Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие предмета правового регулирования образовательного права




 

Образовательное право сформировалось в процессе регулирования важнейшей сферы общественной жизни - сферы образования. Объектом регулирования образовательного права являются общественные отношения, являющиеся элементом сферы образования.

В философии и социологии рассмотрение общества как суммы сфер общественной жизни началось с 70-х годов XX века в работах философов Утедова А.К., Тугаринова В.П., Рожина В.П., Барулина B.C. и др. Общество стали рассматривать как совокупность разноуровневых сфер: больших - производственная, материальная, социальная, духовная, политическая и малых сфер - совокупности локальных социальных образований.

Сфера жизни - это сформировавшаяся, устойчивая область человеческой деятельности. Она состоит из разных элементов. Например, В.Г. Афанасьев включал в нее вещный, процессуальный, духовный, идейный и людской элементы. А.К. Уледов - виды деятельности, общественные отношения, социальные субъекты.

Итак, сфера включает деятельность, отношения субъектов и их поведение, процессы, вещи. Какие из этих элементов регулируются законодательством? Бесспорно, это - отношения, деятельность, поведение субъектов. Сфера образования является частью социальной сферы.

По мнению Туищева М.Р., социальная сфера страны характеризуется низкой степенью удовлетворения основных жизненно необходимых потребностей большинства граждан, ростом социальной дифференциации, ухудшением качества человеческого потенциала, что несет в себе серьезную угрозу социально-экономическому развитию страны*(12).

Категорию "социальная сфера" Туищева М.Р. определяет как совокупность институциональных единиц (внебюджетные фонды, благотворительные фонды, профессиональные союзы), государственных и негосударственных организаций (научные, правоохранительные, образовательные, медицинские), производящих общественно-полезные блага и услуги, цель которых заключается в повышении индивидуального и общественного благосостояния, что способствует поддержанию общества в состоянии устойчивого равновесия. Нередко социальную сферу понимают как совокупность учреждений и систем непроизводственного характера, занимающихся здравоохранением, образованием, культурой и т.д. или все то, что непосредственно обеспечивает воспроизводство человеческого капитала. Социальная сфера имеет экономическую природу, в ней распределяются общественные блага. Отсутствие обоснованных институциональных и государственных механизмов регулирования, а также несовершенство законодательной базы препятствуют эффективному становлению и развитию социальной сферы России.

Вопросы социальной сферы рассматривались К. Марксом, М. Вебером, Г. Спенсером, Э. Дюркгеймом. Социальная сфера, как составляющая современной экономической системы, отражена в работах М.В. Солодкова, Э.М. Агабабьяна, В.Я. Яковлева, Т.И. Корягиной, А.И. Добрынина, Е.Н. Жильцова, В.М. Рутгайзера.

Дж. Хикс, Н. Калдор, А. Бергсон, Т. Скитовски внесли свой вклад в развитие теории воспроизводства общественных благ. В дальнейшем данная теория развивалась в трудах Н. Штерна, Э. Аткинсона, К. Викселя, П. Диамонда, Дж. Миррлиса.

Исследованию состояния и тенденции развития социальной сферы в нынешних условиях посвящены работы авторов: A.M. Бабича, М. Дмитриева, Е.В. Егорова, В.И. Жукова, Е.Н. Жильцова.

В теорию и практику рыночной трансформации внесли вклад отечественные экономисты Л.И. Абалкин, АН. Добрынин, С.А. Дятлов, В.Я. Иохин, Р.И. Капелюшников, В.М. Кудров, В.И. Кушлин, Д.С. Львов, P.M. Нуреев, Ю.Я. Ольсевич, В.В. Радаев, А.В. Сидорович, A.З. Селезнев, Е.Г. Ясин и др.

Существует мнение, что так называемые "провалы рынка", характерные для социальной сферы, обусловили институциональное проектирование государством квазирыночных институтов, структур, т.е. искусственное соединение государственных и рыночных институтов, ориентированных на систематическую институциональную модернизацию, направленную на рост эффективности функционирования социальной сферы.

"Провалы рынка" - неспособность рыночных механизмов к самостоятельному регулированию социальных отношений, они свидетельствуют о необходимости государственного вмешательства в экономику.

Примером доминирования импортного института в российской институциональной среде, по мнению Туищевой М.Р., при одновременно угасающем положении базового института является введение Единого Государственного Экзамена (ЕГЭ), выступающего на сегодняшний день в качестве основного института контроля знаний. Сегодня в классическом варианте (устные, развернутые письменные ответы, собеседование) контроль знаний почти не проводится. Известен негативный характер результатов импорта рассматриваемого института: масштабное распространение коррупции при сдаче ЕГЭ, формализация преподавания и обучения, недостаточное внимание к творческим способностям учащихся, что ведет к снижению качества подготовки выпускников школ.

Исследование показало, что вмешательство государства в экономику происходит с использованием квазирынков - искусственное введение рыночных отношений. Появлению квазирынков способствует недофинансирование социальной сферы. Квазирынки формируются на основе разделения покупателей (государственных органов управления) и поставщиков услуг (государственных учреждений). При этом, государственные учреждения не переходят в частную собственность, что было бы логичным, а приобретают административную автономию. Государственные органы управления перестают непосредственно руководить их работой и выступают лишь в роли заказчика и покупателя услуг. Квазирынок, в отличие от чисто рыночных структур, всегда является продуктом искусственно созданного государством конкурентного механизма.

