Темы контрольных работ
XVII век – последний щит средневековья [11, 15, 17, 18]. История и историки смутного времени [2, 9, 13, 21]. Русская культура в канун петровских реформ [11, 14, 18, 19]. Эстетика XVII века [6, 17, 18, 25]. Старообрядческие образы Идеала [3, 6, 16, 25]. «Житие протопопа Аввакума». Образ автора [8, 22]. Судьба и деяния патриарха Никона [7, 20]. Н. Бердяев о роли раскола в русской духовной культуре [1, 4]. Русская живопись XVII века. Средневековый реализм и символизм. Роль Подлинника [5, 6, 17]. XVII век в истории русской музыки [12, 26, 27]. Личность Петра I [1, 11]. Образ Петра в русской литературе [1, 7]. Изменения в быту. Эстетика петровской эпохи [1, 18]. Градостроительство и архитектура времени Петра [1, 10, 14]. Русский театр XVII–XVIII веков [24]. Русская поэзия XVII–XVIII вв. [19, 23].
Контрольные вопросы и задания
1. Каковы главные отличия культуры Древней Руси от культуры России Нового времени? 2. Назовите произведения словесности XVI–XVII веков, позволяющие говорить о формировании русского человека новой духовной формации, носителе новых идей и литературном герое своего времени. 3. В чём на Ваш взгляд, основные причины церковного раскола? 4. Как отразились в искусстве, литературе, образовании процессы разрушения религиозного мировоззрения и «обмирщения» культуры? 5. Можно ли считать Петра I своеобразным преемником начинаний патриарха Никона? Почему? 6. Дайте краткую характеристику этических и эстетических принципов культуры петровского времени.
Литература
Анисимов Е. В. Время петровских реформ. Л., 1989. Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV – XVII вв. М., 1985. Бердяев Н. Душа России. М., 1990. Бердяев Н. Русская идея. М., 1991.
Брюсова В. Т. Русская живопись XVII века. М., 1984. Бычков В. В. Русская средневековая эстетика XII–XVIII веков. М., 1992. Гурьянова Н. С. Старообрядческие сочинения XIX в. О Петре I – антихристе // Сибирское источниковедение и археология. Новосибирск, 1980. Демин А. С. Писатель и общество в России XVI–XVII веков. М., 1985. Елеонская А. С. Русская публицистика второй половины XVII века. М., 1978. Зодчие Москвы: XV–XIX вв. В 2 кн. М., 1981. История русской литературы. В 4 т., Т. I: Древнерусская литература. Литература XVII века. Л., 1980. История русской музыки. Т. I. М., 1973. Кириллов И. А. Правда старой веры. М., 1916. Ключевский В. О. Курс русской истории. Соч.: В 3 т., Т. 3. М., 1957. Костомаров Н. И. Очерк домашней жизни и нравов великорусского народа в XVI и XVII столетиях. М., 1992. Никольский Н. М. История русской церкви. М.; Л., 1931. Очерки русской культуры XVII века. В II ч., Ч. II. М., 1979. Панченко А. М. Русская культура в канун петровских реформ. Л., 1989. Панченко А. М. Русская стихотворная культура XVII века. Л., 1973. Перец В. Н. Слухи и толки о патриархе Никоне в литературной обработке XVII–XVIII вв. // Историко-литературные исследования и материалы. Т. II: Из истории старинной русской повести. СПб., 1900. Платонов В. Ф. Древнерусские сказания и повести о Смутном времени XVII века как исторический источник. СПб., 1913. Робинсон А. Н. Жизнеописания Аввакума и Епифания: Исследование и тексты. М., 1963. Русская силлабическая поэзия XVII – XVIII вв. Л., 1970. Софронова Л. А. Поэтика славянского театра XVII–XVIII вв. М., 1981. Успенский Б. А. Раскол и культурный конфликт XVII века // Избр. тр.: В 2 т. Т. 1. М., 1978. Успенский Н. Д. Древнерусское певческое искусство. М., 1971. Шестаков В. П. От этоса к аффекту. М., 1975.
Глава 14. Россия в конце XVIII-XIX столетий. "Золотой век" отечественной культуры
Русская культура II половины XVIII века. Общая характеристика. М. В.Ломоносов и его роль в русской культуре. Стили и жанры русской литературы XVIII века.
