Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 8. Новое время. Западная культура




XVII – XVIII вв.

 

 

Новые исторические условия в Европе XVII века.

Научная революция XVII века.

Рационализм – отличительная черта образа мысли и образа жизни человека нового времени.

Идея гармонии – регулятивный принцип творчества.

Этика и этикет Нового времени.

Три направления в западноевропейской литературе XVII века: ренессанский реализм, классицизм, барокко.

«Блеск и нищета» эпохи Просвещения.

Философские искания этого времени. (Монтескье, Вольтер, Дидро, Гольбах, Руссо).

Основные положения просветительской эстетики.

Литературные направления XVIII века: классицизм, реализм, сентиментализм, предромантизм.

Величайшие художники века: Бах, Гете, Моцарт, Свифт как выразители духа времени.

 

Классицизм, относимый исследователями к культуре Нового Времени, как стиль мировоззрения сформировался под эгидой идей, свойственных эпохе Возрождения, но сузив и несколько изменив основные критерии. Классицизм апеллировал не к античности в целом, а непосредственно к древнегреческой классике – наиболее гармоничному, соразмерному периоду в истории древнегреческой цивилизации. Классицизм более всего был взят "на вооружение" абсолютистскими государствами; им не могла не импонировать идея величавого порядка, строгой соподчиненности, внушительного единства; государство претендовало на "разумность", хотело, чтобы в нем видели объединяющее, героически-возвышенное начало. Идеи "долга", "служения" стали важнейшими в эстетике классицизма. Классицизм, в противовес барокко актуализировал другую сторону гуманистических идеалов – стремление к разумному, гармоническому строю жизни.

Барокко как художественному стилю, развившемуся в Европе в 1600 – 1750 гг., присущи выразительность, пышность, динамика. Искусство барокко стремилось непосредственно воздействовать на чувства зрителей, подчеркивало драматичность душевных переживаний человека в современном мире. Высочайшими достижениями представлена барочная культура в изобразительном искусстве (Рубенс, Ван Дейк, Веласкес, Рибера, Рембрандт), в архитектуре (Бернини, Пюже, Куазевокс), в музыке (Кореяли, Вивальди).

В XIX в. первым ввёл термин "барокко" швейцарский историк Якоб Бурхардт. Он употребил его в пренебрежительном смысле как "вычурный", "причудливый", но слово прочно вошло в язык истории искусств.

Период конца XVII – XVIII вв. назван Веком разума,"Эпохой Просвещения. Просвещение – идейное и общественное движение в странах Европы и Америке, связанное с общими переменами в условиях жизни под влиянием разложения феодальных и утверждения капиталистических производственных отношений.

Условно исторические рамки эпохи Просвещения могут быть ограничены 1689 – 1789 гг. В 1689 г. совершилась "славная революция" в Англии. Французская революция, начавшаяся в1789 г. воспринималась современниками как воплощение просветительских идей Свободы, Равенства, Братства, ставших её лозунгами. Просвещение оставило неизгладимый след в науке, литературе, искусстве, политике, но главным образом в истории общественно-политической мысли и общественного движения.

Главную свою задачу деятели Просвещения видели в воспитании, образовании народа, в приобщении к знаниям всех и каждого. Просветители мечтали о "царстве разума", прежде всего обеспечиваемого развитием наук. Ведущий принцип "царства разума" – "естественное равенство", а отсюда – политическая свобода и гражданские права.

Как течение общественной мысли Просвещение представляло собой некое единство, заключавшееся в особом умостроении, интеллектуальных склонностях и предпочтениях. Целями, идеалами Просвещения стали такие идеи, как свобода, благосостояние людей, мир, ненасилие, веротерпимость и др. Просветители убеждали, что просвещением масс воспитанные монархи приведут свой народ к уничтожению бесправия, несправедливости, жестокости.

Основной литературный жанр этого времени – роман (Д. Дефо, Д. Свифт, Г. Филдинг, Д. Дидро, Ж. Ж. Руссо, Ш. Монтескье).

Во французском искусстве XVIII в. ведущим направлением стало рококо. Всё искусство рококо построено на асимметрии, создающей ощущение беспокойства – игривого, насмешливого, вычурного, дразнящего чувства. Не случайно происхождение термина "рококо" возводят к слову "раковина" (фр. rocaille).

