Социальная помощь населению
⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5
В начале XX века намечаются новые направления в городском хозяйстве. И одним из них становится большая социальная направленность деятельности городской Думы. В начале века создается целая система социальной помощи горожанам в виде бирж труда, попечительств о бедных и городского дома трудолюбия. Проявило себя городское управление Петербурга и в борьбе с нищенством. До 1904 года основным учреждением, которое этим занималось, был Николаевский комитет для разбора и призрения нищих, созданный в 1837 году. По мысли правительства Комитет учреждался лишь на короткое время с целью выяснения причины нищенства и выработки мер по борьбе с этим социальным недугом. Но, несмотря на свой временный статус, Комитет просуществовал до 1904 года, когда его полномочия государство передало в руки петербургской городской Думы. Комитет располагал небольшим количеством благотворительных заведений, рассматривал дела нищих, доставляемых из полицейских участков. На разборах нищие делились на несколько категорий, к каждой из которых применялись свои меры. Старых и увечных Комитет отправлял в благотворительные заведения на свои средства, впавшим в нищету в силу ряда экономических причин оказывалась небольшая денежная помощь. В год через Комитет проходило около 2,5 тысячи человек, большинство из которых высылались на родину этапом. Это была лишь малая часть армии нищих, заполнявших улицы города. Кроме того, высланные возвращались опять в столицу и продолжали заниматься своим делом. Нищенство являлось благоприятной средой для различного рода правонарушений и антисанитарии. В 70-х–90-х годах XIX века правительством было создано несколько комиссий для обсуждения вопроса об искоренении нищенства. По мнению этих комиссий, собравших обширный материал по всем губерниям Российской империи, одной из мер в деле борьбы с нищенством и бродяжничеством, должно было стать привлечение к этой работе самих горожан и городских дум.
Проект передачи дела призрения нищенства в руки городского управления был разработан еще в 1885 году и передан для обсуждения в Петербургскую и Московскую городские думы. Однако ни то ни другое городское управление не взяли на себя борьбу с нищенством, ссылаясь на нехватку средств в бюджете. Лишь в 1894 году в Москве была создана система участковых попечительств о бедных, которая сыграла некоторую роль в деле призрения нищенства. Петербургская городская Дума участвовала в деле борьбы с нищенством лишь косвенно, выделяя Николаевскому комитету по 25 тыс. руб. ежегодно. Эта сумма составляла половину ежегодных расходов Комитета. После закрытия в 1904 году Николаевского комитета в городской Думе было создано Особое присутствие по борьбе с нищенством. Свою деятельность оно строило на тех же началах, что и Николаевский комитет. Основным занятием Присутствия стало рассмотрение дел нищих, доставленных в комитет и направление их согласно законодательству о нищенстве. Но никакой видимой пользы от деятельности Особого присутствия не ощущалось, так как оно не боролось с экономическими причинами нищенства и с бедностью, которая вынуждала выходить людей на улицу с протянутой рукой. Для борьбы с обнищанием населения и бедностью в 1908 году при Комиссии по благотворительности городской Думы открываются попечительства о бедных, которые основывались в своей работе на так называемой Эльберфельдской системе призрения бедных. Эльберфельдская система благотворительности получила свое название по небольшому городку Эльберфельд в Германии (после объединения в 1929 году с городом Бармен – Вупперталь), где она зародилась в 50-х годах XIX века. Основой этой системы благотворительности стал индивидуальный подход к каждому нуждающемуся члену городской общины. Весь город был поделен на участки, во главе которых стояли попечители. Деятельность участковых попечителей и поступающие денежные средства координировал специальный городской совет. Участки создавались таким образом, чтобы на каждого попечителя приходилось не более 4 призреваемых. В обязанность попечителей входило, в первую очередь, обследование материального состояния подопечных, а затем и принятие решения, каким образом можно помочь нуждающимся. Помощь оказывалась не только в виде денежного пособия. Более важным считалось приискание какого-либо посильного занятия, которое дало бы возможность человеку достигнуть собственным трудом самостоятельного существования. В результате адресной помощи удалось избегнуть излишних расходов на благотворительность и искоренить профессиональное нищенство, так как попечители в каждом конкретном случае тщательно разбирались в причинах бедственного положения горожанина. Эта система стала быстро распространяться сначала по всей Германии, а затем и по всей Европе. Особенно действенной она себя показала в городах с населением не более 300 тыс. человек.
