Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 6. Управление проектированием информационных систем 306




6.1. Пути создания информационных систем................................ 306

6.2. Организация процесса проектирования.................................. 309

6.3. Методы и средства организации метаинформации проекта ИС 311

6.4. Планирование и контроль процесса проектирования........... 313

6.5. Сетевое планирование комплекса работ по проектированию 314

6.6. Анализ сетевого графика проектирования............................. 318

6.7. Модели распределения ресурсов между проектными работами 319

6.8. Вероятностная оценка выполнения сроков проектирования 321

Заключение.............................................................................................. 325

Библиографический список.................................................................. 328

Терминологический словарь................................................................ 330

 


 

ПРЕДИСЛОВИЕ

 

Учебник написан по материалам лекционного курса, который в течение многих лет читается автором в Санкт-Петербургском государственном инженерно-экономическом университете.

Отличительной особенностью учебника являются анализ процессного управления, сервисно-ориентированный подход и применение математических методов в проектировании. Особое внимание уделяется оценке экономической эффективности информатизации во взаимосвязи с постановкой экономических задач.

Раскрыты все дидактические единицы Государственного образовательного стандарта по дисциплине «Проектирование информационных систем» специальности «Прикладная информатика в экономике» и соответствующие профессиональные компетенции государственных образовательных стандартов по направлениям: «Прикладная информатика», «Менеджмент» и «Бизнес-информа­тика».

Предлагаемый читателям учебник содержит 6 глав.

В первой главе рассматриваются теоретические основы проектирования информационных систем, в том числе структура проекта информационной системы, концептуальная математическая модель проектирования сервисно-ориентированной информационной системы, методика определения экономической эффективности информационной системы с использованием как статических, так и динамических показателей, принципы, современные стандарты и технологии проектирования. Анализируются творческий подход в проектировании и методы генерирования идей.

Вторая глава посвящается вопросам канонического проектирования информационных систем. Рассматриваются стадии и этапы проектирования, системы кодирования информации. Обсуждаются вопросы помехозащищенного кодирования, проектирования документации, методы проектирования фактографических и документальных баз данных и многие другие традиционные вопросы проектирования информационных систем, а также оригинальные математические модели оптимизации комплекса процессов обработки информации.

Третья глава содержит вопросы интеграции информационных систем, начиная с процессного подхода в управлении и реинжиниринга бизнес-процессов и завершая методами и средствами организации открытых и интегрированных систем. Анализируются требования к корпоративным информационным системам, особенности проектирования архитектуры электронных предприятий, проектирование и управление контентом web-сайта.

Четвертая глава посвящается автоматизированному проектированию информационных систем. Излагаются принципы и факторы эффективности CASE-технологии, функционально-ориентиро­ван­ный и объектно-ориентированный подходы в проектировании. Даны классификация и примеры методов автоматизированного проектирования, а также CASE-средства их реализации.

Пятая глава содержит вопросы типового проектирования информационных систем, в том числе особенности проектирования сервисно-ориентированных информационных систем, систем информационной безопасности. Приводятся примеры типовых информационных систем различных классов, таких как: 1С:Предприятие8, Axapta, SAP/R3 и др. Дается методика обоснования выбора корпоративной информационной системы, методы конфигурирования типовой информационной системы. Приводится подробный пример конфигурирования бизнес-процесса в среде 1С:Предприятие8.

Шестая глава посвящается управлению проектированием информационных систем. Здесь анализируются пути создания информационных систем, организация процесса проектирования, возможности сетевого планирования и управления, модель распределения ресурсов между проектными работами, вероятностная оценка выполнения сроков проектирования.

В заключении приводятся основные критические факторы успеха в проектировании информационных систем и дается анализ перспектив развития информационных систем и их проектирования.

Автор выражает благодарность сотрудникам кафедры информационных систем в экономике СПбГИЭУ за помощь в процессе работы и глубоко признателен рецензентам за ценные замечания, позволившие улучшить учебник.

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В процессе формирования информационного общества информационным системам принадлежит ведущая роль, а задачи их проектирования являются исключительно актуальными.

