Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Доходы от городских предприятий




Глава 2: Бюджет и городское хозяйство

Бюджет Петербурга

Бюджет любого города составляет основу его благосостояния и играет огромную роль в улучшении качества городской жизни.

Бюджет Петербурга, как и других городов России, появляется при введении в 1785 году городского общественного управления на основе екатерининской «Жалованной грамоты городам». По ней Городские Думы, стоявшие во главе городов, получают статус юридического лица и возможность собирать налоги с горожан не в пользу государства, а «на пользы и нужды общественные».

Конечно, и до 1785 года в русских городах существовали различные сборы с горожан. Но шли они не в городскую, а в государственную казну. И государство затем выделяло необходимые средства на городские насущные проблемы – освещение, строительство мостов, охрану, пожарную безопасность и т.д.

В Петербурге часть денег на городские нужды собиралась за счет введения специальных налогов или даже натуральной повинности. Эта практика повелась еще со времен правления Петра Великого.

В 1723 году в Петербурге были введены так называемые «квадратные деньги», которые шли на организацию освещения в городе. Взимались они с квадратной сажени дворового участка, откуда и получили свое название.

К натуральной повинности в Петербурге относилась и обязанность горожан устраивать за свой счет мостовые перед своим домом, содержать пожарную команду и некоторых полицейских служителей. Вплоть до начала XIX века существовала «поставка бутошников натурою». В обязанности «бутошников» входил ночной и дневной дозор за вверенным участком улицы.

Такая ситуация, когда часть денег на городское хозяйство шла за счет случайных сборов или натуральных налогов, а часть из городской казны, приводила к тому, что никто толком не знал ни средств города, ни его первоочередных нужд.

В «Жалованной грамоте городам» впервые определились источники городских доходов и обязательные расходы городов. Узаконивались доходы уже ранее существовавшие – с городской собственности (домов, земель принадлежащих городу), штрафные деньги, выморочные имения горожан, процентный сбор с питейного дохода казны, процентный сбор с таможенных доходов. Вводились и новые – сбор при записи в городовую обывательскую книгу.

Городовая обывательская книга – документ, в котором регистрировались сведения о городских жителях (обывателях):

· «настоящих городовых обывателях» (домо- и землевладельцах);

· гильдейских купцах;

· «цеховых» (мастерах, подмастерьях и учениках разных ремёсел);

· «иногородних и иностранных гостях»;

· именитых гражданах (городских и общественных деятелях, ученых, банкирах и т. п.);

· посадских (всех остальных жителях города).

В обывательской книге записывались:

· имя, отчество и фамилия обывателя;

· возраст;

· семейное положение: холост, женат (тогда записывались данные о жене), или вдов;

· сведения о детях (имена, пол, возраст);

· имущественное положение;

· место жительства;

· профессиональные и общественные обязанности.

(Текст из Большой Советской Энциклопедии, но может вообще не надо раскрывать. что это за книга?)

(Почему? Можно и указать)

 

Но спустя 12 лет после введения Жалованной грамоты городам, в 1797 году, бюджет Петербурга составлял всего 36 000 руб. В павловское время была попытка улучшить финансовое положение города. Городская Дума была уничтожена, и всеми вопросами городского хозяйства должен был заниматься Ратгауз, подчиненный Комиссии о снабжении резиденции припасами. В это же время вводится и новый городской налог – поземельный.

В 1802 году император Александр I восстанавливает действие «Жалованной грамоты городам» и обращает внимание на печальное состояние петербургской казны. В первой четверти XIX века предпринимались бесчисленные попытки улучшить городской бюджет, для чего был создан Комитет по уравнению городских повинностей. Его основной задачей было упорядочивание городских налогов и определение расходов, которые ложились на плечи горожан. В результате часть натуральных налогов Комитет перевел в денежные – содержание ночных сторожей и пожарных, освещение улиц напротив домов теперь оплачивались живыми деньгами из нового полупроцентного оценочного сбора с недвижимых имуществ.

В 1803 году бюджет Петербурга возрос до 982 604 руб. Основу бюджета составили таможенные сборы с ввозимых и вывозимых через Петербург товаров (38 % от доходов) и оценочный сбор с недвижимых имуществ (34 %). Третьим по прибыльности был сбор с крестьян, торгующих в Петербурге, но он равнялся всего 9,3 %. Остальная часть бюджета состояла из мелких статей – арендной платы за содержание перевозов, за наем городских амбаров и т. д.

