Образовательные (педагогические) отношения
Образовательные (педагогические) отношения изучает педагогика, которая одновременно является и наукой, и искусством воспитания. Педагогика в нашей стране рассматривается как общественная наука, объединяющая данные всех естественных и общественных наук, связанных с формированием человека. Педагогика исследует законы развития образовательных общественных отношений (отношений по обучению и воспитанию), влияющих на социальное становление детей. Предметом педагогики являются объективные законы обучения и воспитания*(16). Многие ученые за рубежом считают, что образование как научная дисциплина в западной мысли еще не сформировалась и не фигурирует в перечне социальных наук. Никакого упоминания о ней как о науке нет ни в обзоре социальных наук Дюверже (1961 год), ни в перечне дисциплин Виста (1965 год), ни в определении Клауснера (1966 год) о сути изучения "тотальных обществ", ни во всеобъемлющем анализе наук, подготовленном Пиаже (1970 год) для ЮНЕСКО*(17). Одна из сложностей, по мнению Карлоса Э. Оливера, состоит в том, что образование является формализованным творением человеческого разума, а не естественно существующим феноменом как предметы других наук, например, социологии, экономики, антропологии, политологии. Отсюда - трудность нахождения для этой науки места в сводной картине знания. Педагогическая мысль зародилась и на протяжении тысячелетий развивалась в древнегреческой, древневосточной и средневековой теологии и философии. Впервые педагогика вычленена из системы философских знаний в начале XVII века английским философом и естествоиспытателем Фрэнсисом Бэконом и закреплена как наука трудами чешского педагога Яна Амоса Коменского. К настоящему времени педагогика является многоотраслевой наукой, функционирующей и развивающейся в тесной взаимосвязи с другими науками*(18).
По другим определениям разных авторов педагогика: - наука о специально организованной целенаправленной и систематической деятельности по формированию человека, о содержании, формах и методах воспитания, образования и обучения, и передачи социального опыта от педагога к ученику; - наука о целенаправленном процессе передачи человеческого опыта и подготовки подрастающего поколения к жизни и деятельности; - наука о сущности, закономерностях, принципах, методах и формах обучения и воспитания человека (Л.В. Мардахаев); - наука об образовании и искусство воспитательной практики по формированию и развитию личности (И.И. Прокопьев, Н.В. Михалкович); - наука об образовании человека, т.е. о развитии его жизненного опыта (Новиков А.М. Основания педагогики); - наука и одновременно отрасль человековедения, т.е. отрасль гуманитарной науки о способах и путях передачи-получения человеком информации и приобщения к общекультурным ценностям с учетом его индивидуально-возрастных особенностей развития в контексте конкретной педагогической системы (Е.С. Рапацевич); - наука о воспитании человека (Г.М. Афонина, И.П. Подласый); - особая, социально и личностно детерминированная деятельность по приобщению человеческих существ к жизни общества (П.И. Пидкасистый); - наука о педагогическом процессе, организованном в условиях педагогической системы и обеспечивающем развитие его субъектов (Н.В. Бордовская, А.А. Реан, С.И. Розум); - теоретическая наука и педагогическая деятельность, искусство (И.Ф. Харламов); - наука о законах и закономерностях воспитания, образования, обучения, социализации и творческого саморазвития человека (В.И. Андреев); - осмысление воспитания (С.И. Гессен);
- искусство превращения человека в Человека, знания и умения, необходимые для развития в человеке заложенных в нем от природы возможностей и сил. Помогая стать Человеком другому человеку, воспитатель и сам становится Человеком (В.И. Слуцкий). Педагогика в качестве своего объекта имеет систему педагогических явлений, связанных с развитием индивида. Предмет педагогики - целостный педагогический процесс направленного развития и формирования личности в условиях ее воспитания и обучения. Объект педагогики - воспитание как сознательно и целенаправленно осуществляемый процесс. Вопросами образования занимались педагоги, философы, экономисты, историки, теологи, политики, психологи, социологи и, к сожалению, почти не занимались юристы (за исключением вопросов развития методов правового обучения и воспитания). Все эти науки внесли свой бесспорный вклад в формирование теории образования, но сущность предмета, по мнению некоторых авторов, они не затронули. Ее составляет повседневный процесс роста и развития ребенка, межличностные отношения педагогов и учащихся. Так как за рубежом не все ученые признают сформированной науку образования, это затрудняет ее развитие. Неоднозначным является вопрос о предмете и методе науки, ее структуре и даже о ее названии. Карлос Э. Оливера предлагает вслед за Штайнером (1964 год), Кристенсеном (1984 год) назвать ее эдукология - все знания, относящиеся к образованию*(19). Образовательное, или эдукологическое, право можно рассматривать как науку наравне с антропологией, психологией, социологией, демографией, политикой, управлением. Она изучает свои вопросы образования. Франсин Вест в упомянутой статье "Метаморфозы понятия "педагогика" отмечает, что педагогика - это одновременно и наука, и искусство, наука о воспитании. Важнейший вопрос в этой науке - противостоит ли педагогика знанию? Существуют ли, с одной стороны, знания для передачи, а с другой - методы их передачи детям, подросткам и молодежи? Педагог - это раб, сопровождающий в школу детей, или же взрослый человек, который, исходя из размышлений о природе детства и накопленных человечеством знаний, "ведет" ребенка по пути познания и взросления.