Государственная программа Российской Федерации «Информационное общество (2011–2020)» предусматривает в качестве цели получение гражданами и организациями преимуществ от применения информационных и телекоммуникационных технологий.

К числу задач этой программы относятся:

– стимулирование отечественных разработок в сфере информационных и телекоммуникационных технологий;

– подготовка квалифицированных кадров в этой сфере;

– развитие базовой ифраструктуры информационного общества;

– обеспечение технологической независимости Российской Федерации в отрасли информационной и телекоммуникационной технологии;

– развитие технологий защиты информации.

Проектирование информационных систем на высоком научно-техническом уровне способствует решению поставленных задач.

Проектная деятельность относится к числу основных видов деятельности специалистов и бакалавров по прикладной информатике и других направлениям в области информационных технологий и систем. Отсюда следует вывод о важности дисциплины «Проектирование информационных систем» и необходимости ее тщательного изучения. Задачи, связанные с созданием информационных систем, многоаспектны и затрагивают разработку технического комплекса, информационных технологий, баз данных, алгоритмизацию и программирование функциональных задач предметной области, искусственный интеллект, облачные вычисления и др. В учебной программе дисциплины «Проектирование информационных систем» исключается дублирование в изучении тех перечисленных выше аспектов, которые являются предметом рассмотрения других дисциплин учебного плана, предшествующих или опирающихся на данную дисциплину.

В центре внимания настоящей дисциплины находятся концептуальные, методические, экономические и управленческие вопросы проектирования, объединяющие многоаспектные задачи создания информационной системы в единое целое в соответствии с идентифицированной проблемой и составляющими ее инновационными задачами информатизации.


Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ

 

 

Целью изучения данной главы является освоение ключевых экономических и управленческих аспектов теоретических основ проектирования информационных систем (ИС).

Для достижения этой цели обучающийся должен:

· знать основные понятия и структуру проектирования ИС;

· быть способным использовать современные стандарты проектирования;

· знать принципы проектирования ИС и концептуальную математическую модель проектирования сервисно-ориентированной системы для поддержки процессного подхода в управлении;

· уметь оценивать экономическую эффективность с учетом риска, качества и надежности ИС;

· знать технологии проектирования и уметь осуществлять их выбор;

· овладеть творческим навыком и проектированием на основе методов генерирования идей.

 

 

1.1. Проектирование информационной системы (ИС).
Понятия и структура проекта ИС

 

Проектом информационной системы принято называть совокупность проектной документации, в которой представлено описание проектных решений по созданию и эксплуатации информационной системы.

Разработка этой проектной документации представляет собой процесс проектирования информационной системы.

Объектами проектирования информационной системы являются элементы или комплексы, относящиеся к функциональной части или обеспечивающим частям системы. Решения, принимаемые по этим элементам или комплексам в процессе проектирования, обычно выбираются из нескольких альтернатив и называются проектными решениями. Состав объектов проектирования зависит от принятой декомпозиции информационной системы. В результате декомпозиции выделяются функциональная и обеспечивающая части, технологические процессы обработки информации и менеджмент самой информационной системы.

Функциональная часть, или «функциональность», включает в себя функциональные задачи, связанные с деятельностью того объекта, для которого предназначена информационная система. В экономике наибольшее распространение получили управленческие информационные системы (Management Information System – MIS), предназначенные для информационной поддержки принятия управленческих решений. Возможна различная декомпозиция функциональной части системы на подсистемы в соответствии с различными признаками:

· по сферам деятельности (снабжение, производство, сбыт и т. д.);

· по ресурсам (материальные, финансовые и др.);

· по бизнес-процессам (процессный подход);

· по функциям управления (организация, планирование, учет, контроль, регулирование);

· смешанная декомпозиция.

Обеспечивающая часть включает в себя общесистемные решения.

В качестве обеспечивающих подсистем выделяют подсистемы организационного, информационного, программного и технического обеспечения. Обеспечивающие подсистемы призваны обеспечить решение возложенных на систему функциональных задач поддержки пользователей.