Город был поделен на 20 участков, во главе которых стояли участковые попечители. В задачи попечительств главным образом входило оказание помощи семьям и отдельным лицам, которых постигло несчастье, чтобы дать возможность им встать на ноги. Также в обязанности попечительств входила забота о бесприютных детях и помощь матерям, не имеющим возможности по неимению средств, воспитывать своих детей в сносных условиях. При всех попечительствах были открыты небольшие ясли и детские сады, была организована раздача молока. Организовывалась и трудовая помощь: открыты швейные мастерские, налажена связь с городской биржей труда. Вела работу Дума и в направлении оказания трудовой помощи населению. Еще в 1898 году были открыты Дом трудолюбия и ночлежный дом на Никольской площади, дом 1, корп. 2; 1б. Первый Дом трудолюбия в России был открыт в 1882 году в Кронштадте по инициативе Иоанна Кронштадтского. Зачастую Дома трудолюбия путают с Работными домами, распространенными, в частности, в Англии, которые используются там как исправительные учреждения. Дом трудолюбия ставил своей целью предоставление нуждающемуся горожанину не милостыни в виде единовременного денежного пособия, а возможности самому заработать. Этим, по мнению идеологов создания Домов трудолюбия в России, можно было не допустить человека до нищенства в сложный момент его жизни. К 1898 году в Петербурге было уже 12 Домов трудолюбия, открытых по инициативе различных благотворительных организаций и частных лиц.
В городском доме трудолюбия были устроены несколько мастерских для женщин – вязальная и швейная – и для мужчин – портновская. Одновременно во всех мастерских могли работать до 200 женщин и 100 мужчин. В мастерских дома трудолюбия выполнялись заказы на изготовление и починку белья для городских больниц и училищ. Принимались также заказы от различных учреждений и частных лиц. Работницы получали плату за работу сдельно, зарабатывая в месяц до 26 рублей. В отличие от других учреждений такого рода, работники городского дома трудолюбия не пользовались пищей и приютом на ночь. Как уже говорилось, работа здесь предоставлялась не постоянно, а на определенный срок. Самый большой из них составлял 1 год. Создание Дома трудолюбия рассматривалось городской Думой как небольшой вклад в дело борьбы с нищенством в Петербурге. Но в дальнейшем городская Дума выбрала другой путь борьбы с бедностью, охватывающий более широкие слои населения – организацию участковых попечительств о бедных. Городская дума принимала участие в развитии системы домов трудолюбия в Петербурге не только постройкой своего собственного дома, но и выделением в 1897 году бесплатного участка земли в 447 саж. на набережной Обводного канала для строительства «Первого дома трудолюбия», находящегося в ведении петербургского Попечительного общества о домах трудолюбия. Биржа труда Петербуржцы, получавшие помощь в Доме трудолюбия, зачастую подолгу задерживались в нем из-за сложностей, возникавших с поиском работы в городе. В Петербурге действовало большое количество посреднических контор, куда обращались и ищущие работу, и работодатели. Но работа этих контор была платной и не всегда оказывалась по карману городской бедноте. Кроме того, контора не несла ответственность за порядочность ни нанимателей, ни нанимаемых работников. Число ищущих работу было чрезвычайно велико и имело ощутимые сезонные колебания – в начале весны и в течение всего лета в Петербург приходило большое число работников на огородные работы и на работы на городских стройках. Самым популярным местом сбора работников была стихийная биржа труда у Никольского рынка.
