Разработка информационной системы
⇐ ПредыдущаяСтр 15 из 15 Основная предпосылка разработки – отсутствие на рынке готовой программы нужного направления или твердая уверенность в том, что требуемая функциональность системы будет достигнута за меньшую цену. Предпосылками для разработки является возможность осуществить постановку задачи своими силами. Постановка задачи передается программисту. На каждом предприятии должна быть команда программистов, а также необходим ИТ-менеджер, который бы руководил всей разработкой; должна быть уверенность в том, что система будет сопровождаться своими силами, а не только разрабатываться. Доводом в пользу разработки своими силами является тиражирование своей разработки в своей отрасли. Заметим, что разработка системы требует наличия инструментов двух видов, т. е. программных средств аналитического и креативного характера. Аналитические программные средства служат для представления существующих и требуемых бизнес-процессов на предприятии. Креативные инструменты – программные средства, которые служат для создания программного обеспечения ИС. Это операционные системы, универсальные языки программирования (Delphi, С++), пакеты прикладных программ, СУБД, системы класса Workflow и др. Разработка своими силами гарантирует полную управляемость процессом проектирования и развития со стороны заказчика, что является положительным моментом, а отрицательным – является низкий уровень разработки из-за отсутствия достаточного опыта разработки. В отличие от разработки своими силами, разработка на заказ имеет тот плюс, что качество системы выше, время разработки относительно невелико и предусматривается фирменное сопровождение оригинальной разработки, а минус – это высокая стоимость и недостаточная управляемость со стороны заказчика, особенно если заказчик не имеет четкой постановки задачи.
Наиболее часто используется комбинированный подход к созданию ИС, при котором типовые модули системы покупаются (бухгалтерский учет, управление финансами, складскими запасами, персоналом и др.), а специфические для данного предприятия модули, связанные с особенностями технологических процессов, разрабатываются заново.
6.2. Организация процесса проектирования
Управление проектированием информационных систем требует осуществления всех функций управления, к числу которых относятся организация, планирование, учет, контроль и регулирование. Рассмотрим организацию процесса проектирования. Коллектив разработчиков информационной системы должен включать в себя специалистов разного профиля: системных аналитиков, проектировщиков-специалистов по постановке и алгоритмизации задач, СУБД и внемашинному информационному обеспечению, выбору комплекса технических средств и сетевым проектным решениям, системных и прикладных программистов, специалистов по защите информации, администраторов репозитория, специалистов по управлению проектами и др. Необходимым условием успешной работы является соблюдение принципа пользовательского проектирования, т. е. участия пользователей в процесс разработки, прежде всего, на предпроектной стадии, в согласовании пользовательского интерфейса и в процессе опытной эксплуатации системы. Организация структуры управления проектной группы зависит от выбранного пути создания информационной системы. Если проект разрабатывается своими силами, то проектная группа создается в составе подразделения предприятия по обработке информации (информационно-вычислительном центре, отделе автоматизации, департаменте информационных систем и т. д.).
Возглавляет работу по созданию информационной системы руководитель проектной группы (главный специалист, генеральный конструктор информационной системы). Руководитель проектной группы предприятия отвечает за формирование технического задания и его реализацию в соответствии с требованиями пользователей и условиями экономической эффективности информационной системы. Поскольку собственные силы предприятия ограничены, широко используется аутсорсинг, т. е. передача разработки отдельных компонентов информационной системы сторонним организациям. Если разработка информационной системы осуществляется комплексно специализированной организацией (системным интегратором), то обычно используется матричная структура построения проектной группы (рис. 6.2), при которой каждый специалист находится в двойной подчиненности: в административном подчинении в соответствии со своим профилем и в производственном подчинении у руководителя проекта на время выполнения проекта. Матричная структура построения проектной группы соответствует процессному подходу в управлении. При организации проектной группы может использоваться принцип единоначалия, когда на время выполнения пректа создается отдельное подразделение, в котором объединяются все участники разработки («проектная структура»).
