Консультация для воспитателей «Праздники в детском саду»
Счастливое детство и радость - понятия неразделимые. Жизнь ребенка нельзя считать полноценной, если ей не сопутствует радость. Именно она создает здоровый душевный настрой, жизнеутверждающее мироощущение растущего человека. Педагог Е.А. Аркин, видя в положительных эмоциях источник психического здоровья, говорил: «На протяжении всего детства, начиная с колыбели, нужно стремиться к тому, чтобы поддерживать в ребенке радостное настроение, воспитывать умение находить радость и позволять ребенку со всей детской непосредственностью отдаваться ей». Ожидание праздников. Подготовка к празднику не должна превращаться в самоцель. Это систематическая, планомерная работа музыкального руководителя и воспитателя и родителей. Умение читать стихи, петь, красиво двигаться в танце формируется в течение всего года, а в программу праздника отбирается то, что более всего усвоено и не требует дополнительных, утомляющих детей «репетиций», сводящих на нет всю прелесть праздника. Если у детей систематически развивали хорошую дикцию, певческие навыки, ритмичность движений, то все это становится прочным достоянием, и дети получают удовольствие от собственных выступлений. Педагог позаботится о том, чтобы каждый воспитанник был активным участником праздничного утренника. Конечно, дети обладают различными способностями, слухом, умением двигаться под музыку, петь и читать стихи. Каждому из воспитанников что-то удается лучше, что-то хуже. И очень важно, учитывая индивидуальность ребенка, непременно подобрать ему такую роль, которая была бы ему по силам, радовала и увлекала его. Хороший педагог не допустит, чтобы на празднике блистали только таланты: у избранных это может развить самоуверенность, тщеславие, у оставшихся в тени – застенчивость, неуверенность.
Пусть у кого-то не все получится ловко и красиво, пусть кто-то из детей не сможет стать солистом, зато каждый по-настоящему повеселится в общих играх, хороводах. А в играх-соревнованиях примут участие первыми как раз те дети, которые не получили главных ролей. Они же станут помощниками воспитателя при организации развлечений, сюрпризных моментов; воспитатель поручит им раздать платочки или цветы для очередного танца, подготовить элементы декораций для драматизации сказки. Таким образом, у каждого будет «главная роль». Подготовка к празднику должна вылиться в большое и светлое чувство ожидания необычного, торжественного в ДОУ и семье. Педагог создает такую атмосферу в группе, которая помогает связать сегодняшний день с будущими событиями. Будни приобретают особый оттенок приподнятости, деловитости, целеустремленности: «разучить новый танец, чтобы порадовать гостей», «научиться ходить ровно, четко, как на параде», «новым стихотворениям, разученным по секрету от мамы, приятно удивить ее» и т.д. Перспектива радости рождает в ребенке энергию для преодоления трудностей. Каждый праздник имеет свои особенности, связан с разными датами, народными традициями, местными событиями, торжествами. И в дни, приближающие детей к тому или иному празднику, воспитатель и родители рассказывают своим питомцам о разных событиях, связанных с ним. День независимости России – общегосударственный праздник. Для младших дошкольников он будет связан с радостными эмоциональными впечатлениями о нарядных, празднично украшенных улицах, салюте, концерте, просмотренном по телевидению. Старших дошкольников воспитатель и родители познакомят со значением этого праздника для всех людей, населяющих Россию. Они покажут герб России, российский флаг, предложат послушать государственный гимн, расскажут об этих символах и их значении.
В эти дни уместно сделать небольшую выставку работ народных умельцев или рассмотреть альбом с пейзажами родного края. Высокое чувство любви к Родине в сердцах детей не возникает само по себе, его надо пробуждать. Это значит, что взрослый должен выбрать факты, примеры, события, доступные пониманию дошкольников, и осветить их так, чтобы вызвать глубокие переживания. Ведь ребенок глубже воспринимает то, что задевает его чувства. День города – тоже немаловажное событие в жизни маленького жителя. Ведь у каждого человека есть место, где он родился, где он живет. Каждый город, село, поселок имеют свою историю, и всегда взрослый сможет найти то, что будет доступно пониманию ребенка: рассказ об истории улицы, на которой расположен его дом или ДОУ, ее названии, связанным с каким-либо событием или заслугами земляка; он может устроить встречу с тружениками, провести экскурсию к памятнику выдающимся землякам, приведет примеры трудового героизма, которые заставят детей по-иному взглянуть на то, что их окружает, проникнуться гордостью за принадлежность к родному селу или городу. День защитника Отечества. Это-дань уважения солдатам, офицерам, несущим боевую службу, стоящим на страже нашей Родины. Старшим дошкольникам взрослый расскажет о Великой Отечественной войне, о подвигах нашей армии, о мужестве и стойкости тружеников тыла, благодаря чему пришла Победа. Пусть дети в эти дни послушают песни Отечественной войны, ставшую эпохальной песню «День Победы» и споют ее вместе с воспитателем, посмотрят на фотографии бойцов и ветеранов, пусть проникнутся чувством благодарности к этим людям. Новый год. Сказочный, волшебный праздник. И снова дни подготовки к нему связаны с предстоящими встречами, сюрпризами. Дети готовятся к встрече с Дедом Морозом, и взрослый напоминает, чем можно порадовать его: сообщить о своих достижениях, успехах друзей. Педагог расскажет детям сказочные истории, связанные с народными традициями, покажет картины, отражающие встречу Нового года. В эти дни можно пополнить знания детей о том, что в мире существуют разные культуры, которые отличаются друг от друга своими обрядами, праздниками, играми. Традициями. Например, к нам приходит Дед Мороз, а к английским и американским детям - Санта-Клаус, мы празднуем Новый год в январе, для нас это зимний праздник, а в Китае год начинается в начале февраля, когда зима уже заканчивается.
День утренника - день особого напряжения для взрослых, но дети не должны этого ощущать на себе. И поэтому-то воспитатели стараются предупредить досадные случайности: они заранее определяют, как принять гостей, где разместить детей, чтобы каждому было удобно; четко представляют последовательность праздничной программы (дети не должны испытывать волнения в ожидании своего выступления); хорошо знают тексты песен, стихотворений на случай, если придется подсказать забывшему от волнения ребенку; заранее подготавливают весь необходимый реквизит. Проведение праздника в ДОУ во многом зависит от продуманного распределения обязанностей между воспитателями. Ведь не только ведущий, но и все педагоги- творцы детской радости. От их эмоционального тонуса, слаженности, умения понимать детей и друг друга зависит строй утренника. Они договариваются, кто будет принимать гостей, кто помогать переодевать детей, кто следить за своевременной подачей атрибутов для выступлений, кто раздавать подарки и т.п. Трудно переоценить роль ведущего в создании эмоционального подъема у ребят. Его приветливость, умение проникнуться общим настроением во многом определяет атмосферу праздничности. Он задает тон в развертывании всех событий. Иногда, если это необходимо, метким словом, репликой сопровождает действие; тактично помогает исполнителям; объединяет отдельные номера в органичное целое. Ведущий- связующее звено между зрителями и артистами. Он остроумен и находчив, умеет развеселить удачной шуткой. Собрать внимание расшалившихся. Не теряется, если по какой-либо причине приходится переставить последовательность выступлений. Умеет заполнить паузу, возникшую. Например, из-за того, что исполнители не успели подготовиться к танцу (загадает загадку, предложит кому-нибудь прочитать стихотворение, организует знакомую игру-хоровод). Чем естественнее держится ведущий, тем непринужденнее ведут себя дети.
Праздник – день радости. Для ребенка этот день особый, выделяющийся своей необычностью, торжественностью. Это долгожданный день, когда наконец ожидание радости превращается в реальную возможность повеселиться самому и доставить удовольствие другим. В этом одна из главных задач утренника. Успех утренника во многом определяется тем, как начался день в семье и ДОУ. Утро. Дети и взрослые в нарядных костюмах. На их лицах особая торжественность. Из кухни доносится аромат пирога. Заведующая, заглянув в группу, не забывает поздравить ребят с торжеством. Музыкальный руководитель и воспитатели еще раз убеждаются, что певцы, танцоры, чтецы – все на месте, костюмы отутюжены и дожидаются своих маленьких хозяев. Приятная праздничная взволнованность не должна переходить в беспокойство и суету. Но случается, что перед выходом в зал воспитатель делает примерно такие наставления: «Смотрите не шумите», «Не помни костюм», «Не забудь, что выступаешь сразу после польки» и т.д. Это портит настроение, вызывает озабоченность. Нужно, чтобы весь облик воспитателя - и его улыбка, и некоторая торжественность в голосе, и шутка,- все должно воодушевлять детей. Воспитателю необходимо быть готовым к разрешению разного рода неожиданностей, которые могут возникнуть в этот день. ….Пришел в группу после долгой болезни один из воспитанников. Он, конечно, не подготовлен к выступлению. Как быть? Не лишать же его радости. Пусть прочтет стихотворение, которое он знает, даже если оно не связано с темой праздника, зато ребенок почувствует себя участником общего веселья. Ведущий объявляет его номер так тепло, что и выступающий, и дети, и гости, и присутствующие на празднике родители растроганы. «А теперь Сережа прочтет стихотворение о маме, - говорит ведущий. – Мамы наших ребят всегда у нас желанные гости. Это о них стихотворение. А кто его написал, Сережа скажет сам». Педагоги непременно анализируют, все ли было так, как хотелось. Не было ли досадных мелочей, которые могли отрицательно повлиять на настроение воспитанников? И если лица детей после праздника искрятся весельем, если то и дело слышатся смех, восклицания, - праздник удался. Праздничный резонанс еще долго звучит в буднях семьи и ДОУ – воодушевляет детей в играх, танцах, отражается в их творчестве, в быту ДОУ звучат знакомые песни, стихи, внося новую струю радости. И чем ярче впечатления, тем богаче и полноценнее становится жизнь детей.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|