Искусство конца XVIII столетия. Живопись, скульптура, архитектура. Война 1812 года. Новый этап в становлении национального самосознания. Русское дворянство. Культура и быт. Русская философия XIX века. Западники и славянофилы. Литература «золотого века». Творчество А. С. Пушкина (становление русского литературного языка, «открытие» жанров, публицистика нового типа). Поэзия М. Ю. Лермонтова. Творчество Н. В. Гоголя и духовный климат эпохи. Л. Н.Толстой и его роман «Война и мир». Экзистенционализм Ф. М. Достоевского. Русская реалистическая проза XIX века (И. С. Тургенев, И. А. Гончаров, Н. А. Некрасов, А. Н. Островский, А. П. Чехов). Направления и стили русского искусства (академизм, ампир, романтизм, критический реализм). Художественные открытия передвижников. Русская музыкальная школа. П. И. Чайковский. Русский балет как явление мировой культуры.
Вторая половина XIII века – некий пролог к “золотому веку” отечественной культуры. Ряд замечательных событий связан со сферой среднего и высшего образования. 1724 г. – официальное открытие Академии наук. Первым русским академиком стал М. В. Ломоносов (1711–1765гг.). Он также известный русский поэт, заложивший основы современного русского языка. В 1755 г. по инициативе Ломоносова создаётся Московский университет, ставший крупным культурным центром. К концу XVIII в. расширяется книгоиздательская деятельность, главная заслуга в этом принадлежит русскому просветителю, журналисту и писателю Н. И. Новикову (1747–1818). Широкая книгоиздательская деятельность во многом ускорила развитие литературы. Становятся популярными сатиры, оды, басни А. Кантемира, поэзия В. К. Тредиаковского, драмы А. П. Сумарокова, комедии Д. И. Фонвизина. Последняя четверть XVIII в. – время расцвета творчества крупнейшего русского поэта Г. Р. Державина. Литераторы XVIII в. явились представителями классического стиля. Задачей искусства, литературы классицисты считали воспитание человека в духе благородства и добродетели, излюбленными темами стали темы гражданственности, долга, преданности Родине. В это время русская литература впервые выступила как особая самостоятельная форма общественного сознания. Оригинальными чертами русского классицизма стали: внимание к конкретной российской действительности и остросатирическая направленность. Философской идеологической основой классицизма служили идеи Просвещения. Национальное своеобразие отечественного Просвещения проявилось в том, что на первый план выдвинулся образ просвещённого дворянина-патриота, а не представителя "третьего сословия", как в литературе Европы. Русские писатели выступали за идею просвещённой монархии (М. В. Ломоносов, Д. И. Фонвизин), анализировали жизнь крестьян, критиковали крепостное право. Отечественная литературная традиция не испытала серьезного влияния барочной культуры, отголоски барочных образов, языка можно найти в сочинениях учителей старообрядчества.
В 60-е годы XIII столетия классицизм пришёл на смену барокко и в архитектуре, он достигает своего расцвета к началу XIX в. Главная ценность данного направления – ансамбль, организация пространства: строгая симметрия, прямые линии, стройные ряды колонн. Яркий пример: Дворцовая площадь архитектора К. И. Росси в Петербурге; Михайловский дворец (Русский музей) с площадью искусств. Русский классицизм в скульптуре представлен работами И. П. Витали (Триумфальные ворота в Москве), С. С. Пименова и Д. Демут–Малиновского (Триумфальная арка главного штаба в Петербурге), И. П. Мартоса (памятник Минину и Пожарскому в Москве) и другие. Лучшими портретистами XVIII в. стали А. П. Антропов, Д. Т. Левицкий, В. Л. Боровиковский, скульптор Ф. И. Шубин. Это было время интенсивного развития личности, что нашло отражение в портретных работах названных мастеров. К концу XVIII в. огромную популярность приобретает театр, распространяется музыкальное искусство. В 1802 г. в Петербурге создаётся филармоническое общество, а в последней трети XVIII столетия формируется русская композиторская школа, появляются первые русские композиторы. На рубеже XVIII–XIX вв.. оформляется жанр камерной лирической песни – русского романса на темы из русской поэзии. Тонкие, душевные переживания человека, затронутые в проникновенных стихах, нашли отзвук в русском романтизме XIX века. Именно с романтизма – идейно-художественного направления в литературе начала XIX века – принято начинать анализ новой эпохи.
