Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 3. Развитие ребенка в дошкольном возрасте




Общая характеристика развития ребенка дошкольного возраста. Со­циальная ситуация психического развития ребенка в дошкольном возрасте.

Сюжетно-ролевая игра — ведущая деятельность ребенка в дошколь­ном возрасте. Теории детской игры. Социально-историческое порож­дение, структура и функции детской игры. Основные закономерности развития игровой деятельности. Значение игры и игрушки для психи­ческого развития ребенка, г

Развитие познавательных психических процессов в дошкольном воз­расте. Основные психологические новообразования. Характеристика кризиса 7 лет. Проблема готовности ребенка к обучению в школе.

К дошкольному возрасту относится период от 3 до 6-7 лет. Это до­статочно болыпой отрезок жизни ребенка. Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений и стремится включиться в этот мир, про­являя свою возрастающую самостоятельность. Дошкольный возраст имеет большое значение в физическом и психическом развитии ребенка.

Анатомо-физиологическое развитие — это постепенное исчезно­вение младенческих черт и появление новых, характерных только для дошкольников. Увеличивается рост и вес ребенка. Увеличение веса происходит главным образом за счет развития мышц. У мальчиков в этом возрасте больше мышечных тканей, у девочек — жировых. К 5,5 годам толщина жирового слоя вполовину меньше, чем у 9-месячного ребенка, поэтому дошкольники выглядят более худыми, чем малыши. У 3-летних детей количество жировых клеток такое же, как и у взрос­лого. Увеличение жирового слоя происходит за счет роста объема, а не количества жировых клеток. Рост мышечных тканей у дошколь­ников постепенно замедляется, отставая от роста других тканей, но в подростковом возрасте он снова набирает высокие темпы.

4 Зак. 925



Часть II. Ос обенности психического развития личности...


 

Тема 3. Развитие ребенка в дошкольном возраст е



 


Организм развивается неравномерно, вследствие чего у детей в воз­расте от 3 до 6 лет заметно меняются пропорции тела. В результате! центр тяжести, который прежде был расположен довольно высоко, те^| перь сместился вниз. Это позволяет детям передвигаться гораздо уве-| реннее и быстрее.

Заметные изменения происходят и с нервной системой, мозгом, хотя эти внутренние перемены наблюдать труднее, чем внешние. Мозг увеличивается в размерах, на нем образуются новые извили­ны, он как бы сморщивается и уплотняется. У взрослого мозг весит около 1,4 кг, а по объему равен примерно двум кулакам. К 5 годам мозг ребенка по размеру составляет почти 90% мозга взрослого. И по весу он в этом возрасте ближе к мозгу взрослого, чем любой другой орган.

Головной мозг состоит из двух полушарий, которые выполняют раз­ные функции. Левое полушарие ответственно за речь и управление двигательными актами. Область зрительно-пространственных и мно­гих других восприятий находится в ведении правого полушария. Свя­зи между ними у детей до 2 лет еще очень слабы, но потом значительно укрепляются.

Некоторые исследователи полагают, что у мальчиков и девочек мозг развивается по-разному. Согласно их мнению, раннее доминирование левого полушария объясняет лучшую способность девочек к усвоению навыков речи по сравнению с мальчиками. Существует также предпо­ложение о том, что у мальчиков в этом возрасте доминирует правое полушарие, и потому у них раньше, чем у девочек, развивается двига­тельная активность.

Мягкие хрящи постепенно превращаются в твердые кости, которые увеличиваются в объеме. Такие факторы, как недоедание и переутом­ление, представляют серьезную угрозу формированию костной систе­мы дошкольника.

