Темы контрольных работ
1. Шумерско-Аккадская культура [2, 8, 15]. 2. Мифомистериальная традиция в искусстве первого государства на Земле [2, 4, 5, 6, 18]. 3. Миф в транскрипции сегодняшней культуры [5, 13, 19, 21]. 4. Художественная культура Древнего Египта [4, 6, 7, 17, 18]. 5. Особенности культуры Вавилона [2, 7, 14, 15]. 6. Быт древних японцев. Регламентация, её истоки и результаты [2, 9, 10, 15, 17]. 7. Этическое наследие Древней Индии [11, 13, 15, 20, 25]. 8. Архитектура и изобразительное искусство Древней Индии [2, 6, 7, 11, 17, 22, 23]. 9. Конфуцианство в свете современной культуры [1, 13, 26].
Контрольные вопросы и задания
1. В чем состоит отличие вавилонской архитектуры и изобразительного искусства от египетского? 2. Каковы важнейшие достижения и первооткрытия в области научного знания Древнего Двуречья? 3. Какие отрасли знания развивались в Древнем Египте наиболее эффективно и почему? 4. Расскажите о наиболее важных видах архитектуры и изобразительного искусства Древнего Египта, их особенностях. 5. Как египтяне относились к смерти и бессмертию, культу фараона? 6. Расскажите об основных религиозно-философских системах и их влиянии на жизнь древнекитайского общества. 7. В чём заключалась регламентация быта древних китайцев, каковы её истоки и результаты? 8. Назовите основные достижения в культуре, искусстве Древнего Китая. 9. Расскажите о философии индуизма, её формировании. Как религия использовалась для оправдания общественного неравенства? 10. Дайте характеристику особенностям материальной, духовной, художественной культуры Древней Индии.
Литература
1. Абаев Н. В. Чань-буддизм и культурно-психологические традиции в средневековом Китае. М., 1989.
2. Аверинцев С. С. и др. Древние цивилизации. М., 1989 3. Буддизм: Словарь. М., 1992. 4. Гомбрих Э. История искусства. М., 1998. 5. Голосковер Я. Э. Логика мифа. М., 1987. 6. Грибина Н. Г. История мировой художественной культуры. В 4 ч. Тверь. 1993. 7. Дмитриева Н. А. Краткая история искусств. Вып. I – IV. М., 1993.\ 8. Ерасов Б. С. Культура, религия и цивилизация на Востоке: Очерки общей теории. М., 1991. 9. Иофан Н. А. Культура древней Японии. М, 1974. 10. Конрад Н. И. Очерк истории культуры средневековой Японии. М., 1980. 11. Косамби Э. Культура и цивилизация древней Индии. М., 1968. 12. Луконин В. Г. Искусство древнего Ирана.М., 1977. 13. Кулаков А. Е. Религии мира. М., 1996. 14. Культура народов Востока. Старовавилонская культура. М., 1988. 15. Культурология. История мировой культуры / Под ред. А. Н. Марковой. М., 1995. 16. Культурология / Сост. и отв. ред. А. А. Радугин. М., 1996. 17. Любимов Л. Искусство Древнего мира. М., 1971. 18. Матье М. Э. Искусство Древнего Египта. М., 1970. 19. Мелетинский Е. М. Поэтика мифа. М., 1976. 20. Неру Д. Открытие Индии. М., 1989. 21. Нарайан Р. К. Боги, демоны и другие. М., 1974. 22. Ольденбург С. Ф. Культура Индии. М., 1991. 23. Тюляев С. И. Искусство Индии. Архитектупа, изобразительное искусство, художественное ремесло. М., 1968. 24. Фрай Р. Н. Наследие Ирана. М., 1972.
Глава 4. Античность
1. Истоки античной культуры. 2. Культура эллинской античности. Этапы развития древнегреческой культуры. 3. Эпоха великого Гомера. «Илиада» и «Одиссея». Образ главного героя. 4. Классическая культура античного полиса. Особенности греческой «цивилизации». 5. Духовная культура античности. Миф в структуре древнегреческого сознания. 6. Философия в Древней Греции. 7. Искусство древних греков. Роль театра. Древнегреческая традиция и понятие «катарсиса». 8. Древнегреческая комедия. Творчество Аристофана. 9. Поэзия древних. Великая Сафо. 10. Проблемы воспитания и образования в Древней Греции: Академия, Ликей, Мусеион.
