Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 6. Западная Европа периода Средневековья




 

 

Средневековье – кульминация развития общечеловеческой культуры.

Исторические предпосылки формирования нового типа культуры.

Христианство – господствующая религия. Основные направления христианства.

Художественное сознание эпохи. Эстетическая концепция средних веков.

Народная культура Европы.

Городская культура средневековой Европы. Значение бюргерства.

Средневековое искусство. Романский стиль.

Готический стиль в архитектуре. Готика и культура XX столетия.

Клерикальная литература, ее жанры.

Идеал рыцарства. Куртуазный роман, поэзия менестрелей, трубадуров.

Легенды и эпос средневековья.

Данте – «последний поэт средневековья».

 

Крупный исторический период, именуемый Средними веками, очень противоречиво оценивается в мировой науке. Так, до нашего времени ещё сохранился взгляд на Средние века как период некоего повала в культурном развитии между Античностью и Новым временем. Этот взгляд был сформирован в эпоху Возрождения и получил более полное обоснование в творчестве просветителей. Однако подобную оценку опровергала историко-культурологическая литература романтиков. По сути с немецкого романтизма начинается процесс "реабилитации" средневекового искусства, нашедший своё продолжение в культуре XIX – XX вв.

Мысль Средневековья никогда не была чахлой, упаднической, ретроградной. Если в ней что-то поражает, то это мощь, разнообразие, мировоззренческое мужество, богатство оттенков. И девиз философии средних веков удивительно современен: "Знать, чтобы верить, верить, чтобы знать". "Темные" века, в отличие от Просвещения, знали множество интеллектуальных течений, гармонизирующих дух и материю, разум и веру, человека и природу. Средневековая философия – кульминационный пункт западного мышления. Точно так же, как первые билли о правах появились в XIII в., легитимность государственности подтверждалась плюрализмом духа, морализацией всех сторон жизни.

Величие средневековья третируемого за однообразность, скорее, в безбрежном плюрализме: схоластика не просто знала множество различных течений, но ещё не была столь нетерпимой и беспощадной, как вышедшие из неё Просвещение, утопия, коммунизм. Монахи вели полемику, веря в возможность согласования и сосуществования порой взаимоисключающих направлений. Да, за ереси (религиозное инакомыслие) преследовали, но между правоверными и еретиками ещё не было пропасти, вчерашние еретики имели все возможности бороться за правоверность. Таким образом, "застывшее" средневековье никак не меньше, чем то же Просвещение, было эпохой духовной конкуренции и настоящего взрыва идей.

Сегодня можно с известной долей вероятности считать, что культура Раннего и Классического Средневековья объединяет, по меньшей мере, десять веков, с V по конец XIV вв., то есть с момента активного формирования культуры Возрождения. Период Раннего Средневековья охватывает время с V по XI вв., а Классического – с XII по XIV вв. При всей противоречивости развития данной эпохи можно утверждать, что именно тогда сложились важнейшие черты западноевропейского христианского типа культуры на основе повсеместного распространения христианства. Институт церкви, христианское вероучение занимали в рассмотренное время доминирующие позиции практически во всех сферах культурной жизни средневекового общества. Однако на исходе эпохи Классического Средневековья отчетливо проявилась тенденция к секуляризации прежде всего в духовной сфере на основе распространения гуманистических идей.

К важнейшим достижениям средневековой литературы относятся рыцарский роман, повествующий о героических подвигах и любви рыцарского сословия, и рыцарская лирическая поэзия. В Германии её представители – миннезингеры (певцы высокой любви) – сами исполняли свои произведения. Во Франции поэзия достигла вершины в "куртуазной " (придворной) лирике трубадуров. Они воспевали идеальную любовь, преданное служение даме сердца, ради которой рыцари подвергались опасностям. Значительным явлением в литературе Франции XII – XIII вв. стало творчество вагантов бродячих поэтов (лат. vagantes бродячие). Особенностью их стихов стала постоянная критика католической церкви, духовенства за алчность, лицемерие, невежество. Церковь, в свою очередь, преследовала и осуждала вагантов.

Средневековье – это бурный, невиданный расцвет не только поэзии, но и музыки, эпоса, философии. Но если для Возрождения искусство становится скорее механическим зеркалом, то для Средних веков – зеркалом магическим, зеркалом, отражающим беспредельность божественной сущности. Отсюда мощь средневекового символизма, выраженная не только художниками, но и философами, богословами (Св. Франциск).

"Тёмные" века дали миру крупнейшие университеты, часы, компас, порох, бумаги, очки, зеркала, водяную и ветряную мельницы, энциклопедии, великих учёных и врачей… Именно в Средние века зародились европейские нации, сложились языки, на которых мы говорим, появились контуры государств, в которых мы живём, возникли идеалы, легшие в основание культуры.