Организационное обеспечение регламентирует структуру управ­ления объектом в условиях применения информационной системы и распределения должностных обязанностей между пользователями системы.

Подсистемы информационного, программного и технического обеспечения охватывает как разработку, так и эксплуатацию соответственно информационных объектов, программных и технических средств ИС.

Проектирование информационной системы включает в себя как проектирование менеджмента объекта управления на основе информационной поддержки со стороны информационной системы, так и проектирование менеджмента самой информационной системы.

Структура проекта информационной системы характеризуется составом и взаимосвязью проектной документации, входящей в проект (рис. 1.1).

 

 

 
 

 

 

Рис. 1.1. Структура проекта информационной системы

 

 

Коллектив разработчиков проекта представляет собой субъект проектирования.

Проектирование информационной системы можно рассмат­ривать как технологический процесс, состоящий из ряда взаимосвязанных технологических операций.

Если технологические операции проектирования информационной системы сгруппировать в стадии, то получится последовательность стадий создания и эксплуатации информационной системы, которая не зависит от применяемых технологий проектирования. Эта последовательность содержит следующие стадии проектирования и эксплуатации информационной системы, составляющие ее жизненный цикл (рис. 1.2).

1. Анализ (обоснование требований к информационной сис­теме).

2. Проектирование (создание системы на логическом уровне).

3. Программирование (реализация системы на физическом уровне).

4. Внедрение.

5. Эксплуатация.

 

Рис. 1.2. Жизненный цикл информационной системы
(каскадная модель проектирования информационной системы)

 

 

1.2. Требования к эффективности
и надежности проектных решений

 

Эффективность системы – это степень ее соответствия своему назначению. Различают экономическую и функциональную эффективность.

Критерий эффективности – не число как показатель, а тенденция (например, свести к минимуму затраты – это критерий).

Критерий и показатели, характеризующие систему в целом, определяют собой критерий и показатели ее подсистем.

Оценка экономической эффективности основана на сопоставлении затрат и результатов, выраженных в денежной форме.

Основным требованием к экономической эффективности является требование, чтобы результаты превосходили затраты и соотношение результатов и затрат соответствовало бы требуемой рентабельности.

Требования, предъявляемые к надежности информационной системы, весьма высоки.

Современные информационные системы должны работать в режиме «24×365», т. е. 24 часа в сутки без выходных дней.

Надежность системы характеризуется потоком отказов и сбоев (самоустраняющихся отказов) в работе системы. Отказы выявляются тестированием технических и программных средств и устраняются во время проведения ремонтно-профилактических работ. Устранение отказов достигается путем восстановления работоспособности неисправных элементов системы (ремонта) или замены их резервными элементами.

В качестве основного показателя надежности работы элемента системы используется коэффициент готовности

,

где – среднее время наработки на отказ; – среднее время восстановления неисправности.

Коэффициент готовности дает оценку вероятности нахождения элемента в работоспособном состоянии в случайно выбранный момент времени.

Коэффициент готовности комплекса, состоящего из нескольких элементов, равняется

,

где K г i – коэффициент готовности -го элемента;

– количество элементов в комплексе.

Сбои в работе технических и программных средств приводят к появлению ошибок в выходной информации и увеличивают продолжительность решения задач, поскольку требуют включения в технологический процесс обработки информации не только основных технологических операций, но и операций контроля и исправления ошибок.

 

 

1.3. Принципы проектирования информационной системы

 

Основные принципы проектирования информационной системы представлены на рис 1.3.

Рассмотрим эти принципы, начиная с экономико-организа­ци­он­ных.

1. Принцип эффективности информационной системы требует обеспечения соответствия системы своему назначению. Показатели экономической эффективности и качества информации определяют степень этого соответствия. Остальные принципы показывают пути достижения соответствия системы своему назначению.

