во многом на уровне автоматизмов. В таких ситуациях расход психических и физических сил сведен к минимуму.

Иное дело трудные ситуации. В силу своей трудности они требуют мобилизации психических и физических ресурсов.

Человек, находящийся в трудной ситуации, получает ин­формацию о разных ее элементах: о внешних условиях; о своих внутренних состояниях; о результатах своих собственных дей­ствий. Обработка этой информации осуществляется посредст­вом познавательных и эмоциональных процессов. Результаты обработки этой информации влияют на поведение личности в трудной ситуации. По мнению В. Мерлина [54], когда человек стремится удовлетворить какой-либо мотив, он нередко стал­кивается с противодействием. В результате различных внешних и внутренних противодействий возникает трудная ситуация.

198 W. Теоретические основы конфликтологии

Если в стремления личности включено собственное «Я», то такая угроза воспринимается как личная.

Сигналы угрозы приводят к возрастанию активности, кото­рая в результате расшифровки значения этой информации для субъекта приобретает форму отрицательных эмоций различной модальности и силы. Роль эмоций в психологическом меха­низме поведения в трудных ситуациях может быть троякой. Эмоции выступают как: индикатор трудности; оценка значи­мости ситуации для личности; фактор, приводящий к измене­нию поведения в ситуации. Эмоциональные переживания представляют собой важнейший компонент адаптивного пове­дения человека в трудной ситуации.

... §о всех. этих, случаях эмоциональные переживания и соответствующие им. поведенческие проявления возни­кают в результате субъективной оценки человеком, внешних требований и своих внутренних ресурсов [73].

По мнению некоторых специалистов (Н. Наенко), трудная ситуация порождается преимущественно объективными об­стоятельствами. Однако трудность ситуации в значительной степени определяется также субъективной составляющей:

• объективной угрозы может и не быть, а человек, ошибаясь, воспринимает ситуацию как трудную. Это может произойти из-за его неподготовленности, искаженного восприятия (например, ребенок боится оставаться в темной комнате);

• могут существовать реальные объективные факторы (угроза смерти, опасность аварии), но человек не знает об их суще­ствовании и не осознает ситуацию как трудную. Примером такой ситуации может служить привычный ритм жизнедея­тельности населения г. Припять в первые дни после аварии на Чернобыльской АЭС;

• личность может осознавать трудность ситуации, но оцени­вать ее как незначимую для себя. Незначимость ситуации делает ее чисто субъективно «не трудной» (например, «не удается, ну и ладно», «не получается — ничего страшного, в другой раз получится»);

• ситуация может быть очень значима для личности, но, не находя выхода из нее или потеряв веру в ее конструктивное разрешение, человек уходит от реальности посредством ак­тивизации механизмов психологической защиты;

14. Конфликт как тип трудных ситуаций 199

• ситуация может быть объективно сложной, но наличие зна­ний и опыта позволяет преодолевать ее без значительной мобилизации своих ресурсов. Например, трудность боевой операции будет различна для новичка и для бывалого воина. Таким образом, личность реагирует на ситуацию в зависимо­сти от того, как она ее воспринимает и оценивает ее значение.

Ряд специалистов (В. Небылицын, Б. Шведин, Ю. Ткаченко) отмечают роль свойств нервной системы в определении поведения человека в трудной ситуации. Так, В. Небылицын отмечает, что

только в экстремальных условиях, ситуациях, а не в привычных жизненных, происходит редукция выработан-ных способов поведения и обнажаются закрытые наслое­ниями опыта природные качества индивидуальной нерв­ной организации, среди которых главное — это основные свойства нервной системы.

Следует более подробно остановиться на такой специфиче­ской реакции личности на трудную ситуацию, как психическая напряженность. Это психическое состояние личности в труд­ной ситуации, с помощью которого осуществляется переход от одного уровня регуляции к другому, более адекватному сло­жившейся обстановке. Психическая напряженность характери­зуется активной перестройкой и интеграцией психических процессов в направлении доминирования мотивационных и эмоциональных компонентов.

