Образовательное право как форма справедливости
Образовательное право, как и все право, нередко рассматривают в виде основной формы справедливости. Многие считают, что справедливость может существовать только в форме права. Известный американский политический философ Джон Ролз в своей основополагающей работе*(3) "Теория справедливости" формулирует два основных принципа справедливости: 1) каждый человек должен иметь равные права в отношении наиболее широкого спектра основных свобод, совместимых с подобными свободами для других; 2) социальные и экономические различия должны быть устроены так, чтобы: а) наибольшие преимущества от них получали бы наименее привилегированные члены общества в соответствии с принципом ответственности перед будущими поколениями (just savings principle) и принципом справедливого неравенства (the difference principle); б) доступ к рабочим местам и государственным должностям должен быть открыт для всех на основе равенства возможностей. Полемизируя с Роулзом, Фридрих Август фон Хайек (нем. Friedrich August von Hayek(8 мая 1899 г.), Вена -23 марта 1992 г., Фрайбург) - австрийский экономист и философ, представитель новой австрийской школы, сторонник либеральной экономики и свободного рынка, лауреат Нобелевской премии по экономике (1974 год) указывает на несовместимость прогресса и справедливости. По мнению Хайека, "эволюция не может быть справедливой". Поскольку любые изменения приводят к выигрышу одних и проигрышу других, требование справедливости равнозначно прекращению развития*(4). Хайек считает невозможным субъективное распределение результатов труда на основе затраченных работником усилий. Никому не под силу то, что под силу рынку - устанавливать значение индивидуального вклада в совокупный продукт. Нет другого способа определять вознаграждение, заставляющее человека выбирать ту деятельность, занимаясь которой он будет в наибольшей мере способствовать увеличению потока производимых товаров и услуг.
Милтон Фридман (1912-2006 годы) - Нобелевский лауреат по экономике (1976 год), получивший премию "за достижения в области анализа потребления, истории денежного обращения и разработки монетарной теории, а также за практический показ сложности политики экономической стабилизации" - критикует понятие социальной справедливости, считая, что подоходный налог, как основное средство перераспределения доходов, во-первых, носит не добровольный, а принудительный характер, а, во-вторых, снижает стимулы к труду, что, в свою очередь, снижает общее благосостояние общества (Milton Friedman - Is Capitalism Humane? http://www.youtube.com/watch?v=FHPIlemZFVg). По определению Аристотеля, справедливость есть равенство для равных людей. Справедливым считается и пропорциональное равенство: если человек трудится больше и результативнее, то он может и больше получать, пропорционально произведенному, и это справедливо, т.е. соблюдается равенство. Каждый человек имеет представление о справедливости и использует эту категорию, прежде всего, для оценки своего положения. Когда по отношению к нему поступают несправедливо, т.е. его не признают равным другим, человек всегда возмущается. Справедливость нередко разделяют на природную и установленную законом. По данным нейробиологов, за чувство справедливости отвечает ряд участков мозга, связанных с эмоциональной сферой человека*(5). Тяга к справедливости сформировалась на генетическом уровне в процессе племенного развития человека, поскольку предоставляла более "справедливым" племенам преимущества в выживании. Государство может принимать различные законы как справедливые, так и несправедливые. Показателем справедливости закона является то, отражает ли он интересы большинства граждан государства или нет, а также устанавливает ли он равные права и предоставляет ли он гражданам свободу, достаточную для индивидуального и социального развития.
Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" в ст. 5 устанавливает норму справедливости - равную возможность граждан России получить образование любого уровня независимо от отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств: пола; расы; национальности; языка; происхождения; имущественного положения; должностного положения; места жительства; отношения к религии; убеждений; принадлежности к общественным организациям (объединениям); возраста; состояния здоровья; социального положения; наличия судимости. Только законом могут быть ограничены права граждан на профессиональное образование по признакам пола, возраста, состояния здоровья, наличия судимости. Ограничение прав граждан на образование по возрасту устанавливается в целях охраны здоровья обучающегося. Слишком раннее начало обучения может привести к тому, что человек, получив профессию, не сможет ею воспользоваться, т.к. к работе по специальности люди допускаются с определенного законом возраста. Например, человек закончил педагогическое училище в 14-17 лет. Но с этого возраста он еще не может работать в школе учителем, т.к. сам является ребенком до достижения 18 лет, и ему нельзя доверить жизнь и здоровье детей. Ограничено право на образование и состоянием здоровья, поскольку учитывается определенная нагрузка при обучении, кроме того, работа по специальности может быть противопоказана. Ограничение права гражданина на профессиональное образование в зависимости от судимости устанавливается потому, что общество предъявляет к ряду должностей повышенные требования, стремясь создать условия, предупреждающие совершение преступлений и других противоправных действий по отношению к детям. Все эти ограничения могут быть установлены только законом. Для реализации права на образование человеку необходимы условия. Важнейшими из них являются гарантии, которые человеку дает государство. Гарантии должны быть достаточными, чтобы сделать право реальным.