В начале XIX века бóльшая часть городского бюджета расходовалась на содержание полиции и воинских казарм. В 1803 году на эти отнюдь не общественные нужды шло 46 % всего городского бюджета.

Уже эти городские бюджеты определили основные статьи дохода Петербурга, которые во второй половине XIX века будут играть огромную роль в формировании городской казны. Со временем на первый план выходит оценочный сбор с недвижимых имуществ и сбор с торговли и промышленности. В Петербурге вплоть до 80-х годов XIX века именно эти статьи доходов будут стоять на первых строчках в росписи бюджета.

Государство принимало активное участие в формировании бюджета Петербурга. В ведение городской Думы передавались различные налоги – адресный и паспортный сборы.

Окончательно же определяется структура городского бюджета в Городовых положениях 1846 и 1870 годов. Кроме того по этим положениям Петербург, как и все города России, мог вводить по согласованию с Министерством внутренних дел и новые налоги.

Если говорить в общем о бюджете Петербурга со времени введения Городового Положения 1870 года и вплоть до начала XX века, то он постоянно увеличивался.

Доходы Петербурга

             
Общая сумма доходов 4.856.025 5.872.877 10.491.906 17.651.467 22.678.118 44.113.671

Свою деятельность городское общественное управление Петербурга начинало в 1873 году со скромной суммы в 4 млн. 850 тысяч рублей. К началу XX века, за 27 лет хозяйственной деятельности, петербургской городской Думе удалось увеличить бюджет в 3,4 раза.

В течение второй половины XIX века петербургская городская Дума использовала почти все способы пополнения бюджета. И разнообразные городские налоги и поступления от работы городских предприятий становятся основой городского бюджета. Суть этих изменений лежала как в особенностях самого строя городской жизни, так и в отношении Думы к своей хозяйственной деятельности. Часть доходов напрямую зависела от предпринимательской деятельности самих горожан – строительство промышленных предприятий, доходных домов (от интенсивности строительства которых и от стоимости зависел оценочный сбор), устройство трактирных заведений и т.д. Здесь городская Дума мало что могла сделать со своей стороны – поощрение питейного дела, даже с целью извлечения дохода, не могло быть одобрено с моральной точки зрения ни властями, ни горожанами. Промышленное развитие Петербурга и застройка города также не зависели от инициатив городской власти. Городская Дума пользовалась уже готовыми условиями промышленного и торгового развития Петербурга и целиком полагалась на активную предпринимательскую деятельность горожан. Так, в отличие, например, от Москвы, у Петербурга было меньше возможности получать большой доход от трактирных заведений, т.к. в Петербурге их и было значительно меньше – в Петербурге в 70-80-х гг. XIX в. одно трактирное заведение приходилось на 1 500 жителей, а в Москве – на 650. Соответственно и налоги от торговли и промыслов постоянно снижались. И доходы от оценочного сбора и от налогов на торговлю и промыслы в течение 27 лет сдавали позиции в городском бюджете. С 70-х годов XIX века все более и более важной становится предпринимательская деятельность самой городской Думы. Именно развитие сети городских предприятий в самых различных сферах городской жизни (мясная промышленность, санитария, транспорт, оказание различных услуг горожанам и др.) стало основой городского бюджета к началу XX века.

В 1873 году 80 % от общей суммы доходов составляли налоги и пошлины, а городские предприятия почти не играли никакой роли. Через 25 лет, в 1898 году, городской бюджет увеличился на 132 %, поступления от налогов и пошлин – на 109 %, а доходы от городских предприятий взлетели на 1686 %. Далее развитие бюджета по пути роста доходности и числа городских предприятий только продолжалась – к 1909 году поступления от налогов и пошлин возросли на 324 %, а доходы с городских предприятий на 2789 %, т. е в 72 раза.

Доходы

Все виды доходов петербургского бюджета можно поделить на несколько групп:

1. Налоги и пошлины;

2. Доходы от городских предприятий;

3. Доходы от концессий и оброчных статей;

4. Проценты от городских капиталов и городских недвижимых имуществ;

5. Пособия от казны и возврат расходов;

6. Разные поступления.