В структуре психической напряженности выделяют побуди­тельно-регуляционный (мотивационный, эмоциональный и волевой) и исполнительно-регуляционный (познавательный и моторный) компоненты. В зависимости от влияния напряжен­ности на психические функции выделяют следующие ее формы (М. Дьяченко):

• перцептивную (возникающую при затруднениях в восприятии);

• интеллектуальную (когда человек затрудняется решить задачу);

• эмоциональную (когда возникают эмоции, дезорганизующие поведение и деятельность);

• волевую (когда человек не может управлять собой);

• мотивационную (связанную с борьбой мотивов).

Для психической напряженности свойственны повышен­ный уровень активации и значительные траты нервно-

. Теоретические основы конфликтологии

психической энергии. Исследования показывают, что в наи­большей степени ухудшающее воздействие напряженности ска­зывается на интеллектуальных и вербальных психических функциях личности (Б. Шведин). Среди отсроченных влияний психической напряженности выделяют возникновение про­должительных отрицательных сдвигов в настроении, повыше­ние утомляемости, развитие фрустрации, переориентацию мо­тива участия во взаимодействии (деятельности). Уровень пси­хической напряженности у различных людей может быть раз­личным. Это в основном связано с психологической устойчи­востью человека. Устойчивые и неустойчивые люди ведут себя в трудных ситуациях по-разному (рис. 14.2).

Мотив деятельности

Цель, задача

Действия, ведущие к достижению цели

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Осознание трудности |
Негативная эмоциональная реакция |
1 _________ _— - — " -------- 2
Поиск способа преодоления трудности Спонтанные поиски выхода
Понижение силы отрицательных эмоций Усугубление осознаваемых трудностей
i
Улучшение функционирования Возрастание силы негативных эмоций
Оптимизация уровня возбуждения Ухудшение функционирования
 
Понижение мотивации (или оборонительная реакция)

Рис 14 2. Поведение психически устойчивой (1) и неустойчивой (2) личности в трудной ситуации

Изучение поведения детей в трудных ситуациях показывает, что решающим фактором является ситуативная тревожность

14. Конфликт как тип трудных ситуаций 201

[87]. При этом у психологически неустойчивых детей отсутст­вуют эффективные способы преодоления трудностей и остро переживается личностная угроза. Иногда у них наблюдается явление самоиндукции отрицательного эмоционального на­пряжения: дезорганизованное поведение усиливает стрессовое состояние, которое еще более дезорганизует поведение, что приводит к возникновению «волны дезорганизации».

^^ 14.3. Консрликтоустойчивость как вид психологической устойчивости

До последнего времени изучение психологической устойчи­вости человека в трудных ситуациях интересовало преимущест­венно представителей инженерной и военной психологии. Только в последние годы появились работы, посвященные проблемам психологической устойчивости личности в ситуаци­ях социального взаимодействия (С. Ерина, А. Анцупов).

Психологическая устойчивость.Это характеристика личности, состоящая в сохранении оптимального функционирования психи­ки в условиях фрустрирущего и стрессогенного воздействия труд­ных ситуаций Она не является врожденным свойством личности, а формируется одновременно с ее развитием и зависит от:

• типа нервной системы человека;

• опыта человека, профессиональной подготовки;

• навыков и умений поведения и деятельности;

• уровня развития основных познавательных структур личности. Среди компонентов психологической устойчивости выделяют:

эмоциональный, волевой, интеллектуальный (познавательный), мотивационный и психомоторный Одни исследователи считают веду­щим компонентом познавательный [87] Часто эмоциональный и воле­вой компоненты представляют как эмоционально-волевую устойчи­вость и считают ее ведущей (М Дьяченко, В Власов, П. Корчемный, Н Феденко, А Столяренко). В некоторых исследованиях ведущим компонентом психологической устойчивости рассматривается мотиваиионный компонент. Несмотря на различие точек зре­ния относительно иерархии компонентов, большинство авто­ров едины во мнении, что психологическая устойчивость — это не просто их сумма, а интегральное образование.

202 ГУ. Теоретические основы конфликтологии

«Удельный вес» составляющих структурных компонентов психологической устойчивости у конкретного человека не мо­жет быть одинаков. Невозможно быть устойчивым ко всему, т. е. психологическая устойчивость — это не устойчивость во­обще. Показателем устойчивости является не стабильность как таковая, а вариативность. Вариативность рассматривается как гибкость, быстрота приспособляемости к постоянно меняю­щимся условиям жизнедеятельности, высокая мобильность психики при переходе от задачи к задаче.

