Теоретические проблемы возрастной психологии
Стр 1 из 8Следующая ⇒ Содержание
Главный редактор Е. Строганова Заведующая редакцией (Москва) Т. Калинина Руководитель проекта И. Кулагина Художник Е. Дьяченко Корректоры В. Макосий, Н. Шелкокникова Верстка Б. Файзулин ББК 88.374я7 УДК 159.922.6(075) Сорокоумова Е. А. С65 Возрастная психология. Краткий курс. — СПб.: Питер, 2007. — 208 с: ил. — (Серия «Краткий курс»). ISBN 978-5-469-00943-6 Учебное пособие состоит из трех частей, раскрывающих теоретические и практиче ские проблемы возрастной психологии и особенности психического развития лично на разных возрастных этапах. К каждой теме прилагается список используемой литературь и словарь основных понятий. Кроме того, представленное пособие содержит приложение в которое входят тестовые задания для проверки и самопроверки знаний, полученных в про цессе изучения курса. Учебное пособие предназначено для студентов-психологов очных и заочных отде лений высших учебных заведений. © ООО «Питер Пресс», 2007 Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни i форме без письменного разрешения владельцев авторских прав. ISBN 978-5-469-00943-6 ООО «Питер Пресс», Санкт-Петербург, Петергофское шоссе, 73, лит. А29. Налоговая льгота — общероссийский классификатор продукции ОК 005-93, том 2; 95 3005 — литература учебная. Подписано к печати 15.02.07. Формат 60x90'/,,,. Усл. п. л. 13. Доп. тираж 4000. Заказ 925 Отпечатано с готовых диапозитивов в ОАО «Техническая книга». 190005, СанК1-Петербург, Измайловский пр., 29. Предисловие................................................................................ 5 ЧАСТЬ I. Теоретические проблемы возрастной психологии........... 7 Тема 1. Предмет, задачи и методы возрастной психологии.... 8 Основные понятия......................................................... 15
Список литературы....................................................... 15 Тема 2. Проблема возрастной периодизации психического развития........................................................................ 17 Основные понятия......................................................... 32 Список литературы....................................................... 32 Тема 3. Теории детского развития в зарубежной психологии............................................ 33 Основные понятия......................................................... 53 Список литературы....................................................... 54 Тема 4. Движущие силы и условия психического развития ребенка.......................................................................... 55 Основные понятия........................................................ 63 Список литературы....................................................... 64 ЧАСТЬ П. Особенности психического развития личности в детском, подростковом и юношеском возрасте...................... 65 Тема 1. Развитие ребенка в младенческом возрасте............... 66 Основные понятия........................................................ 81 Список литературы....................................................... 81 Тема 2. Развитие ребенка в раннем возрасте........................... 83 Основные понятия......................................................... 95 Список литературы....................................................... 96 4 _______________________________________________________ Содержание Тема 3. Развитие ребенка в дошкольном возрасте.................. 97 Основные понятия...................................................... 118 Список литературы.................................................... 118 Тема 4. Развитие ребенка в младшем школьном возрасте.... 120 Основные понятия...................................................... 133 Список литературы.................................................... 133 Тема 5. Психологическая характеристика развития в подростковом возрасте........................................... 135 Основные понятия...................................................... 158 Список литературы.................................................... 159 Тема 6. Психологическая характеристика развития в юношеском возрасте............................................... 161 Основные понятия...................................................... 168
Список литературы.................................................... 169 ЧАСТЬ III. Особенности психического развития личности в зрелом и старческом возрасте........................................ 171 Тема 1. Психология зрелого возраста.................................... 172 Основные понятия...................................................... 183 Список литературы.................................................... 184 Тема 2. Психология старения................................................. 185 Основные понятия...................................................... 199 Список литературы.................................................... 199 Приложение. Практические и тестовые задания по курсу «Возрастная психология»......................................... 201 ПРЕДИСЛОВИЕ Перед вами, уважаемые читатели, учебное пособие по возрастной психологии, входящей в обязательный блок дисциплин факультетов психологии всех высших учебных заведений, готовящих специалистов-психологов. К его созданию в виде краткого курса нас подтолкнула необходимость обобщить уже имеющиеся исследования, начиная с момента возникновения возрастной психологии до настоящего времени. Мы сочли необходимым дополнить этот ряд своим видением проблем, существующих в этом разделе психологических знаний на современном этапе. Кроме того, в пособии освещаются некоторые проблемы акмеологии и геронтопсихологии. Каждый возраст прекрасен по-своему. Надо только постараться увидеть эту красоту, надо понять значение каждого возрастного периода для своей собственной жизни. Социально-культурные и экономические изменения, происходящие в нашей стране и в обществе в целом, обогащают знания о развитии человека новыми сведениями, позволяющими понять его и по-иному строить межличностные отношения на основе взаимодействия в различных видах деятельности. Целью данного пособия является формирование способности студентов ориентироваться в методологических проблемах возрастной психологии, а также в проблемах психического развития современного человека на различных этапах онтогенеза. Основные задачи, пособия: • анализ общетеоретических проблем психологии развития и возрастной психологии; • формирование знаний об отечественных и зарубежных концепциях, движущих силах и источниках психического развития человека на различных возрастных этапах;
• конкретизация знаний о современных условиях развития личности ребенка и взрослого человека. Учебное пособие предназначено, в первую очередь, для студентов психологических факультетов. Оно также будет полезно и всем тем, Предисловие кто работает как с детьми (дошкольниками, подростками), так и со взрослыми людьми и людьми преклонного возраста, — школьным психологам, учителям и родителям. Пособие состоит из трех частей, каждая из которых включает ряд тем, рассматривающих теоретические проблемы возрастной психологии и особенности психического развития личности на разных возрастных этапах. Каждая тема снабжена списком используемой литературы и словарем основных понятий темы. Кроме того, пособие содержит приложение, в которое входят практические и тестовые задания для проверки и самопроверки знаний студентов, полученных в процессе изучения курса. Часть заданий носит рефлексивный характер, что позволяет студентам направить свои знания на самих себя и еще лучше и глубже понять собственную личность. В первой части пособия «Теоретические проблемы возрастной психологии» изучаются предмет и задачи возрастной психологии, рассматривается ее значение и место в системе психологических знаний о закономерностях развития личности. Дается общая характеристика разделов возрастной психологии, методов возрастной психологии, рассматривается понятие возраста в психологических исследованиях. Проблема периодизации психического развития в детском возрасте излагается на основе взглядов Л. С. Выготского. Также рассматриваются современные периодизации развития личности, достаточно полно представлены подходы к периодизации детского развития, существующие в зарубежной психологии. Значительное внимание уделено проблеме неравномерности развития различных психических процессов. Таким образом, автор обозначает всю многогранность и важность курса возрастной психологии в системе психологических знаний. Во второй части учебного пособия «Особенности психического развития личности в детском, подростковом и юношеском возрасте» наряду с концептуальными исследованиями представлены современные данные о развитии человека на различных этапах его жизнедеятельности: новорожденности и младенчестве, раннем и дошкольном возрасте, младшем школьном и подростковом возрасте, ранней юности. В этой части пособия использованы результаты исследований автора, а также некоторые результаты дипломных исследований студентов.
В третьей части пособия «Особенности психического развития личности в зрелом и старческом возрасте» представлены современные исследования как отечественных, так и зарубежных авторов, посвященные проблемам психологии зрелого возраста и психологии старения. Часть I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|