Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Конца XIX – начала ХХ века




 

Серебряный век русской культуры. Искусство и поэзия.

Русский модерн: символизм, акмеизм, футуризм, эгофутуризм, кубофутуризм, имажинизм.

Нарастание кризиса в обществе и культуре.

Духовные искания русской религиозной философии. «Вехи».

Социально-экономические и политические предпосылки формирования нового политического строя. Первая мировая война.

Великая Октябрьская социалистическая революция. Взгляд из XX столетия.

«Мы наш, мы новый мир построим». Разрыв преемственности в развитии культуры.

Литература первой волны русской эмиграции.

Культура 20–30-х годов и НЭП.

Проблемы «культурного строительства». Деятельность РАПП. Теория пролетарской культуры Н. Богданова.

Русский авангард. Живопись 20–30-х годов.

Сталинский террор. Трагическая судьба О. Мандельштама, Н. Гумилева, А. Ахматовой, М. Зощенко, М. Цветаевой, А. Платонова, М. Булгакова.

 

Конец XIX – века начало XX вв. – время, когда художественная культура была представлена не только критическим реализмом, но и рядом других направлений, методов и вошло в историю как с еребряный век русской культуры. Происходит отход от канонов классического искусства, поиск утончённых, элитарных форм выражения мысли и чувства в художественном произведении. Идеологической базой культуры явился критический идеализм – разновидность религиозно-философского учения, в частности философии В. П. Соловьёва.

В условиях противоречивых тенденций развития истории многие художники провозгласили культ творчества, себя же – предвестниками близкой мировой катастрофы. Искусство стало рассматриваться в качестве некого варианта Исхода из царства хаотичной, жестокой реальности. Начинают развиваться новые литературные направления: символизм, акмеизм, футуризм, эгофутуризм, кубофутуризм, имаженизм, авангардизм, ставшие основой модернизма (фр. moderne новейший, современный) как художественно-эстетического направления XX века.

Модернизм отразил кризис прежнего типа мировосприятия, кризис эстетики, которая по сравнению с новейшей стала именоваться классической. Одной из главных составляющих модернизма является символизм. В России данное направление было представлено группой художников (Н. Минский, Д. Мережковский, З. Гиппиус и др.), связавших искусство с богоискательством и богостроительством, с идеями “религиозной общественности”. В 90-е годы эти писатели демонстративно отказались от классических традиций русской литературы, провозгласили "иные" принципы творчества, связанные с отказом от гражданственности в искусстве, культом красоты как высшей ценности, который нередко был проникнут аморализиом. Критика тогда же назвала их декадентами. Второе течение (В. Брюсов, К. Бальмонт, Ф. Соллогуб и др.) рассматривало символизм как чисто литературное явление. Этим авторам было свойственно импрессионистическое восприятие жизни, стремление к чисто художественному обновлению русской поэзии. Литературоведы назвали их “старшими” символистами. “Младшие” символисты – А. Блок, А. Белый, В. Иванов, С. Соловьёв, Эллис при своём вхождении в литературу выступили как приверженцы философско-религиозного понимания мира в духе поздней философии Вл. Соловьёва.

На смену символизму в русской литературе пришёл акмеизм (гр. akme высшая степень чего-либо, пышное цветение). Его представители – поэты Н. Гумилёв, А. Ахматова, С. Городецкий, О. Мандельштам, М. Кузьмин. Творчеству акмеистов присущи стремление примириться с действительностью, уйти от нравственных противоречий: они тяготели к эстетизму, усложнённой метафоричности. Однако, как правило, сами акмеисты (или адамисты) в оригинальном творчестве отступали от провозглашённых канонов.