Ни конторы по найму прислуги, ни биржа труда у Никольского рынка не могли удовлетворить потребность горожан в работе. Не найдя заработка, люди оказывались в ночлежках или на улице и становились благоприятной средой для развития нищенства, воровства и проституции. Посреднические конторы даже слыли в Петербурге среди сутенерш отличным местом вербовки проституток. Петербургская полиция, в ведении которой находился надзор за проституцией, изучая ее причины, пришла к выводу, что в большом количестве случаев морального падения можно было бы избежать, если бы женщина нашла себе законные средства существования. В 1900 году петербургский градоначальник обратился к городской Думе с проектом «Положения о личном найме и контроле частной прислуги», согласно которому предполагалось создать при градоначальстве особое учреждение, ввести налог с нанимателей и нанимающихся и т.д. Дума, после всестороннего рассмотрения вопроса, нашла предложение градоначальника не соответствующим некоторым законам Империи. Кроме того, Дума решила, что дело найма прислуги должно принадлежать ей и осуществляться при помощи особой конторы для найма. Особая комиссия разработала правила, в основу которых были положены положения Мюнхенской городской конторы по найму прислуги. После всестороннего рассмотрения вопроса в июле 1901 года была создана Городская посредническая контора, помогавшая в поисках работы домашней прислуге – поварам, кухаркам, горничным, нянькам, лакеям и т.д. Городская контора была самой крупной среди всех посреднических предприятий такого рода. Как городское предприятие она сразу же вызвала доверие и у нанимателей, и у ищущих работу, что привело к оттоку посетителей из частных контор. За получение справки о месте работы ищущие работу платили 10 копеек, наниматели от 15 до 25 копеек. Городская контора могла предоставить любые справки о нанимающихся на работу вплоть до сыскного отделения. Изначально городская Дума подошла к конторе по найму прислуги как к коммерческому предприятию.
Работавшая в 1903 году Ревизионная комиссия, оценивая деятельность Городской конторы, отметила ее несомненную пользу для горожан, но вместе с тем обратила внимание на ее убыточность – ежегодные расходы были почти в 4 раза больше валовой доходности. Но если доходность конторы была низкой, то результаты ее деятельности в посредничестве между прислугой и нанимателями были намного выше: из числа обратившихся поступало на место более 50 %. Врач-венеролог Б.И. Бентовин, занимавшийся проблемами проституции в Петербурге, отмечал также, что Городская контора не давала возможности сутенершам заниматься вербовкой женщин. Несмотря на то что Ревизионная комиссия признала важность и нужность деятельности Городской посреднической конторы, в конце 1905 года она была закрыта как бездоходная. Но к вопросу об оказании посреднической помощи в деле приискания работы Дума была вынуждена обратиться после революционных потрясений 1905 года. В 1905 году Императорская Академия художеств предложила городской Думе свою помощь в устройстве городской биржи труда на городской земле. Дума поддержала инициативу Академии художеств и постановила перенести стихийную биржу труда с Никольского рынка на территорию Горячего поля за Московской заставой, где предполагалось установить 6 навесов и чайную для приходящих искать работу. К 1909 году городской Думой было разработано «Положение о городской бирже труда», по которому биржа труда становилась местом встречи предпринимателей и рабочих. Открылась фактически биржа в сентябре 1909 года. Деятельность городской Думы, кроме того что она предоставляла помещение, сводилась к группировке рабочих по профессиям и их регистрации. Несмотря на то что биржа труда находилась за чертой города, далеко от центра, она пользовалась популярностью среди рабочих, приходивших в Петербург на сезонные заработки. В среднем за год на биржу труда обращалось около 70-75 тысяч человек. Из них 20–25 % получали долгожданную работу. Основная масса посетивших биржу и получивших работу приходилась на чернорабочих. Среди женщин большую часть составляла личная и домашняя прислуга, а также огородницы, относившиеся к разряду сезонных работниц. 