У большинства детей все молочные зубы вырастают к 2 годам, но г 5 годам они начинают выпадать (у некоторых — к 4 годам). Первые постоянные зубы появляются, как правило, в 6—7 лет. Преждевремента ное разрушение молочных зубов может привести к смещению nocTof| янных. Молочные зубы помогают постоянным занять нужное поло­жение

В возрасте от 3 до 5 лет совершенствуются многие двигательные навыки и координация движений. Дети осваивают такие виды двипЩ тельной активности, как бросание мяча и катание на велосипеде. По­началу их движения резки и угловаты, но по мере накопления опыта


они становятся более плавными, ритмичными и лучше скоординиро­ванными. Бросая мяч, катаясь на велосипеде, дошкольники развива­ют и другие двигательные навыки. Они уже могут дольше, чем преж­де, сидеть на одном месте, но если начинают двигаться, то делают это энергично и более целеустремленно.

У детей в возрасте от 3 до 6 лет заметно увеличиваются сила, ско­рость движений, улучшается их координация — важнейшие компо­ненты любого вида двигательной активности. В эти годы дети учатся выполнять движения с большей скоростью и более быстрой реакци­ей. К 4 годам у детей усиливается чувство равновесия. Некоторые дети могут в 5 лет выполнять одновременно два и более видов двигательной активности, например бежать, подпрыгивая, и подбрасывать вверх или ударять об землю мяч.

Дети в этом возрасте успешно осваивают бег, прыжки, умеют под­держивать равновесие, взбираться куда-нибудь без подсказки и под­страховки. Но такие более сложные виды активности, как плавание, катание на лыжах, метание шариков, развиваются у детей не спонтан­но, а благодаря обучению.

Ребенок 3 лет умеет рисовать карандашами, самостоятельно ку­шать, расстегивать пуговицы, кнопки и молнии, обуваться. К 4 годам улучшение координации «глаз — рука» позволит ему не только рас­стегивать, но и застегивать молнии, кнопки и пуговицы, свободно поворачивать дверную ручку, резать ножницами бумагу и ткань. Ре­бенок умеет различать лицевую и изнаночную сторону одежды, одевает­ся и раздевается, умеет наливать в чашку и тарелку молоко, умы­ваться и чистить зубы. К 5 годам ребенок застегивает пуговицы, вставляет и завязывает шнурки. Таким образом развивается тонкая моторика.

В самом начале дошкольного возраста социальная ситуация со­вместной деятельности ребенка со взрослым распадается. Отделение от взрослого создает новую социальную ситуацию, в которой ребе­нок стремится к самостоятельности. Ребенок впервые выходит за пре­делы своего семейного мира и устанавливает отношения с миром взрос­лых людей.

Ребенок испытывает свою зависимость от непосредственно окру­жающих его людей; он должен считаться с требованиями, которые они предъявляют к его поведению, ибо это реально определяет собой его интимные, личные отношения с окружающими. От этих отношений не только зависят его успехи и неудачи, в них самих заключены его радости и огорчения, они имеют силу мотива.


■ У



Часть II. Особенности психического развития личности.


Тем а 3. Развитие ребенка в дошкольном возрасте



 


А. Н. Леонтьев считает, что в этот период жизни мир окружающих людей как бы распадается для ребенка на два круга.

П е р в ы и круг — это близкие люди: мать, отец или те, кто заменя­ет их ребенку. Отношения с ними определяют отношения ребенка со всем остальным миром. В т о р о й, более широкий круг представляют все другие люди, отношения к которым опосредованы отношениями, устанавливающимися в первом, малом круге.

Известно, как своеобразно отношение детей этого возраста к воспи­тательнице, как необходимо для ребенка ее внимание лично к нему и как часто он прибегает к ее посредничеству в своих отношениях со сверстниками.

Своеобразны и отношения ребенка в детском коллективе. То, что устойчиво связывает между собой детей 3-5 лет, это еще в значи­тельной мере личное, так сказать, «частное» в их развитии, идущем в направлении к подлинной коллективности. И здесь основную роль играет воспитатель — опять-таки в силу его личных отношений, ус­тановившихся с детьми.