Служба и верность были основополагающими ценностями средневековья. И ещё – иерархически нарастающие обязательства по мере нарастания прав. Noblesse oblige – положение обязывает – лозунг рыцаря, налагающий на него множество обязательств и ограничений, не имеющих силы для неблагородных. Знатность была не только привилегией, но и обязательством-ответственностью.

В средневековье родилась сама личностность, индивидуальность человека – человека не как личины, но как моральной индивидуальности, человека как персоны (per se una), как подобия Богу-творцу и как венца творения. Конечно, беззаконие и коварства тоже было предостаточно и на Западе, но на протяжении всего средневековья в Европе не забывали о том, что государь обязан повиноваться закону, стоящему над ним. Королевская власть не была в состоянии управлять, игнорируя интересы сословий. Такой характер феодального государства объясняется существованием влиятельных корпоративных групп, членов которых объединяла общность статуса, равенство прав. Здесь открывалась возможность создания представительных учреждений – парламентов, генеральных штатов и т. д.

В Средние века велось бурное строительство феодальных замков и церковных соборов. Для возведения построек в Западной Европе широко использовался камень. Тяжесть каменных сводов могли выдержать только толстые, мощные стены с немногочисленными окнами. Этот стиль получил название романского. Термином " романский " обозначается стиль европейского искусства X – XIIвв. Романское искусство принадлежит эпохе феодальной раздробленности, наступившей после развала империи Карла Великого. Для данного стиля характерен дух воинственности, постоянной потребности самозащиты, неудивительной в условиях жестокой вражды феодалов друг с другом. Главное, что создало романское искусство, – замок-крепость, или храм-крепость. Замок считался крепостью рыцаря, церковь – крепостью Бога.

К XII в. относится появление нового архитектурного стиля – готики (ит. gotico готский, по названию германского племени готов). Основа готического собора – высокие, стройные колонны, собранные как бы в пучки и перекрещивающиеся на большой высоте. В таком здании стены не являются несущим элементом конструкции, они становятся всё тоньше, в них появляются огромные окна, украшенные яркими разноцветными стёклами - витражами. Характерная черта готики – устремление зданий ввысь. Готические соборы несли в себе двойную тенденцию – религиозную и светскую. С одной стороны, устремлённость всех линий к небу, дематериализация камня должны были воздействовать на человека таким образом, чтобы вызвать у него ощущение присутствия в некоем ином по отношению к земному мире. С другой стороны, собор, ставший центром и украшением города, являлся символом его процветания и богатства. В XIV в. готический стиль получил дальнейшее развитие. Это была " пламенеющаяготика ": – здания украшали тончайшей резьбой по камню – каменным кружевом, а форма окон стала напоминать пламя горящей свечи.

Музыку в средние века рассматривали прежде всего как науку, как познание. Музыку делили на "мировую" и "человеческую". Последняя могла быть "теоретической" и "практической", то есть музыку в собственном смысле слова. Что же касается "теоретической музыки", то она, связанная с познанием мира, "мировой" музыкой, представляла собой не что иное, как философию математики.

Образование в средние века было подчинено церковным догматам. Университетская наука называлась схоластикой (гр. scholastikos школьный, учёный), школьной наукой, наиболее характерными её чертами, стали: опора на патристику (гр. pater отец, учение Св. Отцов), недооценивание роли опыта как метода познания, соединение теолого-догматических посылок с рационалистическими принципами, интерес к формально-логическим проблемам.

Конец средневековья и начало Новой эры были отмечены появлением колоссальной личности. Это итальянский поэт Данте Алигьери. Его бессмертная "Божественная комедия" стала своеобразной энциклопедией средних веков и прологом Новой эры в истории культуры – эры Возрождения.

 

 

Темы рефератов

 

 

Наука и образование в Византии [1, 4, 12, 16].

Европейские университеты [7, 19].

Средневековый монастырь [4, 12].

Еретические учения средневековой Европы [6, 7, 9].

Идеалы рыцарской культуры [7, 9, 10, 14].

Астрология, алхимия, медицина в средние века [7, 10, 16].

Этика христианства [2, 6, 9].

Мать Тереза – олицетворенный миф средневекового католицизма в наши дни [9, 19].

Крестовые походы [7, 9, 14].

Готический стиль в архитектуре [7, 10, 18].

Музыка – символ духа [4, 9, 10, 12, 18].

Карнавальная культура средневековья. Образ шута [3, 15].

«Божественная комедия» Данте [2, 8].

Средневековые картины ада, рая, чистилища [2, 6, 8, 9].

Контрольные вопросы и задания

1. Назовите дату, которую считают началом эпохи Средневековья. Почему?

2. Какую роль в развитии общечеловеческой культуры немецкие романтики отводили средним векам?

3. Какое влияние религия и церковь оказали на формирование культуры, образования, науки в эпоху Средневековья?