6.3. Методы и средства организации
Важной организационной особенностью проектирования информационной системы является использование репозитория проектных решений в процессе создания системы. Организация коллективной работы проектной группы требует разработки методов обмена информацией между проектировщиками и регистрации результатов разработки в реальном масштабе времени. В качестве основного метода решения такой задачи используется механизм создания и эксплуатации цифрового хранилища данных о проекте информационной системы. Это хранилище метаинформации проекта информационной системы принято называть цифровым репозиторием. Методическими принципами создания репозитория являются: · многопользовательский режим работы, обеспечивающий совместную работу проектной группы;
· разделение прав доступа к проектным решениям со стороны участников разработки; · хранение версий проектных решений В качестве средства организации репозитория могут использоваться распространенные СУБД, например, MS SQL Server, ORACLE, а также системы контроля версий проекта (CVS и др.). Репозиторий представляет собой ядро и центральный компонент CASE-средства. На рис. 6.3 представлена взаимосвязь основных компонентов CASE-средства на основе репозитория [9].
Рис. 6.3. Взаимосвязь основных структурных компонентов CASE-средства
Рассмотрим взаимосвязь компонентов системы автоматизи-рованного проектирования ИС, использующей репозиторий. Репозиторий содержит информацию, характеризующую следующие стороны проекта ИС: · диаграммы; · связи между диаграммами; · структуры данных; · программные модули; · права доступа проектировщиков ИС и т. д. Репозиторий обеспечивает хранение версий проекта, групповую работу над проектом, контроль полноты и непротиворечивости данных. В репозитории предусматривается архивация и резервное копирование проектных данных. Графический редактор диаграмм предназначен для отображения в заданных нотациях всех диаграмм проектирования ИС. Редактор диаграмм может создавать элементы диаграмм и связи между ними. Средства контроля и сбора статистики выполняют следующие функции: · проверка правильности построения диаграмм и выдача сообщений об ошибках; · выделение на диаграмме ошибочных элементов; · сбор статистики ошибок в процессе проектирования. Генератор документов формирует выходные документы, содержащие диаграммы проекта, в соответствии с запросом проектировщика. Администратор занимается административными функциями проектирования, куда входят: · назначение и изменение прав доступа к репозиторию; · мониторинг процесса проектирования. Браузер позволяет осуществлять просмотр проекта, в том числе переключение от одной диаграммы к другой и т. д.
Генератор кодов программ на основе моделей проекта, хранящихся в репозитории, создает код программы.
6.4. Планирование и контроль процесса проектирования
Для планирования и контроля процесса проектирования необходимы нормы и нормативы на выполнение отдельных видов работ. Поскольку работы по проектированию не всегда являются типовыми, то не на все виды работ можно предусмотреть нормы, а трудоемкость и стоимость отдельных видов работ приходится определять лишь экспертным путем. Цена на разработку системы является договорной, т. е. устанавливается по согласованию между разработчиком в заказчиком. Этот подход касается и сроков сдачи. Если программный продукт является тиражируемым, его цена устанавливается с учетом конъюнктуры рынка и цен на аналогичные программные продукты. Для планирования и контроля процесса проектирования системы обычно используются следующие документы: · договор на создание системы, к которому прилагается техническое задание, необходимое как для разработки, так и для приемки системы; · график выполнения работ; · акт приемки – сдачи, составляемый после приемки системы. График выполнения работ для небольших систем имеет обычно форму таблицы, пример которой представлен в виде табл. 6.1. Таблица 6.1 График выполнения работ
В случае проектирования больших систем количество работ и их взаимосвязей большое, количество участников тоже велико. В этом случае целесообразно использовать методы сетевого планирования и управления процессом проектирования.
