Система органов гос управления природопользованием и ООС.
Государственное управление в области прир/пол-ия и ООС представляет собой исполнительно-распорядительную деятельность уполномоченных органов, осуществляемую в пределах их компетенции и направленную на организацию и упорядочение прир/пол-ия и ООС. К органам общей компетенции относятся: Президент, Правительство, а также местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы. Органы отраслевой компетенции специализированы применительно к отдельным природным объектам и комплексам. В частности, Министерство природных ресурсов и ООС в лице департаментов и специализированных инспекций осуществляет управление водами, атмосферой, а совместно с Госгортехнадзором - недрами, Министерство лесного хозяйства - лесами, Комитет по земельным ресурсам геодезии и картографии - землями, Гос инспекция по охране животного и растительного мира - животным и растительным миром, Управление делами Президента - заповедниками и национальными парками, Комитет по проблемам последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС - территориями, загрязненными радионуклидами. Органы межотраслевой компетенции выполняют все или большинство функций в области прир/пол-ия и ООС. К органам межотраслевой компетенции относится Министерство природных ресурсов и ООС в целом. Органы внутриотраслевой (локальной) компетенции руководят (участком/частью) природного объекта или комплекса, находящимися в эксплуатации у подведомственных им юридических лиц либо переданными им в пользование: Министерство сельского хозяйства и продовольствия; администрации и т. д. Формы и методы гос управления природопользованием и ООС Государственное управление использованием природы и охраной окружающей среды осуществляется в двух формах: правовой - связанной с изданием нормативных и индивидуально-правовых актов; и неправовой - выражающейся в форме обычаев, традиций, осуществляющейся в виде организационных действий - разработки программ, проведения совещаний и выполнения материально-технических действий в виде работы с информацией, исследований и разработок. Неправовая форма прямо не влияет на содержание правоотношений.
Под методами управления понимаются способы воздействия государственных органов на участников экологических правоотношений. К общим методам относятся: убеждение и принуждение; экономические и административные. Метод убеждения заключается в формировании массового и индивидуального экологического сознания, экологической культуры. Метод принуждения выражается в применении мер юридической ответственности к нарушителям норм экологического права. Экономические методы основаны на материальной заинтересованности субъектов правоотношений, а административные состоят из безусловных запретов и обязываний. Специальные методы основаны на особенностях управления тем или иным природным объектом и представляют собой комбинацию вышеприведенных способов с преобладанием одного из них. Общая характеристика функций гос управления природопольз. И ООС. Содержание гос управления природопользованием и охраной окружающей среды составляют осуществляемые уполномоченными органами управленческие функции - относительно обособленные, самост. Основные виды д-ти органов гос. упр-я пр.польз-ем и ООС: планирование и прогнозирование; наблюдение за состоянием окружающей среды; ведение государственных кадастров природных ресурсов; распределение и перераспределение природных ресурсов; оценка воздействия на окружающую среду; разрешение споров в области прир/пол-ия и ООС. Прогнозирование, программирование и планирование осуществляются в форме национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития на 15 лет, программы социально-экономического развития на 5 лет и годового прогноза социально-экономического развития РБ. В целях обеспечения взаимодействия систем наблюдения за состоянием окружающей среды, оценки и прогноза изменения ее состояния, получения и предоставления полной, достоверной и своевременной информации о состоянии окружающей среды и воздействия на нее в республике создана Национальная система мониторинга окружающей среды. Государственные кадастры природных ресурсов ведутся для учета количественных, качественных и иных характеристик природных ресурсов, а также объема, характера и режима их использования. Распределение и перераспределение природных ресурсов заключается в предоставлении юридическим и физическим лицам обособленных участков (частей) природных объектов в пользование и изъятии их или аннулировании права прир/пол-ия в государственных или общественных интересах, либо за нарушение природоресурсного законодательства и законодательства в области ООС. Оценка воздействия на окружающую среду - экологическая экспертиза проводится в виде гос и общественной экспертизы в целях установления соответствия хозяйственной и иной деятельности требованиям в области ООС. Споры в области прир/пол-ия и ООС разрешаются в административном и судебном порядке, соответственно органами гос управления, местными исполнительными и распорядительными органами, а так же общими и хозяйственными судами.
Планирование, программирование и прогнозирование прир/пол-ия и ООС. Государственное прогнозирование социально-экономического развития РБ - деятельность государственных органов по разработке государственных прогнозов социально-экономического развития на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективы. Целью явл. обеспечение гармоничного взаимодействия природы и общ-ва на основе научно обоснованного сочетания эколог-их, эконом-их и социальных интересов, выбор наиболее эффективных средств пр.польз-я, предотвращения и ликвидации негативного влияния хоз. и иной д-ти на окр. среду, сохранение и увеличение природно-ресурсного потенциала РБ. Планирование мероприятий по ООС осущ-ся в составе прогнозных показателей социально-эконом-го развития РБ и гос. плана с учетом гос. и иных программ и требований природоохранного з-ва. Государственное прогнозирование социально-экономического развития РБ - деятельность государственных органов по разработке государственных прогнозов социально-экономического развития на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективы. Эта д-ть осущ-ся в форме национальной стратегии устойчивого социально-эконом-го развития на 15 лет, программы социально-эконом-го развития на 5 лет и годового прогноза социально-эконом-го развития РБ. Разработка прогнозов социально-экономического развития обеспечивается республиканскими органами гос управления, местными исполнительными и распорядительными органами.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|