Мир взрослых людей, мир их отношений так интересует ребенка, что он хочет активно действовать в этом мире. Но напрямую это не­возможно, и ребенок находит способ действовать, но не в прямой, а в опосредованной связи с этим миром, через особый вид деятельности — сюжетно-ролевую игру, которая начинает бурно развиваться с 4-летне­го возраста и позволяет ребенку смоделировать отношения взрослых. Предмет этой деятельности — взрослый человек как носитель обще­ственных функций и отношений, потому социальная ситуация, харак­терная для дошкольного возраста, называется «ребенок — обществен­ный взрослый».

Сюжетно-ролевые игры детей глубоко изучены в исследованиях отечественных (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин) и зарубежных психологов (Ж. Пиаже, В. Штерн и др.).

Сущность этих игр состоит в том, что в них отражаются различные стороны жизни, особенности деятельности и, что очень важно, взаи­моотношения взрослых. Игра в этом смысле дает ребенку возможность отреагировать на ситуации, которые для него неприятны, запутаны, сложны. Таким образом ребенком приобретаются и уточняются зна­ния об окружающей действительности, сначала эмоционально, а по­том интеллектуально осваивается система человеческих отношений. Включаясь в процесс игры, дети учатся жить в нашем символическом мире — мире смыслов и ценностей, в то же время исследуя, экспери­ментируя, обучаясь.


В игре ребенок на сенсомоторном уровне демонстрирует с помощью конкретных предметов, которые являются символом чего-то друго­го, то, что он когда-либо прямым или косвенным образом испытал. Иногда связь совершенно очевидна, а иногда она может быть отда­ленной. В любом случае, игра представляет собой попытку детей орга­низовать свой опыт.

Обусловленность сюжетов детских игр социальными условиями жизни — несомненный факт, признаваемый многими исследовате­лями. Однако некоторые психологи, признавая эту обусловленность, вместе с тем считают игру явлением биологическим по своей природе. Так, игры, связанные с бросанием, игры в куклы, игры в войну выхо­дят из рамок времени и пространства, социального слоя националь­ной дифференцировки, процесса культуры.

По мысли В. Штерна, изменчивость сюжетов игр под влиянием условий жизни является лишь проявлением неизменной биологиче­ской, инстинктивной природы игры. Такова точка зрения не только В. Штерна. Многие исследователи стояли на точке зрения биологиче­ского происхождения игры. Различия лишь в том, какие инстинкты или глубинные влечения проявляются в игре: инстинкты власти, борьбы и попечения (В. Штерн, А. Адлер) или сексуальные влечения (3. Фрейд).

В отечественной психологии игра понималась как деятельность, со­циальная по происхождению, по структуре, по содержанию.

По мнению Л. С. Выготского, игра ребенка не есть простое воспоми­нание о пережитом, но творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них новой действительности, отве­чающей запросам и влечениям самого ребенка. Л. С. Выготский под­черкивал, что ребенок в игре из элементов, взятых из окружающей жизни, создает новое творческое построение, образ, принадлежащий ему самому. Особенность игры состоит в том, что она представляет собой воображение в наглядно действенной форме: ребенок использу­ет один предмет, в качестве заместителей реальных предметов, осуще­ствляющих символизацию.

Наряду с влиянием игры на развитие познавательных функций, отечественные психологи подчеркивали ее роль в формировании важ­нейших личностных новообразований, прежде всего произвольно­сти. Игра представляет собой школу произвольности, воли и морали. Игра выступает как деятельность, реализация которой требует от ре­бенка отказаться от сиюминутных желаний и подчинения правилу в пользу выполнения принятой на себя роли и тем самым обеспечивает возможность перехода к произвольной регуляции поведения.


102 Часть II. Особенности психического развития личности...

------------------.--------------------------------------------------------------------------------------

Ролевые игры — это всегда совместные, групповые игры. В игровом коллективе у детей появляется потребность регулирования взаимоот­ношений со сверстниками. Между ними складываются определенные нормы поведения, появляются нравственные чувства. Дети часто спо­рят о том, что бывает и чего не бывает: «Мамы так не делают!», «Разве доктор так обращается с больными?» и т. д. Роль в сюжетной игре как раз и заключается в том, чтобы исполнять обязанности, начагаемые ею.