В начале XX века борьба на литературном фронте не затихает. Возникают новые группы, которые выступают уже не только против реалистического искусства, но и против предшественников – модернистов. Среди группировок, активно сражающихся с символизмом, отличаются кубофутуристы и эгофутуристы (лат. futurum будущее). Знаменитым эгофутуристом стал И. Северянин, провозгласивший в качестве теоретических основ поэзии Интуицию и Эгоизм. Кубофутуристы, или будетляне, с первых поэтических выступлений стремятся эпатировать публику. Они не только отказываются от классики, но и выражают презрение всей литературе в целом. Для поэзии А. Кручёных, В. Маяковского, Д. Бурлюка, В. Хлебникова характерно подчёркнутое внимание к темам города, технического прогресса, некое анархическое бунтарство по отношению к современной действительности.

Творчество великого русского поэта С. Есенина рассматривают в контексте имажинизма (фр. image образ). Имажинизм – литературное направление, утверждавшее примат самоцельного образа, формотворчества над смыслом, идеей. Автором манифестов имажинизма был известный поэт и писатель начала века – А. Мариенгоф. Между тем в поэзии первых двух десятилетий XX века творили художники, произведения которых нельзя отнести ни к одному из течений декаденстства. Это М. Цветаева, М. Волошин, Н. Клюев и др.

Реалистическое направление в русской литературе рубежа веков продолжали Л. Толстой, А. Чехов, И. Бунин и А. Куприн. Одновременно в реализме появились новые художественные качества – опосредованное отражение действительности. Этим обусловлено распространение неоромантизма, виднейшим представителем которого стал молодой М. Горький.

Одним из главных событий общественно-культурной жизни России конца XIX века явилось открытие в Москве Художественного театра, основанного К.С. Станиславским и В.И. Немировичем-Данченко. Замечательными постановками модернистического плана прославился ученик Станиславского Е.Б. Вахтангов.

Развитие лучших традиций музыкального театра связано с петербургским Мариинским и московским Большим театрами. Виднейшими представителями русской вокальной школы стали Ф. Шаляпин, Л. Собинов, Н. Нежданова. В творчестве композиторов молодого поколения наблюдается отход от социальной проблематики, усиление интереса к философско–этическим проблемам (С. Рахманинов, А. Скрябин, Н. Стравинский).

Поляризация художественных сил в начале XX века, полемика множества художественных группировок активизировали выставочную и издательскую деятельность. К 90-м годам относятся первые эксперименты русских художников в абстрактном искусстве, одним из основополагающих манифестов которого явилась книга Ларионова “Лучизм”, а подлинными теоретиками и практиками стали В. Кандинский, К. Малевич. В то же время творчество К. Петрова-Водкина, декларировавшего преемственную связь с древнерусской иконописью, свидетельствовало о жизненности традиций. Очень разнообразными, интересными были работы художников “Мира искусства” (А. Бенуа, В. Добужинского, К. Сомова, Л. Бакста), многие из них участвовали в постановках знаменитых дягелёвских “Русских сезонов”.

Революция 1917 года и последующие за ней социальные потрясения, пережитые Россией, обусловили серьёзные изменения в художественной жизни. Эмигрировали многие деятели искусства, литературы, видные религиозные философы и учёные. Двадцатые годы связаны с деятельностью Российской ассоциации пролетарских писателей – РАПП, которая представляла левое течение в культуре, боролась за утверждение в литературе новых форм, соответствующих новой революционной действительности. Заметным явлением этого периода стали художественные выставки, проводимые Товариществом передвижных выставок, но в целом к началу тридцатых годов в искусстве от былого многообразия форм, стилей, жанров и направлений остаются только воспоминания. Метод социалистического реализма, провозглашённый в качестве официальной художественной доктрины, вводит некое единство требований, предъявляемых к произведениям искусства. Успех творчества теперь зависит не столько от таланта мастера, сколько от его идеологической позиции, и если последняя расходилась с общепринятыми представлениями о гражданском долге, обязательствах, справедливости, то художник лишался права н а творчество, а порой и права на жизнь. Подтверждением тому стал и трагические судьбы Н. Гумилева, О. Мандельштама, А. Ахматовой, М. Зощенко, М. Цветаевой и многих, многих других, отказавшихся в угоду власти “наступить на горло собственной песне”.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...