Налоги и пошлины

 

Подразделялись на прямые и косвенные. К прямым относились оценочный сбор, сбор с торговли и промыслов, личные налоги, налоги на роскошь и квартирный налог. К косвенным – 2-копеечный сбор с хлеба и семян, привозимых на хлебную пристань, и различные пошлины в пользу города.

Оценочный сбор

Долгое время в бюджете Петербурга ведущее место занимал оценочный сбор с недвижимых имуществ.

Оценке подлежали строения в черте города – каменные и деревянные, а также участки земли независимо от того были они застроены или нет. Имущество облагалось налогом в зависимости от его доходности. В 1873 году оценочный сбор составлял 28,9 % от всех доходов Петербурга. Это была статья городских доходов, которая могла увеличиваться лишь при помощи повышения ставки налога или периодических переоценок недвижимого имущества, чтобы выявить изменения, произошедшие в стоимости имущества. Но такие переоценки происходили редко – первая сплошная оценка недвижимого имущества в городе была проведена в 1874 году, а следующая – в 1900 году, т. е. через 26 лет. За время, проходившее между переоценками, менялись и количество, и качество городского жилья, застраивались новые территории. Первоначально предполагалось, что переоценки будут проводиться раз в 5 лет, но в действительности городская Дума фиксировала лишь новые постройки или надстройки жилья. Второе, что не давало городу полнее использовать возможности оценочного сбора, это нежелание самой городской Думы увеличивать ставку налога на недвижимое имущество. В течение всей второй половины XIX века она составляла 8 % с чистого дохода имущества вместо разрешенных законодательством 10 %. Причина здесь крылась в составе городской Думы, которая преимущественно формировалась из владельцев того самого недвижимого имущества (при этом очень дорогого), которое подлежало обложению налогом.

На величине оценочного сбора сказывалось и столичное положение Петербурга. Кроме ощутимых выгод (развитие торговли, промышленности, постоянный приток населения, дорогая недвижимость) оно приносило и ряд неудобств, связанных с освобождением от налоговых тягостей целого ряда дорогих недвижимых имуществ.

От обложения оценочным сбором освобождались имущества всех членов императорской фамилии, духовного, военного и морского ведомств, железных дорог, казенные заводы, а также имущества малоценные. Имущества, принадлежавшие церкви, различным обществам и учебным заведениям облагались оценочным сбором только если они приносили доход. Все остальные освобождались от выплаты этого городского налога безоговорочно. Большинство освобожденных имуществ располагались в центре столицы на самых дорогих участках земли. По расчетам оценочной комиссии, сделанным в 1908 году, стоимость имуществ, принадлежащих казне и правительству и освобожденных от налогов, составляла 876,5 млн. рублей, которые ежегодно терял город. При этом все избавленные от налогового бремени хозяева имуществ требовали тех же благ городской цивилизации, что и другие владельцы недвижимыми имуществами в городе, исправно платящие налоги.

Несмотря на указанные сложности в учете и взимании оценочного сбора, вплоть до 1893–1895 годов он был одним из самых больших статей дохода бюджета Петербурга, к тому же имея тенденцию к постоянному росту в абсолютных цифрах.

Удельный вес в доходной части бюджета прямых налогов все более и более снижался. В 1873 году сбор с недвижимых имуществ составил 28,9 % от всех городских доходов, в 1878-м достиг 38,2 %, а затем к 1913 году снизился до 15,4 %. Небольшой рост суммы оценочного сбора дала переоценка недвижимого имущества горожан в 1900 году и выплата недоимок по оценочному сбору в 1909 году.

Сбор с торговли и помыслов

Второе место в формировании доходной части бюджета Петербурга всю вторую половину XIX века занимал налог с торговли и промыслов. В него входили сборы с промысловых свидетельств, с наемной платы за помещения торгово-промышленных заведений, с пивоварен, с трактиров, с патентов на торговлю, с извозного промысла и налог на разносную торговлю.

Этот вид доходов в течение XIX века рос довольно медленно и увеличился к началу XX века лишь в 1,8 раза. К тому же все более падает удельный вес сборов с торговли и промыслов в бюджете города: с 18,6 % в 1873 году до 9,6 % в 1900 и 7,2 % в 1912 году.

На изменение суммы собираемых налогов оказывали влияние и изменения в жизни города – так после строительства в Петербурге линий электрического трамвая падает сбор с извозного промысла. Трамвай пользуется все большей популярностью у горожан и становится поистине самым демократичным видом транспорта. При развитии сети трамваев все большее число петербуржцев отдают именно ему, а не архаичным извозчикам.

