Участники образовательного процесса
Участниками образовательного процесса в ОО являются обучающиеся, педагогические работники ОО, родители (законные представители) обучающихся. Названные участники являются одновременно и участниками образовательных правоотношений. ОО обязана ознакомить поступающего и (или) его родителей (законных представителей) с уставом ОО, лицензией на право ведения образовательной деятельности, свидетельством о государственной аккредитации ОО и другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса. Права и обязанности обучающихся, их родителей (законных представителей) как участников образовательного процесса определяются уставом ОО и иными предусмотренными уставом локальными актами. Обучающиеся в государственном и муниципальном ОО имеют право на: а) получение бесплатного общего образования (начального, основного, среднего (полного)) в соответствии с государственными образовательными стандартами; б) обучение в соответствии с государственными образовательными стандартами по индивидуальному учебному плану (ускоренный курс обучения). Условия обучения по индивидуальным учебным планам регламентируются уставом ОО и другими предусмотренными уставом локальными актами; в) бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами библиотеки ОО; г) получение дополнительных (в т.ч. платных) образовательных услуг; д) участие в управлении ОО в форме, определяемой ее уставом; е) уважение человеческого достоинства, на свободу совести и информации, на свободное выражение собственных взглядов и убеждений. Обучающиеся в ОО имеют право участвовать во всероссийской и иных олимпиадах школьников.
Положение о всероссийской олимпиаде школьников утверждается Минобрнауки РФ (Порядок проведения олимпиад школьников утвержден Приказом Минобрнауки РФ от 4 апреля 2014 г. N 267). ОО запрещается привлекать обучающихся к труду, не предусмотренному образовательной программой, без их согласия и согласия родителей (законных представителей). Принуждение обучающихся к вступлению в общественные, общественно-политические организации (объединения), движения и партии, а также принудительное привлечение их к деятельности этих организаций и к участию в агитационных кампаниях и политических акциях не допускаются. Обучающиеся, освоившие в полном объеме образовательную программу учебного года, переводятся в следующий класс. В следующий класс могут быть условно переведены обучающиеся, имеющие по итогам учебного года академическую задолженность по одному предмету. Ответственность за ликвидацию обучающимися академической задолженности в течение следующего учебного года возлагается на их родителей (законных представителей). Обучающиеся на ступенях начального общего и основного общего образования, не освоившие программу учебного года и имеющие академическую задолженность по двум и более предметам, по усмотрению их родителей (законных представителей) оставляются на повторное обучение, переводятся в классы компенсирующего обучения или продолжают обучение в форме семейного образования. Перевод обучающегося производится по решению органа самоуправления общеобразовательного учреждения в соответствии с его компетенцией, определенной уставом. Обучающиеся, не освоившие общеобразовательную программу предыдущего уровня, не допускаются к обучению на следующей ступени общего образования. Освоение общеобразовательных программ основного общего и среднего (полного) общего образования завершается обязательной итоговой аттестацией обучающихся.
В ОО, имеющих государственную аккредитацию, освоение указанных общеобразовательных программ завершается обязательной государственной (итоговой) аттестацией обучающихся. Государственная (итоговая) аттестация обучающихся, освоивших общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования, проводится в форме Единого государственного экзамена. Иные формы проведения государственной (итоговой) аттестации могут быть установлены Минобрнауки РФ для обучающихся, освоивших общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа для детей и подростков с девиантным (общественно опасным) поведением, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, или для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, освоивших общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования. Лицам, не завершившим основное общее, среднее (полное) общее образование, общеобразовательным учреждением выдаются справки установленного образца. Выпускникам общеобразовательного учреждения, имеющего государственную аккредитацию, прошедшим государственную (итоговую) аттестацию, выдается документ государственного образца об уровне образования, заверенный печатью ОО. Выпускники ОО: - достигшие особых успехов при освоении общеобразовательной программы среднего (полного) общего образования, награждаются золотой или серебряной медалью; - достигшие особых успехов в изучении одного или нескольких предметов, награждаются похвальной грамотой "За особые успехи в изучении отдельных предметов". Обучающиеся переводного класса, имеющие по всем предметам, изучавшимся в этом классе, четвертные (триместровые) и годовые отметки "5", награждаются похвальным листом "За отличные успехи в учении". В случае если ОО не прошло государственную аккредитацию, выпускникам этого учреждения, прошедшим государственную (итоговую) аттестацию, выдается документ о соответствующем образовании в соответствии с лицензией. Форма документа определяется самой ОО. Документ заверяется печатью ОО. Обучающиеся обязаны соблюдать устав ОО, добросовестно учиться, бережно относиться к имуществу учреждения, уважать честь и достоинство других обучающихся и работников учреждения, выполнять требования работников учреждения по соблюдению правил внутреннего распорядка.