В результате исследований установлена зависимость эффек­тивности деятельности в трудных ситуациях от уровня психо­логической устойчивости и профессионального мастерства. Оказалось, что с ростом трудности ситуации эффективность деятельности все больше и больше начинает зависеть от пси­хологической устойчивости, а не только от профессионального мастерства (рис. 14.3).

Эффективность деятельности

Профессиональное мастерство -\

Психологическая устойчивость

Степень трудности ситуации

Рис. 14. 3. Влияние психологической устойчивости и профессионального мастерства на эффективность деятельности в трудных ситуациях[3]

Конфликтоустойчивость личностиявляется специфическим проявлением психологической устойчивости. Она рассматрива­ется как способность человека оптимально организовать свое поведение в трудных ситуациях социального взаимодействия, бесконфликтно решать возникшие проблемы в отношениях с другими людьми. Как вид психологической устойчивости кон-фликтоустойчивость имеет свою структуру, которая включает

14. Конфликт как тип трудных ситуаций 203

эмоциональный, волевой, познавательный, мотивационный и психомоторный компоненты.

Эмоциональный компонент конфликтоустойчивости отражает эмоциональное состояние личности в ситуации взаимодейст­вия, уровень и характер возбудимости психики и ее влияние на успешность общения в трудной ситуации. Заключается в уме­нии управлять своим эмоциональным состоянием в предкон-фликтных и конфликтных ситуациях, способности открыто выражать свои эмоции без оскорбления личности оппонента, не переходить в депрессивные состояния в случае затяжного конфликта или проигрыша в нем.

Волевой компонент конфликтоустойчивости понимается как способность личности к сознательной мобилизации сил в соот­ветствии с ситуацией взаимодействия, к сознательному кон­тролю и управлению собой, своим поведением и психическим состоянием. Именно волевой компонент позволяет регулиро­вать свое эмоциональное возбуждение в конфликтной ситуа­ции. Во многом волевой компонент обеспечивает толерант­ность, терпимость к чужому мнению, несогласию с другим, самообладание и самоконтроль.

Познавательный компонент — это устойчивость функциониро­вания познавательных процессов личности, невосприимчивость к провокационным действиям оппонента. Он включает: умение оп­ределить начало предконфликтной ситуации; анализ причин воз­никновения конфликта; умение сводить к минимуму искажение восприятия конфликтной ситуации и личности оппонента, а так­же своего поведения; умение дать объективную оценку конфлик­та, прогнозировать его развитие и возможные последствия; спо­собность быстро принимать правильные решения; способность выделять главную проблему конфликта, выдвигать и обосновы­вать альтернативные решения проблемы; способность к аргумен­тации и цивилизованной полемике в условиях спора.

Мотивационный компонент — состояние внутренних побу­дительных сил, способствующих оптимальному поведению в трудной ситуации взаимодействия. Обеспечивает адекватность побуждений складывающейся ситуации, их направленность на совместный поиск путей разрешения противоречия, устрем­ленность на решение проблемы, возможность корректировки отстаиваемых интересов в зависимости от изменения обстанов­ки и расстановки сил.

- Теоретические основы конфликтологии

Психомоторный компонент обеспечивает правильность дей­ствий, их четкость и соответствие ситуации. Заключается в умении владеть своим телом, управлять жестикуляцией и ми­микой, контролировать свои позы, положения рук, ног, голо­вы, не допускать тремора рук, дрожания голоса, нарушений координации и скованности движений.

Высокий уровень конфликтоустойчивости предполагает психологически грамотные действия и поведение в проблем­ных и предконфликтных ситуациях, оптимизацию взаимодей­ствия с оппонентом в конфликте, недопущение втягивания се­бя в его эскалацию, сосредоточение усилий на конструктивном разрешении конфликта.