6.5. Сетевое планирование комплекса работ
Сетевой график позволяет отразить временную последовательность взаимосвязанных работ. Существует два способа построения сетевых графиков: · в терминах работ. Работа представляется вершиной графа, а связи между работами – дугами. Этот способ позволяет легко дополнять пропущенные ранее связи. · в терминах работ и событий. Этот способ предусматривает использование вершины графа для изображения события, связанного с окончанием работы. Работа представляется дугой, идущей к данной вершине. Следовательно, дуги данного графика можно размечать числами, определяющими характеристики работ, например, их продолжительность. Обычно используется второй способ построения сетевого графика. Такая форма удобна для временного анализа хода выполнения работ.
Сетевой график зависит от того, насколько детально мы представим состав работ в комплексе. Если мы представим работы укрупненно, то граф будет выражать лишь их линейную последовательность. Так, в CASE-технологии выделяются следующие работы:
Проектирование Эксплуатация
Анализ требований Программирование
В соответствии с рекомендациями, принятыми в нашей стране по проведению работ при создании систем, выделяются похожие, но более детализированные стадии. Разработка Эскизный Разработка Сопровождение концепции проект документации
Формирование Техническое Технический Ввод требований задание проект в действие
Исходная информация для построения сетевого графика содержится в так называемой структурной таблице. В этой таблице представлен перечень работ, их взаимосвязь, а также плановые сроки выполнения работ. Взаимосвязь работ указывается перечнем работ, на которые непосредственно опирается данная работа, иначе говоря, перечнем работ, которые должны быть выполнены до начала данной работы. Нумерация работ целесообразна в соответствии с порядком их выполнения. Последовательность нумерации в пределах параллельно выполняемых работ безразлична. Пример структурной таблицы приведен в виде табл. 6.2. В целях упрощения в ней не представлены работы по выбору системы кодирования, составлению кодификаторов, разработке заказных спецификаций на технические и программные средства, приобретению этих средств, их установке, формированию базы данных, уточненному расчету экономической эффективности, подготовке персонала и др. Сетевая модель процесса проектирования, соответствующая структурной табл. 6.2, представлена на рис. 6.4. Штриховыми линиями на модели представлены фиктивные работы (не имеющие продолжительности и служащие лишь для указания последовательности выполнения работ). Заглавными буквами обозначены события (вершины), показывающие завершение соответствующих работ, обозначенных строчными буквами. Таблица 6.2 Структурная таблица
Окончание табл. 6.2
Выделение этапов и отдельных работ внутри стадий проектирования позволяет глубже проследить взаимосвязь работ, построить ветвящуюся модель и установить те работы, которые можно выполнять параллельно.
a8
a9 a12
Рис. 6.4. Сетевая модель процесса проектирования 6.6. Анализ сетевого графика проектирования
Использование компьютерных программ позволяет ответить на вопросы, связанные с решением прямых задач (задач анализа) и обратных задач (задач синтеза). Прямые задачи состоят в расчетах, которые позволяют найти время начала и окончания каждой работы, критические работы (лежащие на критическом пути) и резервы времени по работам, не лежащим на критическом пути. Критический путь определяет то минимальное время, за которое может быть выполнен комплекс работ. На нем лежат последовательно выполняемые работы, характеризующиеся в сумме наибольшей продолжительностью. Обратные задачи – это обычно оптимизационные задачи. Рассмотрим прямые задачи. Минимально возможный срок окончания i -й работы равняется Тi = τ i + ti, где ti – время выполнения i -й работы; τi – минимально возможный срок начала i -й работы, где (оп) – множество работ, на которое опирается данная работа. Расчет ведется от работ первого порядка, которые ни на какие работы не опираются (для ниx t = 0). Время окончания всего комплекса работ определяется по формуле: Рассмотрим нахождение критических работ, т. е. работ, лежащих на критическом пути: сначала находят работу, для которой время окончания работы (Тi) – максимальное. Затем находят ту j -ю работу, которая определяет момент начала этой i -й работы τ i: Та j -я работа, на которой достигается этот максимум, будет второй работой на критическом пути и т. д. Таким образом, критической будет работа с самым поздним сроком окончания, и все работы, на времени окончания которых достигается максимум в выражении, определяющем срок начала очередной критической работы. Определим резервы времени для некритических работ. Последовательность некритических работ, начинающаяся и заканчивающаяся на критическом пути, имеет общий резерв времени. Этот резерв времени равен разности между суммой времен критических работ, лежащих на критическом пути, замыкающем последовательность некритических работ, и суммой времен некритических работ этой последовательности. Этот резерв времени может быть произвольно распределен между некритическими работами. Для анализа сетевого графика на ПК существует целый ряд готовых программных продуктов (например, пакет Тime Linе, Project Expert и др.).
