Постмодернизм в современном мире
Литература социалистического реализма. Концепции А. Богданова, М. Горького, А. Фадеева, А. Воронского, А. Синявского, И Золотусского, Г. Белой. Образ положительного героя в прозе 30-40-х годов (Л. Леонов, А. Серафимович, А. Фадеев, А. Твардовский). Великая Отечественная война. Третья волна в развитии русской поэзии. Явление «оттепели». Художественное творчество шестидесятников как выражение новых демократических тенденций в русском обществе. «Нравственность есть правда». Значение «деревенской прозы» в русской духовной культуре середины XX века. Культурный кризис 70–80-х годов. Государственная и самиздатовская литературы. Перестройка. Миф и реальность. Писатели–диссиденты о будущем русской культуры (В. Аксенов, В. Буковский, А. Зиновьев, В. Максимов, Э. Лимонов). Социальная философия постмодернизма. Истоки и современность. Теории Ж. Делеза, Ж.-Ф. Лиотара, Ж. Деррида. Литература под знаком «пост-». Музыка XX века. Творчество С. Прокофьева, Д. Шостаковича, Г. Свиридова. Кино и видеокультура современности.
В дискуссии по вопросу о культуре советского периода в настоящее время чётко выделяются два подхода. Сторонники первого определяют её как люмпенскую культуру, культуру, не представляющую ценности. Вторые рассматривают данную культуру с учётом конкретно-исторических условий её развития, богатой крупными достижениями в различных сферах и, одновременно, серьёзными ошибками. Ненаучность рассмотрения культуры советского периода как люмпенской, не имеющей самостоятельного значения, очевидна. Несомненно, что развитие советского искусства было связано с противоречиями всей тоталитарной, авторитарной систем. Следует также учитывать противостояние в тогдашнем обществе двух культур – общечеловеческой, живой, демократичной, формирующей передовое сознание многих людей, и официальной, прославляющей существующую общественную систему с её парадностью, моноидеологией. Кроме того, нужно иметь в виду и непризнанную в своё время культуру инакомыслия, оппозиции, культуру русского зарубежья.
После невероятного всплеска, разнообразия талантливых работ, художественных направлений серебряного века к началу тридцатых годов в искусстве наблюдается тяготение к монологичности, происходит насильственная материализация сознания людей, фактически уничтожается многовековое религиозное наследие древности. В русле единого, обязательного для всех сфер художественного творчества метода социалистическогореализма сформулированы оптимистические социалистические термины, при помощи которых следует изображать общество в произведениях искусства. Термин применяется не только к литературе, но и к музыке, изобразительному творчеству. Политика используется теперь как средство цензуры произведений, не соответствующих установкам коммунистической партии, или чересчур “модернистским ”. После смерти Сталина, разоблачения культа личности наступает “оттепель”, происходит некоторое ослабление давления на художников, но в целом названная политика действовала в плоть до распада СССР в 1991 году. Среди мастеров, чьё творчество подверглось идеологической цензуре были не только знаменитые представители эпохи серебряного века, но и так называемые шестидесятники, композитор Д. Шостакович, писатели А. Солженицын, М. Шолохов и многие другие. К последствиям жестокого цензурного режима можно отнести и три волны русской эмиграции. Если художники, оставившие родину после революции 1917 года, уезжали по идеологическим причинам, не желая признать власть пролетариата законной, то вторая (45-50 годы) и третья (конец 60-х годов) волны эмиграции – вынужденные. Люди бежали от сталинского террора, причём многие из них были прежде убеждёнными сторонниками социалистической идеи. На вторую половину 60-х годов приходится подъём диссидентского движения. Сегодня к известным представителям диссиденства относят А. Солженицына, В. Шаламова, Е. Гинзбург, А. Марченко, В. Максимова, В. Аксёнова, А. Тарковского и др. Критерием данного движения явилось неприятие, отрицание советской культуры, что вело к активизации маргинальных представлений о ней.
Заметным явлением в отечественной литературе конца 50-х – 60-х годов стала “деревенская проза”. Её представители: В. Белов, Ф. Абрамов, В. Солоухин, В. Астафьев, В. Распутин – реабилитировали в глазах европейских читателей высокий образ русского человека – мужественного, стойкого, доброго. Непросто сегодня оценить все последствия культурной революции, провозглашённой в России после 1917 года. С одной стороны, были сделаны попытки создать новый тип культуры – социалистический по содержанию, приобщить миллионы людей к азам науки, литературы, техники, но, с другой стороны, когда элитарная культура путём цензурных переработок приспосабливается к нуждам большинства, она разрушается, девальвирует, становится “массовой” и не может выполнять свои извечные задачи. К ведущим чертам культуры советского общества можно отнести: господство в ней официальной идеологии марксизма-ленинизма; тотальный контроль государства над учреждениями культуры, творческими союзами и организациями; госбюджетное, остаточное финансирование культуры. В настоящее время наше искусство переживает глубокий кризис. Причины этого связаны не только с экономическими сложностями, формированием рынка, но и с все возрастающей экспансией западной массовой культуры. Разрушается инфраструктура культуры. Определяющим направлением искусства конца ХХ столетия становится постмодернизм, отвергающее стремление модернизма сохранить чистоту художественных форм и методов. Постмодернисты используют сплав различных стилей прошлого, например классического и барокко, и применяют его на свободных пространствах классических форм, часто с ироническим эффектом (в архитектуре). Ироничность, неестественная фамильярность постмодернизма вызывает больший интерес, чем строгие формы модернизма.
В литературе термин “постмодернизм” означает, скорее, иное понимание, а не отрицание модернизма. Художники этого направления отказываются от современных языковых норм, от жанровых канонов, от реалистического сюжета и образности. Они создают текст, но текст, принципиально незавершённый, “коллажный” по своей структуре; они обращаются к темам разных эпох, идеологий и пытаются сплавить их в некое новое единство, лишённое однако, целостности, гармонии. Центральным образом картины мира на рубеже ХХ – ХХI вв. становится человек множества, представитель культурной периферии, что свидетельствует как об окончательной утрате религиозных идеалов, так и об удешевлении личности. По сути постмодернистическая проза “забыла” редуцировала ”Я” человека, превратив индивидуальную судьбу в некий набор разрозненных ассоциаций, часто ничем не связанных друг с другом. Под обломками прежних, отринутых представлений об истине, порядке, справедливости погибла Личность, раздавленная обстоятельствами хаоса. И теперь “осколочному”, ущербному человеку необходимо заново собрать мир из тех самых руин, которые остались в наследство от минувших культурно-исторических эпох. Такой эклектичный, пёстрый, принципиально незавершённый образ уже никак не ассоциируется с оптимизмом и счастьем. Открытие бесструктурного мира и человека – главный итог искусства постмодерна. В русской культуре этот последний постмодернистический этап развития, самоисчерпавшись, не оставил взамен ничего, кроме растерянности. Выход из кризиса ряд исследователей связывают с неореализмом и традиционализмом, с возвращением современной литературы к наследию русской классики. Сама задача возрождения русской духовности и русской культуры очень сложна, однако сегодня ещё разрешима.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|