Стадия 8. Сопровождение автоматизированной системы.
На этой стадии осуществляется эксплуатация и сопровождение системы. Цель сопровождения системы – поддержание эксплуатационных характеристик на проектном уровне. Сопровождение осуществляется Исполнителем (консультативная помощь, устранение недостатков, разработка предложений по развитию системы).
2.5. Состав проектной и организационной документации
Документация, связанная с информационной системой, подразделяется на проектную и организационную. Проектная документация включает в себя техническое задание, технический проект и рабочий проект. Техническое задание на создание информационной системы имеет следующую структуру. 1. Наименование работы (разработка комплекса задач ИС). 2. Наименование организации-заказчика. 3. Наименование организации-разработчика. 4. Руководитель (ФИО, ученая степень, должность). 5. Код темы по УДК. 6. Сроки выполнения работы. 7. Стоимость работы. 8. Цель работы (разработка программного комплекса ИС). 9. Содержание работы (перечни функциональных задач и файлов базы данных, подлежащих проектированию). 10. Ожидаемые результаты работы (опытная эксплуатация программного комплекса). 11. Научно-техническая и практическая ценность ожидаемых результатов работы (совершенствование информационной поддержки пользователя). 12. Перечень научной, технической и другой документации, представляемый по окончании работы. Приведенная структура соответствует ГОСТ 34.602–89 «Техническое задание на создание автоматизированной системы». Структура технического и рабочего проекта также регламентируется в рекомендательном порядке соответствующими ГОСТами. Организационная документация включает в себя договор на разработку ИС, график выполнения работ, соглашение о договорной цене, техническое задание как приложение к договору и акты приемки–сдачи этапов работ. Форма договора на выполнение проектных работ представлена ниже.
2.6. Обследование информационной системы
Обследование информационной системы осуществляется на первой стадии ее создания. Цель обследования – получение исходных данных для обоснования целесообразности создания системы и, в случае положительного решения, для разработки технического задания, технического проекта и рабочей документации. В соответствии с поставленной целью задачами обследования являются следующие. 1. Установление состава функциональных задач в базовом варианте, их краткое содержательное описание и обоснование требований к периодичности, оперативности и достоверности обработки информации по задачам. 2. Установление информационной взаимосвязи задач. 3. Определение документооборота между подразделениями. 4. Описание документов (наименование, объем информации, периодичность и трудоемкость составления, связь с задачами и подразделениями). 5. Описание показателей (наименование, состав реквизитов, связь с документами). 6. Описание реквизитов (наименование, их содержательный смысл, система кодирования). 7. Описание базы данных (состав, структура, объем файлов). 8. Установление структуры управленческих работ подразделений (виды работ и их удельный вес). 9. Характеристика технического и программного обеспечения системы в базовом варианте. Обследование может касаться информационной системы всего предприятия (сплошное обследование) или отдельных подразделений (выборочное обследование). Организация обследования предусматривает распределение группы разработчиков между подразделениями предприятий. Целесообразно, чтобы участники обследования продолжили работу в части алгоритмизации и программирования соответствующих задач.
В любом случае результаты обследования должны быть представлены в формализованном виде, удобном для ознакомления вновь подключаемых к работе сотрудников и контроля со стороны руководителя группы. Очевидно, что обследование предполагает знакомство разработчиков со специальной экономической литературой в данной предметной области, отражающей современный этап экономического развития. В начале обследования целесообразно ознакомиться с положениями о подразделениях предприятия, должностными инструкциями, документацией по действующей системе обработки информации и другими материалами, характеризующими информационную систему. Однако основным источником сведений об информационной системе являются беседы проектировщиков с сотрудниками подразделений и анализ документов, с которыми сотрудники работают. Обследование целесообразно проводить в разрезе каждой функциональной задачи с привязкой к ней входной и выходной информации (первичные бумажные документы, файлы без данных, видеограммы, отчеты и содержащиеся в них показатели и реквизиты). По каждой форме бумажного документа должен быть получен заполненный экземпляр, дающий представление о разрядности реквизитов и системе их кодирования. По результатам обследований составляется тезаурус (словарь понятий) документов, показателей и реквизитов с их характеристиками. Для формализованного представления информационных связей между подразделениями, документами и задачами используются информационные модели: · графовые информационные модели; · матричные информационные модели; · информационно-технологические схемы; · операционные таблицы; · CASE-модели. Реализация обследования предполагает наличие методики проведения обследования, которая включает в себя: · программу проведения обследования; · объекты обследования; · степень детализации анализа; · методы и формы сбора данных; · правила обработки результатов на ПК. Наличие методики обследования обеспечивает единообразие в обследовании предметной области, формализованное представление данных, применение формализованных методов анализа информации с использованием ПК.
2.7. Информационные модели в проектировании
Информационные модели служат для представления взаимосвязей информационных образований (документов, файлов, электронных форм) в процессе обработки информации в системе. Графовые, матричные модели, информационно-технологические схемы и операционные таблицы называют плоскими моделями, поскольку они представлены на одном листе. В отличие от плоских моделей case-модели являются иерархическими информационными моделями и предусматривают постепенную детализацию моделей на нескольких листах (экранах). Рассмотрим плоские информационные модели. Графовые информационные модели. Вершины графовой модели соответствуют информационным образованиям (документам, файлам, и т. д.), а дуги – связям между ними. Рассмотрим два примера графовых информационных моделей. Пример 1. Граф взаимосвязи документов и показателей по задаче (рис. 2.2).
Рис. 2.2. Граф взаимосвязи документов и показателей по задаче
Назначение – привязка документов к задаче и осуществление первого шага в разработке алгоритма решения путем установления связей между показателями.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|