6.7. Модели распределения ресурсов
Рассмотрим распределение стоимостных (трудовых и др.) ресурсов в комплексе работ по проектированию информационной системы. Задача распределения ресурсов является двухкритериальной: хочется минимизировать ресурсы и время проектирования. Известно, что «время – деньги» и, следовательно, можно предположить, что время выполнения i -й работы ti зависит от величины ресурсов xi, вкладываемых в эту работу так, что чем больше ресурсов, тем меньше время, и наоборот (рис. 6.5). ti = ti (xi), где xi – ресурсы, вкладываемые в i -ю работу. Можно сформулировать несколько задач, отличающихся тем, что принимается за критерий, и что за ограничение. Задача минимизации ресурсов. Задача возникает тогда, когда в исходном варианте распределения ресурсов общее время выполнения работ Т > Т доп, где Т доп – допустимое время выполнения комплекса работ.
Рис. 6.5. Зависимость времени выполнения работы
Задача ставится следующим образом: , где I – число работ сетевого графика; (кр) – означает, что суммирование распространяется только на критические работы. В общем случае задача нелинейная, но если ограничиться небольшими изменениями величин ti, при которых они линейно зависят от дополнительных вложений хi, и критический путь не меняется, то задача решается методами линейного программирования. Задача минимизации критического пути является взаимообратной задачей по отношению к предыдущей и может быть сформулирована в виде следующей модели: , где Х доп – допустимые ресурсы, находящиеся в распоряжении главного специалиста проектной группы. Решение этой задачи связано с перераспределением ресурсов между работами по сравнению с исходным вариантом и привлечением дополнительных ресурсов в рамках допустимого.
6.8. Вероятностная оценка выполнения сроков проектирования
Если сроки выполнения отдельных этапов проектирования известны заранее достаточно точно, то задача определения общего срока проектирования ИС называется детерминированной. Однако обычно величины ti случайны. Отклонение этих величин от заранее заданного значения может быть в обе стороны – как в большую (опоздание), так и в меньшую (опережение). Хотя на практике второе встречается гораздо реже первого. Закон распределения случайных величии ti далеко не всегда бывает известен. Чаще удается указать наиболее вероятное значение величины , а также оценить наименьшее («оптимистическое») значение и наибольшее («пессимистическое») значение , ее математическое ожидание М [ ti ] и среднее квадратическое отклонение s[ ti ]. Плотность вероятности величины ti можно изобразить следующим образом (рис. 6.6).
