Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

3.4.4. Твердые бытовые отходы




Улучшение санитарного и экологического состояния территорий муниципальных образований Самарской области является ключевой задачей органов местной власти.

Проблема твердых бытовых отходов (ТБО) на территории муниципального района Ставропольский в настоящее время становится все более актуальной. Общее повышение уровня жизни населения приводит к увеличению потребления товаров и, как следствие, росту числа упаковочных материалов разового пользования, бытовой техники, пищевых отходов, что сильно сказывается на количестве ТБО. За последнее десятилетие количество отходов в виде бытовых отходов резко возросло.

Стратегия социально-экономического развития Самарской области на период до 2020 года определила основные направления обеспечения экологической устойчивости региона, среди которых утилизация, обезвреживание, экологически безопасное захоронение и размещение отходов производства и потребления, ликвидация всех очагов загрязнения, не отвечающих нормативным требованиям полигонов отходов, несанкционированных свалок, отстойников, хранилищ химического оружия, развитие систем использования вторичных ресурсов, в том числе переработки отходов путем строительства и модернизации заводов по переработке отходов, мусоросортировочных и перегрузочных станций, полигонов отходов на территории Самарской области

Ввиду отсутствия кадастра отходов на территории Самарской области, не представляется возможным показать полноценные данные по динамике образования, использования, захоронения ТКО на территории муниципального района Ставропольский за несколько лет.

Объективные данные о фактическом образовании отходов на территории района отсутствуют в связи с неполным охватом населения и хозяйствующих субъектов услугой по сбору и вывозу ТКО.

По данным статистики общее количество образования ТКО и КГО от жилищного фонда и объектов инфраструктуры на территории Ставропольского района составляет 245228, 63 м3/год или 47474, 91 т/год. С учетом ТКО, образующегося в результате деятельности производственных предприятий на территории района, не учтенных при осуществлении расчетов (коммерческие организации), общее количество твердых бытовых (и приравненных к ним отходов), образующихся в районе на 2015 год составляет 300 тыс. м3/год (60 тыс. т/год).

На территории муниципального района имеется 4 нефункционирующих объекта размещения (захоронения) отходов:

-Полигон ПО «Даниловский-1» (ООО ПКФ «АнЭко»);

-Полигон промотходов «Даниловский-2», площадь 27, 5 га. (ОАО «Экология»);

-Полигон ТБО г. Жигулевска (ГУП «Экология»);

-Полигон ТБО «Узюково» (МУП «Спецавтохозяйство»).

На момент 2015 года, ближайший лицензируемый полигон ТБО и промышленных отходов – «Водино», расположенный по адресу: Самарская область, муниципальный район Кинельский, территория отработанного карьера «Северо-Восточный №2», в 2, 5 км от поселка Водино. Владельцем полигона является ЗАО «Экология-сервис». Занимаемая площадь данного полигона составляет 45 га, срок эксплуатации 20 лет. Введен в эксплуатацию в 2005 году.

В 2015 году 58, 1% от объема образования отходов за год использовалось и обезвреживалось на самих предприятиях (организациях), где они образовывались: в том числе по отходам 1 класса опасности – 37, 8% (в 2014 году – 61, 7%), по отходам 2 класса опасности – 0, 35% (в 2014 году – 89, 9%), по отходам 3 класса опасности – 82, 5% (в 2014 году – 93, 2%), по отходам 4 класса опасности – 40, 5% (в 2014 году – 27, 2%), по отходам 5 класса опасности – 69, 4% (в 2014 году – 59, 5%).

Доля непосредственного использования (в качестве вторичных материалов и сырья) отходов за последние годы составила около 1/3 от всего объема образования отходов производства и потребления, в 2015 году доля использования отходов составила 35, 9%. В основном используются производственные отходы – за последние годы доля их использования, по оценке, была в районе 40% (в 2015 году – 40, 3%).

Полигонов ТБО, отвечающих всем требованиям экологически безопасного захоронения отходов на территории района нет.