Специфичность дошкольной игры заключается в том, что свобода и самостоятельность играющих сочетается со строгим подчинением правилам игры. Такое добровольное подчинение правилам происходит в том случае, когда они не навязываются извне, а вытекают из содер­жания игры, ее задач.

А. Н. Леонтьев рассматривал игру как естественный для ребенка вид деятельности, мотив ее лежит в самой ее сущности. В игре перераба­тываются полученные из окружающего мира впечатления, знания. Ярко проявляются особенности мышления, воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении.

Игровое действие позволяет ребенку выразить самые фантастичес­кие желания, свои мечты, ему открываются широкие просторы для проявления творчества, активности, смекалки.

Психологическое содержание игры составляет моделирование со­циальных отношений и ситуаций. По мнению Д. Б. Эльконина, конк­ретный характер отношений между людьми, которые находят свое воссоздание в игре, может быть очень разным. Это и отношение со­трудничества, взаимной помощи, разделение труда, заботы и внима­ния людей друг к другу, но это могут быть и отношения деспотизма, враждебности, грубости и т. д. Здесь все зависит от конкретных соци­альных условий жизни ребенка.

Игровые действия, которые использует ребенок, всегда реальны и социальны. В них он овладевает действительностью, обогащая и свой социально-нравственный опыт.

Игровая деятельность — это специальный социально определяемый вид совместной деятельности, в котором дети не просто копируют взрослых, но и ставят себя в соответствующие ситуации, пытаясь осмыслить и воссоздать их действия, моделируя их отношения. Осво­енные в игровой деятельности общественные функции и социальные отношения четко проявляются затем в индивидуальных отношениях ребенка.

В игре у детей развивается осознанность восприятия окружающего мира, тренируется наблюдательность, пробуждается фантазия, укрен-


 

 

Тема 3. Развитие реб енка в дошкольном возрасте

ляется память. Игра поощряет детей мыслить, следовательно, способ­ствует развитию речи.

Игрушки для детей — одно из средств познания мира. Игрушки по­могают развивать у детей органы чувств, тренировать координацию движений, оказывают влияние на их духовное развитие.

В этом возрасте наиболее любимые детьми игрушки — те, которые стимулируют их собственную активность: моторную (мячи, лошадки, машинки и т. п.), строительную (всевозможный строительный мате­риал — конструкторы и т. п.) и социальную (куклы всевозможных типов, посуда, мебель, домики и т. п.).

Наоборот, игрушки, с которыми ребенок более или менее пассивен, не любимы детьми. Обычная судьба так называемых заводных игру­шек (вообще механически двигающихся, где ребенок только смотрит, как они двигаются) — такова, что после первых дней увлечения ими ребенок забрасывает их, или пытается разобрать, увидеть, что у них внутри.

Возможности игры расширяются с появлением символических иг­рушек — изображающих или обозначающих какие-то другие предме­ты или события. Но не только за счет самих символических предме­тов, а потому, что они событийные (опоры) и помогают выстраивать целый мир (особые игровые реальности). Если палочка — это лошад­ка, то она может скакать, она ест, пьет и т. п. С помощью символиче­ских игрушек, выступающих в игре как предметные опоры, ребенок строит сложный мир с интересными событиями, которые он прожива­ет и переживает.

В формировании символических предметов Ложно выделить два этапа.

На п е р в о м этапе ребенок учится замещать какой-то предмет зна­ком-моделью или знаком-символом, например: солнце — красный круг с лучами, а лошадь — рисунком лошади или палочкой.

На в т о р о м этапе знак, обозначающий предмет, начинает исполь­зоваться не только в своей непосредственной функции знака, но и как самостоятельный предмет — нарисованное солнце или палочка-лошадка. Поэтому ребенок и действует и с ними по-настоящему: ска­чет, кормит, ходит по небу.