Общественные отношения - многообразные связи, возникающие между социальными группами, классами, нациями, а также внутри них в процессе их экономической, социальной, политической, культурной жизни и деятельности. Отдельные люди вступают в отношения именно как члены (представители) тех или иных социальных общностей и групп. Общественные отношения находятся в диалектическом взаимодействии с личными отношениями людей, т.е. с их отношениями как конкретных индивидов, связанных непосредственными контактами, в которых значимы психологические, нравственные и культурные особенности людей, их симпатии и антипатии и другие личностные факторы.

Существуют несколько классификаций общественных отношений. В частности, различают следующие виды отношений: классовые, национальные, этнические, правоотношения и др.

По одной из научных концепций все многообразные общественные отношения - экономические, политические, правовые, нравственные и т.п. - делятся на:

- первичные - материальные, базисные;

- вторичные - идеологические, надстроечные.

Из всех общественных отношений главными, ведущими, определяющими являются материальные - экономические, производственные отношения. Идеологические отношения - политические, правовые, образовательные, нравственные и другие возникают на базе материальных отношений и складываются как надстройка над ними, проходя предварительно через сознание людей.

Для каждой общественно-экономической формации общественные отношения исторически конкретны и специфичны. Среди общественных отношений каждой формации выделяют устойчивые, сравнительно длительно существующие отношения, выражающие коренные особенности данной формы собственности, и подвижные, динамические отношения, отражающие изменения, которые происходят в обществе, во взаимоотношении классов, в соотношении борющихся социальных сил и т.д.

В связи с усложнением и дифференциацией общественной жизни возникают новые отношения, связанные с различными, более специфическими видами деятельности людей - управленческой, научной, образовательной, художественной, технической, спортивной, просветительской и т.д.

Общественные отношения в сфере образования - отношения между социальными субъектами по поводу их равенства и социальной справедливости в распределении образовательных благ, условий становления и развития личности, удовлетворения материальных, социальных и духовных потребностей*(13) - являются предметом правового регулирования образовательным правом.

Право регулирует не все общественные отношения в сфере образования, а только те, которые отражают наиболее значимые интересы всех участников отношений (обучающихся, образовательных организаций, государства, гражданского общества, местных органов самоуправления) и другие отношения, представляющие общий интерес. По социологическим данным более 80% отношений в сфере образования регулируются не правом, а другими социальными нормами. В педагогике недостаточно внимания уделяется педагогическим, образовательным отношениям. Принято различать следующие виды педагогических взаимодействий, а, следовательно, и отношений*(14):

1) педагогические (отношения воспитателей и воспитанников);

2) взаимные (отношения воспитанников со взрослыми, сверстниками, младшими);

3) предметные (отношения воспитанников с предметами материальной культуры);

4) отношения к самому себе.

Понятие "педагогические отношения" частично совпадает с понятием "педагогический процесс". Педагогический процесс рассматривается как "совокупность последовательных и взаимосвязанных действий педагогов и учащихся, направленных на создание и прочное усвоение системы знаний, навыков и умений, формирование способности применять их на практике".

В сфере образования все отношения создаются только с одной целью - обслуживать или обеспечивать педагогические отношения. Сфера образования включает следующие виды отношений, которые регулируются образовательным правом: образовательные - отношения по воспитанию и обучению (их называют ещё педагогические отношения); конституционные; трудовые; управленческие; имущественные; социальные; земельные; финансовые; семейные и др.

Перечисленные отношения составляют предмет правового регулирования образовательного законодательства. Изучение предмета правового регулирования позволяет понять, как улучшить структуру и качество законодательства.

Образовательные (педагогические) отношения - важнейшая категория образовательного права, включающая отношения воспитания и обучения. Они возникают между:

- образовательной организацией и обучающимся;

- человеком, занимающимся индивидуальной предпринимательской деятельностью, и обучающимся;

- организацией и работником по поводу обучения;

- родителями и обучающимся ребенком;

- родителями и образовательной организацией.

Разнообразие общественных отношений, входящих в сферу правового регулирования, порождает различие в методах и способах юридического воздействия. Своеобразие педагогических отношений потребовало создание новой отрасли законодательства - образовательного для того, чтобы сделать законодательное регулирование эффективным.

Трудовые отношения возникают между образовательной организацией (работодателем) и работником.

Управленческие отношения - между образовательной организацией и органом государственного управления образованием, местным органом самоуправления.

Имущественные отношения - между работниками образовательных организаций, между работодателем и работником, между образовательными и другими организациями, гражданами.

Социальные отношения - между педагогическими работниками и государством, между обучающимися (их законными представителями) и государством по установлению социальных льгот, пособий, пенсий.

Необходимо различать отношения в сфере образования и образовательные отношения. По субъектам отношения в сфере образования делятся на следующие виды:

- между образовательной организацией и обучающимися;

- между органами управления образованием и образовательными организациями;

- между учредителем и образовательной организацией;

- между образовательной организацией и семьей, воспитывающей ребенка дошкольного и школьного возраста;

- между родителями и детьми по поводу обучения. Статья 17 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" предусматривает такую форму, как семейное обучение. В этом случае педагогами ребенка могут быть сами родители;

- между органами государственного управления образованием разного уровня, например, федеральными и органами субъектов РФ;

- между органами представительной власти и образовательными организациями;

- между органами исполнительной власти и образовательными организациями;

- между органами судебной власти и образовательными организациями;

- между обучающимися;

- между педагогами;

- между образовательными организациями;

- между педагогами, которые осуществляют индивидуальную педагогическую деятельность в соответствии со ст. 32 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", и обучающимися и др.*(15)

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...