Во Франции, отмечает автор, сам термин "педагогика" воспринимается как символ, если не как "козел отпущения", в споре между сторонниками исключительно обучающей и воспитательной миссии школы, берущей на себя ответственность не только за обеспечение условий усвоения знаний, но и за гражданские, социальные и нравственные аспекты воспитания*(20). Во Франции курс педагогики был введен в 1883 году. Преподаватели скоро почувствовали необходимость различать общую педагогику - систематическое изложение доктрин Платона, Монтеня, Руссо, Монтессори, Ферьера, Декроли, Дьюи и др. и практическую педагогику, помогающую учителю в преподавании дисциплины. Одновременно, пишет Бест, произошло разделение между университетской элитой, занимающейся педагогической наукой, и нормальными школами, которые занимались практическими и теоретическими аспектами педагогики. Затем педагогика во Франции была сведена к прикладному следствию психологии. Сам термин стал означать практическую деятельность учителей начальной школы. Акцент делался на учебно-воспитательный процесс, а не на его теоретическое обоснование. В 1970-1980 годах французские исследователи предложили термин "дидактика" для обозначения области педагогики, изучающей отношение учащихся и учителей к различным знаниям, сгруппированным в учебные дисциплины. Он был заимствован из немецкого педагогического вокабуляра и означает "знание взаимозависимости между содержанием обучения, учащимися и учителями". Общая педагогика стала либо философией, либо социологией образования, либо социальной психологией воспитания. Социальная педагогика превратилась в дидактику. Очень актуально для нашей страны звучит вывод автора о реформах и управлении образованием: "Подлинная образовательная политика не может оставлять в тени такие педагогические проблемы, как способ передачи знания, демократия в школе, организация школьной жизни, гуманитарный фактор обучения, статус учащегося и т.д.". Опора на педагогические исследования должна стать золотым правилом для руководящей сферы образования. Вместо шараханья из стороны в сторону, бесконечных реформ как содержания, так и структуры (вроде создания промежуточных школ), приводящих в уныние учителей, они должны тщательно изучить разнообразный и ценный вклад педагогических исследований, осуществляемых в Европе и в каждой европейской стране в отдельности. Педагогические исследования ориентированы на будущее (поиск, описание, объяснение, предвидение, открытие), работают на педагогику, на усовершенствование всей образовательной системы*(21). Особое значение имеют междисциплинарные исследования, касающиеся, например, использования новых технологий в школе и т.д.