Личные налоги

Еще одна серьезная статья городских доходов во второй половине XIX века – это личные налоги. К ним относились больничный и адресный сборы и сбор за прописку паспортов. В 1873 году личные налоги давали городской казне 9,9 % (482 142 руб.), в 1893 уже 16,2 % (1 696 340 руб.), а с начала XX века их удельный вес в доходной части бюджета начинает резко падать за счет постепенной отмены адресного сбора и к 1912 году составил всего 2,9 % (1 290 707 руб.).

Адресный сбор взимался с 1809 года и только в столицах – Петербурге и Москве – с лиц, поступавших в личное услужение (гувернеров, домашних учителей, прислуги и др.). Приезжая в Петербург эта категория лиц должна была получить адресный билет, на который она меняла свой обычный паспорт.

До 1839 года адресные билеты продлевались каждые полгода, а позже раз в год. При получении адресного билета и взимался адресный сбор по 5 разрядам: I разряд (учителя, гувернеры, стряпчие, письмоводители, приказчики, управители и пр.) – мужчины платили по 7 р. 15 к., женщины – по 4 р. 29 к.; II разряд (дядьки, дворецкие, казначеи, маркеры, экономки и пр.) – мужчины платили по 4 р. 29 к., женщины – по 2 р. 15 к.; III разряд (камердинеры, повара, садовники, сидельцы, мастеровые, няньки, швеи и пр.) – мужчины платили по 2 р. 86 к., женщины по 1 р. 43 к.; IV разряд (кучера, лакеи, дворники, прачки, кухарки, кормилицы) – мужчины платили по 1 р. 43 к., женщины по 72 к., V разряд (поварята, форейторы, чернорабочие в домах, ученики, разносчики и пр.) – мужчины платили по 86 к., женщины по 29 к. Занималась выдачей адресных билетов и взиманием адресного сбора Адресная экспедиция (до 1839 года – Контора адресов). В 1888 году адресные билеты были упразднены, а Адресная экспедиция закрыта. Адресный сбор сохранился и уплачивался при прописке паспорта в полицейских участках.

Адресный сбор полностью зависел от притока населения в Петербург и движения населения внутри самого города. Во второй половине XIX века адресный сбор был стабильно растущим в абсолютных цифрах – в 1873 году он составлял 343 127 руб. (7 % от всего бюджета), к началу XX века – 1 147 941 руб. (6.5 %), но с 1903 года он начинает резко падать. В этом году Государственный совет принял решение о полной отмене адресного сбора к 1914 году как несправедливого налога. В 1913 году адресный сбор составил всего 83 000 руб.

Также от притока населения в Петербург зависел и паспортный сбор, который взимался при въезде в столицу и определении на место жительства или при переезде на новую квартиру.

Житель города должен был представить в полицейский участок в трехдневный срок паспорт, который выдавался ему по месту его прикрепления. При этом взимался особый сбор. С 1894 года не обязаны были иметь при себе паспорт лишь не служащие на государственной службе дворяне. А всем остальным жителям Империи вменялось в обязанность иметь при себе паспорт в случае, если они удалялись от места прикрепления более чем на 50 верст. Сбор за прописку паспортов существовал не во всех городах страны, а лишь в тех, которые были объявлены на положении чрезвычайной или усиленной охраны.

Сбор за прописку паспортов также рос в абсолютных цифрах и снижался в относительных, и составлял в 1873 году 115 339 руб. (2,3 % от всего бюджета), в 1900 – 297 919 руб. (1,7 %) и в 1912 – 333 579 руб. (0,75 %).

Больничный сбор появился как доходная часть городского бюджета в 1884 году с переходом в руки городской Думы целого ряда больниц. Сбор взимался с работавших по найму (от домашней прислуги до заводских рабочих) в размере от 10 копеек до 10 рублей. Сбор был целевой – шел на содержание городских больниц. Он являлся своего рода страховкой, которая давала право жителям города пользоваться услугами больниц, находящихся в ведении города. В паспорт или вид на жительство вклеивалась специальная марка с отметкой об уплате больничного налога. Такие же сведения в обязательном порядке записывались и в домовую книгу по месту жительства. (есть копия марки в 1 рубль, которая наклеивалась в паспорт, вроде качество вполне приличное) В 1888 году больничный сбор давал городской казне 447 336 руб. (0,05 %), в 1900 – 662 845 руб. (3,7 %), а к 1912 году резко снижается в относительных цифрах до 1,8 %, а в абсолютных дает 813 805 руб. городской казне.