45 % из числа получивших работу оформлялись на рабочие места за городом в качестве огородников и огородниц и полевых рабочих. Самое значительное предложение труда, а равно и наибольший спрос, приходились на апрель-июль каждого года. Так, в 1914 году на эти месяцы падает 54 % получивших работу в течение года. Начало Первой мировой войны вызвало огромное перемещение рабочей силы, которое происходило стихийно без учета и контроля над процессом перемещения. Для Петрограда, как крупного средоточия промышленности, это в совокупности с мобилизацией вылилось в нехватку рабочих рук. Вопросом организации рынка труда занялись в начале войны многочисленные государственные и общественные организации – Министерство промышленности и торговли, Союз земств и городов, Военно-промышленный комитет, общества: Красного креста, Татианинский комитет, попечительства о народной трезвости, благотворительные и национальные организации. Однако их деятельность поначалу не была объединена. В сентябре 1914 года в Петроградской городской думе в помощь городскому голове И. И. Толстому создается «Комитет по сбору и распределению пожертвований на нужды военного времени», делившийся на несколько отделов. На одном из заседаний Комитета было решено организовать центральное бюро трудовой помощи, главная задача которого заключалась в предоставлении работы семьям призванных на войну. Организацию трудовой помощи возглавил гласный городской Думы В.И. Штейнингер, а его помощниками стали заведующий статистическим отделом городской управы В.В. Степанов и граф Н.И. Татищев. В своей работе они опирались на городские попечительства о бедных. В январе 1915 года начала свою работу Петроградская городская биржа труда, которая действовала независимо от биржи труда за Московской заставой. В течение апреля-июля 1915 года были открыты 8 отделений биржи на основе попечительств о бедных. Центральное отделение находилось на Петроградской стороне в городском доме у Сытного рынка на Кронверкском пр., 49. Здесь же размещалось и Беженское отделение, которое занималось трудоустройством беженцев. Все отделения биржи труда были связаны между собой, и записываться на работу можно было в любом из них. С городской биржей труда охотно сотрудничали петроградское, латышское и литовское благотворительные общества. В 1916 году биржа труда за Московской заставой была присоединена к петроградской городской бирже труда. Биржа труда работала бесплатно, в отделениях имелись комнаты ожидания, телефоны, по которым принимались запросы от хозяев. Предоставлялся бесплатный проезд к месту будущей работы. Петроградская городская биржа труда приобрела не только городское, но и всероссийское значение и стала центральной конторой, объединившей деятельность местных отделений. В этом отношении значительную роль сыграло Министерство торговли и промышленности. Летом 1915 года, разрабатывая проект централизованной сети посреднических контор, министерство обратилось к Петроградской городской Думе с предложением о присвоении петроградской городской бирже труда функций Центральной Биржи. При этом принятие расходов по ведению этого дела и создание организации на местах министерство взяло на себя. За 1915 год Биржу труда посетило 105.230 человек, нанимателями было прислано 182.908 заявок на рабочие руки, на работу было послано 70.325 человек и из них устроилось на работу 41.543 человека. В 1916 году число посещений уменьшилось до 87.747, предложение рабочих мест составило 164.385.
Городской ломбард Одним из интереснейших начинаний Петербургской городской думы конца XIX века, реальная деятельность которого стала ощутима только в начале XX-го, стала организация сети ломбардов, дававших возможность беднейшему населению Петербурга получать мелкий (от 1 до 10 руб.) краткосрочный кредит. Вопрос об открытии в Петербурге кредитных учреждений под эгидой городской Думы возник еще в начале 60-х гг. XIX века. Именно тогда в Думу поступили проекты о необходимости предоставления наиболее бедным горожанам мелкого кредита от 1 рубля. Существовавшие казенные учреждения давали ссуды только под драгоценности, а частные ссудные учреждения взимали до 120 % годовых. Все предложения были отклонены Думой на том основании, что в столице достаточно кредитных учреждений, а правительственные постановления начала 70-х годов упорядочили действия частных ломбардов. Однако вопрос об организации городского ломбарда вновь и вновь поднимался на заседаниях Думы. Против выступала управа, которая в своих заключениях по этому вопросу отмечала, что дело мелкого кредита в Петербурге вполне упорядочено и что понижение процентной ставки по правительственным постановлениям 1884 года до 24 и 18 % годовых делает мелкий кредит в Петербурге вполне доступным. Лишь в 1895 году была создана специальная комиссия, которая высказалась о необходимости создания городского ломбарда и рекомендовала выделить в виде беспроцентной ссуды или в безвозвратное пользование для образования основного