Оценка труда российских преподавателей в различные исторические периоды
Система оплаты труда/источник финансирования
| Нагрузка преподавателя (количество лекций за неделю)
| Размер заработной платы преподавателя в месяц
| Обязанности педагогического работника
| Соотношение заработной платы преподавателя и заработной платы рабочего
|
1725-1812 годы
| Повременная система / государственное финансирование; средства, выделяемые меценатами
| 4 ч.
| 55 руб.
| Преподавание; научно-исследовательская работа
| В 22 раза в 1725-1812 гг. больше заработной платы рабочего
|
1812-1830 годы
| Повременная система / государственное финансирование; средства, выделяемые меценатами
| 4 ч.
| 208 руб.
| Преподавание; научно-исследовательская работа
| В 31 раз в 1812-1830 гг. больше заработной платы рабочего
|
1831-1846 годы
| Повременная система / государственное финансирование
| 8 ч.
| 458 руб.
| Преподавание; научно-исследовательская работа; участие в заседаниях Совета, факультетского собрания и Правления
| В 70 раз в 1831-1846 гг. больше заработной платы рабочего
|
1847-1863 годы
| Повременная система / государственное финансирование
| 8 ч.
| 250 руб.
| Преподавание; научно-исследовательская работа; участие в заседаниях Совета, факультетского собрания и Правления
| В 15 раз в 1847-1863 гг. раз больше заработной платы рабочего
|
1884-1900 годы
| Повременная система / государственное финансирование; гонорары студентов
| 8 ч.
| 275 руб. с учетом гонор. выплаты
| Преподавание; научно-исследовательская работа; участие в заседаниях Совета, факультетского собрания и Правления
| В 20 раз в 1884-1900 гг. больше заработной платы рабочего
|
1902-1916 годы
| Повременная система / государственное финансирование; гонорары студентов
| 8 ч.
| 375 руб. с учетом гонор. выплаты
| Преподавание; научно-исследовательская работа; участие в заседаниях Совета, факультетского собрания и Правления
| В 17 раз в 1902-1916 гг. больше заработной платы рабочего
|
1917-1936 годы
| Повременная система / государственное финансирование
| 25 ч.
| 150 руб.
| Преподавание; научно-исследовательская работа; участие в заседаниях Ученого совета, Совета факультета и т.д.
| В 1,2 раза в 1917-1936 гг. больше заработной платы рабочего (нагрузка преподавателя увеличилась в 1,5 раза, нагрузка рабочего сократилась в 1,5 раза)
|
1961-1991 годы
| Штатно-окладная система (введена в 1937 году) / государственное финансирование
| 21 ч.
| 435 руб.
| Преподавание; научно-исследовательская работа; участие в заседаниях Ученого совета, Совета факультета и т.д.
| В 2,5 раза в 1961-1991 гг. больше заработной платы рабочего (нагрузка преподавателя увеличилась в 1,5 раза, нагрузка рабочего сократилась в 1,5 раза)
|
1992 год
| Штатно-окладная система на основе ETC (введена в 1992 году) / государственное финансирование
| 21 ч.
| 7472 руб.
| Преподавание; научно-исследовательская работа; участие в заседаниях Ученого совета, Совета факультета и т.д.
| В 2,5 раза меньше в 1992 г. заработной платы рабочего
|
1998 год
| 3421 руб.
| В 2,5 раза меньше в 1998 г. заработной платы рабочего
|
2000-2008 годы
| Штатно-окладная система на основе ЕТС / государственное финансирование, доходы от предпринимательской деятельности вуза
| 21 ч.
| 8788 руб.
| Академическая нагрузка; научно-исследовательская работа; разработка педагогической технологии изучения дисциплины; участие в заседаниях Ученого совета, Совета факультета и т.д.
| В 1,7 раза меньше в 2000-2008 гг. заработной платы рабочего
|
2010 год
| Новая система оплаты труда на основе профессионально-квалификационных групп / государственное финансирование, доходы от предпринимательской деятельности вуза
| 36 ч.
| 12 550 руб.
