Глава 10. Язычество древних славян
Периодизация славянского язычества. Истоки славянской культуры. Земледельческие культы древних славян. Геродот о культуре славян-кочевников. Нестор и его «Повесть временных лет» о жизни славян. Концепции материальной культуры древних славян: «охотничья» (Н. А. Рожков), «земледельческая» (М. Н. Покровский). Духовная культура древних славян. Истоки славянской мифологии. Политеистический пантеон древнеславянских богов. Род и роженицы. Древнеславянская магия. Институт языческих волхвов. Язычество в системе русской национальной культуры. Труды о культуре древних славян академика Б. А. Рыбакова.
До христианства и других монотеистических религий все народы были язычниками. Язычество – от «языки» (племена); это слово объединяет в себе принцип веры различных родоплеменных союзов. Славянское язычество развивалось по разным руслам: одни племена верили в силы космоса и природы; другие – в силы Рода и Рожаниц, третьи – в души умерших предков, в духов; четвертые – в тотемных животных–пращуров и т. д. Жертвы родовым и небесным богам приносили представители родовых союзов, а о контактах с низшими демонами земли, об избавлении людей от их вредного влияния и о получении от них разных услуг заботились "вольнопрактикующие" волхвы. Место жертвоприношения – капища, позднее в центре капища стали ставить изображения богов- идолов. Важнейшим праздником славян был праздник встречи нового года – рождения нового солнца в конце декабря. Это событие получило у наших предков греко-римское название «коляда» (лат. Сalendae – первый день наступившего месяца). Полную победу вновь явленного громовника над зимой – «смертью» – в день весеннего равноденствия справляли обрядом похорон Марены. Божество солнца, провожаемого на зиму, называли Купала, Ярило и Кострома. Во время праздника соломенное чучело этих божеств или сжигали, или топили в воде.
Архаические народные праздники вроде новогодних гаданий, масленицы, «русальной недели» сопровождались заклинательными магическими обрядами, молениями богам о благополучии, избавлении от нечисти. Для новогоднего гадания об урожае использовались особые сосуды – чары. На них изображали символы 12-ти месяцев. При воцарении в Киеве Владимира Красное Солнышко была проведена своеобразная языческая реформа. Стремясь поднять народные верования до уровня государственной религии, рядом со своими теремами, на холме, князь приказал поставить деревянные кумиры шести богов: Перуна, Хорса, Даждьбога, Стрибога, Семаргла и Мокоши. По мнению ряда историков, лингвистов, древнейшей славянской письменностью была узелковая. Знаки её не записывались, а передавались с помощью узелков, завязанных на нитях, которые заматывались в книги-клубки. Память о древнем узелковом письме осталась в языке и фольклоре. Мы до сих пор говорим: «завязать узелок на память», «нить повествования», «хитросплетения сюжета». Помимо узелковой письменности, видимо, существовала азбука, основанная на греческом алфавите. Период письменной жреческой культуры, возможно, начался у славян задолго до принятия христианства, в древности узелковая письменность была распространена достаточно широко. Узелковым письмом «кипу», «вампум» пользовались инки и ирокезы; письмо «цзе-шин» знали в древнем Китае. Финны, угры, карелы, проживавшие со славянами на северных территориях России, имели узелковую письменность. Узелково-языческая письменность очень сложна. Доступная лишь избранным – жрецам и высшей знати, она являлась священным письмом. По мере распространения христианства и угасания древней культуры славян вместе с жрецами–волхвами погибли и эти знания, «завязанные» узелковым письмом. Очевидно, что узелковая письменность не могла соперничать с более простой, логически совершенной системой письма, основанной на кириллице.
Православие стало вытеснять древнюю культуру и веру славян не ранее XII в. – много позднее, чем у других европейских народов. До этого она существовала не менее полутора тысяч лет. Наследие столь мощного пласта славянской архаики заявляло, продолжает заявлять о себе и со всей очевидностью, и исподволь: в образе мышления; стиле, фразеологии речи; мимике и жестах; неосознаваемых движениях души, соприкасающейся с миром родной природы.
Темы контрольных работ
Историк языческой Руси (Б. А. Рыбаков) [21, 22]. Велесова книга [1, 6, 7, 8]. Были и небылицы о Древней Руси [1, 2, 6, 7, 12, 18]. Мифы, предания, сказки – память о древней культуре [1, 6, 8, 11, 12, 18, 23]. Древнеславянский пантеон богов и его культы [1, 6, 8, 11, 12, 16, 23]. Солнечные боги славян [6, 8, 11, 12, 16, 23]. Русская вышивка и мифология [6, 8, 11, 12, 14, 23]. Язычество и христианство [17, 18, 24]. Русские волшебные сказки как отголоски верований эпохи язычества [1, 6, 19, 20]. Афанасьев и его труды по культуре древних славян [2]. Язычество в культуре XX столетия [3, 7, 24]. Образы языческой демонологии (домовые, банники, овинники, кикимора, леший, русалки, оборотни и др.) [1, 2, 7, 13].
Контрольные вопросы и задания
1. Откуда «пошла» русская земля? 2. Что Вы вкладываете в понятие «Древняя Русь»? 3. Какие стихии оказали влияние на становление характера и образа жизни древних славян? 4. Перечислите древнеславянских богов и определите их функции. 5. Назовите учёных, занимающихся исследованием проблемы расселения славян. Какая гипотеза кажется Вам более убедительной? Почему?
Литература
Аничков Е. В. Язычество и Древняя Русь. СПб., 1914. Афанасьев А. Поэтические воззрения славян на природу: В 3 т. М., 1994. Богуславский В. М. Человек в зеркале русской культуры, литературы и языка. М., 1994. Б услаев Ф. И. Исторические очерки русской народной словесности и искусства. Т.1–2. СПб., 1861. Велецкая Н. Н. Языческая символика славянских архаических ритуалов. М., 1978.
Гусев В. Е. Эстетика фольклора. Л., 1967 Забелин М. Русский народ, его обычаи, обряды, суеверия и поэзия. М., 1880. Зеленин Д. К. Очерки русской мифологии. Пг., 1916. Иванов В. В., Топоров В. Н. Исследования в области славянских древностей. М., 1974. История культуры Древней Руси / Под ред. Б. Д. Грекова. Т. 1–2. М.; Л., 1947–1951. Кайсаров А. С. Славянская и российская мифология. М., 1810. Костомаров Н. И. Славянская мифология. Киев, 1847. Максимов С. В. Нечистая, неведомая и крестная сила. СПб., 1994. Маслова Т. С. Русский народный орнамент как историко-этнографический источник. М., 1977. Миловский А. С. Песнь жар-птицы. Рассказы о народных праздниках. М., 1987. Мифы древних славян. Велесова книга / Сост. А. И. Баженова, В. И. Вардугин. Саратов, 1993. Носова Г. А. Язычество в православии. М.,1975. Попович М. В. Мировоззрение древних славян. Киев, 1985. Потебня А. А. Эстетика и поэтика. М., 1976. Пропп В. Я. Русские аграрные праздники. Л., 1963. Рыбаков Б. А. Язычество Древней Руси. М., 1988. Рыбаков Б. А. Язычество древних славян. М., 1981. Строев П. Краткое обозрение мифологии славян российских. М., 1815. Суханов И. В. Обычаи, традиции и преемственность поколений. М., 1976. Ягич И. В. История славянской филологии. СПб., 1910.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|