В национальном парке «Самарская лука» основными объектами обращения с отходами являются 18 сельских поселений, 20 садово-дачных кооперативов, 10 АЗС и более 30 предприятий торговли и питания.

В 2012 г. построено 37 контейнерных площадок на 111 контейнеров в местах массового отдыха населения, водоохранных зонах и на особо охраняемых природных территориях. В 2015 г. построены и оборудованы 52 контейнерные площадки.

Наличие несанкционированных свалок отходов, показывает, что в шламонакопителях, золоотвалах, хранилищах, нерекультивированных и несанкционированных объектах размещения могут находиться неучтенные в статистической отчетности объемы отходов.

Таким образом, отсутствие полноценной системы обращения с ТБО подвергает территорию муниципального района значительной антропогенной нагрузке. Неправильное и несвоевременное удаление и обезвреживание отходов серьезно загрязняет окружающую среду.

К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится организация утилизации и переработки бытовых (ТБО) и промышленных отходов.

Требования к обращению с отходами на территориях городских и других поселений:

1. Территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

2. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3. Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека. [1]

Объекты для размещения отходов подлежат лицензированию в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года N 128-ФЗ " О лицензировании отдельных видов деятельности".

В соответствии со статьей 13 Федерального закона " Об отходах производства и потребления", СанПиН 42-128-4690-88 " Санитарные правила содержания территорий населенных мест", Методическими рекомендациями о порядке разработки генеральных схем очистки территорий населенных пунктов Российской Федерации, утвержденными постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 21. 08. 2003 N 152, планирование и дислокация объектов временного накопления отходов, нормативное количество транспортных средств для их вывоза, мероприятия по удалению отходов из частного сектора, рекреационных зон определяются на основе генеральных схем очистки территорий муниципальных образований, которые утверждаются органами местного самоуправления не реже чем один раз в пять лет.

На сегодняшний день в муниципальном районе Ставропольский разработана генеральная схема очистки территории муниципального образования.  

В районе действует смешанная система сбора и вывоза бытовых отходов, предполагающая как использование бестарного метода сбора, так и сбор отходов в контейнеры.

 Функционирующая в муниципальном районе Ставропольский система сбора ТБО основана на сборе отходов, образующихся в результате жизнедеятельности населения, в контейнеры, которые опорожняются в мусоровозы и вывозятся специализированной организацией по установленному графику вывоза на полигон ТБО ООО Эколайн «Тимофеевский» г. Тольятти (по которому в июле 2015 года вынесено решение суда о запрете приема отходов) и полигон «Северо - Восточный» Кинельского района. Данная система сбора охватывает только население, имеющее договора с управляющими компаниями.

В районе не разработана система сбора и вывоза крупногабаритных отходов (КГО), отсутствуют специальные площадки для сбора КГО. В результате КГО также складируются в местах остановки мусоровозов, однако из-за отсутствия специальной для его вывоза техники, КГО образуют во дворах в течение долгого периода времени несанкционированные свалки, куда жители не забывают добавлять свою лепту в виде бытового мусора. Утилизация таких отходов осуществляется неорганизованно, зачастую на несанкционированных свалках. Помимо негативного влияния на состояние окружающей среды, утрачивается возможность дальнейшего использования строительных отходов как ценных строительных материалов для дорожных работ, производства: бетона и т. п.

В районе объектов промышленной переработки отходов нет. Отсутствует полигон размещения балластных фракций ТБО.

В сельских поселениях муниципального района Ставропольский, где нет специализированных организаций, население самостоятельно вывозит ТБО на исторически сложившиеся, несанкционированные свалки за пределами поселка. Выявлено 21 несанкционированная свалка.

Отсутствие контроля за вывозом отходов населением ведет к беспорядочному заполнению территории свалок и образованию новых несанкционированных свалок.

Материально-техническая база сферы обращения с отходами в муниципалитете находится в неудовлетворительном состоянии. Использование устаревших контейнеров открытого типа приводит к ухудшению эстетического облика населенных пунктов, загрязнению прилегающих территорий, потерям качества потенциально содержащихся в отходах вторичных ресурсов из-за воздействия осадков.