В конце XVII – XVIII вв. начинает складываться тот музыкальный язык, на котором потом заговорит вся Европа. Первыми были Бах и Гендель. Огромное влияние на музыкальное искусство Европы оказала венская классическая школа: Гайдн, Моцарт, Бетховен.

Культурное наследие XVIII столетия до сих пор поражает необычайным разнообразием, богатством жанров и стилей, глубиной постижения человеческих страстей, величайшим оптимизмом, верой в человека и его разум. По мнению некоторых исследователей итог Просвещению подводит И. В. Гете в трагедии "Фауст", оценивая новый исторический тип человека, напряженно ищущего Истину на основе Разума, верящего в свою созидательную деятельность, но при этом жестоко ошибающегося и пока что беспомощного пред им же самим вызванными к жизни могущественными силами. Век Просвещения – век великих открытий и великих заблуждений. Не случайно конец данной эпохи приходится на начало Французской революции. Она похоронила веру просветителей в "золотой век" ненасильственного прогресса, усилила позиции критиков его целей и идеалов.

 

 

Темы контрольных работ

 

 

Идеал человека в эпоху рационализма [1, 4, 10].

Творчество Рембрандта [21, 22].

Величайшие писатели XVIII в. (Мильтон, Мольер) [4, 5, 6, 9, 13].

Мировоззрение эпохи рационализма: пантеизм и деизм [21, 22].

Теория естественного права [7, 22].

Нигилизм эпохи Просвещения [7, 19, 22].

Эстетика рококо [7, 22].

Выражение политических и художественных принципов барокко в творчестве П. Кальдерона [4, 15].

Комедии Мольера [4, 5, 6, 9].

«Потерянный рай» Мильтона. Библейская, античная, ренессанская традиции [4, 9, 20].

Творчество Баха [21, 22].

Творчество Дж. Свифта и Д. Дефо как первый этап развития литературы английского Просвещения [4, 9, 12, 13].

Вольтер - создатель философских повестей [1, 4, 9].

Идеи Руссо о воспитании в романе «Эмиль» [4, 8, 9].

«Фауст» Гете – художественное обобщение европейской действительности XVIII – XIX вв [2, 3, 4].

 

 

Контрольные вопросы и задания

 

 

1. В чём состоит историческая обусловленность эпохи Нового времени?

2. Как, на Ваш взгляд, объясняются противоречия во взглядах представителей Нового времени европейских стран?

3. Назовите и охарактеризуйте основные направления в западноевропейской литературе XVII – XVIII веков.

4. Какие духовные противоречия были присущи эпохе Просвещения?

5. Расскажите о крупнейших представителях эпохи Просвещения в музыке, литературе, живописи.

 

 

Литература

 

 

Акимова А. А. Вольтер. М., 1970.

Аникст А. А. «Фауст» Гете: Литературный комментарий. М., 1979.

Аникст А.А. Творческий путь Гете. М., 1986.

Артамонов С. Д. История зарубежной литературы XVII–XVIII вв. М., 1978.

Бордонов Ж. Мольер. М., 1983.

Булгаков М. А. Жизнь господина де Мольера. М., 1980.

Вернадский В. И. Размышления натуралиста. Научная мысль как планетное явление. М., 1985.

Верцман И. Е. Ж. Ж. Руссо. М., 1976.

Виппер Ю. Б., Самарин Р. М. Курс лекций по истории зарубежных литератур XVII века. М., 1954.

Гвардини Р. Конец Нового времени// Вопросы философии., 1990. №4.

Гольбах П. Галерея святых. Киев, 1987.

Дубашинский И. А. «Путешествие Гулливера» Дж. Свифта. М., 1969.

Елистратова А. А. Английский роман эпохи Просвещения. М., 1966.

Жирмунский В. М. Гете в русской литературе. Л., 1981.

Кальдерон и мировая культура / Отв. ред. Г. В. Степанов. Сб. ст. Л., 1986.

Лосев А. Ф. Дерзание духа. М., 1988.

Моруа А. Литературные портреты. М., 1971.

Обломиевский Д. Д. Французский классицизм: Очерки. М., 1968.

Сербенко Н. И., Соколов А. Э. Кризис культуры как исторический феномен// Вопросы философии. 1990. №7.

Чамеев А. А. Дж. Мильтон и его «Потерянный рай». Л., 1986.

Ильина Т. В. История искусств. Западноевропейское искусство. М., 1993

Кертман Л. Е. История культуры стран Европы и Америки. М., 1987.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...