Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

В воспитании детей с проблемами в развитии




 

От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие любого общества. В последние десятилетия во всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Являясь злободневной для всего мирового сообщества, эта проблема особую актуальность приобретает в современной России. Переходный период в общественной и экономической жизни нашей страны сопровождается резким снижением показателей социальной защищенности и здоровья детей. «Конвенция о правах ребенка», принятая 20 ноября 1989 года, особо подчеркнула, что «неполноценный в умственном или физическом отношении ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе, облегчают его активное участие в жизни общества».

Рождение ребенка-это долгожданное и радостное событие для каждой семьи. С детьми родители связывают мечты о счастливом будущем, на них возлагают большие надежды. Совершенно иначе обстоит дело, когда рождается ребенок с отклонениями в развитии. Его появление всегда связано с тяжелыми эмоциональными переживаниями родителей и близких родственников. По данным исследователей (Р.Ф.Майрамян, О.К.Агавелян) рождение ребенка с аномалиями неизбежно влечет за собой родительский кризис, так, например, сообщение об умственной отсталости ребенка вызывает у 65,7% матерей острые эмоциональные расстройства, суицидальные намерения и попытки, аффективно-шоковые и истерические расстройства. Особенно часто встречающиеся реакции на поставленный диагноз-чувство вины, ощущение незаслуженности случившегося.

Практика показала, что рождение ребенка с нарушениями в развитии – проблема, затрагивающая все стороны жизни семьи. В связи с состоянием ребенка искажается поведение взрослых, в семье возникают проблемы, с которыми, чаще всего, родители не могут справиться самостоятельно.

Степень выраженности дезадаптации семьи зависит не только от тяжести дефекта в развитии ребенка, но и от ценностных ориентаций родителей, от их отношения к проблемам ребенка и к их предполагаемым последствиям.

Дети с отклонениями в развитии с самого раннего возраста нуждаются в особых условиях воспитания и обучения, обеспечивающих коррекцию нарушенных функций.

Лев Семенович Выготский, выдающийся психолог двадцатого столетия, предлагал смотреть на проблемы развития человека, имеющего тот или иной дефект, следующим образом: все люди развиваются по одним и тем же законам, однако каждый человек имеет свой, только ему свойственный путь развития. Путь этот определяется, с одной стороны, условиями, в которых этот человек рождается, с другой стороны, его собственными особенностями (характер, состояние здоровья, интересы). Дефект, по его словам, это «социальный вывих». Дефект (болезнь, нарушение организма или его частей) изменяет не только больного человека, его организм, но и всю систему его отношений с миром, с людьми. А если дефект врожденный, то маленький ребенок с самого мига рождения попадает в измененную ситуацию, в ситуацию нездоровья. Родители могут либо поддерживать, либо изменять положение ребенка, не только лечить его, но и стараться предоставлять все возможности для здорового развития.

На наш взгляд, важную роль в гуманизации воспитания ребенка с проблемами в развитии играет искусство и, в частности, музыкальное. С Древних пор музыка использовалась как лечебный фактор. Уже на заре человеческой цивилизации жрецы, а затем врачи, философы, педагоги использовали музыку для лечения души и тела. Они задумывались над тайнами влияния музыки, пытаясь определить их роль как в восстановлении функций организма, так в формировании духовного мира личности. Известно, что уже Гиппократ и Пифагор специально «прописывали» своим больным курсы лечения музыкой, достигая высоких целительных эффектов. Известны идеи Платона, связанные с музыкотерапией. По его мнению, ритмы и лады, воздействуя на мысль, делают ее сообразной им самим. Вслед за Платоном и Пифагором идеи о влиянии искусства на человека развивал Аристотель в учении о катарсисе – концепции очищения души человека в процессе восприятия музыки. Он указывал, что такое очищение подобно устранению не обузданного пафоса, как и субъективного буйства – следовательно, обновлению моральных критериев, а именно: обособившийся в своих страданиях от жизни общества индивид поднимается от своей частной единичности до всеобщности.

В Средние века практика музыкотерапии связана с теорией аффектов, которая изучала воздействие различных ритмов, мелодий и гармоний на эмоциональное состояние человека. Устанавливались различные отношения между темпераментом пациента и предпочтением им того или иного характера музыки.