2. Принцип новизны задач предусматривает идентификацию проблем, имеющихся на объекте, для которого разрабатывается информационная система и решение ранее не решавшихся задач. Если мы автоматизируем задачи, которые раньше решались, то мы можем рассчитывать лишь на тот экономический эффект, который получается за счет сокращения затрат на обработку информации и управление. Этот эффект называется внутренним эффектом. Внутренний эффект редко бывает большим, так как информационная система – дорогая, а труд людей, которых можно уволить благодаря повышению производительности управленческого труда, относительно дешевый. Основным источником экономического эффекта при внедрении информационной системы должен быть не внутренний, а внешний эффект, который связан с повышением качества управления за счет решения новых задач, к числу которых относятся:

· детализация планирования и учета;

· повышение оперативности, связанное с переходом от пакетного режима решения задач к диалоговому (запросному);

· внедрение оптимизационных задач и т. п.


 

 

 


Рис. 1.3. Принципы проектирования информационных систем


Принцип новизны задач предполагает установление критических факторов успеха и соответствующих ключевых показателей эффективности и целей создания информационной системы.

3. Принцип стандартизации предполагает использование международных и государственных стандартов и рекомендаций [1]–[6] и др., регламентирующих состав и содержание стадий и этапов проектирования информационных систем, кодирования информации, оформления документации, стандартов информационного обмена, пользовательского интерфейса и др.

4. Принцип системного подхода предполагает учет взаимосвязи отдельных элементов системы между собой и с внешней средой. Этот принцип требует использования единой идеологии в функциональной части ИС, выбора системы программирования, кодирования информации, структуры баз данных, а также обеспечения совместимости технической базы. Принцип системного подхода предусматривает порядок проектирования системы «сверху вниз», «от общего к частному», т. е. вначале должны решаться общесистемные вопросы и устанавливаться общий перечень функциональных задач, которые в дальнейшем подлежат разработке в порядке очередности внедрения. Противоположный подход «снизу вверх», от решения отдельных задач к их объединению в систему, связан со значительными трудностями стыковки частных решений. Системный подход предусматривает выявление эмерджентности, т. е. появления у системы новых свойств, которые отсутствовали у ее элементов, и соответствующего синергетического (системного) эффекта.

5. Принцип интеграции отражает тенденцию создания информационных систем с расширенной функциональностью. В ряде случаев ее можно обеспечить на общей информационной базе. Например, кадровый учет дополняется расчетом заработной платы, оперативный складной учет интегрируется с бухгалтерским и т. д. Процесс интеграции приводит к объединению локальных информационных систем и созданию корпоративных (интегрированных) информационных систем – КИС.

6. Принцип декомпозиции информационной системы позво­ляет повысить качество информационной поддержки пользователей в рамках функциональных подсистем, а также распределить большую работу при создании сложной системы между несколькими группами разработчиков.

7. Принцип декомпозиции процесса проектирования на стадии и этапы внутри стадий позволяют обеспечить логическую последовательность разработки информационной системы с постепенной детализацией принимаемых проектных решений.

8. Принцип участия пользователей означает, что в проектной группе по созданию информационной системы должны участвовать представители заказчика, особенно на этапах анализа и прототипирования системы, а возглавлять работу по созданию информационной системы должно первое лицо предприятия. Очень важно, чтобы пользователи были заинтересованы в системе как в интеллектуальном, так и в материальном аспекте.

9. Принцип эффективности проектной деятельности предполагает, что себестоимость проектирования должна быть существенно ниже рыночной цены информационной системы, а время выполнения комплекса проектных работ должно соответствовать условиям договора.

10. Остановимся подробнее на принципе процессного управления в проектировании и эксплуатации ИС. Этот принцип раскрывается в государственном стандарте России ГОСТ Р ИСО/МЭК 12207–99 «Информационная технология. Процессы жизненного цикла программных средств».

Процессы жизненного цикла ИС согласно этому стандарту представлены на рис. 1.4.

Основные процессы жизненного цикла (раздел 5) состоят из пяти процессов, которые реализуются под управлением основных сторон, вовлеченных в жизненный цикл программных средств. Под основной стороной понимают одну из тех организаций, которые инициируют или выполняют разработку, эксплуатацию или сопровождение программных продуктов. Основными сторонами являются заказчик, поставщик, разработчик, оператор и персонал сопровождения программных продуктов. Основными процессами являются следующие.