Гарантия (от фр. garantie - ручательство) согласно словарю Даля - "ручательство, поручительство, порука, обеспеченье, залог, заверение, заверка, страх". Гарантия государство - это обязанность государства, создать условие, которое позволит каждому человеку осуществить право. Люди изначально находятся в неравных условиях. Задача государства состоит в том, чтобы выровнять эти условия. Это достигается тем, что людей наделяют равными возможностями. В целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления: 1) создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в т.ч. посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья; 2) оказывается содействие лицам, которые проявили выдающиеся способности и к которым в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ относятся обучающиеся, показавшие высокий уровень интеллектуального развития и творческих способностей в определенной сфере учебной и научно-исследовательской деятельности, в научно-техническом и художественном творчестве, в физической культуре и спорте; 3) осуществляется полностью или частично финансовое обеспечение содержания лиц, нуждающихся в социальной поддержке в соответствии с законодательством Российской Федерации, в период получения ими образования. Справедливость - наибольшее счастье для наибольшего количества людей, считал Иеремия Бентам (англ. Jeremy Bentham (15 февраля 1748); Лондон, 6 июня 1832 г.) - английский социолог, юрист, один из крупнейших теоретиков политического либерализма, родоначальник одного из направлений в английской философии - утилитаризма.
Вопросы социальной справедливости изучают современные российские юристы, понимая под справедливостью соответствие меры прав и обязанностей субъекта, меры воздаяния и ответственности за действия и соблюдение принципов юридического равенства всех членов общества. Социальная справедливость, по мнению специалистов в области философии права, влияет на стабильность юридической практики, единство понимания и применения правовых норм, контрольно-надзорную деятельность правоохранительных органов. Так как граждане изначально не равны по природным способностям и интересам, проблема социальной справедливости ставится не как вопрос о том, как сделать всех равными, а как достичь справедливого неравенства, т.е. как сделать различия между людьми ситуационными и меритократическими. Меритократия ("власть достойных", от лат. meritus - достойный и др., греч. краток - власть, правление) - принцип управления, согласно которому руководящие посты должны занимать наиболее способные люди независимо от их социального происхождения и финансового достатка. Однако в реальных условиях достижение дистрибутивной справедливости практически невозможно, поскольку эгалитарные принципы на практике сложно реализовать. Справедливость основывается на формально-правовых процедурах, посредством которых приобретаются или передаются социальные и экономические блага. Социальная справедливость - мера равенства, и она должна быть в каждом правовом акте.
Литература по теме:
1. Социальная справедливость в российском обществе: социально-философский анализ: диссертация... доктора философских наук: 09.00.11. Сажин А.В. Краснодар, 2010. 2. Справедливость и законность в политико-правовой концепции Дж. Ролза: диссертация... кандидата юридических наук: 12.00.01. Черняева А. Санкт-Петербург, 2010. 3. Справедливость и состязательность в российском праве: диссертация... кандидата юридических наук: 12.00.01. Катомина В.А. Саратов, 2009. 4. Социальная справедливость: социологический анализ: диссертация... доктора социологических наук: 22.00.01. Аргунова В.Н. Санкт-Петербург, 2005. 5. Справедливость как принцип права: историко-теоретический аспект: диссертация... кандидата юридических наук: 12.00.01. Деревестников А.В. Кострома, 2005. 6. Этические содержание и смысл либеральных теорий справедливости: диссертация... доктора философских наук: 09.00.05. Кашников Б.Н. Рязань, 2005.
7. Справедливость в системе ценностей российской правовой культуры: диссертация... кандидата философских наук: 24.00.01. Александров Ю.В. Великий Новгород, 2003. 8. Социальная справедливость и её проявления через отношения равенства и неравенства: теория, уроки госадминистративного социализма, перспективы: диссертация... доктора философских наук: 09.00.02. Колодий А.Ф. Москва, 1992.
Вопросы для самостоятельной работы:
1. Напишите эссе на тему "Как отражается принцип социальной справедливости в каждой статье Федерального закона N 273-ФЗ" и разместите его в википедии. 2. Назовите условия, при которых система образования может быть как справедливой, так и несправедливой. 3. Расскажите о российской цивилизационной специфике социальной справедливости в образовании.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|