капитала ломбарда 500.000 руб. Несомненно, что дополнительным аргументом к созданию в Петербурге системы дешевого кредитования, стала успешная работа первого муниципального ломбарда открытого еще в 1888 году в Вологде. Доклад специальной комиссии об осуществлении в Петербурге мелкого кредита Дума рассмотрела на одном из заседаний в марте 1895 года и большинством голосов приняла решение об открытии сети городских ломбардов в столице. Часть гласных, однако, высказывалась против, считая, что «городскому управлению неудобно такое учреждение как ломбард, имеющий характер ростовщичества». Для создания основного капитала ломбарда в 1897 году Думой был сделан специальный заем. В 1898 году был утвержден устав ломбарда. При утверждении инструкции по управлению ломбардом среди гласных разгорелись споры о размере процентной ставки по вкладам. Ломбардная комиссия указывала, что само назначение общественного городского ломбарда, как учреждения создающегося не ради извлечения доходов, а в помощь беднейшей части населения, возлагает на Думу обязанность установить процент по ссуде в минимальном размере. Комиссия предложила установить процентную ставку не 6 % годовых, как предполагалось ранее, а 4 %. Против высказался товарищ Городского головы С.А. Тарасов, который предполагал, что ломбард будет приносить городу большие убытки. Но большинство Думы не согласилось с тем, что городской ломбард надо рассматривать как коммерческое предприятие и остановилась на 4 % ставке. В качестве распорядителя петербургского городского ломбарда был приглашен глава городского ломбарда Саратова Яков Александрович Серебряков. Он был одним из известнейших активистов движения муниципального кредитования. В 1899 году по инициативе Я.А. Серебрякова в Вологде был созван первый съезд распорядителей ломбардов, где решались основные вопросы мелкого кредитования. В апреле 1898 года было торжественно открыто центральное отделение ломбарда в доме на углу Пантелеймоновской и Моховой улиц, 19/24. В первом этаже помещались магазины для продажи невыкупленных вещей. Кроме центрального отделения открылись в 1899 году отделение на Петроградской стороне (Большой пр., 31), Коломенское отделение на Могилевской ул., 8. В 1901 году заработало Московское отделение на Загородном пр., 1 (в 1906 году это отделение было перенесено на Владимирский пр., 16). В 1905 году, чтобы не нести расходов по найму помещений для отделений ломбардов, Дума приняла решение о строительстве на городском участке земли собственного здания ломбарда на Псковской ул., 18. Центральное отделение перенесли в 1907 году в городское здание на углу Вознесенского пр. и Садовой ул. Средний размер ссуды в городском ломбарде составлял 7 руб. 68 коп., самая мелкая ссуда равнялась одному рублю. Это делало ломбард привлекательным для беднейших слоев населения. В городском ломбарде был очень высокий процент выкупаемости закладов (98 %). В 1902 году при ломбарде открылось благотворительное общество, в задачи которого входило оказание помощи самым бедным клиентам ломбарда путем выкупа залога, уплаты процентов или выдачи денежных пособий. В 1902 году была оказана помощь 732 горожанам. Однако, несмотря на столь успешную социальную работу, городской ломбард оставался убыточным для городской казны и в 1907 году. Городская дума постановила создать специальную комиссию, которая проанализировала бы деятельность ломбарда. Комиссия предоставила доклад, в котором хотя и признавала за городским ломбардом некие социальные функции, все же настаивала на том, что ломбард должен приносить доход. По мнению комиссии необходимо было повысить процентную ставку по залогам. Дума согласилась с выводами комиссии и повысила ставку до 14 %. Распорядитель ломбарда Я.А. Серебряков категорически возражал, что ломбард не приносит городу никакую выгоду, и считал, что «общая сумма недовыручки ломбарда на покрытие платежей из-за низкого процента по ссудам, почти в 5 раз покрывается той выгодой, которою за 10 лет воспользовалось от городского ломбарда само население. Выгода эта выражается цифрой 2 млн. руб., которые переплатило бы население столицы в частных ломбардах». Здесь следует заметить, что, несмотря на повышение ставки, процент ставки в Петербурге был существенно ниже, чем в других городах России. Народное образование Одной из отраслей городского хозяйства, в которой удалось добиться наибольших успехов, стало народное образование. Сеть городских начальных училищ, охватившая весь Петербург, дала возможность повысить уровень грамотности в городе. К 1900 году из 1000 петербуржцев старше 