По мнению крупнейшего западного философа Уайтхеда, проблема приспособления образовательной системы в целом к нуждам демократического общества довольно далека от решения. Определенный вклад в решение этой проблемы могут внести междисциплинарные исследования в области педагогики, права, социологии и философии. Целью образования, считал Уайтхед, является равномерное развитие индивидуальности. Общее обучение должно быть нацелено на выявление наших конкретных способностей и должно удовлетворять жажду деятельности молодежи*(22). Педагогические отношения касаются создания искусственных воспитательных систем, использования педагогической технологии. Педагогические технологии (от греческого понятия "мастерство") - это знания, способы и средства осуществления педагогических процессов или отношений, а также сами отношения, процессы, при которых качественно изменяются их участники. В педагогических отношениях нередко ставят следующие вопросы: - какую личность мы хотим воспитать? - чему мы хотим ее научить? Эти оценки могут быть даны в законе об образовании в виде задач обучения. На каждом уровне образования ставятся свои задачи, которые вместе создают стройную систему задач по развитию человека. Педагогические отношения включают: А. Договор на образование, который: - уточняет участников отношений; - определяет порядок возникновения, изменения, прекращения образовательных (педагогических) отношений; - определяет содержание договора (условия и события); - устанавливает срок действия договора, т.е. данных образовательных отношений. Б. Определение содержательного момента (меры обучения), которое состоит из отношений по поводу: - определения и принятия учебной программы; - установления учебного плана; - отбора и использования информации, например, учебников и другой учебной литературы в учебном процессе; - определения критериев отбора содержания обучения;
- отбора учебного элемента в учебную программу; - организации репродуктивной деятельности, т.е. воспроизводства ранее известной информации; продуктивной деятельности, т.е. создания новой информации, новых знаний; - формирования опыта и интеллектуальных свойств личности; - разработки и утверждения учебных планов; - разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов и дисциплин; - разработки и утверждения годовых учебных календарных графиков. В. Процесс обучения, состоящий из отношений по поводу: 1) организации движения обучающегося по пути овладения знаниями и по пути умственного и физического развития, усвоения, реализации программы обучения, включая: а) постановки перед обучающимися познавательных задач усвоить определенные умения, навыки, формы поведения и виды деятельности, различные компетенции; б) организации восприятия предметов и явлений, развития наблюдательности, воображения обучающихся; в) организации осмысливания и обобщения знаний, формирования научных понятий, усвоения законов развития мышления обучающегося, куда входит способность: - анализа явления и составления его целостной картины, или синтеза; - отвлеченного, абстрактного мышления и обобщения единичных фактов, явлений в пределах программы; - подтверждения правил примерами и вывода правил из целого ряда фактов; - проверки, доказывания, правильного решения задач, высказанных предположений и т.д.; г) закрепления и совершенствования знаний, формирования навыков и умений, развития памяти обучающихся; д) применения знаний, умений и навыков, компетенций на практике; е) анализа результатов обучения, проверки усвоения учащимися знаний, умений и навыков; 2) организации побуждений, направляющих деятельность учащихся, мотивацию обучающихся; 3) формирования познавательного интереса; 4) использования и выбора методов обучения - процесса управления познавательной деятельностью обучающихся со стороны педагога, ведущего к усвоению обучающимися определенной деятельности, включая: а) выбор методов обучения (словесные, наглядные, практические) и их применение, соотношение. Выбор методов определяется содержанием предмета; б) создание условий для использования методов обучения; в) установление запрещенных методов обучения, воспитания и ответственности за применение этих методов. Г. Организация учебной работы, куда входят отношения по поводу: - выбора формы обучения, видов занятий; - организации домашней работы обучающихся; - организации подготовки преподавателей к занятиям; - дополнительной работы с отстающими обучающимися; - выбора условий обучения, позволяющих сделать обучение реальным и т.д. Д. Оценка знаний, умений, навыков, куда входят отношения по поводу: - выбора форм оценки; - организации оценки знаний; - выбора методов оценки: текущая, периодическая и итоговая, устный опрос, контрольные работы, интернет тестирование и т.д. Е. Установление требований к обучающемуся, включая необходимость: - знать факты явления и быть в состоянии дать им правильное и научное, достоверное объяснение; - знать понятия, категории, законы, уметь ими пользоваться при объяснении новых фактов, при решении вопросов и практических задач; - показать ясность, точность, умение отстаивать свои взгляды, идеи; - понимать практическую ценность знаний; - владеть речевой культурой. В этот блок входят отношения по поводу: - споров, связанных с выставленной оценкой; - принятия правил внутреннего распорядка образовательной организации; - выбора локальных актов, в которых будут установлены требования к обучающемуся и к образовательному процессу. Ж. Процесс воспитания (усвоения обучающимся определенного поведения в данном обществе), куда входят отношения по поводу: 1) целей воспитания, определения его программ; 2) выбора методов воспитания: - методы формирования общественного поведения и организации деятельности обучающихся - игры, собрания, соревнования, конференции, форумы и др.; - методы формирования сознания: беседы, диспуты, дискуссии, лекции, семинары, обсуждения материалов социальных событий, прессы, литературы, кинофильмов, поручения; - убеждение; - поощрение; - принуждение; 3) организации нравственного воспитания, основанной на усвоении обучающимися общечеловеческих моральных ценностей - свободы, равенство и сотрудничество людей и народов, интернационализм и патриотизм, коллективизм и уважение к личности, ответственность за мир и процветание народов, конкурентоспособности, правды*(23); 4) трудового воспитания - воспитания трудолюбия, трудовой нравственности, потребности в труде, уважения труда, понимания ценности труда; 5) воспитания этического поведения - воспитания эстетического вкуса и чувств; 6) организации физического воспитания. 