К сюжетным игрушкам относятся такие, которые наталкивают ре­бенка на игру с определенным содержанием. Это игрушечные звери, домашние животные и прочие. Некоторые из этих игрушек заменя­ют кукол. Игрушечных животных можно кормить, укладывать спать и т. д.


 


Тема 3. Развитие ребенка в дошкольном возрасте



 


Особое место среди игрушек занимают куклы и мягкие игрушки. Они не только игрушки, а товарищи но игре, особенно для детей, не имею­щих дома сверстников, с которыми они могли бы играть. Кукла в игре заменяет человека и выполняет различные роли. Это может быть ре­бенок, за которым надо ухаживать, может быть ученик, а играющий ребенок — учитель; она может приходить в гости и т. д.

Первоначально ребенок выполняет с куклой только те действия, которые показывает взрослый: качает куклу, кладет в кроватку. Это, прежде всего, подражательные действия, а не изображение отношений взрослых. В дальнейшем взрослый предлагает ребенку куклу или иг­рушечную зверюшку как объект для эмоционального общения. У каж­дого ребенка устанавливаются особые отношения со своей куклой или зверюшкой, он по-своему привязывается к игрушке, переживая благо­даря ей множество разнообразных чувств. Поэтому потребность в та­кой игрушке возникает у каждого дошкольника — не только у девочек, но и у мальчиков.

В этом возрасте у многих детей есть любимые игрушки, которые они носят повсюду с собой. Это, чаще всего, мягкая игрушка, дающая ре­бенку приятное ощущение. Игрушка обычно используется как источ­ник утешения в те моменты, когда ребенок расстроен или устал, и почти всегда — во время укладывания спать. Подобные игрушки ка­ким-то образом связывают ребенка с матерью и используются как ис­точник утешения в моменты ее отсутствия. Появление таких «объек­тов переноса» знаменует собой переходную стадию от исключительно тесных отношений с матерью к более широкому рангу социальных взаимоотношений

В школьные годы значение привязанности к вещам обычно посте­пенно уменьшается. Возраст, в котором ребенок перестает использо­вать игрушку в целях успокоения, чрезвычайно варьируется. Обычно в течение первых лет обучения в школе игрушки уже не используются в подобных целях днем, но они могут продолжать оставаться необхо­димыми в ночное время до 10-13 лет, особенно девочкам.

Куклы — копии человека — имеют разное предназначение в игре. Девочка ухаживает за своей куклой, пополняя ее наряды, обставляя мебелью ее дом.

Большую группу составляют строительные игрушки. Сюда входят и разборные домики, и строительные материалы и прочее. Строитель­ный материал необходим для творческой игры ребенка. Из него мож­но возвести кукольный домик, мост, лестницу — да мало ли построек, которые могут оказаться необходимыми в игре. Нередко ролевая игра


п начинается с постройки. Лишь закончив ее, ребенок начинает обыг­рывать построенное: заселяет дом жильцами, переезжает по мосту на автомобиле и т. д. Строительные игрушки побуждают ребенка самого пытаться конструировать, находить новые возможности привычных вещей.

Помимо игрушек, созданных специально для детской игры, в каче­стве игрушек часто используются различные материалы (игровые ма­териалы): это и бытовые предметы (катушки от ниток, гвоздики, спич­ки и пр.) и так называемый природный материал (шишки, веточки, щепочки, цветочки и пр.). Взрослый подсказывает ребенку возмож­ность использования подобных предметов в качестве заместителей реальных игрушек. Эти материалы нужны почти во всякой игре, пото­му что они могут заменять самые разнообразные предметы.

Игрушкикопии предметов, существующих в быту взрослых, при­общают ребенка к этим предметам тем, что ребенок познает их функ­циональное назначение, что помогает ему психологически войти в мир существующих вещей.