| Преподавание; научно-исследовательская работа; разработка педагогической технологии изучения дисциплины; управление самостоятельной работой студентов, обеспечение студентов необходимыми информационными и справочными материалами, учебными пособиями, раздаточными материалами; создание и постоянная актуализация содержания методических, дидактических и рефлексивных материалов; совершенствование методики обучения на основе современных технологий (Интернет, электронная почта); участие в заседаниях Ученого совета
| В 1.2 раза меньше в 2010 г. заработной платы рабочего; 2012 год - в 2 раза больше заработной платы неквалифицированного рабочего
|
Увольнение педагогических работников по инициативе администрации вуза в связи с сокращением штатов допускается только после окончания учебного года.
Права и обязанности административно-хозяйственного, инженерно-технического, производственного, учебно-вспомогательного и иного персонала вуза определяются трудовым законодательством, уставом вуза, правилами внутреннего распорядка вуза и должностными инструкциями. Трудовые отношения указанных работников и ректора регулируются на основании трудового договора.
Работникам вуза за успехи в образовательной, методической, научной, воспитательной работе и другой деятельности, предусмотренной уставом вуза, устанавливаются различные формы морального и материального поощрения.
Трудовые и социально-экономические отношения в высшем учебном заведении решаются на основе ТК РФ, Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", других нормативных правовых актов Российской Федерации, а также в соответствии с коллективным договором, принятие и реализация которого определяются законодательством Российской Федерации.
Оплата, мотивы и стимулы труда. Рассмотрим эволюцию подходов к организации оплаты труда вузовских преподавателей, представленную авторами: О. Миневой, Н. Кочетковой (Человек и труд. N 2. 2013).
Результаты анализа подходов к организации оплаты труда преподавателей высшей школы за последние 300 лет*(75) представлены в табл. 1.
До 1936 года численность ППС определялась на основе ежегодных расчетов учебной нагрузки в вузах и нормативной учебной нагрузки на преподавательскую должность. В 1936 году была введена схема расчета численности преподавателей через среднегодовой приведенный контингент. Для определения требующейся численности преподавателей предлагалось использовать показатель "преподаватель-студент". За основу приведения была принята очная форма обучения, остальные формы обучения приводились к ней путем соотношения трудозатрат при помощи понижающих коэффициентов.
В связи с введением многоуровневого образования (бакалавриат, магистратура) по рекомендации Минобрнауки России при расчете соотношений бакалавры и магистры приравниваются к студентам очной формы обучения.
Численность ППС приводится в соответствие с требованиями нормативов: на десять студентов один преподаватель. Сейчас этот показатель превышен в 1,5-2 раза, что отражено в табл. 2. В Северной Америке данное соотношение составляет 1:17, в странах БРИК - 1:12, в большинстве европейских стран - 1:14*(76), в Финляндии - 1:20 (для университетов) и 1:28 (для политехников, которые готовят бакалавров и не ведут научных исследований) (Гераскин Н.И. и др. Совершенствование норматива соотношения ППС и студентов в федеральных и исследовательских университетах // Университет. Управление: практика и анализ. 2008. N 5. С. 42).
Авторы считают, что уже сегодня преподаватели российских вузов работают в университетских аудиториях также интенсивно, как и их зарубежные коллеги (Источник: Преподавателям вузов обещают повысить зарплату // http://izvestia.ru/news/510).
По данным Росстата, средняя начисленная заработная плата специалистов высшего уровня квалификации составляла в 2011 году - 24989 руб., а с высшим образованием - 29927 руб.*(77) В среднем, к 2018 году средний уровень заработной платы в вузах должен составить от 50000 руб. до 59854 руб.
Заработная плата преподавателей в некоторых странах*(78)
Страна
| Заработная плата профессуры, долл.
|
Канада
|
|
США
|
|
Италия
|
|
Южная Африка
|
|
Саудовская Аравия
|
|
Великобритания
|
|
Малайзия
|
|
Австралия
|
|
Индия
|
|
Российская Федерация
| 1150 (или 33000 руб.)
|
Источник: Как различаются зарплаты профессоров в разных странах мира //http://news2.ru/story/363117/.
|
Воспользуйтесь поиском по сайту: