Прекрасное побуждает доброе
(проблемы музыкально - эстетического воспитания) Форма проведения: Деловая игра.
Цель: Познакомить родителей с тем материалом, который получают дети на занятиях «Путешествие в прекрасное» по программе «Школа 2100». Материал: Нотный стан, семь крупных нот с номерами вопросов, шумовые музыкальные инструменты, изготовленные родителями, портреты композиторов: П.Чайковский, Д.Кабалевский, П.Глинка, А.Бетховен, Вивальди, И.Бах.
Музыкальный материал: Вальс, полька, марш - для конкурса. Музыкальный материал для конкурса «О чем рассказала мелодия» - К. Дебюси «Девушка с волосами цвета льна», гимн России, гимн республики Марий Эл, русская народная мелодия, как аккомпонемент для шумового оркестра, фонограммы популярных песен для игры «Угадай мелодию».
Ход собрания: Вступительное слово воспитателя. Дальше воспитатель предлагает родителям превратиться в детей и пойти на музыкальное занятие. Начинают занятие с разминки Вопросы: 1. Назовите семь нот нотного ряда в прямом и обратном направлении. 2. Прослушайте три мелодии и назовите к какому жанру относится каждое (предлагается вальс, марш, полька). 3. Дети в этом возрасте способны самостоятельно различать некоторые особенности музыкального произведения, на основе полученных сведений высказывать свое отношение к музыке. Задание: прослушайте отрывок из музыкального произведения «Девушка с волосами цвета льна» композитора К.Дебюси и попробуйте представить себе, что хотел выразить композитор через эту музыку. Родители делятся своими впечатлениями. 4. Знаете ли Вы Гимн России, республики Марий Эл? (Предлагаются для прослушивания гимны). 5. Великие композиторы. Показывается портрет композитора, назвать его и любое из его произведений.
Творческая часть: Воспитатель предлагает родителям взять свои музыкальные шумовые инструменты, которые они изготовили сами и организовать большой оркестр. Включается запись народной мелодии и родители играют на своих инструментах. Задания на развитие внимания, памяти, музыкальных способностей: Игра «Угадай мелодию». Включаются фонограммы популярных песен, родители узнают, называют название, композитора и поют один куплет. Воспитатель. Пусть музыка сопровождает нашу жизнь, пусть музыка нас вдохновляет, развивает и объединяет!
Петрова Р.И.
Развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста (опыт работы по разделу "Синтез искусств" образовательной программы "Школа 2100") С сентября 2000г. наш детский сад начал работать по образовательной программе "Школа 2100" (под научной редакцией П.А. Леонтьева). Программа подготовки дошкольников по курсу "Синтез искусств" по своему характеру является развивающе-обучающей и направлена на формирование эстетически развитой личности, на пробуждение творческой активности и художественного мышления ребенка, на выработку навыков восприятия им произведений различных видов искусства в контексте духовной культуры, а также на выявление способностей детей к самовыражению через различные формы творческой деятельности. Если внимательно присмотреться к ребенку во время игры, то мы заметим, что он бывает одновременно и сочинителем, и режиссером, и исполнителем всех своих действий. Как определили ученые, игра ребенка похожа на древнейшие формы искусства, когда еще творчество не делилось (музыкальное и литературное, драма и танец, авторство и исполнительство и т.д.). Чтобы ребенок вырос добрым, отзывчивым, умел творить добро и сопереживать, радоваться и от души смеяться, мы, взрослые, окружаем его любовью и красотой. Неиссякаемым источником такой красоты является искусство - живопись, театр, музыка, литература.
На занятиях дети поют, танцуют, слушают музыку, играют на детских музыкальных инструментах, читают стихи, инсценируют сказки, рисуют, лепят, выполняют аппликации, т.е. определенная тема раскрывается через различные виды детской деятельности: музыкальной, изобразительной, художественно-речевой, театрализованной. Элементарное музицирование - детское музыкальное творчество "Сыграй, станцуй, как ты хочешь". Главным является не создание музыкальных шедевров для слушателей, а сам творческий процесс, необходимый детям, возможность самовыражения. Двигательные, инструментальные, интонационно-речевые импровизации и различные комбинации из них, умело направляемые и организуемые педагогами, позволяют практически решить один из вопросов музыкальной педагогики - обучение и восприятие через творчество. Музыкальный руководитель постоянно подталкивает детей к поискам своего решения в речевой интонации, жестах, мимике, игре звуками, движении. Нравятся детям "звучащие жесты" - это звуки человеческого тела (шлепки по коленям, притопы ногами, хлопки, щелчки пальцами). Дети, соревнуясь в изобретательности и находчивости, без труда придумывают различные варианты. Звучащими жестами дети сопровождают пение, движение, танец. Для детей такая игра - естественная потребность, а для музыкального руководителя - средство воспитания интонационного и тембрового слуха. Совместная работа музыкального руководителя и воспитателя по художественно-эстетическому воспитанию помогает раскрыть и развить творческие способности, заложенные в каждом ребенке. Сочетаясь с произведениями других видов искусства, музыка углубляет понимание их художественного образа, эмоционально обогащает его восприятие; в то же самое время средства изобразительного искусства открывают широкие возможности для того, чтобы выразить в линиях, красках чувствование музыкального ритма, настроения, душевного состояния, вызванного музыкальным произведением. Один раз в квартал проводим "Вечера музыки" (по временам года). Задачи: через синтез искусств (музыка, живопись, поэзия) прививать детям любовь к классическому наследию, учить детей слушать музыку. Обогащать словарь детей музыкальными терминами. Побуждать детей в движении, пении выражать чувства, вызванные музыкой.
В старшей группе музыкальным руководителем на музыкальных занятиях использовались методы умственного поиска: детям предлагали подобрать иллюстрацию к прослушанному произведению, сравнить музыкальные произведения по характеру, силе звучания; дома дети рисовали иллюстрации к музыкальным произведениям. В подготовительной группе работа продолжается. В результате у детей формируются основы музыкальной культуры: эмоциональная отзывчивость на высокохудожественные произведения музыкального искусства, которая способствует формированию интереса к музыке, начал вкуса, представлений о красоте. Особое внимание уделяем самостоятельной деятельности детей. Для этого по мере возможности изменяем окружающую детей предметную среду. Есть в группе центр творчества, где дети по желанию лепят, рисуют, занимаются любимым делом. Здесь же устраиваются выставки рисунков и поделок, сделанных детьми из разных материалов. Есть место для художественно-речевой и музыкальной деятельности детей. Дети с удовольствием устраивают кукольные спектакли (по сказкам знакомым и сочиненным самими детьми). В изготовлении театральных игрушек, шумовых музыкальных инструментов, костюмов помогали родители детей. Любой спектакль, поставленный детьми вместе со взрослыми, любой праздник с элементами театрально-игрового творчества - это прежде всего игра, и играем мы в эту игру вместе. Важнейшим показателем работы по художественно-эстетическому воспитанию с детьми являются не знания, умения, навыки, а изменение в поведении детей. Если неуверенный в себе и замкнутый ребенок становится веселым и инициативным, с удовольствием рисует и лепит, доводит начатую работу до конца и выражает желание продемонстрировать ее другим людям, значит, цель достигнута.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|