4. В чём вы видите своеобразие западноевропейской литературы средневековья?

5. Охарактеризуйте роль городов как центров образования и науки в средневековой Европе.

 

 

Литература

 

 

Аверинцев С. С. Поэтика ранневизантийской литературы. М., 1978.

Баткин И. М. Данте и его время. М., 1965.

Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М., 1990.

Бычков В. В. Византийская эстетика: Теоретические проблемы. М., 1977

Бычков В. В. Малая история византийской эстетики. Киев. 1991.

Веселовский А. Н. Избранные статьи. Л., 1939.

Гуревич А. Я. Средневековый мир: культура безмолвного большинства. М., 1990.

История всемирной литературы: В 9 т. Т. 2 / Гл. ред. Г. П. Бердников. М., 1984.

Иванов В. Г. Этика средневековья. Л., 1983.

Иконников А. В. Искусство, среда, время: эстетическая ориентация городской среды. М., 1985.

История эстетической мысли. В 3 т. Т. I. Древний мир. Средние века. М., 1985.

Каждан А. П. Византийская культура (X – XII). М., 1968.

Мелетинский Е. М. Происхождение героического эпоса. М., 1963.

Оссовская М. Рыцарь и буржуа: исследования по истории морали. М., 1987.

Пинский Л. Е. О комическом у Рабле // Вопросы литературы. 1959. №5.

Рабинович В. А. Алхимия как феномен средневековой культуры. М., 1986.

Тойнби А. Постижение истории. М., 1991.

Тяжелов В. Н. Искусство средних веков. М., 1993.

Хейзинга И. Осень средневековья. М., 1989.

Гарин И. Пророки и поэты. Т.1., М., 1992.

 

 

Глава 7. Возрождение. Эпоха титанов

 

 

Новые исторические условия в Европе XIV – XVI вв.

Итальянское Возрождение.

Проблема личности а эпоху Возрождения.

Инквизиция. Миф и реальность.

Периодизация культуры Возрождения, Раннее Возрождение, Высокое Возрождение, Позднее Возрождение.

Искусство Возрождения. Общая характеристика.

Античные идеалы в искусстве Возрождения.

Изобразительные искусства (живопись, архитектура).

Литература позднего Возрождения. Общая характеристика.

Творчество В. Шекспира. Современные трактовки.

Сервантес и гуманистическая традиция эпохи Возрождения.

Маньеризм в искусстве Ренессанса.

Барокко как переходный этап к новой культуре.

 

Возрождение – исключительный период в истории западноевропейской цивилизации, время небывалого взлёта и масштабов культурных явлений в жизни всех европейских стран. Наряду с подлинно культурным переворотом, а зачастую на основе достижений культуры Ренессанса, происходили глубокие социально-экономические процессы, определившие формы новых хозяйственных, общественных отношений в рамках формировавшейся рыночной системы.

Термин "Возрождение" указывает на связь новой культуры с античностью. В конце XIII – начале XIV вв. в Европе, а именно в Италии, начинает формироваться раннебуржуазная культура, итальянское общество активно интересуется цивилизацией Древней Греции и Рима, разыскиваются рукописи античных писателей. Так были найдены сочинения Цицерона и Тита Ливия.

В центре внимания деятелей Возрождения стал человек, поэтому мировоззрение носителей этой культуры обозначают термином " гуманистическое " (лат. humanus человеческий). Философия гуманизма, противопоставленная схоластическому мировоззрению средневековья, культ свободы разума, эгоцентризм, в противовес феодальному сословному порядку, во многом секуляризованное, материалистическое понимание окружающей действительности – эти и другие важнейшие достижения эпохи Возрождения легли в фундамент культуры современной Западной цивилизации.

Однако Возрождение соседствует со средневековьем, тесно переплетаясь с ним. Просвещенные люди читают Одиссею, переводят философов античности, но и жгут ведьм на кострах. Студенты смущают своих возлюбленных стихами Петрарки и слушают лекции неистового Беды. Король основывает Колледж де Франс и поддерживает религиозный фанатизм Сорбонны. Знать покровительствует философам, разглагольствует о значении книгопечатания и посылает на аутодафе лучшего печатника Франции. Воинствуют иезуиты Лойолы. Кальвин восстаёт против фанатизма католиков, порицает инквизицию, но знание пугает его ещё больше, чем папу, он превращает Женеву в тюрьму, где свободолюбивые гугеноты торжественно отправляют на костёр инакомыслящих.

Культура ХХ века привычно рассматривает Ренессанс вне религиозно-мистического контекста, замалчивая, кем были многие знаменитые гуманисты при папском дворе и кто покровительствовал универсальному человеку Возрождения. А покровительствовал ему ни много, ни мало – сам Ватикан. А за ним все итальянские государи, превращавшие Возрождение в придворное духовное движение.