Выводы

1. По своей психологической сущности конфликт может быть рассмотрен как тип трудной ситуации. Трудная ситуация жизнедеятельности характеризуется разбалансированно-стью системы «задача — личные возможности и (или) стремления — условия среды», вызывает психическую на­пряженность у человека. Выделяют трудные ситуации дея­тельности, социального взаимодействия и внутриличност-ного плана. Среди трудных ситуаций социального взаимо­действия могут быть рассмотрены проблемные ситуации, предконфликтные ситуации и конфликты.

2. Поведение человека в трудной ситуации зависит от познава­тельных, волевых и эмоциональных процессов. В основном личность реагирует на ситуацию и ведет себя в ней в зави­симости от того, как она ее воспринимает и оценивает ее значение. Кроме того, эффективность поведения в трудной ситуации зависит от свойств нервной системы и уровня психической напряженности человека. Чем выше уровень . психической напряженности, тем более дезорганизовано 1| поведение человека в трудной ситуации.

3. Оптимальному поведению личности в трудной ситуации по­могает ее способность справиться со стрессовыми факто­рами, т. е. психологическая устойчивость. Специфическим проявлением психологической устойчивости является кон-фликтоустойчивость — способность человека оптимально организовать свое поведение в трудных ситуациях социаль­ного взаимодействия.

Уровни проявления

И типология конфликтов

Важной задачей любой науки является упорядочение, при­ведение в систему знаний о той совокупности явлений, которые выступают объектом ее изучения. Обоснован­ность и детальность классификаций могут быть одним из кри­териев степени развития науки. Разработка проблемы класси­фикации конфликтов — необходимый элемент системного подхода в конфликтологии.

4^ 15.1. Проблема классификации в конфликтологии

Классификация — научный метод, заключающийся в разъедине­нии всего множества объектов и последующем их объединении в группы на основе какого-либо признака. Признак, наличие, отсут­ствие или степень выраженности которого выступает критерием отнесения объекта к той или иной группе, называется основани­ем классификации. Классификация конфликтов необходима для сравнительного изучения их существенных признаков, связей, функций, отношений, уровней организации и т.п.

Классификация — это не только приведение в систему поня­тий, характеризующих объект науки. Классификация — это по­лучение новых знаний об объекте науки, расширение понятий­но-категориального аппарата конфликтологии, приведение его в более полное соответствие объективным законам развития кон­фликтов. Основная задача классификации — выявить те систем­ные признаки, которые уже объективно существуют во всем множестве конфликтов.

Если в качестве оснований для классификации выбирать су­щественные признаки конфликтов, то она будет называться ес­тественной. Такие классификации имеют познавательное значе-

206 W. Теоретические основы конфликтологии

ние. Примером классификации такого рода служит группировка конфликтов в зависимости от вида противоречий, лежащих в их основе; особенностей субъектов конфликта; характера и мас­штабов ущерба, нанесенного в результате конфликта, и др.

Если в исследовательских целях необходимо просто система­тизировать конфликты, то в качестве основания выбираются признаки, удобные для этого. Они могут быть несущественными для самих конфликтов. В этом случае классификация называется искусственной.

Основными видами классификации являются типология, сис­тематика и таксономия. Классификация, в основе которой лежит существенный признак конфликта, называется типологией. Это более ценный и сложный вид классификации по сравнению с ис­кусственной. В результате типологии выделяется ряд типов кон­фликтов. Сам тип выступает единицей расчленения множества конфликтов по выбранному основанию классификации.

Систематика заключается в приведении в систему представ­лений о некоторой совокупности конфликтов. При этом осно­ванием для классификации служит менее существенный при­знак конфликта, нежели тип. Систематика в биологии является самостоятельной отраслью науки, исследующей разнообразие всех существующих и вымерших организмов, взаимоотношений и родственных связей между ними. Полная систематика кон­фликтов в конфликтологии в ближайшее время вряд ли дости­жима. Частные систематики конфликтов уже созданы. О них более подробно сказано в следующем параграфе. Однако в принципе создание полной систематики конфликтов возможно. Она будет иметь менее строгие границы между классами кон­фликтов по сравнению с биологической систематикой. Это свя­зано с тем, что границы биологических систем и характеристики этих систем более четкие, нежели аналогичные характеристики конфликтов.