6 лет грамотных было 705 человек, против 606 в 1869 году. Эти успехи особенно показательны, если учесть, что Петербург был городом приезжих, дети которых из года в год пополняли ряды неграмотных. К середине XIX века, ко времени Великих реформ, перевернувших строй жизни и Российской империи, и ее столицы, в Петербурге насчитывалось всего 16 городских начальных училищ, в которых обучалось только 362 ребенка. Все они содержались на городские деньги, которые ежегодно отчислялись из городского бюджета в Министерство народного просвещения. С 1828 года по действовавшему Уставу учебных заведений городские общества имели право создавать приходские училища, выбирать для них учителей и отчитываться по расходам перед обществом. Но фактически все дело начального обучения в Петербурге принадлежало Министерству народного просвещения. В 1846 году после введения в действие Городового положения и учреждения Общественной думы, город мог самостоятельно учреждать свои учебные заведения. Но лишь в 1864 году петербургская городская Дума решила последовать примеру земств и выдвинула предложение о переходе в ее ведение всех городских начальных училищ. В результате работы нескольких думских комиссий были выдвинуты предложения для предоставления их на рассмотрение в Министерство народного просвещения. Дума предлагала взять в свои руки уже имеющиеся в городе начальные школы, увеличить их количество, создать школы для девочек и распределить школы равномерно по всем районам города. Однако решение этого вопроса затянулось почти на 12 лет. Опасения были традиционными для правительства – городская Дума не справится с незнакомым ей делом. Но в 1876 году дело начального народного образования было все-таки передано в руки городской Думы. В этом году был издан закон о создании в трех городах Российской империи – Петербурге, Москве и Одессе – училищных советов. Училищные советы состояли из председателя (городского головы), и непременных членов – инспектора народных училищ, представителей министерств народного просвещения и внутренних дел, епархиального ведомства и 2-х представителей города. В Думе для «ближайшего заведывания» народным образованием была создана городская училищная комиссия. За все время своего существования Комиссия несколько раз меняла название. 15 июня 1877 года была учреждена «Исполнительная комиссия по заведыванию народными училищами СПб». С 18 октября 1885 года в связи с расширением сферы деятельности Комиссии было решено называть ее «Исполнительная комиссия по заведыванию городскими начальными училищами и учебными мастерскими». С 13 марта 1888 года – «Комиссия по народному образованию в СПб». После реорганизации в мае 1895 года комиссия получила название «Городская училищная комиссия». В комиссию входили 14 гласных городской Думы, которые из своего состава выбирали председателя. Первым председателем – до 1879 года – был Федор Федорович Эвальд, стоявший у истоков разработки и организации училищного дела в Петербурге. При нем количество городских начальных училищ увеличилось с 16 до 51. С 1880 по 1889 год должность председателя занимал Андрей Александрович Краевский, журналист, издатель журнала «Отечественные записки» и газеты «Голос». За время его деятельности было открыто 1297 училищ. С 1890 год председателем становится неизменный член комиссии Михаил Матвеевич Стасюлевич. За 10 лет его руководства количество училищ увеличилось до 376 и к ним прибавилось 10 воскресных школ, построено первое отдельное здание для училищ с 12 классами на 600 детей. С 1900 по 1916 год комиссию возглавлял известный педагог Павел Антипович Потехин. Количество членов комиссии менялось в зависимости от роста числа городских училищ и достигало 20 человек. Каждый из членов комиссии имел под своим наблюдением несколько городских училищ, которые составляли округа. Гласный должен был вникать во все нужды вверенного его попечению училища и докладывать членам комиссии о всех проблемах, требуя их решения. Попечитель училища наблюдал даже за подбором учителей в школе. В ведение города перешло 16 приходских одноклассных училищ и приходских классов. Большинство из них было создано еще в XVIII веке при Екатерине II. Самое раннее училище было основано в 1777 году по инициативе просветителя Н.