Многие дети проводят долгое время с новой игрушкой, пытаясь узнать, «как работает» эта игрушка, выясняя ее предназначение. При этом переключатели будут выдернуты, подвижные части изменены и т. д. Эти действия являются тем способом, благодаря которому ре­бенок познает действительность. Этот момент является важным, по­скольку исследовательская деятельность является одним из главных способов понимания детьми природы вещей. Вероятно, что та степень, в которой родители развивают и укрепляют интересы ребенка к ис­следованию, влияет на его интеллектуальное развитие.

Игрушка — средство воздействия на нравственную сторону личнос­ти ребенка. Ребенок учится покровительствовать, проявлять заботу, сопереживать игрушке во всех ее кукольных перипетиях, которые он сам создает в своем воображении на основе собственного опыта. Ребе­нок, играя с игрушкой, учится рефлексии, эмоциональному отожде­ствлению. Он переживает со своей куклой все события собственной и чужой жизни во всех эмоциональных и нравственных проявлениях, доступных его пониманию.

Благодаря тому, что куклы — герои сказок несут в себе эталонность нравственного облика, ребенок сосредотачивает на ней весь свой мо­ральный опыт и проигрывает сюжеты с проблемными ситуациями межличностных отношений.

В старшем дошкольном возрасте в игры вводятся правила, налага­ющие определенные ограничения на поведение партнеров: прятки.



Часть II. Особенности психического развития личности...


 


фанты, спортивные игры. Это так называемые игры по правилам, кото­рые непосредственно предшествуют учебной деятельности и более широко представлены в жизни школьников и взрослых. В них ребе­нок научается сознательно подчиняться правилам, причем эти прави­ла легко становятся для него внутренними, не принудительными. Спо­собность подчиняться правилам и переход к внешним правилам имеет особое значение для формирования предпосылок учебной деятельно­сти. Овладение правилами в игре учит ребенка управлять своим пове­дением, подчинять определенной задаче.

Формирование личности ребенка происходит в таких видах дея­тельности, как изобразительная и конструктивная. Особенность этих видов деятельности в том, что их результат — определенная вещь: ри­сунок, вылепленная из пластилина фигурка, модель машины и т. д.

Для того чтобы научиться рисовать, лепить, конструировать, ре­бенку необходимо правильно вычленять свойства предметов: форму, величину, цвет, расположение предметов в пространстве. У него дол­жны быть хорошо сформированы и включены в сложные познава­тельные акты сенсорные процессы (ощущения), т. е. ему нужно иметь представление о предмете, о его отдельных частях и их пространствен­ном положении.

Рисунки детей, начиная с 5 лет, уже отражают важные общественные события, национальные традиции и культурные особенности страны. Однако содержание представлений о красивом и некрасивом у детей разных народов во многом совпадает. Красивое для всех детей — это приятные впечатления (цвет, форма предметов, орнаменты), положи­тельные, одобряемые окружающими поступки людей, красоты приро­ды и т. д. Некрасивое — все неприятное, страшное и пугающее, то, что осуждается окружающими: грязные, неумытые дети, неряхи, драки, убийства, пьяные, грубые люди, война. Как правило, все «красивое» дети изображают яркими красками, часто с нарядными орнаментами, а «некрасивое» рисуют темными красками, нарочито плохо изображая рисунок.

Тематика детских рисунков зависит и от пола ребенка. Так, мальчи­ки рисуют: автомобили, самолеты, танки, корабли, войны, драки и т. д. Девочки, как правило, рисуют «хорошеньких девочек», принцесс, цве­ты, сады, всевозможные орнаменты, мам, гуляющих с детьми, и т. д.

Анализ рисунков детей разных стран и детей нашей страны в раз­личные исторические периоды показывает, что без всякого специаль­ного намерения в них проявляются идеологическая и культурная на­правленность общества, жизненные позиции и оценки взрослых.


Л. С. Выготский называет детский рисунок своеобразной «графи­ческой речью», и раннюю мнемотехническую стадию этой «речи» мож­но считать предвестницей будущего письма. Но при этом он находит, что такая речь является символами первого порядка, непосредственно означающими предметы или действия. Ребенок на этой ступени не доходит до символизма второго порядка, заключающегося в том, что создаются письменные знаки для устных символов-слов.

