Людях, куда и к кому вы можете обратиться, чтобы получить поддержку.
Может быть, есть какое-то особое место, где можно побыть в уединении и еще раз убедиться в своей правоте. Если у вас пока такого места нет, придумайте его: представьте себе, где бы вы его расположили. Создайте его. Подумайте также о людях, которые больше всех поддержат и обрадуются вашим переменам, убедитесь в том, что у вас есть надежная обратная связь и подкрепление. Не стоит рассчитывать только на себя. Рядом всегда окажется много людей, желающих помочь вам измениться и поддержать вас в этом. Стоит принять во внимание и то, что всегда будут люди, которые не поддержат ваши перемены, по всей видимости, усматривая в них опасность для себя. Умейте справиться и с этим. Я не верю в то, что такие люди плохи, убежден, что у них положительные намерения; вопрос лишь в том, как обратить эти намерения в поведение, обеспечивающее нам поддержку. Я хочу провести последнюю демонстрацию, посвященную проблеме трансформации не оказывающих поддержки взаимоотношений. Предлагаю вам подумать о ком-либо, с кем у вас предвидятся затруднения при обсуждении желаемых вами изменений. Подумайте о ком-то, с кем вам будет по-настоящему трудно договориться. Есть ли у кого-нибудь такой человек? Почему бы вам не выйти, Барбара? (Барбара выходит.) Мета зеркало Первый этап: как назвать поведение другого человека? Р. Д.: Представьте, что этот человек находится здесь, прямо напротив вас. Назовите поведение, из-за которого вам бывает по-настоящему трудно находиться рядом с этим человеком. Что именно он делает? Как бы вы это назвали? Как он поступает? Можно ли сказать, что он черств? Может быть, строг? Б.: Безразличен. Второй этап: как назвать ваше собственное поведение?
Р.Д.: А сейчас переместитесь в мета позицию и понаблюдайте за своей собственной реакцией на безразличие другого человека. Как бы вы назвали свое поведение? Б:. Может быть, жесткость. Или даже точнее -- непреклонность. Р.Д.: Итак, в нем мы видим безразличие, а в вас непреклонность. Я хочу, чтобы вы подумали, мог бы он оставаться безразличным,
если бы вы не были непреклонной? В каждой человеческой системе, то, что делаете вы, определяет поступки других в той же мере, как то, что делают другие, определяет ваши поступки. Этот человек безразличен к вашему поведению или к вашей идентичности? Б.: К моей идентичности. Р.Д.: А в отношении чего проявляется ваша непреклонность? Б:. В том, что является для меня важным в данных взаимоотношениях. Р.Д.: Ваших ценностей? Б.. Да. Р.Д.: (Обращаясь к аудитории): Хочу, чтобы вы отметили, что больше всего трудностей у нас возникает с теми людьми, которым мы позволяем оказывать воздействие на нашу личность. Однажды я моделировал стратегию человека, чья работа заключалась главным образом в том, что бы выслушивать и отвечать на критику клиентов его компании. Если люди на что-либо жаловались, он всегда начинал с того уровня, на котором были их жалобы, подстраивался и вел их вниз, с уровня убеждений на поведенческий уровень. Иногда люди критикуют вашу идентичность и говорят что-нибудь вроде: "Это была ваша вина". Если вы воспринимаете это на уровне идентичности и испытываете чувство "Со мной что-то не так!" -- то эмоционально это очень сильно на вас повлияет. И вы очень быстро сгорите. Но этот человек всегда говорил что-нибудь в таком роде: "Мне очень жаль, что это вас так расстроило. Скажите, что именно произошло?" Таким образом он отводил критику от себя и направлял ее на проблему. Фактически он представал перед недовольным клиентом в роли опытного стратега. Он применял
мимику и жестикуляцию, чтобы направить слова и образы в какой-нибудь особый пункт, подальше от своей персоны. В результате они сосредоточивали все свое внимание не на нем, а на "проблеме". В конечном итоге он направлял ее дальше вверх по левую руку от них, в пункт памяти, и превращал ее в обратную связь вместо неудачи. Он не воспринимал все это на уровне идентичности. Он знал, что с идентичностью у него все в порядке, независимо от того, какова была реакция. Ему не нужно было отрицать или бороться с критикой: он направлял ее туда, где она в данный момент могла принести наибольшую пользу.
