Образовательное право как наука
Наука - вид человеческой деятельности, направленный на выработку и теоретическую систематизацию объективных знаний о действительности в виде понятий, законов, закономерностей и т.д. Видами научной деятельности являются сбор фактов, их систематизация, анализ и синтез новых знаний, выяснение причинно-следственных связей, прогнозирование, открытие законов, создание теорий. Как любая наука, образовательное право изучает определенную часть действительности. Результатом научной деятельности являются созданные понятия (ст. 2 ФЗ N 273-ФЗ), категории, принципы, законы, закономерности. Понятия сути "сокращения, в которых мы охватываем, сообразно их общим свойствам, множество различных чувственно воспринимаемых вещей" (Ф. Энгельс), а также нечувственных объектов, таких, как другие понятия. Понятие не только выделяет общее, но и расчленяет предметы, их свойства и отношения, классифицируя последние в соответствии с их различиями. Так, понятие "педагог" отражает и существенно общее то, что свойственно всем людям, и отличие любого человека от профессионального педагога. Закономерность - необходимая, существенная, постоянно повторяющаяся взаимосвязь явлений реального мира, определяющая этапы и формы процесса становления, развития явлений природы, общества и духовной культуры. Различают общие, специфические и универсальные закономерности. Закон - вербальное и (или) математически выраженное утверждение, имеющее доказательство (в отличие от аксиомы), которое описывает соотношения, связи между различными научными понятиями, предложенное в качестве объяснения фактов и признанное на данном этапе научным сообществом. Непроверенное научное утверждение, предположение или догадку называют гипотезой. Закон, справедливость которого была установлена не из теоретических соображений, а из опытных данных, называют эмпирическим законом.
Наука образовательного права изучает: - нормативные правовые акты, регулирующие образовательные отношения, в частности, эффективность каждой нормы права, статьи закона, пункта и т.д.; - государственную политику РФ; - политику различных государств в сфере образования; - нормы образовательного права; - правоотношения в сфере образования; - правосознание людей по отношению к образовательному праву; - образовательные отношения, т.е. отношения по обучению и воспитанию; - механизм правового регулирования образовательных отношений; - идеи различных политических партий, групп по развитию и функционированию системы образования; - потребности человека в образовательных услугах и их отражение в праве; - потребности различных групп людей в образовании и их отражение в праве; - потребности семьи в образовании; - потребности гражданского общества в образовании; - потребности государства в образовании; - содержание образования и т.д. Правосознание способно восполнить пробелы законодательства, достраивая в сознании человека систему права, регулирующую образовательные отношения. Если в законе нет нормы, то правосознание выступает как прямой регулятор поведения человека. Правосознание делят на правовую идеологию и правовую психологию. Правовая идеология - представление о праве как совокупности идей, которые нередко оформлены в виде концепции, доктрины. Идея - форма постижения в мысли явлений объективной реальности. В праве идеи нередко оформлены в нормативном акте, который называется, например, концепцией или доктриной. Законодатель, прежде чем принять закон, разрабатывает и принимает концепцию регулирования данного вида общественных отношений или сферы общественной жизни.
Каждый закон имеет два уровня содержания: - первый уровень - идеи, на которых построен закон. В то же время, идеи нередко фиксируются в документе, который называется доктрина. Государственная доктрина включает идеи, отражающие интересы всей нации, всех народов, всех слоев населения, всех политических групп; - второй уровень - совокупность норм права, правил поведения, которые содержатся в законе. Правила, содержащие основные права и обязанности, совместно с особенностями механизма правового регулирования, особенностью применения санкций могут быть закреплены в документе, который называется концепция закона. Механизм правового регулирования может включать три элемента: концепцию и доктрину закона, а затем сам закон. В то же время, концепция и доктрина могут быть включены в закон. Правовая психология включает правовые чувства, правовые настроения, правовые эмоции, представления, убеждения, предубеждения и т.д. Наука дает наиболее точное представление о праве. Современная юридическая наука права, шифр 12.00.00, имеет множество специальностей, которые составляют 32 группы*(2), в т.ч.: 1-я группа, шифр 12.00.01 1. Теория и история права и государства 2. История учений о праве и государстве 2-я группа, шифр 12.00.02 3. Конституционное право 4. Конституционный судебный процесс 5. Муниципальное право 3-я группа, шифр 12.00.03 6. Гражданское право 7. Предпринимательское право 8. Семейное право 9. Международное частное право 4-я группа, шифр 12.00.04 10. Финансовое право 11. Налоговое право 12. Бюджетное право 5-я группа, шифр 12.00.05 13. Трудовое право 14. Право социального обеспечения 6-я группа, шифр 12.00.06 15. Земельное право 16. Природоресурсное право 17. Аграрное право 18. Экологическое право 7-я группа, шифр 12.00.07 19. Уголовное право и криминология 20. Уголовно-исполнительное право 8-я группа, шифр 12.00.08 21. Уголовный процесс 9-я группа, шифр 12.00.09 22. Международное право 10-я группа, шифр 12.00.10 23. Международное право 24. Европейское право 11-я группа, шифр 12.00.11 25. Судебная деятельность, прокурорская деятельность, правозащитная и правоохранительная деятельность 12-я группа, шифр 12.00.12
26. Криминалистика 27. Судебно-экспертная деятельность 28. Оперативно-розыскная деятельность 13-я группа, шифр 12.00.13 29. Информационное право 14-я группа, шифр 12.00.14 30. Административное право 31. Административный процесс 15-я группа, шифр 12.00.15 32. Гражданский процесс 33. Арбитражный процесс. Фактически, в настоящее время сложились новые научные специальности: образовательное право, международное образовательное право, служебное право, потребительское право, интеллектуальное право, философия права, социология права и т.д. В первую группу специальностей целесообразно включить философию права и социологию права. Необходимо ввести новую группу, например, 2.1., разместив в ней образовательное право и международное образовательное право. Ввести группу, например, 2.2. - служебное право. В группу 3 включить специальности - потребительское право и интеллектуальное право.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|