Дисциплина в ОО поддерживается на основе уважения человеческого достоинства обучающихся и педагогических работников. Применение методов физического и психического воздействия по отношению к обучающимся не допускается. По решению органа управления ОО за неоднократно совершенные грубые нарушения устава ОО допускается исключение из него обучающегося, достигшего возраста пятнадцати лет. Исключение обучающегося из ОО применяется, если меры воспитательного характера не дали результата и дальнейшее пребывание обучающегося в нем оказывает отрицательное влияние на других обучающихся, нарушает их права и права работников ОО, а также нормальное функционирование ОО. Решение об исключении обучающегося, не получившего основного общего образования, принимается с учетом мнения его родителей (законных представителей) и с согласия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Решение об исключении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей), принимается с согласия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и органа опеки и попечительства. ОО незамедлительно обязано проинформировать об исключении обучающегося из ОО его родителей (законных представителей) и орган местного самоуправления. Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав совместно с органом местного самоуправления и родителями (законными представителями) несовершеннолетнего, исключенного из ОО, в месячный срок принимает меры, обеспечивающие трудоустройство этого несовершеннолетнего и (или) продолжение его обучения в другой ОО. Родители (законные представители) обучающихся имеют право: а) выбирать ОО, форму получения образования; б) защищать законные права и интересы детей; в) участвовать в управлении ОО в форме, определяемой уставом этой организации.
Родители (законные представители) обучающихся обязаны выполнять устав ОО в части, касающейся их прав и обязанностей. Они несут ответственность за воспитание своих детей и создание необходимых условий для получения ими образования. Права и обязанности родителей (законных представителей) обучающихся могут закрепляться в заключенном между ними и ОО договоре в соответствии с его уставом. Порядок комплектования ОО работниками регламентируется его уставом. Для работников ОО работодателем является данная организация. На педагогическую работу принимаются лица, имеющие необходимую профессионально-педагогическую квалификацию, соответствующую требованиям тарифно-квалификационной характеристики по должности и полученной специальности, подтвержденную документами государственного образца об уровне образования и (или) квалификации. К педагогической деятельности в ОО не допускаются лица, которым она запрещена приговором суда или по медицинским показаниям, а также лица, имеющие неснятую или непогашенную судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления, предусмотренные УК РФ. Перечень соответствующих медицинских противопоказаний устанавливается Правительством РФ. Трудовые отношения работника и ОО регулируются трудовым договором (контрактом), условия которого не должны противоречить законодательству Российской Федерации о труде. Работники ОО имеют право на: а) участие в управлении общеобразовательным учреждением в порядке, определяемом уставом этого учреждения; б) защиту профессиональной чести и достоинства. Педагогические работники ОО имеют право на: а) самостоятельный выбор и использование методики обучения и воспитания, учебников, учебных пособий и материалов, методов оценки знаний обучающихся; б) повышение квалификации. В этих целях администрация создает условия, необходимые для успешного обучения работников в организациях высшего профессионального образования, а также в организациях системы переподготовки и повышения квалификации; в) аттестацию на добровольной основе на соответствующую квалификационную категорию и получение ее в случае успешного прохождения аттестации; г) сокращенную рабочую неделю, на удлиненный оплачиваемый отпуск, на получение пенсии за выслугу лет, иные меры социальной поддержки в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; д) длительный (до 1 года) отпуск не реже, чем через каждые 10 лет непрерывной преподавательской работы. Порядок и условия предоставления отпуска определяются учредителем и (или) уставом ОО;