Детское рисование, с этой точки зрения, обеспечивает упражнение в символическом представлении заместителей реальных предметов. При этом оно обогащает и другой вид знаковой деятельности ребенка — речь, развитие которой в значительной степени детерминируется фор­мированием предметных зрительных образов.

Одним из видов деятельности в дошкольном возрасте становится

Восприятие сказки.

Сказка рассматривается отечественными и зарубежными исследо­вателями и как произведение искусства, и как культурное наследие, которое передается ребенку в повествовательной форме. В сказке за­печатлены осознанные и неосознанные проблемы, важные для людей, и способы решения этих проблем. Сказка способствует развитию во­ображения, а это необходимо для решения ребенком его собственных

проблем.

Дети любят слушать сказки. Им доступен и понятен язык и стиль сказки. Сказка ставит и помогает решить моральные проблемы. Ребе­нок отождествляет себя с положительными героями.

Д. Б. Эльконин считал, что понимание сказки в дошкольном возра­сте глубоко своеобразно, поскольку опирается на непосредственное эмоциональное отношение к описываемым событиям. Понимание воз­никает в процессе активного сопереживания и содействия герою. Ре­бенок входит в ситуацию действия героя и вместе с ним проживает его

жизнь, успехи и неудачи.

В дошкольном возрасте под влиянием игровой, художественной, кон­структорской деятельности у ребенка складываются сложные виды ана-литико-синтетической деятельности.

Так, интенсивно развивается сенсорно-перцептивная сфера — со­вершенствуются ощущения, восприятия, наглядные представления. У детей повышаются острота зрения, точность цветоразличения, разви­ваются фонематический и звуковысотный слух. Знакомство детей с цветом, формой, пространственным расположением предметов способ­ствует накоплению запаса представлений о предметах и явлениях окру­жающей действительности, которые становятся все более устойчивыми.


108_________________ Часть II. Особенности психического развития личности...

Наряду с восприятием совершенствуется и внимание дошкольни­ков. Если у младшего дошкольника преобладает непроизвольное вни­мание, вызываемое внешне привлекательными предметами, события­ми и людьми, то у старшего дошкольника проявляется способность к произвольному сосредоточению внимания, особенно если оно регули­руется речью.

Развитие памяти у дошкольников также характеризуется постепен­ным переходом от непроизвольного и непосредственного к произволь­ному и опосредствованному запоминанию и припоминанию. Причем, если у детей раннего дошкольного возраста доминирует зрительно-эмоциональная память (у музыкально одаренных детей неплохо раз­вита и слуховая память), то у старших дошкольников появляются пер­вые признаки смыслового запоминания.

Известно, что развитие памяти тесно связано с развитием мышле­ния. Мышление дошкольника развивается от наглядно-действенного, а затем наглядно-образного к словесно-логическому, начинающему формироваться к концу дошкольного возраста. Словесно-логическое мышление предполагает умение оперировать словами и понимать ло­гику рассуждений.

Способность ребенка использовать словесные рассуждения при ре­шении практических задач наиболее ярко проявляется уже в среднем дошкольном возрасте, в описанном Ж. Пиаже (1932) феномене эго­центрической речи. Эгоцентрическая речьразговор вслух с самим собой без попытки передать информацию кому-либо. Сначала эта речь обслуживает всю автономную деятельность ребенка по решению прак­тических задач и во внешней, словесной форме способствует сосре­доточению внимания дошкольника на отдельных моментах деятель­ности, служит средством управления кратковременной и оперативной памятью.

Постепенно эгоцентрические высказывания ребенка переносятся на начало деятельности и начинают выполнять функцию планирова­ния. В старшем дошкольном возрасте, когда этап планирования пере­ходит во внутренний план, эгоцентрическая речь постепенно исчеза­ет, сменяясь внутренней речью (речью про себя), которая, собственно, и является «носителем» понятий. Развивается и диалогическая речь ребенка.