И. Новикова и названо Екатерининским. В 1786 году по инициативе самой Екатерины II было создано в Ямской части малое Воздвиженское народное училище. В 1781 году было открыто 7 училищ с 486 учениками, в 1786 году в Петербурге существовало одно главное училище и 9 малых на 1500 учеников. Первоначально городские начальные училища размещались в съемных помещениях. По решению Комиссии в каждом классе должно было находиться до 50 детей. Учителя обеспечивались жильем из двух комнат и кухни. Чаще всего такие квартиры располагались здесь же при училище. Комиссия выработала и правила приема в городские начальные училища. Сюда принимались дети возрасте не моложе 7 и не старше 12 лет, любого вероисповедания. При приеме во вновь открываемую школу преимущество отдавалось детям малограмотным или неграмотным. При очень большом наплыве детей преимущество отдавалось претендентам старшего возраста, которые в следующем году уже потеряют право на поступление в школу. До 1903 года за обучение взималась плата в размере 2 рублей в год. В 1903 году в честь 200-летнего юбилея Санкт-Петербурга плата за обучение в городских начальных школах была отменена. Но иногда даже такая сумма оказывалась не по карману горожанам и поэтому Училищная комиссия могла освобождать от оплаты за обучение после ознакомления с материальным положением семьи. Курс начальных городских училищ соответствовал учебному курсу народной школы и давал элементарные знания. В училище обучали грамоте и письму (орфографическому и каллиграфическому). Обязательным предметом был Закон божий, которому уделялось огромное место, но дети нехристианского вероисповедания не принуждались к посещению этих уроков. Затем обязательным предметом становится пение, а в начале XX века вводятся занятия по физкультуре. В основном на этих уроках занимались популярной в то время сокольской гимнастикой. Сокольская гимнастика, как система физических упражнений, родилась во второй половине XIX века в Чехии, находившейся тогда в составе Австро-Венгрии. Эмблемой движения стала птица сокол – символ свободы, мужества и независимости. Вся система упражнений подавалась как первая славянская система и состояла из нескольких разделов: упражнения без снарядов – бег, ходьба, хороводы, танцы, строевые упражнения; работа со снарядами – брусьями, конем, ходулями, упражнениями на шведской стенке; боевые упражнения – фехтование, борьба, бокс; и, наконец, групповые упражнения, к которым относились пирамиды и массовые гимнастические выступления. Именно они стали в 20-х – 30-х годах XX века одним из выразительных элементов массовой агитпросветработы и частью многочисленных парадов. Создание сети училищ шло быстрыми темпами: за первые пять лет работы училищной комиссии (1877–1882 гг.) их число увеличилось с 16 до 128, а количество учащихся возросло с 362 до 5.900 человек. Однако это вызвало недовольство некоторых гласных. В 1882 году при обсуждении вопроса об открытии новых училищ, они подняли вопрос о снижении темпа развития начального образования в Петербурге. По их мнению, развитие начального образования под эгидой городского общественного управления душит частную инициативу в этом деле. Однако членам училищной комиссии – известному публицисту и историку М. И. Семевскому и А. А. Краевскому при поддержке известного питерского фабриканта Ф. К. Сан-Галли – удалось убедить Думу не совершать ошибки и открытие городских начальных училищ продолжилось в том же темпе, что и ранее. С 1877 по 1886 год в среднем в год открывалось по 21 городскому училищу. Но в следующие 10 лет – 1886–1896 – городская Дума открыла вдвое меньше училищ, чем в предыдущие годы: 112 против 214. Против открытия новых школ выступили сами гласные, которые и напомнили членам училищной комиссии, что у города есть еще много проблем, нуждающихся в решении. После 1896 года количество училищ растет быстрее, чем в первые годы существования училищной комиссии. В 1896–1904 годах в год открывалось по 26 училищ. Несмотря на быстрый темп роста городских училищ, еще довольно долго приходилось отказывать в приеме некоторым детям. Лишь к 1902 году в городские начальные училища начали принимать всех желающих. Расходы на народное образование составляли в начале XX века около 8 % городского бюджета. На 1908 год в Петербурге насчитывалось уже 315 начальных трехклассных училищ, в которых обучалось 38.137 детей, в том числе 19.034 мальчика и 19.103 девочки. К концу 1908 года в городском ведении также находилось 15 четырехклассных училищ, в которых обучалось 2.858 детей (1.436 мальчиков и 1.422 девочки), 27 воскресных школ с 1.392 учениками. Особой гордостью училищной комиссии стали учителя, работавшие в училищах. Их самоотверженный труд и инициативность дали возможность поставить начальное городское образование на самый высокий уровень, что неоднократно отмечалось в циркулярах Министерства народного просвещения. Работа учителя