Таксономия представляет собой «теорию классификации и систематизации деятельности, имеющей обычно иерархическое строение» (СЭС, 1987). В ботанике и биологии таксономия счи­тается разделом систематики, учением о системе таксономиче­ских категорий, описывающих соподчиненные группы объектов — таксоны. В конфликтологии таксономических классификаций конфликтов пока нет, хотя они в принципе возможны. «Гроздь»

15. Уровни проявления и типология конфликтов 207

"оподчиненных, взаимосвязанных конфликтов называется так­соном. Таксон могут образовать конфликты в конкретной семье, социальной группе, регионе.

На сегодняшний день наиболее распространенной в кон­фликтологии является классификация в форме типологии. Воз­можно построение систематики вооруженных международных конфликтов за последние 50 лет. В рамках этой систематики возможна, например, таксономическая классификация кон­фликтов, имевших место в недавнем прошлом в зоне Персид­ского залива.

Основные трудности классификации конфликтов связаны с их сложностью и недостаточной изученностью. Из всех наук наиболее основательно проблема классификации разработана в ботанике и биологии Их опыт целесообразно использовать при решении этой важной проблемы в конфликтологии. Данная за­дача облегчается тем, что социобиология конфликта является одной из отраслей конфликтологии.

15.2. Основные виды классификации конфликтов

Конфликтология находится на этапе выделения в самостоя­тельную науку. В этих условиях первоочередными задачами классификации являются уточнение границ того множества конфликтов, которые выступают объектом науки, и выделение наиболее общих структурных единиц в объектном поле кон­фликтологии.

Один из существенных признаков конфликта составляют ха­рактер и особенности участвующих в нем сторон. От того, кем представлены конфликтующие стороны, решающим образом зависят характеристики конфликта. В гл. 6 показана необходи­мость включения в объектное поле конфликтологии помимо традиционных социальных конфликтов дополнительно внутри-личностных и зооконфликтов. Исходя из этого базовая типоло­гия конфликтов будет иметь вид, представленный на рис. 15.1.

Основной объект конфликтологии составляют семь видов социальных конфликтов. Межличностные конфликты представ­ляют собой столкновения интересов двух людей. Если началь-

/J. Уровни проявления и типология конфликтов 209

2 S

s

•|

i о

$

          s
к          
S s   I     га w
m   m О с   5 ?
  t     с    
1 0) ЖИВОТ   | s   1*
     

J

g

с

I

A

(U

m о

с; (i)

т

2 fc

S

I-

x о

III

5 £ о

s

>, 2 >s i л о

III

I

| s

5 5

i

{

II

•Mil

! ^ J

m ш h 2

Ф

о

>,* -b 1

^illi

(В Ц i Л С

sif1!

t; ro

i m

>,^ Ь

ч s a

* H iS.

>ч 3

ник отдела противопоставил себя группе подчиненных, то это будет конфликт типа «личность — группа». Борьба в учитель­ском коллективе средней школы между сторонниками директора и его противниками — это конфликт между малыми группами. Средние социальные группы по количественному составу зани­мают промежуточное положение между малыми и большими. Если количество участников конфликта превышает несколько сотен человек, то это конфликт между большими социальными группами. Международные конфликты представляют собой борьбу между двумя государствами или их коалициями. Может также возникнуть конфликт между государством и группой госу­дарств. Кроме того, коалиции государств могут насчитывать от нескольких участников до большого числа их. Это влияет на ха­рактер международного конфликта.

Сущность, классификация и особенности внутриличностных конфликтов подробно рассмотрены в разд. V. Общая характери­стика зооконфликтов дана в разд. II.

Важнейшей особенностью конфликта является характер по­требности человека, за удовлетворение которой он борется. Со­гласно теории А. Маслоу, потребности можно сгруппировать, выделив в них пять иерархически связанных уровней. К ним относятся потребности: физиологические; в безопасности и за­щищенности; социальные; потребности в уважении; потребно­сти самовыражения. В случае неудовлетворения любой из этих потребностей человек может идти на конфликт. В результате можно выделить пять типов конфликтов. Если использовать бо­лее обобщенную градацию блокированных потребностей и пред­ставить их в виде материальных, социальных и духовных, то классификация конфликтов будет иметь вид, представленный на рис. 15.2.