1. Процесс заказа (подраздел 5.1). Определяет работы заказчика, т. е. организации, которая приобретает систему, программный продукт или программную услугу.

2. Процесс поставки (подраздел 5.2). Определяет работы постав­щика, т. е. организации, которая поставляет систему, программный продукт или программную услугу заказчику.

Рис. 1.4. Процессы жизненного цикла ИС

 

3. Процесс разработки (подраздел 5.3). Определяет работы разработчика, т. е. организации, которая проектирует и разрабатывает программный продукт.

4. Процесс эксплуатации (подраздел 5.4). Определяет работы оператора, т. е. организации, которая обеспечивает эксплуатационное обслуживание вычислительной системы в заданных условиях в интересах пользователей.

5. Процесс сопровождения (подраздел 5.5). Определяет работы персонала сопровождения, т. е. организации, которая предоставляет услуги по сопровождению программного продукта, состоящие в контролируемом изменении программного продукта с целью сохранения его исходного состояния и функциональных возможностей. Данный процесс охватывает перенос и снятие с эксплуатации программного продукта.

Вспомогательные процессы жизненного цикла (раздел 6) состоят из восьми процессов. Вспомогательный процесс является целенаправленной составной частью другого процесса, обеспечивающей успешную реализацию и качество выполнения программного продукта. Вспомогательный процесс, при необходимости, инициируется и используется другим процессом. Вспомогательными процессами являются следующие.

1. Процесс документирования (подраздел 6.1). Определяет работы по описанию информации, выдаваемой в процессе жизненного цикла.

2. Процесс управления конфигурацией (подраздел 6.2). Определяет работы по управлению конфигурацией.

3. Процесс обеспечения качества (подраздел 6.3). Определяет работы по объективному обеспечению того, чтобы программные продукты и процессы соответствовали требованиям, установленным для них, и реализовывались в рамках утвержденных планов. Совместные анализы, аудиторские проверки, верификация и аттестация могут использоваться в качестве методов обеспечения качества.

4. Процесс верификации (подраздел 6.4). Определяет работы (заказчика, поставщика или независимой стороны) по верификации программных продуктов по мере реализации программного проекта.

5. Процесс аттестации (подраздел 6.5). Определяет работы (заказчика, поставщика или независимой стороны) по аттестации программных продуктов программного проекта.

6. Процесс совместного анализа (подраздел 6.6). Определяет работы по оценке состояния и результатов какой-либо работы. Данный процесс может использоваться двумя любыми сторонами, когда одна из сторон (проверяющая) проверяет другую сторону (проверяемую) на совместном совещании.

7. Процесс аудита (подраздел 6.7). Определяет работы по определению соответствия требованиям, планам и договору. Данный процесс может использоваться двумя сторонами, когда одна из сторон (проверяющая) контролирует программные продукты или работы другой стороны (проверяемой).

8. Процесс решения проблемы (подраздел 6.8). Определяет процесс анализа и устранения проблем (включая несоответствия), независимо от их характера и источника, которые были обнаружены во время осуществления разработки, эксплуатации, сопровождения или других процессов.

Организационные процессы жизненного цикла (раздел 7) состоят из четырех процессов. Они применяются в какой-либо организации для создания и реализации основной структуры, охватывающей взаимосвязанные процессы жизненного цикла и соответствующий персонал, а также для постоянного совершенствования данной структуры и процессов. Эти процессы, как правило, являются типовыми, независимо от области реализации конкретных проектов и договоров; однако уроки, извлеченные из таких проектов и договоров, способствуют совершенствованию организационных вопросов. Организационными процессами являются следующие.

1. Процесс управления (подраздел 7.1). Определяет основные работы по управлению, включая управление проектом, при реализации процессов жизненного цикла.

2. Процесс создания инфраструктуры (подраздел 7.2). Определяет основные работы по созданию основной структуры процесса жизненного цикла.

3. Процесс усовершенствования (подраздел 7.3). Определяет основные работы, которые организация (заказчика, поставщика, разработчика, оператора, персонала сопровождения или администратора другого процесса) выполняет при создании, оценке, контроле и усовершенствовании выбранных процессов жизненного цикла.