(Обращаясь к Барбаре): Может быть, вы отдаете слишком много себя этому человеку? Б.. Да. Р.Д.: И ваша непреклонность в отношении ваших ценностей не сделала его менее безразличным по отношению к вам? Б:. Нет, потому что меня засосала его система. И сейчас я зашла в тупик. Я не могу из этого выйти. Третий этап: отношение между двумя "я" Сейчас я вам предлагаю перейти в четвертую позицию, вот сюда. Когда вы смотрите на то, как ваше внутреннее "я" мета позиции старается изменить ваше внешнее "я" первой позиции и ваш способ общения с этим человеком, каким вам представляется это взаимоотношение? (Р.Д. поочередно указывает на 1 и 3.) Б:. Между мной и мной? Р.Д. Да, нам следует изучить вопрос: "Как я отношусь к себе в отношении другого человека?" Б.: Внутреннее "я" думает, будто все, что делает внешнее "я", в любом случае не окажет никакого воздействия на этого человека. Р.Д.: В некотором смысле вы относитесь к себе так же, как он. Ваше внутреннее "я", по-видимому, также безразлично к тому, что вы зашли в тупик в этом взаимоотношении. Я называю этот процесс мета зеркалом, потому что подчас то, как человек к вам относится, является лишь отражением того, как вы сами относитесь к себе. Проблема не только в другом человеке и даже не в том, как я реагирую на другого человека, проблема еще и здесь, между двумя моими "я". И это является важной частью того, как действует вся система. Как ваше внешнее "я" реагирует на это внутреннее безразличие? Б:. Оно очень жестко. Оно боится того, что может утратить себя. Р.Д.:
Совсем не удивительно, что ваше внешнее "я" жестко. Оно находится между молотом и наковальней. Мне кажется, было бы интересно поменять местами эти позиции (ваше внутреннее и внешнее "я"). Например, что если бы вы поменяли местами свое внешнее "я" первой позиции и внутреннее "я" мета позиции, став при этом безразличной к другому человеку и непоколебимой сама с собой в
отношении своих ценностей! Возможно, чем более я непоколебим в отношении своих ценностей с самим собой, тем более творческим может быть мое поведение по отношению к нему.
Самое замечательное в подобного рода систематической работе то, что у вас не возникает необходимости изменять элементы системы для поиска решения. Вам только нужно изменить взаимоотношение между данными элементами. Что, если бы вы это сделали? Просто-напросто возьмите и физически поменяйте их местами. Б.: Тогда все кажется просто (смеется). Р.Д.: Что происходит? Остались ли взаимоотношения теми же самыми? Б.: Думаю, что уже нет никаких. Р.Д.: А если уже нет никаких взаимоотношений, то ведь вы можете завязать новые, пусть даже с другим человеком? Б.: Да. Р.Д.: А теперь давайте-ка поглядим на эти две: часть, которая сейчас находится в мета позиции, как раз и является непреклонной. Хотите ли вы сейчас поддерживать взаимоотношения с этим человеком? Б.: Нет, совсем не хочу. Р.Д.: Какой тип взаимоотношений вы хотели бы себе обеспечить, если вам в будущем когда-нибудь опять доведется говорить с этим человеком?
Б.: Трудность сейчас в том, что я больше не хочу поддерживать какое-либо общение. Р.Д.: Что могло бы вас побудить к общению? Б.: Большая искренность человека, чуть больше подлинности. Р.Д.: Хорошо. А теперь на время перейдите в позицию этого человека, то есть во вторую. Если вы воспринимаете мир так же, как он, что может сделать вас более искренней, более подлинной? (Барбара перемещается в позицию другого человека. Какое-то время она пребывает в глубокой задумчивости.)
Б.: Уверенность в себе. Р.Д.: А теперь совсем покиньте эту систему и перейдите в четвертую позицию. Я хочу, чтобы вы отметили здесь кое-что весьма важное. Если вы будете поступать таким образом, что он сможет почувствовать себя уверенно, тогда-то он и станет более подлинным. Но здесь возникает существенный вопрос: как вам вести себя, чтобы он мог почувствовать себя более уверенно, а вам при этом не пришлось отступиться от своих собственных ценностей? Б.:. Разумеется, не оставаться непреклонной. Р.Д.: Каким образом это могло бы осуществиться? Б;. Следует быть открытой или прислушиваться, по крайней мере.
Р.Д.: Но при этом не следует забывать, что вам необходимо сохранить свою непреклонность по отношению к своим ценностям, находясь в мета позиции, потому что следует заметить: "быть открытой и прислушиваться" важно с точки зрения того, кто я есть, и что для меня важно. "Быть открытым и прислушиваться "вовсе не значит находиться в плену у этого, особенно если я непреклонен в третьей позиции. Таким образом, я могу быть более открытым и прислушиваться к этому человеку, поскольку не нахожу поддержку в самом себе.
Четвертый этап: вступление в новое взаимоотношение Р.Д.: Из четвертой позиции визуализируйте свое "я" в первой позиции в этом новом взаимоотношении -- открытое и прислушивающееся к другому человеку, получающее поддержку от вашего "я" в мета позиции, которому известно, кто вы есть и которое непреклонно по отношению к вашим ценностям и идентичности. Встаньте в первую позицию и взгляните на данного другого человека. (Барбара встает в первую позицию и смеется.) Р.Д.: (Обращаясь к аудитории): Посмотрите на эту физиологию. Это очень интересное сочетание всех остальных "я".
(Обращаясь к Барбаре): Что происходит с этим человеком? Б.:. Ему гораздо удобней. Р.Д.: Как вы себя чувствуете? Б.: Гораздо лучше. Все полностью изменилось. Р.Д.: Спасибо. Очень часто тот участок, на котором вы испытываете затруднения при общении с другим человеком, является зеркальным отражением того, как вы относитесь к себе. И действительно, ни сама проблема, ни ее решение не заключаются в другом человеке. Если я способен сделать шаг назад и увидеть, в какой степени достоверно отражение моих отношений с самим собой, то могу перестроить всю систему так, что стану сам себе поддержкой. Это может преобразовать все. Методика мета зеркала создает контекст, в котором мы можем постоянно смещать позиции восприятия внутри и вне проблематичного взаимоотношения до тех пор, пока не найдем наиболее подходящую и гармоничную организацию элементов молекулы
взаимоотношений.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|