Рис. 6.6. Распределение вероятностей времени выполнения работы
Вид зависимости F (ti) на качественном уровне определяется следующими соображениями: запаздывание по сравнению с плановым сроком обычно значительно больше, чем опережение. Оценка вероятностного характера влияния отдельных значений ti на длительность выполнения комплекса работ выполняется с помощью трех способов: · сценарного подхода; · аналитического подхода; · статистических компьютерных испытаний. Сценарный подход предполагает три расчета для трех сценариев: оптимистического, пессимистического и наиболее вероятного случая. Аналитический подход обычно предполагает, что случайная величина T подчинена нормальному закону распределения. Эта величина является суммой достаточно большого числа случайных величин. Согласно центральной предельной теореме ее закон распределения близок к нормальному (независимо от законов распределения слагаемых). При этом ее математическое ожидание и среднее квадратическое отклонение могут быть представлены как М [ T ] = Используя известную функцию Лапласа Ф, можно определить вероятность выполнения комплекса работ по проектированию ИС в установленный срок Т доп Р (Т ≤ Т доп) = . Такой поход используется для относительно небольшого количества работ. Если работ много, то используется третий метод, т. е. метод статистических испытаний (метод Монте-Карло). Этот метод предусматривает многократные расчеты длительности выполнения комплекса работ. Каждый расчет требует предварительного установления совокупности случайных значений ti с помощью датчика случайных чисел. На основании большого количества расчетов можно получить статистический ряд значений случайной величины Т и ее числовые характеристики.
Рис. 6.7. Направления развития информационных систем Значение вероятности Р (Т ≤ Т доп) будет приближаться к частоте событий в большой серии расчетов. Перспективы развития ИС и их проектирования зависят от ряда факторов, к числу которых относятся инновации в области менеджмента, достижения в сфере информационных технологий и совершенствование методов и средств проектирования. Основные направления развития ИС и их проектирования представлены на рис. 6.7.
Вопросы для самопроверки по главе 6
1. Назовите возможные пути создания информационной системы. 2. Какие различают методы внедрения ИС? 3. В чем состоит организация процесса проектирования информационной системы? 4. В чем состоит назначение репозитория при проектировании ИС? 5. С какими структурными компонентами CASE-средства связан репозиторий? 6. В чем состоит назначение сетевого графика комплекса работ по проектированию информационной системы? 7. Дайте определение критического пути в сетевом графике. 8. Какова структура моделей распределения ресурсов между работами при проектировании информационных систем? 9. Назовите основные подходы к вероятностной оценке выполнения сроков проектирования. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Информационная система предприятия или корпорации относится к числу сложных систем, создание которых требует работы в команде профессионалов разного профиля: системных аналитиков, специалистов в экономической предметной области, менеджеров, специалистов в области информационных технологий и др. Командная работа должна обеспечивать создание информационной системы высокого качества в сжатые сроки. Следует обратить внимание на основные критические факторы успеха в проектировании информационных систем. Функциональность информационной системы должна соответствовать информационным потребностям пользователей с учетом стратегического плана развития предприятия (корпорации). Залогом экономической эффективности информационной системы является идентификация тех новых задач, решение которых оказывает существенное воздействие на улучшение показателей производственно-хозяйственной деятельности объекта управления. При выборе технологии проектирования следует отдать предпочтение технологии типового проектирования в тех случаях, когда функциональность типовой системы на 80% и более удовлетворяет информационные потребности пользователей. При выборе модели процесса проектирования целесообразно отдать предпочтение той или иной разновидности итерационных моделей (например, спиральной модели). Практика проектирования свидетельствует о том, что итерационная модель позволяет поддерживать текущие контакты с заказчиком и избежать ошибок, исправление которых вызывает большие затруднения на заключительных стадиях проектирования. Информационные системы, как живой организм, постоянно развиваются и совершенствуются. Совершенствование функциональности ИС связывается с процессным подходом в управлении, управлением бизнес-процессами (Business Process Management System, BPMS). При этом бизнес-процессы представляют собой центральные звенья интеграции как внутри предприятия, так и между предприятием и его поставщиками