е) дополнительные меры социальной поддержки, предоставляемые в регионе педагогическим работникам ОО. Объем учебной нагрузки (педагогической работы) педагогических работников устанавливается, исходя из количества часов по учебному плану и учебным программам, обеспеченности кадрами, других условий работы в данном ОО. Учебная нагрузка (педагогическая работа), объем которой больше или меньше нормы часов за ставку заработной платы, устанавливается только с письменного согласия работника. Установленный в начале учебного года объем учебной нагрузки (педагогической работы) не может быть уменьшен в течение учебного года по инициативе администрации, за исключением случаев уменьшения количества часов по учебным планам и программам, сокращения количества классов (групп продленного дня). В зависимости от количества часов, предусмотренных учебным планом, учебная нагрузка педагогических работников может быть разной в первом и втором учебных полугодиях. Установленный в текущем учебном году объем учебной нагрузки (педагогической работы) не может быть уменьшен по инициативе администрации в следующем учебном году. При установлении учебной нагрузки на новый учебный год учителям и другим педагогическим работникам, для которых данное ОО является местом основной работы, как правило, сохраняется ее объем и преемственность преподавания предметов в классах. На педагогического работника ОО с его согласия приказом ОО могут возлагаться функции классного руководителя по организации и координации воспитательной работы с обучающимися в классе. Рекомендации по установлению учебной нагрузки учителей и преподавателей образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы, образовательные программы начального и ССПО, приведены в письме Профсоюза работников народного образования и науки РФ от 11 мая 2012 г. N 113. Рекомендации по установлению учебной нагрузки учителей подготовлены ЦК профсоюза работников народного образования и науки РФ 26 сентября 2007 г. N 188. Методические рекомендации об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов РФ и муниципальных общеобразовательных учреждений утверждены Приказом Минобрнауки РФ от 3 февраля 2006 г. N 21. Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2005 г. N 850 с 1 января 2006 г. педагогическим работникам федеральных государственных общеобразовательных учреждений установлено ежемесячное вознаграждение за выполнение функций классного руководителя в размере 1000 рублей. Работники общеобразовательного учреждения должны соответствовать требованиям квалификационных характеристик и обязаны выполнять устав общеобразовательного учреждения. Профессиональный стандарт педагога (http://xn-80abucjiibhv9a.xn) опубликован на сайте Минобрнауки РФ в феврале 2013 г. Он имеет следующее содержание: 1. Область применения. 2. Цель применения. 3. Термины и определения применительно к педагогу. 4. Содержание профессионального стандарта педагога. 4.1. Часть первая: обучение. 4.2. Часть вторая: воспитательная работа. 4.3. Часть третья: развитие (личностные качества и профессиональные компетенции, необходимые учителю для осуществления развивающей деятельности). 4.4. Часть четвертая: профессиональные компетенции педагога, отражающие специфику работы в начальной школе. 4.5. Часть пятая: профессиональные компетенции педагога дошкольного образования (воспитателя), отражающие специфику работы на дошкольном уровне образования. 5. Методы оценки выполнения требований профессионального стандарта педагога. 6. Заключительные положения. Приложения: Приложение N 1. Расширенный, ориентированный на перспективу перечень ИКТ-компетенций педагога, которые могут рассматриваться в качестве критериев оценки его деятельности только при создании необходимых и достаточных условий. Приложение N 2. Психолого-педагогические требования к квалификации учителя. Приложение N 3. Часть А. Профессиональный стандарт учителя математики и информатики. Часть Б. Профессиональный стандарт учителя русского языка. Приложение N 4. Рекомендации по внедрению профессионального стандарта педагога.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|