Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Образовательное право как наука




 

Наука - вид человеческой деятельности, направленный на выработку и теоретическую систематизацию объективных знаний о действительности в виде понятий, законов, закономерностей и т.д. Видами научной деятельности являются сбор фактов, их систематизация, анализ и синтез новых знаний, выяснение причинно-следственных связей, прогнозирование, открытие законов, создание теорий. Как любая наука, образовательное право изучает определенную часть действительности. Результатом научной деятельности являются созданные понятия (ст. 2 ФЗ N 273-ФЗ), категории, принципы, законы, закономерности. Понятия сути "сокращения, в которых мы охватываем, сообразно их общим свойствам, множество различных чувственно воспринимаемых вещей" (Ф. Энгельс), а также нечувственных объектов, таких, как другие понятия. Понятие не только выделяет общее, но и расчленяет предметы, их свойства и отношения, классифицируя последние в соответствии с их различиями. Так, понятие "педагог" отражает и существенно общее то, что свойственно всем людям, и отличие любого человека от профессионального педагога.

Закономерность - необходимая, существенная, постоянно повторяющаяся взаимосвязь явлений реального мира, определяющая этапы и формы процесса становления, развития явлений природы, общества и духовной культуры. Различают общие, специфические и универсальные закономерности.

Закон - вербальное и (или) математически выраженное утверждение, имеющее доказательство (в отличие от аксиомы), которое описывает соотношения, связи между различными научными понятиями, предложенное в качестве объяснения фактов и признанное на данном этапе научным сообществом. Непроверенное научное утверждение, предположение или догадку называют гипотезой. Закон, справедливость которого была установлена не из теоретических соображений, а из опытных данных, называют эмпирическим законом.

Наука образовательного права изучает:

- нормативные правовые акты, регулирующие образовательные отношения, в частности, эффективность каждой нормы права, статьи закона, пункта и т.д.;

- государственную политику РФ;

- политику различных государств в сфере образования;

- нормы образовательного права;

- правоотношения в сфере образования;

- правосознание людей по отношению к образовательному праву;

- образовательные отношения, т.е. отношения по обучению и воспитанию;

- механизм правового регулирования образовательных отношений;

- идеи различных политических партий, групп по развитию и функционированию системы образования;

- потребности человека в образовательных услугах и их отражение в праве;

- потребности различных групп людей в образовании и их отражение в праве;

- потребности семьи в образовании;

- потребности гражданского общества в образовании;

- потребности государства в образовании;

- содержание образования и т.д.

Правосознание способно восполнить пробелы законодательства, достраивая в сознании человека систему права, регулирующую образовательные отношения. Если в законе нет нормы, то правосознание выступает как прямой регулятор поведения человека.

Правосознание делят на правовую идеологию и правовую психологию.

Правовая идеология - представление о праве как совокупности идей, которые нередко оформлены в виде концепции, доктрины.

Идея - форма постижения в мысли явлений объективной реальности. В праве идеи нередко оформлены в нормативном акте, который называется, например, концепцией или доктриной. Законодатель, прежде чем принять закон, разрабатывает и принимает концепцию регулирования данного вида общественных отношений или сферы общественной жизни.

Каждый закон имеет два уровня содержания:

- первый уровень - идеи, на которых построен закон. В то же время, идеи нередко фиксируются в документе, который называется доктрина. Государственная доктрина включает идеи, отражающие интересы всей нации, всех народов, всех слоев населения, всех политических групп;

- второй уровень - совокупность норм права, правил поведения, которые содержатся в законе.

Правила, содержащие основные права и обязанности, совместно с особенностями механизма правового регулирования, особенностью применения санкций могут быть закреплены в документе, который называется концепция закона.

Механизм правового регулирования может включать три элемента: концепцию и доктрину закона, а затем сам закон. В то же время, концепция и доктрина могут быть включены в закон.

Правовая психология включает правовые чувства, правовые настроения, правовые эмоции, представления, убеждения, предубеждения и т.д.

Наука дает наиболее точное представление о праве. Современная юридическая наука права, шифр 12.00.00, имеет множество специальностей, которые составляют 32 группы*(2), в т.ч.:

1-я группа, шифр 12.00.01

1. Теория и история права и государства

2. История учений о праве и государстве

2-я группа, шифр 12.00.02

3. Конституционное право

4. Конституционный судебный процесс

5. Муниципальное право

3-я группа, шифр 12.00.03

6. Гражданское право

7. Предпринимательское право

8. Семейное право

9. Международное частное право

4-я группа, шифр 12.00.04

10. Финансовое право

11. Налоговое право

12. Бюджетное право

5-я группа, шифр 12.00.05

13. Трудовое право

14. Право социального обеспечения

6-я группа, шифр 12.00.06

15. Земельное право

16. Природоресурсное право

17. Аграрное право

18. Экологическое право

7-я группа, шифр 12.00.07

19. Уголовное право и криминология

20. Уголовно-исполнительное право

8-я группа, шифр 12.00.08

21. Уголовный процесс

9-я группа, шифр 12.00.09

22. Международное право

10-я группа, шифр 12.00.10

23. Международное право

24. Европейское право

11-я группа, шифр 12.00.11

25. Судебная деятельность, прокурорская деятельность, правозащитная и правоохранительная деятельность

12-я группа, шифр 12.00.12

26. Криминалистика

27. Судебно-экспертная деятельность

28. Оперативно-розыскная деятельность

13-я группа, шифр 12.00.13

29. Информационное право

14-я группа, шифр 12.00.14

30. Административное право

31. Административный процесс

15-я группа, шифр 12.00.15

32. Гражданский процесс

33. Арбитражный процесс.

Фактически, в настоящее время сложились новые научные специальности: образовательное право, международное образовательное право, служебное право, потребительское право, интеллектуальное право, философия права, социология права и т.д. В первую группу специальностей целесообразно включить философию права и социологию права. Необходимо ввести новую группу, например, 2.1., разместив в ней образовательное право и международное образовательное право. Ввести группу, например, 2.2. - служебное право. В группу 3 включить специальности - потребительское право и интеллектуальное право.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...