и клиентами. Процессный подход в управлении охватывает не только объект управления, но и процессы проектирования и эксплуатации ИС. Процессный подход в управлении открывает новые возможности для применения математических методов, поскольку бизнес-процессы могут быть оценены в стоимостном, временном и качественном аспектах. Все большее применение для поддержки принятия решений находят технологии оперативной аналитической обработки информации – OLAP-технологии (Online Analytical Processing). Для осуществления такого, обычно многомерного, анализа, требуется информация, накапливаемая в больших объемах за длительный период времени, хранящаяся в разнородных базах данных, объединяемых в хранилище данных (Data Warehouse). Применение бизнес-процессов, состоящих из бизнес-функций, привело к возникновению сервисно-ориентированной архитектуры ИС, в которой бизнес-функции обслуживаются IT-сервисами в соответствии с соглашением об уровне качества сервиса (Service Level Agreement, SLA). Очевидно, что эффективное использование сервисно-ориентированных ИС связано со стандартизацией как бизнес-процессов управления, так и входящих в них бизнес-функций. Стандартизация в управлении должна сблизить функциональность типовых информационных систем с информационными потребностями пользователей. Очевидно, что стандартизация должна охватывать не только систему управления объектом, но и процессы проектирования информационных систем. Стандарты в области качества информационных систем, ведущие начало от концепции всеобщего управления качеством (Total Quality Management, TQM), должны лежать в основе менеджмента качества проектов информационных систем. Перспективным направлением в области информатизации является IT-аутсорсинг, предполагающий передачу ряда задач обработки информации для предприятия внешнему исполнителю. IT-аутсорсинг особенно целесообразен для предприятий малого и среднего бизнеса, не обладающих собственными значительными информационными ресурсами. Примерами такого вида интернет-услуг являются услуги провайдеров приложений (Application Service Provider, ASP) и услуги поставщиков облачных вычислений (Cloud Computing) – фирм-владельцев крупных центров обработки данных. На основе web-технологий строятся электронные (виртуальные) предприятия (корпорации), которые представляют собой перспективную форму объединения свободных производственных мощностей пространственно распределенных хозяйствующих субъектов. Новым фактором на рынке программного обеспечения информационных систем явилось появление свободного программного обеспечения (Open Source), бесплатно распространяемого через Интернет. Его использование требует экономического обоснования с учетом издержек на сопровождение на протяжении жизненного цикла программного продукта. Для решения неформализуемых задач, когда строгие математические методы применить невозможно, перспективным является использование экспертных систем, основанных на базах знаний в определенных узких предметных областях. Применение экспертных систем, нечеткого моделирования, нейросетевых методов, а также голосового, сенсорного человеко-машинного интерфейса, сканирования информации и когнитивной графики составляет основу интеллектуализации ИС. Вопросы информационной безопасности ИС становятся особенно актуальными в связи с использованием сетевых технологий. Поэтому в каждом проекте информационной системы должна быть выбрана система безопасности, наиболее подходящая по критериям функциональной и экономической эффективности. Экономическая эффективность информационной системы предприятия в условиях усиливающейся конкуренции должна основываться на четырех составляющих успеха: информационном обеспечении ценовой политики, качества продукции, быстрой реакции на конъюнктуру рынка и снижения издержек. В этом случае инвестиции в проектирование, создание и эксплуатацию информационной системы будут эффективны как для заказчика, так и для разработчика.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Нормативные правовые акты
1. ГОСТ 34.602–89. Техническое задание на создание автоматизированной системы. М.: Изд-во стандартов, 2003. 2. ГОСТ 34.601–90. Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Стадии создания. М.: Изд-во стандартов, 2003. 3. ГОСТ Р ИСО/МЭК 12207–99. Информационная технология. Процессы жизненного цикла программных средств. М.: Изд-во стандартов, 2003. 4. ГОСТ 34.698–90. Информационная технология. Комплекс стандартов и руководящих документов на автоматизированные системы. Автоматизированные системы. Требования к содержанию документов. URL: http://www.standards.ru/. 5. ГОСТ 19.701–90. Единая система программной документации. Схемы алгоритмов, программ, данных и систем. Обозначения условные и правила выполнения. URL: http://www.standards.ru/. 6. ГОСТ 7.32–2003. Система станд
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|