4. Процесс обучения (подраздел 7.4). Определяет работы по соответствующему обучению персонала.

Принцип процессного управления объектом предусматривает разработку бизнес-процессов управления и информационный мониторинг их выполнения.

Обратимся к информационно-технологическим принципам.

1. Принцип моделирования присутствует в определенной степени во всех технологиях проектирования информационной системы. Цель моделирования – анализ и синтез системы. Моделирование основывается на построении математических и информационных моделей функциональных задач, бизнес-про­цессов, баз данных, технологических процессов обработки информации и применении машинных методов их исследования. Моделирование лежит в основе автоматизации проектирования информационной системы.

2. Принцип модульности состоит в построении информационной системы в виде совокупности отдельных модулей, которые могут функционировать как самостоятельно, так и совместно. Это позволяет пользователям сделать индивидуальный выбор, постепенно расширять свою информационную систему, а также повышает надежность системы.

3. Принцип адаптивности. Этот принцип требует создания таких систем, которые легко настраиваются на новые условия производственно-хозяйственной деятельности и новые правовые нормы. Адаптивность требует хорошего документирования системы. Адаптивность расширяет число покупателей программных средств на рынке, а также соответствует условиям быстрого изменения нормативно-правовой базы.

4. Принцип открытости означает возможность взаимодействия с другими системами на основе стандартов информационного обмена.

5. Принцип интеллектуализации состоит в такой информационной поддержке пользователя, которая включает в себя элементы, имитирующие интеллектуальную деятельность человека (экспертные системы, нейросети, интеллектуальный интерфейс и т. д.).

6. Принцип дружественности (friendliness) сводится к следующему: система должна быть ориентирована на пользователя-непрограммиста. Конечный пользователь должен иметь возможность «видеть и действовать», а не «знать и помнить». В распоряжении пользователя должна быть помощь со стороны системы, подсказки и предупреждения об ошибках.

 

 

1.4. Показатели экономической эффективности
информационных систем и качества информации

 

Исходной концепцией формирования показателей экономической эффективности информационной системы является сопоставление результатов и затрат в стоимостном выражении.

Существует несколько признаков классификации показателей экономической эффективности.

Показатели экономической эффективности подразделяются на абсолютные и относительные. В абсолютных показателях результаты сопоставляются с затратами путем вычитания, а в относительных – путем деления.

При выборе варианта информационной системы используются показатели сравнительной эффективности, показывающие, на сколько один вариант эффективнее другого.

Важным признаком классификации является учет фактора времени при формировании показателей. По этому признаку показатели эффективности подразделяются на статические и динамические.

 

 

1.4.1. Статические показатели эффективности

 

Основным показателем экономической эффективности ИС является годовой экономический эффект (экономическая прибыль):

,

где – годовая экономия (прибыль), вызванная ИС.

По рыночной терминологии – это хозяйственная или бухгалтерская прибыль. Она представляет собой разность между выручкой и явными затратами (Explicit Cost). Явные затраты – это все денежные издержки предприятия, включая амортизацию; – единовременные затраты (капиталовложения), связанные с созданием ИС; – норма прибыли (нормативная прибыльность).

Показатель годового экономического эффекта аналогичен показателю Economic Value Added (EVA), т. е. экономической добавленной стоимости.

Единицы измерения в формуле (размерность величин) следующие: Э – руб./год, – руб./год, – руб., – 1/год.

С точки зрения экономического содержания, величина состоит из нормы отдачи на капитал и нормы предпринимательского дохода.

Произведение называется неявными затратами (Implicit Cost), так как характеризует отдачу капитала, которая могла бы быть в иной сфере, например, при его помещении в банк. Величина в рыночных условиях не должна быть меньше годовой банковской процентной ставки (надежного банка).