городской начальной школы была чрезвычайно сложна. В классном помещении находилось около 50 детей разного уровня грамотности, зачастую с очень узким кругозором. Одна из учительниц, работавших в школе, расположенной на фабричной окраине, вспоминала, что родившиеся в городе ничего не видели кроме стен домов и чахлой растительности. На загородных прогулках, организуемых городской Думой, они с изумлением знакомились с живой коровой или козой. Загородные прогулки для живого общения с природой и знакомством с историей края становятся регулярными уже с начала 1880-х годов. Зачастую работа учителей была сопряжена и с опасностью для жизни, так как многие начальные училища находились в беспокойных кварталах города, заполненных трактирами и пивнушками. Так, в одном из училищ, расположенных в Апраксином переулке, пришлось заменить учителя женщину на мужчину, чтобы не подвергать учительницу опасности. Несмотря на тяжелый труд попасть на место учителя городского училища было довольно сложно. Привлекательным для претендентов становилась и высокая зарплата, и квартира, предоставляемая городом. Но кроме того, нельзя не отметить и дух подвижничества, которым были охвачены почти все работавшие в городских начальных училищах. Однако, городская Дума требовала от учителей, а вернее от учительниц, полной отдачи сил избранному делу. Женщине, которая хотела стать учительницей городского начального училища, заранее надо было сделать выбор – работа или семья. Если учительница выходила замуж, то она тут же теряла место работы. Считалось, что женщина, обремененная семьей, будет меньше внимания уделять своим ученикам. Такое правило существовало негласно на всей территории Российской империи и только для учителей городских и сельских начальных школ, но лишь в Петербурге оно было оформлено законодательно на местном уровне. В октябре 1897 года в городской Думе было проведено постановление, по которому учительница, вышедшая замуж, должна оставить свою работу в училище. При поступлении на работу с учительниц брали подсписку с обязательством не выходить замуж. Такой вынужденный аскетизм был крайне вреден для психологического состояния учительниц и против этого правила выступали представители учительской общественности по всей России. Некоторые из учительниц умудрялись скрывать от начальства свое замужество, а иногда даже беременность и рождение детей, но долго не выдерживали двойной жизни и все-таки уходили с работы. Следует упомянуть, что мужчины-учителя такого своеобразного «обета безбрачия» не давали. От учителей исходила инициатива по организации ремесленного обучения в школе, загородных прогулок, конкурсов пения и т.д. Работая с детьми из самых низших социальных слоев и видя их крайнюю нужду, учителя своими силами создали «Общество для пособия бедным учащимся». Оно занималось оказанием материальной помощи детям из беднейших семей и до 1892 года существовало на благотворительные суммы. В 1892 году к частным средствам присоединилась и сумма, отпущенная городом, которая к 1902 году достигла 30.590 руб. Часть этих денег пошла на организацию столовых, в которых дети получали горячие обеды по низкой цене, а наиболее бедные обедали бесплатно. По инициативе учителей, обеспокоенных дальнейшей судьбой своих воспитанников, в 1880 году были созданы две городские учебные мастерские для обучения ремеслам и рукоделию. Они просуществовали 12 лет и были закрыты, так как содержание каждого ученика обходилось городу слишком дорого. Училищная комиссия пошла по пути выделения стипендий для своих выпускников в различных мастерских города, где можно было овладеть профессией. В 1902 году городская Дума содержала на свои средства 962 стипендиата, что обошлось ей в этом году в 43.900 рублей. В 1908 году на профессиональное образование воспитанников городских начальных училищ было выделено уже 67.000 рублей и на эти деньги получали профессии 1.242 стипендиата. Наиболее одаренные дети могли претендовать и на стипендии для обучения в гимназиях или в реальных училищах, а затем и в высших учебных заведениях. В 1908 году петербургская городская Дума содержала на свои средства 192 человека. Частым случаем было и создание именной стипендии, на которые могли идти средства, завещанные на открытие стипендии в каком-либо учебном заведении. Существовали стипендии имени Н.Л. Бенуа, Д.И. Менделеева, Л.Ф. Николаи. Кроме начального образования дети беднейших слоев населения города получали и медицинскую помощь. При училищной комиссии был создан школьно-санитарный надзор,
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|