Русский романтизм был порождением глубокой неудовлетворённости передовой части русского общества существующей действительностью. Становление и развитие романтизма связанно с поэзией В. А. Жуковского, К. Ф. Рылеева, А. И. Одоевского, Д. В. Веневитинова, Д. Д. Денисова, А. И. Полежаева и др. Русский романтизм, как и всё отечественное искусство XIX века, стал огромным вкладом России в сокровищницу общечеловеческой культуры. В XIX веке завершается процесс становления русской литературы, русского языка; окончательно оформляется образ национальной культуры. Именно в XIX столетии отечественная художественная культура стала классической, имеющей значение бессмертного образца для всех последующих поколений людей. Если в экономическом, социально-политическом отношении Россия отставала от передовых европейских стран, то с точки зрения развития искусства, научных, технических открытий она не только шла вровень с ними, но и во многом опережала их. Вопросы, поставленные отечественной культурой того времени, оказались актуальными и сейчас, они до сих пор находятся в центре этических, философских размышлений современности. Западные исследователи не случайно отнесли нравственные проблемы, над решением которых мучались гениальные художники XIX века, к разряду “вечных” или “проклятых вопросов”. На развитие культуры общественной мысли XIX века огромное воздействие оказала Отечественная война 1812 года, вызвавшая в стране патриотический подъём и рост национального самосознания. Другими событиями, повлиявшими на формирование культуры “золотого века”, её особенности, были восстание декабристов и европейские буржуазные революции. Развитие культуры XIX века принято делить на два основных этапа. Первый охватывает время с начала столетия до 1861 года. В данный период важнейшие достижения искусства, науки, философии сосредоточились в дворянской среде, именно этот класс стал носителем культуры. В образовательном, интеллектуальном уровне между привилегированными сословиями и трудовым народом существовал огромный разрыв. Кроме того, культурная жизнь была более интенсивной, плодотворной в столицах, а провинция, окраины переживали своеобразный застой. Второй этап охватывает 60–80-е годы XIX века, время бурного развития капитализма, потребовавшего решения серьёзных теоретических и практических задач образования, науки, техники. Совершенно особое место в искусстве XIX века заняла литература. Развиваясь по различным направлениям, ведущим из которых был критический реализм, она отличалась гуманизмом, подлинной народностью, вниманием к нелёгкой судьбе “маленького” человека, что было созвучно настроениям части российского общества. Произведения Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Салтыкова-Щедрина, Достоевского, Толстого составили "золотой фонд" мировой литературы.
В творчестве Глинки, создавшего классическую музыку на основе народного творчества, воплотился русский национальный характер. Продолжая его традиции, члены “Могучей кучки” (созданной композитором М. А. Балакиревым), а позже и Чайковский, пишут выдающиеся произведения, посвященные историческому прошлому своего народа, вечной борьбе добра и зла, стремлению человека к счастью. Возможности изобразительного искусства, направленного на непосредственное отражение условий социальной жизни, быта людей, их чувств, мыслей, переживаний, в XIX столетии получили полную реализацию. В отличие от западных художников, считавших искусство формой самовыражения, русские мастера стремились говорить людям правду, проявляли глубокий интерес к отечественной истории, эстетической и этической оценке человека, его места в обществе. Примером тому могут служить произведения П. Федотова, И. Крамского, И. Репина, В. Сурикова, В. Перова, В. Серова и другие. С картины А. Иванова “Явление Христа народу” в живописи утверждаются народнический реализм, дух свободы, надежды, непримиримости к враждебным силам. Антикрепостническая, демократическая направленность русского искусства, вера в созидательные силы народа определили важнейшую его черту на протяжении всего XIX века и начала XX. Ускоренное потребностями капиталистического хозяйства, развитие естественных наук, не подвергшихся цензурным ограничениям, широкие связи русских учёных с западными специалистами свидетельствовали о достойном месте России в мировом содружестве. В новой социально-экономической обстановке конца XIX – начала XX вв. культурный процесс определяется различными течениями. Продолжали развиваться традиции классической культуры, в то же время духовная жизнь России характеризовалась поиском, утверждением новых идей, форм, образов в искусстве для отражения сложного, противоречивого периода русской истории. Это время взлёта и одновременно упадка культуры, получившее у исследователей название “ серебряный век ”. Представители “серебряного века” сделали ставку на искусство как средство сплочения людей перед угрозой мировой катастрофы, как способ выражения тончайших человеческих чувств.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|