Налоги на роскошь

Еще одна доходная статья бюджета – налоги на роскошь, как уже говорилось ранее, носили факультативный, то есть необязательный характер. Что же в имперском столичном городе Санкт-Петербурге считалось роскошью? К предметам роскоши городской Думой были отнесены лошади частных лиц, собаки, велосипеды и автомобили. Дума считала, что собственные лошади, домашние и охотничьи собаки не являются необходимыми элементами жизни петербуржца. Велосипеды сразу со времени своего появления на улицах города в 1860-х годах рассматривались как фактор, серьезно усложнивший жизнь и пешеходам, и тогдашнему городскому транспорту: конкам и извозчикам.

С точки зрения полиции велосипедисты пугали лошадей, давили прохожих, нарушали правила езды по городу. В 1892 году для велосипедистов были изданы специальные правила дорожного движения, по которым они могли ездить только по мостовой, с обязательными номерными знаками. Для велосипедистов были закрыты некоторые улицы: Невский проспект от Адмиралтейства до Полицейского моста, Каменноостровский проспект с 6 до 11 вечера, часть Большого Сампсониевского проспекта. Велосипедистов считали людьми легкомысленными, и довольно долго в Петербурге бытовала поговорка: «У отца было два сына. Один – умный, а другой велосипедист».

Автомобиль также воспринимался как предмет роскоши, не являющийся необходимым горожанину и усложнявший дорожное движение. Все эти предметы роскоши должны были облагаться налогами в пользу более бедных горожан.

Налог на лошадей был введен еще в 1880 году и составлял первоначально 2 рубля с лошади в полугодие. В 1900 году было предпринято повышение налога с лошадей с одновременной его дифференциацией. Лошади для собственной езды и развоза собственного товара облагались налогом в 5 руб. в полугодие, а лошади, служащие для общественных нужд (извозопромышленников, ломовые), облагались городским сбором в 2,5 руб. в полугодие. Эта мера сразу дала повышение сборов в 2 раза.

Налог на собак был введен со второй половины 1900 года в размере 1 руб. 50 коп. в полугодие, так же как и налог на лошадей, на основании мнения Государственного совета 1897 года. В 1899 году Думой были разработаны правила этого сбора. От налога освобождались только сторожевые собаки («дворные»), необходимость которых нельзя было отрицать как в самом Петербурге, так и на его окраинах. Также освобождались от налога и «военные» собаки, принадлежавшие строевым офицерам и строевым воинским частям.

То, что в Петербурге обсуждается вопрос о введении налога на собак, было известно еще задолго до его вступления в силу. И петербуржцы восприняли его не очень радушно – собаки считались мелкими домашними животными, которых заводили для забавы и собственного удовольствия. Во второй половине XIX века в Петербурге можно было встретить собак различного рода – и простых комнатных собачонок, и большие своры охотничьих псов. Так, в 1892 году в одном из домов по Каменноостровскому проспекту числилось 56 взрослых охотничьих собак и «неисчислимо» щенков. Но вот идея платить за собак налог показалась собаковладельцам кощунственной. В 1890 году в № 35 журнала «Осколки», как отзыв на обсуждение идеи введения собачьего налога, был напечатан стишок автора, спрятавшегося за псевдонимом «Барон Дельфинов»:

Налоги будущего

На собак налог! –

Кто б подумать мог?!

Жителей всех, право,

Подвела Управа.

Из-за двух собак

Заложил я фрак…

Из-за кошек дочки

Отдадут цепочки

А за муху внуки

Отдадут и брюки.

Правнук за блоху

Даст в залог доху.

 

В 1904 году появляется налог на автомобили и велосипеды. Налог с велосипедов составлял 1 руб. 50 коп. в год, а с автомобилей 3 руб. в год с лошадиной силы легкового и 1 руб. с грузового автомобиля.

Налоги на роскошь имели больше моральное значение для городского бюджета, чем материальное. С 1883 и до 1912 года налоги на роскошь в среднем составляли 0,7 % городского бюджета (от 41 996 руб. в 1883 году до 305 720 руб. в 1912). Постоянную тенденцию к понижению имел налог с лошадей. По мнению членов финансовой комиссии городской Думы, причина была и в развитии быстрого и дешевого городского транспорта – электрического трамвая, и развитии в Петербурге автомобильного движения.