Вырастая из средневековья, Возрождение усиливало и углубляло интеллектуальную тягу учёных монахов к эрудиции, богатству познания, завоеванию новых высот духа. Это была глубокая страсть духовных завоевателей эллинизма, античности, патристики, еретичества, мифа.

В традиционном противопоставлении "темных" веков и Возрождения не учитывается, что Возрождение, особенно французское, не было светским, оно было монашеским, и к тому же евангельским. Гуманисты были неотделимы от религиозных реформаторов, часто воплощались в одном лице или преследовали одну цель: возвращение к евангельской простоте нравов и человечности.

Ещё один миф – "народность Возрождения". Даже забыв об аристократизме и сверхчеловеческих претензиях итальянского Ренессанса, стоит вспомнить "простолюдинов" Ренессанса французского: Маргарита Наваррская – королева; Клеман Маро – сын придворного поэта; Бонавентура Деперье – придворный; Лефевр д’Этапль – наставник королевского сына, хранитель королевской библиотеки; Гильом Бюде – секретарь и докладчик короля Франциска I. И сам Рабле – сын юриста, владельца поместья, к тому же получивший по завещанию влиятельного лица приходы в Медоне и Сарте.

Каждая страна по-своему пережила время Ренессанса, тем не менее можно говорить об объединяющих, общих чертах культуры Возрождения. Это прежде всего философия гуманизма как основополагающая доктрина эпохи и переоценка значения индивида в биосоциокультурном процессе. Реформационное (лат. reformatio преобразование) движение как неотъемлемая часть социокультурного процесса Возрождения также охватило большинство западноевропейских стран, подчас принимая крайние формы кровопролитных войн за Новую церковь. Иными словами, феномен Возрождения нельзя рассматривать лишь в явно тесных для него рамках развития отдельных отраслей духовной культуры. Эпоха Ренессанса заложила основы системы ценностей современной западноевропейской цивилизации, не оказав столь сильного влияния на народы восточной цивилизации.

 

 

Темы контрольных работ

 

 

Античность и Возрождение [2, 3, 13].

Особенности итальянского Возрождения [2, 3, 13].

Идеал человека в культуре Возрождения [3, 4, 5, 6, 8].

Совершенная личность в античности, христианском средневековье, Возрождении: сравнительный анализ [3, 4, 5, 6, 13].

Великие гуманисты эпохи Возрождения [1, 2, 3, 5, 9].

Творчество Шекспира. Общая характеристика [7, 8, 10, 11, 12].

Роман Сервантеса как отражение основных интуиций эпохи [7, 8, 10, 12].

Гений Леонардо да Винчи [2, 3, 5].

Галилей – ученый и философ [1, 9].

Комедия дель арте. Фарсовый характер игры [2, 3, 7, 8, 12].

Инквизиция. Процессы над учеными [1, 4, 6, 9].

Научные достижения Возрождения [1, 9].

 

 

Контрольные вопросы и задания

 

 

1. Дайте определение понятию «Эпоха Возрождения».

2. Каковы хронологические границы Возрождения в Италии и других странах?

3. Гуманизм как характерная черта культуры и искусства эпохи Возрождения.

4. Расскажите о процессе распространения гуманистической культуры Италии в страны Европы.

5. В чём заключаются главные открытия западноевропейской литературы эпохи Возрождения?

6. Назовите художников – титанов Возрождения, расскажите кратко об их творчестве.

7. В чём сходство и отличие испанского, итальянского, английского, германского и французского Возрождения?

 

 

Литература

 

 

Азархин В. А., Горский В. С. Научная истина и судьба ученого: Коперник, Бруно, Галилей. Киев, 1984.

Арган Дж. История итальянского искусства: В 2 т. М., 1990.

Баткин Л. М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. М., 1989.

Брагина Л. М. Итальянский гуманизм: этические учения XIV–XV веков. М., 1977.

Гастев А. А. Леонардо да Винчи. М., 1984.

Гуревич П. С. Человек и его ценности. М., 1988.

Зарубежная литература эпохи Возрождения. Хрестоматия. М., 1976.

История зарубежной литературы. Средние века. Возрождение / Отв. ред. М. П. Алексеева. М., 1987.

Кузнецов Б. Г. Идеи и образы Возрождения: наука XIV и XVI вв. в свете современной науки. М., 1979.

Пинский Л. Е. Реализм эпохи Возрождения. М., 1961.

Пинский Л. Е. Шекспир. Основные начала драматургии. М., 1971.

Пуришев Б. И. Хрестоматия по западноевропейской литературе: эпоха Возрождения в истории и культуре. М., 1987.

Ренессанс. Образ и место Возрождения в истории и культуре. СПб., 1991.

Хейзинга Й. Homo ludens. В тени завтрашнего дня. М., 1992.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...