Недостаток специальной техники по вывозу мусора и высокий уровень износа имеющихся мусоровозов приводит к постоянным срывам графиков вывоза коммунальных отходов.

Недостаточное количество контейнеров и отсутствие крышек на имеющихся контейнерах приводит к переполнению контейнеров, к растаскиванию мусора бродячими животными и птицами, к захламлению контейнерных площадок и антисанитарному состоянию прилегающих территорий. Низкая культура населения в сфере обращения с отходами также приводит к тому, что и населенные пункты, и прилегающие к ним земли захламляются бытовыми отходами.

Существующая сегодня и наиболее распространенная технология избавления от ТБО путем вывоза, их на полигон или (свалки) не решает должным образом проблемы отходов в районе. Перевозка отходов для захоронения в связи с большими затратами на ГСМ увеличивает тарифы для потребителей, а качество предоставляемых услуг остается прежним. Не хватает спецтехники для сбора и вывоза ТБО. Во всех поселениях объекты размещения отходов не удовлетворяют требованиям и не могут квалифицироваться как полигоны. Ввод дополнительных площадей для захоронения отходов и образование несанкционированных свалок ухудшает экологическое состояние территории района и вызывает социальный протест населения.

Кроме того, при захоронении безвозвратно теряется ценное вторичное сырье (бумага, картон, стекло, пластмасса) и прибыль, которую может принести правильно налаженная переработка ТБО. Большинство свалок расположено вблизи населенных пунктов, что приводит к потере, возможно, самых лучших земельных ресурсов. Дополнительное загрязнение земель, прилегающих к свалкам, происходит при ветровом переносе легких фракций отходов по направлению господствующих ветров. В результате примыкающая к свалкам территория на расстоянии не менее 100 м захламлена разлетевшимся мусором.

Мусор десятилетиями сваливается прямо на почву, без какой-либо защиты, без фильтра, вредные вещества попадают в почву, загрязняя почву и подземные источники воды. Загрязнение земель населенных пунктов, гослесфонда, засорение наиболее посещаемых туристами мест, - все это способствует формированию непривлекательного имиджа района.

Свалки могут стать и причиной лесных пожаров.

Не все объекты захоронения отходов, расположенных на территории муниципального района созданы в соответствии с проектами, имеющими необходимые согласования, включая должным образом оформленный землеотвод (не имеют актов о вводе в эксплуатацию) и требуют изменения своего функционального назначения и технологических решений. Их функционирование осуществляется с грубыми нарушениями установленных законодательством норм.

Объекты для размещения отходов - полигоны по обезвреживанию и захоронению промышленных и бытовых отходов, шламонакопители, хвостохранилища и другие сооружения, обустроенные и эксплуатируемые в соответствии с проектами; санкционированные свалки, т. е. разрешенные органами исполнительной власти территории (существующие площадки) для размещения промышленных и бытовых отходов, но не обустроенные в соответствии со строительными нормами и правилами, являются временными, подлежат обустройству в соответствии с указанными требованиями или закрытию в сроки, необходимые для проектирования и строительства полигонов, отвечающих требованиям строительные нормы и правила.

Как и в других муниципальных районах Самарской области, в Ставропольский отсутствует полноценная база данных по источникам и объемам образования отходов, перерабатываемых и захораниваемых отходах; не проводится анализ оценки воздействия отходов на окружающую среду.

Таким образом, вклад в состояние окружающей среды района в части размещения отходов приводит к значительной антропогенной нагрузке. Отрицательные воздействия отходов проявляются в повышении заболеваемости людей, ухудшении их жизненных условий, снижении продуктивности природных ресурсов. Загрязнение почв, воды порождает 47% заболеваний органов дыхания, 16% - эндокринной системы, 2, 5% - онкологических заболеваний у лиц в возрасте 30 - 34 лет и 11% - у лиц в возрасте 55 - 59 лет.

Накопление отходов приносит огромный экологический, экономический и социальный ущерб.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...