Каждый бизнесмен обычно устанавливает величину больше банковской ставки, так как он намерен получить прибыль не только от своего капитала, но и от своей предприимчивости. В каждой сфере бизнеса устанавливается своя величина нормы прибыли . Если какая-то сфера бизнеса оказывается более прибыльной, то туда устремляются новые предприниматели со своим капиталом. А если при этом прибыльность падает, то наблюдается отток предпринимателей. В итоге устанавливается динамическое равновесие и соответствующая величина нормы прибыли . Величина является коэффициентом приведения единовременных затрат к годовым затратам.

Годовой экономический эффект представляет собой абсолютный показатель эффективности. Система считается эффективной, если .

Вспомогательными показателями экономической эффективности являются:

расчетная прибыльность или коэффициент рентабельности (Profitability Index, PI):

и обратная величина – срок окупаемости (Pay-Back Period, PBP):

.

Рассмотренные показатели являются статическими показателями эффективности, так как не учитывают разновременность затрат на ИС и результатов от ее функционирования. Статические показатели оценки эффективности целесообразно применять в тех случаях, когда затраты и результаты равномерно распределены по годам реализации инвестиционного проекта и срок окупаемости затрат охватывают небольшой промежуток времени.

1.4.2. Динамические показатели эффективности

 

Динамические показатели учитывают распределение затрат и результатов во времени на основании концепции временной ценности денег.

Временная ценность денег состоит в том, что «деньги сегодня ценнее, чем те же деньги завтра». Основными факторами временной ценности денег являются инфляция, возможность получения инвестиционного дохода и риск. Использование динамических показателей целесообразно при длительных сроках создания системы и существенной неравномерности распределения затрат и результатов по годам ее эксплуатации.

В качестве динамических показателей эффективности получили распространение показатели, рекомендуемые методикой Micro­soft REJ (Rapid Economic Justification) для быстрого обоснования экономической эффективности ИС.

Эта методика предусматривает четыре основных показателя:

· Net Present Value (NPV) – чистая приведенная стоимость,

· Return on Investment (ROI) – рентабельность инвестиций,

· Discounted pay-back period (DPBP) – дисконтированный срок окупаемости инвестиций,

· Internal Rate of Returns (IRR) – внутренний уровень рентабельности.

Основным показателем, который используется как динамический, является чистая приведенная стоимость:

,

где – чистый поток в год , представляющий собой разность притока и оттока денежных средств, связанных с функционированием информационной системы;

– капитальные затраты (первоначальные инвестиции) на информационную систему;

T – предполагаемый срок эксплуатации информационной системы.

Система считается эффективной, если NPV 0.

Рентабельность инвестиций в ИС оценивается показателем ROI, что позволяет сравнить эффективность данного направления инвестиций с другими возможными направлениями.

Дисконтированный срок окупаемости достигается тогда, когда нарастающий итог притоков денежных средств (дисконтированное сальдо притоков) начинает уравновешивать и далее во времени превосходить нарастающий итог оттоков денежных средств (дисконтированное сальдо оттоков). Иными словами, дисконтированный срок окупаемости (DPBP) достигается при таком значении T, при котором NPV = 0.

Ориентировочно дисконтированный срок окупаемости можно определить как обратную величину ROI.

Внутренний уровень рентабельности IRR представляет собой то значение , при котором NPV обращается в ноль.

Следовательно, IRR – эта та наивысшая плата за кредит, которую можно допустить при создании информационной системы.

Методика быстрого обоснования экономической эффективности REJ[1] предусматривает создание команды специалистов, в состав которой входят, кроме ИТ-специалистов, специалисты по предметной области и управлению проектом, что позволяет выполнить обоснование экономической эффективности относительно быстро в течение двух – четырех недель. Эта методика предусматривает также анализ риска при оценке экономической эффективности.

1.4.3. Менеджмент качества информационной системы

 

В международных стандартах серии ISO 9000 «Система качества» используется определение качества как совокупности характеристик продукта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности.

В свете этого общего определения качество информационной системы – это совокупность ее характеристик, относящихся к информационному сервису пользователей в соответствии с ее назначением и предъявляемыми требованиями.

Менеджмент качества информационной системы включает в себя такие функции, как организацию системы управления качеством, планирование работы по повышению качества, мониторит функционировании информационной системы, контроль и аудит ИС и

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...