Правовое регулирование отношений воспитания
Воспитание в образовательных учреждениях регламентируется программами. В качестве примера приведем Программу развития воспитания в системе образования России на 1999-2001 годы, которая была утверждена приказом Минобразования РФ от 18 октября 1999 г. N 574. Цель Программы - обеспечить необходимые научно-методические, организационные, кадровые, информационные и другие условия для развития воспитательных систем в образовательных учреждениях всех типов и видов; упорядочить их деятельность по развитию социальной и культурной компетентности личности, ее самоопределению в социуме, формированию человека-гражданина, семьянина-родителя, специалиста-профессионала. Задачи Программы: - повышение социального статуса воспитания в системе образования в российском обществе; - укрепление и развитие воспитательных функций образовательных учреждений, расширение состава субъектов воспитания, координация их усилий, укрепление взаимодействия семьи и образовательных учреждений; - развитие демократического стиля руководства воспитательным процессом; - повышение культуры межнациональных и межэтнических отношений; - формирование региональных, муниципальных и других систем воспитания на основе учета территориальных, социокультурных и национальных особенностей; - использование отечественных традиций и современного опыта в области воспитания; - активное внедрение в педагогическую практику новейших достижений в области воспитания; - развитие гуманистических принципов, содержания и механизмов нравственного, гражданского воспитания; - содействие осуществлению прав родителей на участие в управлении образовательным учреждением и в организации образовательного процесса в соответствии с Законом РФ "Об образовании";
- помощь семье в решении проблем воспитания детей, развития психолого-педагогического просвещения родителей; - формирование уважительного отношения к правам ребенка в соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка; - усиление роли семьи в воспитании детей; - создание системы психолого-педагогической и медико-социальной реабилитации детей; - повышение уровня работы со средствами массовой информации и печати по вопросам воспитания детей и учащейся молодежи; - повышение профессионального уровня управления процессом воспитания; обеспечение взаимодействия системы образования со всеми социальными институтами. Национальная стратегия в области воспитания определяется законодательством, признается вариативность и разнообразие воспитательных систем, организаций и технологий. Инновационным ресурсом развития системы воспитания является современное философское, гуманитарное, социально-научное знание. Дети и молодежь являются равноправными субъектами процесса воспитания, саморазвития, социокультурного самоопределения. Государством должны быть обеспечены целостность, последовательность и преемственность содержания и организационных форм воспитания на различных уровнях образования; развитие вариативных систем воспитания с учетом специфики образовательных учреждений, их традиций, кадрового потенциала, социальных запросов. Дошкольный возраст - важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, формируются ответственность и способность ребенка к свободному выбору, уважению и пониманию других людей независимо от их социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, пола, вероисповедания. Предназначение дошкольного образования состоит не только в формировании определенной суммы знаний, но и в развитии базовых способностей личности, ее социальных и культурных навыков, основ экологически целесообразного поведения, здорового образа жизни.
Содержание и организационные формы воспитания разрабатываются на основе принципов, ориентирующих воспитание на развитие социально активной, образованной, нравственно и физически здоровой личности в изменяющихся условиях общественной жизни. Принцип гуманистической направленности воспитания предполагает отношение педагога к воспитанникам как к ответственным субъектам собственного развития, а также стратегию взаимодействия, основанную на субъект-субъектных отношениях. Принцип природосообразности воспитания предполагает, что оно основывается на научном понимании взаимосвязи природных и социокультурных процессов, что учащихся воспитывают сообразно их полу и возрасту, формируют у них ответственность за развитие самих себя, за экологические последствия своих действий и поведения. Принцип культуросообразности предполагает, что воспитание основывается на общечеловеческих ценностях, строится в соответствии с ценностями и нормами национальной культуры и региональными традициями, не противоречащими общечеловеческим ценностям. Принцип эффективности социального взаимодействия предполагает осуществление воспитания в системе образования в коллективах различного типа, что позволяет учащимся расширить сферу общения, создает условия для конструктивных процессов социокультурного самоопределения адекватной коммуникации, а в целом формирует навыки социальной адаптации, самореализации. Принцип концентрации воспитания на развитии социальной и культурной компетентности личности предполагает, что стратегия и тактика воспитания должны быть направлены на помощь ребенку, подростку, молодому человеку в освоении социокультурного опыта и свободном самоопределении в социальном окружении. Дошкольный возраст - важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, формируются ответственность и способность ребенка к свободному выбору, уважению и пониманию других людей независимо от их социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, пола, вероисповедания.
Реализация выделенных оснований развития воспитания в системе дошкольного образования требует решения следующих важных задач: 1) сохранение сети дошкольных образовательных учреждений, формирование их новых видов; 2) совершенствование системы подготовки воспитателей с ориентацией на профессиональную реализацию сочетания социально-нормативного и индивидуального подходов к воспитанию детей, овладение современными программами и технологиями, которые дают новое содержание воспитанию и обучению детей на основе такого сочетания; 3) оснащенность дошкольных учреждений современной и методической литературой, ориентирующей на утверждение новых целей, связанных с подготовкой детей к дальнейшим стадиям социализации; 4) обеспечение на основе новых научных исследований в области дошкольного образования разработки и внедрения в практику деятельности дошкольных учреждений новейших образовательных программ и технологий по развитию социальной и культурной компетентности ребенка, предусматривающих формирование у него коммуникативных навыков, поведенческих структур, соответствующих целям дошкольного воспитания. Решение указанных задач обусловливает необходимость осуществления деятельности в следующих направлениях: - разработка и внедрение актуальных программ по развитию у детей представлений о человеке, обществе и культуре, по экологическому образованию и воспитанию, приобщению детей к родной культуре; по формированию здорового образа жизни; - организация разработки и широкой пропаганды педагогически ценных игр и игрушек как важнейшего средства воспитания детей дошкольного возраста; - разработка нормативной правовой базы психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек; создание механизма государственного регулирования их качественного ассортимента; - развитие системы непрерывного воспитательного процесса детей школьного и младшего школьного возраста с сохранением специфики содержания, форм и методов в дошкольных учреждениях и начальной школе; организация совместной разработки программ и технологий непрерывного образования, обеспечивающих преемственность воспитательного процесса на уровне дошкольного и начального общего образования, их внедрение; - расширение форм участия в дошкольном образовании культурных, общественных самодеятельных организаций, средств массовой коммуникации, других социальных институтов; - разработка и реализация комплексных программ консультативно-диагностической, методической, коррекционно-педагогической помощи семьям по вопросам воспитания дошкольников; - разработка системы мер по оказанию помощи семьям, в которых дети не охвачены дошкольным образованием.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|