В России интерес к проблеме взаимосвязи музыки и медицины очевиден. По инициативе В.М.Бехтерева в России в 1913 г. был основан комитет по исследованию музыкально-терапевтических эффектов, в который вошли ряд видных врачей и представителей музыкального мира. Специальные исследования С.С.Корсакова, В.М.Бехтерева, И.М.Догеля, И.М.Сеченова, И.Р.Тарханова, Г.П.Шипулина и др. выявили положительное влияние музыки на различные системы организма человека: сердечно-сосудистую, двигательную, дыхательную, центральную нервную. Важными были выводы о том, что положительные эмоции от общения с музыкой оказывают лечебное воздействие на психосоматические процессы, содействуют психоэмоциональному напряжению человека, мобилизуют его резервные силы, обуславливают его творчество во всех областях искусства, науки и всей жизни в целом. Именно эти выводы отечественных ученых легли в основу научного обоснования использования музыкального искусства в коррекционной работе с детьми, имеющими проблемы в развитии.

Как утверждает автор программы формирования здоровья детей «Здравствуй» – М.Л.Лазарев, в музыке заложен колоссальный потенциал для оздоровления в силу воздействия на многие сферы жизнедеятельности через три основных фактора:

-вибрационный фактор музыки является стимулятором обменных процессов на уровне клетки;

-физиологический фактор музыки способен изменять различные функции организма - такие, как дыхательная, двигательная, сердечно-сосудистая;

-психологический фактор через ассоциативные связи, медитацию способен значительно менять психическое состояние ребенка с проблемами в развитии.

Действительно, музыка обладает удивительной силой эмоционального воздействия на человека, а любая эмоция, как известно, связана с определенными реакциями в организме. Поэтому в определенном смысле можно считать, что каждое музыкальное произведение оказывает различные изменения в биохимических процессах.

Интерес к музыкотерапии врачей, педагогов и психологов, которые на основе своих собственных опытов узнали терапевтическую ценность музыки, постоянно растет. Практический опыт психокоррекционной работы средствами музыкотерапии показывает ее большой терапевтический и коррекционный эффект в работе с детьми с разными проблемами в развитии: с нарушениями речи-заикающимися, аутичными, с проблемами в эмоционально-личностном развитии, с задержкой психического развития и др. Музыкальное искусство оказывает большую силу воздействия и в реабилитации ребенка вследствие ее связи с правым полушарием мозга, ответственным за образное восприятие. Активизация деятельности правого полушария при музицировании, создание музыкальных образов приводят к оживлению эмоциональной сферы, что, в свою очередь, гасит доминантный очаг возбуждения, связанный с болезнью. Музыка развивает экспрессию человека – двигательную, речевую, мимическую.

Как считают специалисты Института традиционной медицины и музыкотерапии, чтобы вылечить некоторые заболевания, достаточно регулярно слушать определенные мелодии. Поэтому семьям, воспитывающим детей с проблемами в развитии полезно иметь домашнюю аптечку с музыкальнотерапевтическим набором аудиокассет. Степень воздействия музыки на личность ребенка ОВЗ и приобщение его к началам музыкальной культуры зависят от комплекса педагогических условий и методов, от педагогического мастерства социальных педагогов музыкального профиля и внимания родителей.

Восприимчивость к прекрасному не только обогащает ребенка, но и направляет его добрые поступки, или, как говорил Д.Б.Кабалевский, «прекрасное пробуждает доброе». Анализ исследований в области музыкальной педагогики (О.А.Апраксина, М.Г.Арановский, Б.В.Асафьев, Н.А.Ветлугина, Е.Я.Гембицкая, Л.В.Горюнова, А.Н.Сохор, Б.М.Теплов, В.Н.Шацкая и др.) дает основание рассматривать данный вид искусства в качестве фактора становления личности ребенка, в том числе несомненно и детей с проблемами в развитии.

Наш опыт научно-практического решения проблемы свидетельствует о том, что всякая музыкальная деятельность в семье, воспитывающей проблемного ребенка, осуществляется прежде всего в общении с родителями. Она связана с социальными условиями, в которых ребенок воспитывается дома, интересами взрослых членов семьи, мотивами их отношений к музыкальному воздействию на детей, общей культурой и даже генофондом. Социологические исследования, проведенные в форме анкетирования и опроса родителей, воспитывающих детей с проблемами в развитии в Республике Марий-Эл показали, что музыка выходит на первое место и является самым любимым, предпочитаемым видом искусства в таких семьях. Музыке как виду искусства отдают предпочтение 82 % опрошенных.

Однако, анализ результатов исследования позволил нам сделать вывод о том, что музыка постепенно уходит из семейного воспитания, что связано с несогласованностью семейного и общественного музыкального воспитания, пассивной позицией определенной части родителей, воспитывающих проблемных детей и низким уровнем их педагогической культуры, недооценкой музыки как действенного вида искусства в духовном и физическом становлении ребенка.Поэтому разрешение данной проблемы мывидим в попытке ее решения через разнообразные формы работы с семьями, имеющими детей с проблемами в развитии, с целью максимального использования ими средств музыкотерапии в семейном социуме.

 

Доклад для родителей

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...