3. Выдача документа об образовании, куда входят отношения по поводу: - установления формы документа об образовании в образовательном учреждении. Согласно п. 3 ст. 60 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" форма документа об образовании определяется самой образовательной организацией; - установления условий, при наличии которых документ выдается, не выдается, изымается, восстанавливается; - определения времени выдачи документа; - замены утерянных документов. И. Определения результатов обучения, куда входят отношения по поводу: - определения правил итоговой аттестации; - разрешения споров, возникающих при итоговой аттестации; - обжалования итогов аттестации. К. Определение условий обучения, куда входят отношения по поводу: - определения видов условий обучения; - введения этих условий, их изменений; - разрешения споров, возникающих в этой области; - определения влияния условий труда и обучения на работоспособность и здоровье обучающихся и педагогов; - ответственности образовательной организации за исполнение и создание условий для обучения; - установления условий в договоре; - создания гарантий для обеспечения выбранных условий. Л. Определение качества обучения, куда входят отношения по поводу: - определения показателей качества и их закрепления в локальных правовых актах; - выбора метода измерения качества обучения; - установления ответственности за некачественное обучение; - установления порядка возмещения ущерба от некачественного обучения; - отбора показателей качества обучения; - определения качества обучения. М. Дисциплина обучения, куда входят отношения по поводу: - определения прав, обязанностей и ответственности обучающихся; - определения прав, обязанностей и ответственности преподавателей; - определения мер поощрения, которые будут применяться в образовательной организации; - установления методов фиксации нарушений правил; - применения мер убеждения, поощрения и принуждения в процессе обучения; - оценки поведения обучающихся, преподавателей, администрации, обслуживающего персонала; - организации дисциплинарных отношений в образовательной организации. Н. Определение времени обучения, его использования в процессе обучения, куда входят отношения по поводу: - определения норм времени, которые будут использоваться в процессе обучения; - использования норм времени; - установления и применения мер ответственности за нарушение норм времени со стороны образовательной организации, обучающихся и педагогов. О. Определение времени отдыха в процессе обучения, куда входят отношения по поводу: - установления норм времени отдыха в правилах внутреннего распорядка образовательной организации и других правовых актах; - установления длительного отпуска, продолжительностью до года; - определения правил предоставления, использования и оплаты длительного отпуска. П. Установление, изменение и применение государственных образовательных стандартов, куда входят отношения по поводу: - установления государственных образовательных стандартов; - установление содержания образовательного стандарта; - применения государственных образовательных стандартов; - изменения государственных образовательных стандартов; - прекращения действия стандартов. Трудовые отношения складываются между образовательной организацией и работником. Они регулируются трудовым правом. В образовательной сфере трудовые отношения имеют некоторые особенности в области: приема на работу; переводов на другую работу; материальной ответственности; участия в управлении делами образовательной организации; увольнений; регулирования рабочего времени; регулирования времени отдыха; регулирования дисциплинарных отношений; оплаты труда; охраны здоровья и т.д. Имущественные отношения регулируются нормами гражданского права. Особенности регулирования касаются отношений: собственности; регистрации, лицензирования и аккредитации образовательной организации; использования заработанных средств; возмещения ущерба, причиненного некачественным образованием; предпринимательской деятельности; аренды и т.д. Финансовые отношения регулируются нормами финансового права. Особенности регулирования касаются: - налоговых льгот; - взаимоотношений между учредителем и образовательной организацией; - отношений между государством и образовательными организациями; - отношений между Правительством и Министерством образования и науки; - отношений между Российской Федерацией и ее субъектами; - отношений между субъектом Федерации и образовательными организациями; - отношений между Министерством и органами управления образованием и т.д. Социальные отношения имеют особенности в социальном обеспечении обучающихся, пенсионном обеспечении педагогических работников, льготах для обучающихся и педагогов и т.д. Управленческие отношения возникают по поводу: выборов руководителей образовательных организаций; разграничения компетенции между органами власти и управления; между разного уровня государственными органами по поводу управления образованием. Они возникают в отношениях, касающихся качества работы образовательной организации, выраженного в показателях, рейтингах и других формах. Это также отношения между муниципальными органами и образовательными организациями, семьями, обучающимися по поводу образования.
Задания для самостоятельной работы:
1. Что является предметом правового регулирования образовательного права? 2. Составьте таблицу общественных отношений, регулируемых образовательным правом. 3. Назовите взгляды перечисленных авторов по теме главы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|