В зависимости от типа противоречия конфликты можно де­лить на возникшие как результат антагонистического противо­речия и вследствие неантагонистического противоречия.

Важной характеристикой конфликта является острота проти­водействия участвующих в нем сторон. В западной конфликто­логии эта характеристика называется интенсивностью конфлик­та. По этому основанию выделяют конфликты низкой, средней и высокой интенсивности. Конфликт низкой интенсивности протекает в форме спора между оппонентами. Конфликт наи-

- Теоретические основы конфликтологии

высшей интенсивности завершается физическим уничтожением одной из сторон.

В зависимости от сфер жизнедеятельности человека, в кото­рой происходят конфликты, их делят на семейные, бытовые, производственные, трудовые, политические и др.

Существенной количественной характеристикой конфликтов, часто приводящей к качественным различиям, выступает их дли­тельность. В общественном транспорте конфликт может длиться десятки секунд. Как уже сказано выше, Столетняя война между Англией и Францией длилась 1 16 лет. Затем еще 105 лет этот тер­риториальный конфликт завершался невоенными способами.

I

Объект

Удовлетворения

потребности

Статусно-ролевой конфликт

Статус в группе,

роль в

межличностных отношениях

Социальные

Рис. 15.2. Классификация конфликтов на основе потребностей субъектов взаимодействия

Каждый конфликт имеет конструктивные и деструктивные функции. В зависимости от соотношения позитивных и нега­тивных элементов в конфликтах их делят на конструктивные; имеющие позитивные и негативные последствия одновременно, и деструктивные.

Американские конфликтологи (Р. Даль и др.) классифици­руют социальные конфликты в обществе по количеству сторон, участвующих в конфликте, и их последствиям (табл. 15.1).

Конфликты можно классифицировать в зависимости от сте­пени разработанности нормативных способов их разрешения. Существуют конфликты, для разрешения которых не разработа­но никаких нормативных механизмов. Примером такого кон­фликта может быть ссора двух пассажиров в общественном транспорте. Можно выделить полностью институционализиро­ванные конфликты. Например, дуэль. Между этими крайними

15. Уровни проявления и типология конфликтов 211

полюсами существует много видов конфликтов, нормативное урегулирование которых осуществляется частично [25].

Таблица 15.1. Классификация социальных конфликтов

 

 

 

Конфликты Пары антагонистов Уровень антагонизма
низкий высокий
Кумулятивные Постоянные Биполярные (двусторонние) Умеренная бипо-лярность Поляризация
Мультиполярные (многосторонние) Умеренная муль-типолярность Глубокая сег­ментация
Перекрещиваю­щиеся Меняющиеся Умеренные пере­крещивающиеся конфликты Умеренная сегментация

Помимо общих классификаций конфликтов может быть дано большое количество частных типологий. Они охватывают не все объектное поле конфликтологии, а только его часть, связанную с одним из видов или типов конфликтов.

Разнообразие конфликтов во многом определяется заложен­ными в них причинно-мотивационными связями. Учитывая это, Н.В. Гришина [21] в результате изучения производственных конфликтов выделила конфликты, возникающие как реакция на: препятствие к достижению первичных, т.е. основных, целей трудовой деятельности; препятствие к достижению вторичных, имеющих личный характер целей совместной трудовой деятель­ности; поведение, не соответствующее принятым нормам отно­шений, и поведение людей в совместной трудовой деятельности, не отвечающее их ожиданиям; личные конфликты, возникаю­щие в силу личных особенностей членов трудового коллектива.

Межличностные конфликты в зависимости от характера от­ношений подчиненности между оппонентами можно классифи­цировать на конфликты «по вертикали», «по горизонтали» и «по диагонали» — когда оппоненты находятся в отношениях кос­венной подчиненности.

Охарактеризованные выше девять общих и две частные ти­пологии не исчерпывают все многообразие возможных класси­фикаций конфликтов. В основе классификации может в прин­ципе лежать любой признак конфликта.

212 IV. Теоретические основы конфликтологии

Выводы





©2015- 2017 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов.