Ситуация 9.1: Использование своего влияния
Гигантская американская компания розничной торговли Уолл Март также может позволить себе сказать нет. По данным министерства легкой промышленности в Джакарте, когда основатель компании Сэм Уолтон посетил Джакарту в середине 1980-х, высокие официальные лица Индонезии спросили его, почему Уолл Март не покупает никакой одежды или другой продукции в их стране. Легендарный "мистер Сэм" ответил, что он отказывается покупать товары на любом рынке, где надо давать взятки официальным лицам за возможность торговать с ними. КРОСС-КУЛЬТУРНОЕ ПОВЕДЕНИЕ В БИЗНЕСЕ Сэм Уоллтон ссылался на тот факт, что индонезийская таможня требовала большие взятки за оценку импорта материалов и компонентов, необходимых местным производителям для производства готовой продукции на экспорт. Реакция правительства была незамедлительной. В течение нескольких недель ответственность за определение стоимости импорта у таможни отобрали и передали частной швейцарской фирме, известной своей честностью и неподкупностью. Такая реорганизация дала свои результаты. К 1986 году Сире Рё-бак и другие большие компании розничной торговли смогли организовать поставки обуви, одежды и других товаров широкого потребления без дополнительных затрат и проволочек, связанных с официальной коррупцией. Предложение законных льгот на поездки Правило № 3. Когда государственный служащий требует взятку или делает на неё намёки, подумайте, как можно вместо этого легально и этически удовлетворить его запросы. Например, в Китае часто используют это правило. Предлагаю три практических совета: • Предложите посетить ваш завод, взяв все расходы на себя,
• Сделайте соответствующие пожертвования. Согласно бизнес- • Сделайте личную любезность, что-то, что вы бы сделали для КУЛЬТУРА, КОРРУПЦИЯ И ВЗЯТОЧНИЧЕСТВО Проявите творческий подход Правило № 4. Проявите творческий подход для достижения своей цели, не прибегая к обману. Следующий случай иллюстрирует мою точку зрения. Ситуация 9.2: Думайте Иностранная компания со штабквартирой в Сингапуре должна была послать техников на индонезийские фабрики на регулярной основе. Почти половина техников компании должны были сунуть пятидесятидолларовую купюру дежурному в аэропорту Джакарты, чтобы получить визу в паспорте. Всегда был один и тот же дежурный, который требовал взятку. Пытаясь понять, почему приходится платить только некоторым из прибывающих, управляющий директор однажды проверил документы своих работников. В паспортах техников, которые платили взятки, он вскоре обнаружил крошечные пометки карандашом в нижнем правом углу штампа визы. Но визовые штампы тех, кто не платил, не имели таких пометок.
Обсуждая вопрос со своими техниками, босс вскоре понял, что иммиграционные официальные лица просто требовали по 50 долларов с новых прибывающих в Индонезию. Затем они отмечали визы тех, кто соглашался платить. С другой стороны, если вы отказались уплатить, они бы просто пожали плечами и так или иначе поставили штамп в паспорте, потому что никакой оплаты не требуется. В тот день директор стер резинкой все отметки карандашом в паспортах техников и рассказал им об этом. С тех пор работники его компании, прибывающие в страну, больше не платили взяток официальным лицам. Правило № 5 - последнее. Изучайте культуру страны. Культура даёт нам бесценные ключи для того, чтобы избежать попадания в ловушки взяточников. Культура и коррупция Исследования показывают, что страны, в которых имеют место незаконные платежи, характеризуются определёнными культурными ценностями. Три из них представляют особый интерес: • Эти культуры ориентированы на взаимоотношения; личные • Эти культуры являются в высшей степени иерархическими, в КРОСС-КУЛЬТУРНОЕ ПОВЕДЕНИЕ В БИЗНЕСЕ • Эти культуры полихронны, с гибким отношением ко времени и графикам. Далее мы рассмотрим, как эти три отличительные черты могут помочь бизнесменам избежать попадания в ловушку взяточничества. Но вначале небольшое предостережение. Очевидно, эти три культурных ценности не имеют ничего общего с официальной коррупцией. Культурам, основанным на взаимоотношениях, иерархическим и полихронным, не обязательно быть коррумпированными. Дело здесь в том, что именно те общества, которые определены как самые коррумпированные, как раз и характеризуются этими специфическими культурными чертами. Такие культурные корреляции могут представлять интерес для антропологов и социологов. Но для бизнесменов имеет значение то, какую информацию можно извлечь из этих ценностей, чтобы избежать необходимости платить нелегально. Культуры, ориентированные на взаимоотношения: важность контактов Контакты важны бизнесменам везде, но в ориентированных на взаимоотношения культурах личные связи чрезвычайно важны. Знать нужных людей - вот, что надо, вот, что принимается в счёт.
Гуанси, т. е. связи и взаимоотношения, - не единственное слово, выражающее данное понятие. У египтян есть подобное выражение - вастах - посредник или деловой знакомый. Русское слово блат имеет то же значение. Хотя слова и разные в разных странах, но понятие остаётся тем же. Чтобы вести бизнес в ориентированных на взаимоотношения культурах надо иметь хорошие связи. Это объясняется тем, что в этих культурах, люди не привыкли вести бизнес с незнакомцами. Незнакомцы - люди со стороны, а им нельзя доверять. Таким образом, чтобы вести дела, решать проблемы в этих странах иностранцу просто необходимо иметь личные связи. Из-за незнания этой особенности бизнесмены попадают в ловушку взяточничества. Например, в своё первое посещение страны, ориентированной на взаимоотношения, иностранцы часто не имеют нужных связей среди местных бизнесменов. Они могут подумать, что раздача бакшиша направо и налево может ускорить длительную процедуру установления хороших взаимоотношений. В конце концов, они могут сказать, что обмен подарками является неотъемлемой частью создания гуанси. Дорогие подарки - это одна из форм взяточничества. Однако даже в коррумпированных странах возможно всё-таки установить взаимоотношения и без взяток. КУЛЬТУРА, КОРРУПЦИЯ И ВЗЯТОЧНИЧЕСТВО
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|