Однако налоговая часть в начале XX века увеличивалась незначительно. Хотя по логике вещей она должна была расти пропорционально росту населения города. Такая ситуация объяснялась слабой системой учета поступлений налогов в городскую казну. Для исправления ситуации в конце 1906 года была проведена недельная перепись предметов налогообложения. Работу проводили специально нанятые переписчики, отмечавшие все трактирные и ремесленные заведения, лошадей, собак, велосипеды и автомобили на отведенных им участках. В результате было выявлено расхождение между имевшимися сведениями и реальным положением вещей. По сравнению с данными Управы было зарегистрировано торгово-промышленных заведений больше на 9 %, лошадей на 25 %, собак на 75 %, автомобилей на 54 %. После проведенной переписи город стал получать дополнительную сумму налога более 160 тыс. рублей ежегодно.

В ходе переписи учитывались и личные экипажи. Вопрос об обложении их городским налогом как предмета роскоши решался в Городской управе.

 

Квартирный налог

В 1893 году был введен квартирный налог, часть которого с 1904 года стала поступать в городскую казну. Квартирный налог рассматривался как переходный шаг в деле введения подоходного налога. Необходимо напомнить, что в столице большинство петербургского населения жило в съемном жилье, квартир находящихся в собственности было не так уж и много. Логично государство рассчитывало, что люди с большим достатком будут снимать и квартиры большего размера и большей стоимости. По величине квартирной платы можно было судить о величине доходов квартиросъемщиков и привлекать к обложению как бы сами доходы. Все города России делились на 5 классов. К первому причислялись 2 столицы Российской империи – Санкт-Петербург и Москва; ко второму – 10 наиболее крупных городов (Варшава, Вильна (нынешний Вильнюс), Казань, Киев, Кишинев, Одесса, Рига, Ростов-на-Дону, Саратов и Харьков); к третьему – 67 губернских и более значительных уездных; к четвертому – 141 город, и к пятому – все остальные. От платежа квартирного налога освобождалось духовенство христианского исповедания, представители дипломатических миссий иностранных государств и рабочие, жившие при фабриках.

Для каждого класса городов законом был установлен высший предел обложения квартирным налогом в 10% от стоимости квартир высшего разряда: с 6000 рублей в первом классе, с 4500 рублей - во втором, с 3000 - в третьем, с 2400 - в четвертом и с 1200 рублей - в пятом классе. Вместе с тем был установлен по классам городов и низший предел квартирной платы, с которого начислялся квартирный налог: до 300 рублей в первом классе, до 225 рублей - во втором, до 150 - в третьем, до 120 - в четвертом и до 60 рублей в пятом классе.

Размер налога «сообразовывался» с величиной наемной платы за квартиры без учета платы за отопление и мебель. Если же отопление и мебель входили в квартирную плату, то при определении налога из нее вычиталось 5%.

В городах первого класса квартиры разделялись на 55 разрядов с окладом налога от 5 до 560 рублей, в городах второго класса - на 36 разрядов с окладом от 3 рублей 50 копеек до 403 рублей, в городах третьего класса - на 27 разрядов с окладом от 2 рублей 50 копеек до 225 рублей, в городах четвертого класса - на 29 разрядов с окладом от двух до 221 рубля и в городах пятого разряда - на 19 разрядов с окладом от одного до 101 рубля.

По Положению об общественном управлении Петербурга 1903 года, часть квартирного налога по Петербургу – половина от уплат налога по первым 8 разрядам, шла в городской бюджет. Квартирный налог передавался в руки города взамен упразднявшихся адресного сбора и сбора за прописку паспортов. Но в денежном выражении он был намного меньше, чем 2 вышеуказанных сбора и приносил бюджету Петербурга чуть более 1 %. В 1912 году это было всего 481 628 рублей.

Косвенные налоги

Одним из старейших косвенных налогов, известным еще с XVIII века, был 2-копеечный сбор с хлеба и семян, привозимых на хлебную пристань. Он составляя всего 0,1 % – 0,2 % городского бюджета и во второй половине XIX века и в начале XX–го.