Культуры Древней Греции и Древнего Рима при всём своеобразии каждой обладают рядом общих чёрт и имеют общее название – античная культура. Понятие "античность" появилось в эпоху Возрождения, когда итальянские гуманисты ввели термин "античный" (от латинского antiquus – древний) для определения греко-римской культуры, древнейшей из известных в то время. Культура Древней Греции предопределила многое в искусстве, философии средних веков и Нового времени. На учениях Платона и Аристотеля опиралась теология. До наших дней в своих основных чертах дошла греческая система образования. Древнегреческая мифология, литература уже много столетий вдохновляют поэтов, писателей, художников, композиторов. Основные черты античной культуры, проявившиеся прежде всего в греческой культуре, – красота, мера, гармония. Именно в этом смысле античная культура стала классической, то есть образцовой для европейской культуры Нового времени. Агонистика – состязательность – ведущий принцип античной культуры. Сочетание разнообразия и взаимной лояльности породило благородное соревнование отдельных личностей, групп и полисов (городов-государств) в целом за достижение превосходных результатов во всех сферах жизни, но особенно в спортивных играх. Главные символы греческой культуры – боги Аполлон и Дионис. Им соответствовали два противоположных мироощущения: Аполлон – бог пластического искусства, умеренности, гармонии, красоты и покоя. Дионис – бог раскованности и свободы, природной стихии и инстинктов, вина и виноделия, непокоя и чрезмерности. Почитание Диониса обусловило рождение греческой трагедии, театрального искусства, ряда направлений в античной философии, получивших развитие в последующие эпохи. Греки полагали, что в культуре, как и в самой жизни, должны сочетаться оба эти начала. В их сплаве – залог жизнестойкости культуры, ибо господство одного из них приведёт либо к стагнации, застою, либо к разрушению, хаосу. Значение древнегреческой культуры очень велико, недаром мы называем времена её расцвета "золотым веком" человечества. Эта культура – самая человечная, она до сего времени дарит людям мудрость, красоту и мужество. В сохранении греческого культурного наследия и передаче его последующим эпохам огромную роль сыграла римская культура.
Темы контрольных работ
Как вы оцениваете значение античной культуры для современности [1, 4, 6, 15, 16]. Периоды античной культуры. Сравнительный анализ [1, 3, 22]. Хитроумен ли Одиссей? [5, 6, 8]. Образ Одиссея в литературе XX в. [8]. Мифы Древней Греции [7, 9, 10, 11, 12, 16, 19, 20]. Античный пантеон богов [6, 10, 15, 18, 19]. Идеал человека в древнегреческой культуре [2, 3, 4, 5, 11]. Древнегреческий театр [1, 2, 3, 4, 18]. «Золотое сечение» в культуре древних греков [1, 6, 13]. Фатальна ли античность? [5, 7, 14]. Знаменитый греческий философ (писатель). Жизнь и творчество [3, 5, 17]. Идеал женщины в Древней Греции [2, 3, 9]. Философия любви древних греков [2, 3, 9, 18].
Контрольные вопросы и задания
1. Перечислите этапы развития древнегреческой культуры. 2. Расскажите об основных философских системах античности. 3. Назовите выдающихся деятелей литературы, скульптуры, архитектуры Древней Греции. Расскажите об их творчестве. 4. В чём заключается роль и значение театра для древнегреческой культуры? 5. Расскажите о науке и образовании в античных государствах.
Литература
1. Античная культура и современная наука. М., 1985. 2. Античность и Византия. М., 1975. 3. Боннар А. Греческая цивилизация: В 3 т. Т.1. М., 1992. 4. Бычков В. В. Античность в культуре и искусстве последующих веков. М., 1984. 5. Вернан Ж. Происхождение древнегреческой мысли. М., 1988. 6. Гаспаров М. Занимательная Греция // Наука и религия. 1991. № 1–3. 7. Голосковер Я. Э. Логика мифа. М., 1987. 8. Джойс Д. Улисс. М., 1993. 9. Женщина в мифах и легендах. Энциклопедический словарь. Ташкент, 1992. 10. Легенды и сказания Древней Греции и Древнего Рима / Сост. А. А. Нейхардт. М., 1990. 11. Лосев А. Ф. Философия. Мифология. Культура. М., 1991. 12. Мелетинский Е. М. Поэтика мифа. М., 1976. 13. Менар Р. Об античной и современной скульптуре. 14. Миронов В. Б. Пир мудрецов. М., 1994. 15. Мифы в искусстве старом и новом. Историко-художественная монография (по Рене Менару) СПб., 1993. 16. Пивовоев В. М. Миф в системе культуры. Петрозаводск, 1991. 17. Плутарх. Жизнеописания. М., 1993. 18. Словарь Античности. М., 1994. 19. Тахо-Годи А. А. Греческая мифология. М.,1989. 20. Штоль Г. Мифы классической древности: В 2 т. Т. 1–2. М., 1993. 21. Любимов Л. Искусство Древнего мира. М., 1971. 22. Культурология. История мировой культуры / Под ред. А. Н. Марковой. М., 1998.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|