К косвенным налогам часто относили и различные сборы с выдаваемых Думой бумаг и пошлины за проход кораблей через невские мосты. В 1873 году все эти сборы составляли 7,9 %, а к 1912 уже 1,1 %.

Доходы от городских предприятий

Если упомянутые доходные статьи в большей степени зависели от притока населения в Петербург, предпринимательской деятельности горожан и социального состава жителей столицы, то доходы от городских предприятий почти полностью находились в зависимости от предпринимательской деятельности самой городской Думы.

Одним из самых первых городских предприятий была скотобойня на Обводном канале. К началу XX века чистый доход от ее деятельности – общий доход минус сумма на техническое содержание предприятия – вырос в 8,6 раза. Другими успешными городскими предприятиями становятся водопровод и конно-железные дороги, которые были выкуплены в собственность города в 1880-90-х годах. Доходы от них, правда, колебались в зависимости от того требовало ли предприятие ремонта или реконструкции.

Два других городских предприятия: ломбард и ассенизационный обоз так никогда и не стали доходными. В редкие годы они лишь чуть-чуть покрывали свои расходы. Городской ломбард выполнял социальную функцию – придерживаясь низких процентных ставок, он давал возможность пользоваться дешевым кредитом беднейшим слоям населения столицы. Деятельность же ассенизационного обоза была направлена не на получение высоких доходов, а на качественную уборку города.

К началу XX века доход от городских предприятий превратился в одну из самых существенных статей бюджета. Если в 1873 году он составлял всего 0,8 % от всей суммы доходов, то в 1900 году городские предприятия обеспечивали уже 21,5 % (3 795 937 руб.) (чистый доход – 3,4 % – 593 847 руб.). К 1912 году доход от предприятий приносил бюджету 55,8 % (24 620 058 руб.) (чистый доход – 17,9 % – 7 916 829 руб.) всей суммы.

Часть городских предприятий образовывалась путем выкупа из частных рук, когда оказывалось, что выгоднее вести собственную финансовую деятельность, а не платить сторонним предпринимателям. Так в 1893 году окончательно оформляется городское предприятие по доставлению в дома горожан воды (водопровод) и удалению нечистот из города (ассенизационный обоз). В 1898 году город выкупает из рук частных лиц городские конно-железные дороги, в 1913 – Невскую пригородную дорогу. В 1902 году Дума берет в концессию у государства телефонную сеть города. Срок концессии истекал в 1919 году, и в 1916 году городская управа готовила проект приобретения полных прав владения городскими телефонами. В 1908 году Дума выкупает у частных владельцев газовые заводы и предполагала выкупить и станции по производству электричества, но долгие и трудные переговоры с частными предпринимателями шли очень сложно и в дореволюционное время так и не закончились успехом. Кроме того, городское общественное управление создавало и собственные городские предприятия. В 1898 году была открыта сеть городских ломбардов, в 1902 – мастерская для изготовления жестяных знаков и городская типография, в 1904 – образцовая кузница, в 1906 – альбуминный завод при скотобойне, в 1907 – мусоросжигательная станция, в 1909 – городская аптека и в 1913 – землечерпательный караван.

 

Доходы от концессий и оброчных статей

К концу XIX века городская Дума не отказывалась также и от другого способа ведения отдельных отраслей городского хозяйства – концессионного. Городской думой в концессию чаще всего отдавались линии городских железных дорог, газовые заводы, водопроводы, предприятия производящие электричество. В концессии обязательно указывалась возможность выкупа городской Думой предприятия через 15-20 лет работы. А в то время пока предприятие было частным, Дума получала сборы за право работы. Но эти доходы не были особо велики – от 0,7 % в 1888 до 1,6 % в 1912 году.

Доходы от оброчных статей хотя выросли к началу XX века в 2,2 раза (с 161 727 руб. до 356 644 руб.), а к 1912 году в 4,5 раза (до 763 466 руб.), все же в процентном отношении занимали весьма скромное место в доходной части бюджета – в 1873 году – 3,3 %, в 1900 – 2,0 %, 1912 – 1,7 % от доходной части бюджета. К оброчным статьям причислялись: земли общего пользования, которые находились под улицами, площадями города и управлялись городской Думой, с городских вод и береговых мест (то есть пристани и перевозы, на устройство которых Дума выдавала разрешение), а также с мест, отдаваемых для вербного и, рождественского и елочного торга, с балаганов и каруселей и т.д.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...