В старшем дошкольном возрасте происходит обогащение словарно­го запаса ребенка. Развитие речи дошкольника в большой степени за­висит от общего социокультурного уровня его окружения, от соци­альных обстоятельств развития ребенка. Если в 20-е гг. прошлого века


 

 

Тема 3. Развитие ребенка в дошкольном возрасте

средний активный словарный запас у детей нашей страны составлял 400-600 слов, то сейчас он равняется 1200 словам. Примерно на 500 слов возрос словарь современного 6-летнего ребенка по сравнению с его сверстником начала XX в.

В дошкольном возрасте происходит и быстрое развитие воображения: от репродуктивного — в начале, к творческому и преобразующему в кон­це этого периода. Воображение ребенка складывается в игре и на первых порах неотделимо от восприятия предметов и игровых действий с ними. Формируясь в игре, воображение переходит и в другие виды деятельно­сти дошкольника: в рисование, лепку, сочинение сказок и стишков.

К концу дошкольного детства в игровые виды деятельности начи­нает включаться специально организованное взрослым обучение.

Дошкольный возраст, по словам А. Н. Леонтьева, — это этап перво­го рождения личности, которой знаменуется установлением первых иерархических отношений мотивов, первыми подчинениями непос­редственных побуждений социальным нормам.

Ребенок способен преодолевать собственные непосредственные по­буждения, способен к опосредованному поведению. Мотивы, по кото­рым преодолеваются непосредственные побуждения, социально значи­мы. Старшие дошкольники могут преодолевать свои непосредственные желания и действовать по принципу «Надо!».

В личности ребенка дошкольного возраста получают развитие актив­ность и направленность, формируются первичные этические инстанции и моральные чувства. Чувство долга зарождается в самом начале возра­стного периода под влиянием оценки, которую дает взрослый, совер­шенному поступку. Исходя из этой моральной оценки, дети устанав­ливают связь между понятиями «хорошо» и «плохо», а также своим действиям и на этой основе относят свои поступки к хорошим или пло­хим — первичное чувство удовольствия получает новое содержание, становясь чувством, связанным с оценкой «хорошо». Под влиянием взрослых происходит не только обогащение положительных чувств, переживаемых ребенком, но перестройка отрицательных переживаний. Положительная моральная оценка со стороны взрослого придает пози­тивную оценку даже тем действиям, которые обычно совершаются ре­бенком с полным равнодушием.

Д. Б. Эльконин подчеркивал, что управление своим поведением становится предметом сознания самих детей, а это означает новую ступень развития сознания ребенка, ступень формирования его самосоз­нания, которое у дошкольника наиболее ярко проявляется в самооцен­ке и осмыслении своих переживаний.


Самооценка формируется к концу дошкольного возраста, и ее со­держанием является состояние умений, связанных с выполнением практической деятельности, и моральные качества, выражающиеся в подчинении или неподчинении правилам поведения, выделенным в данном коллективе.

Как особый психологический феномен самооценка является усло­вием и средством формирования таких итоговых продуктов самосоз­нания, как «образ Я» и «Я-концепция».

«Образ Я» есть некоторая система многообразных знаний субъек­та о себе, имеющих разную степень осознанности, дифференцирован-Ности, обобщенности, функционирующих в неразрывном единстве. В качестве генетически исходной формы «образа Я» в исследованиях рассматривается «образ самого себя», репрезентирующий целостное отношение ребенка к себе.

<<Я-концепция» рассматривается как функционирование знаний субъекта о себе на более высоком уровне — как сложившаяся, иерар­хически организованная, обобщенная и устойчивая система, носящая вместе с тем динамический характер; в «Я-концепции» исследователи видят константный компонент самосознания, определяющий общее самочувствие личности. Отражение в «Я-концепции» интегрирован­ных знаний субъекта о себе позволяет ему ощущать собственную оп­ределенность, самотождественность и целостность. «Я-концепция» детерминирует не только восприятие субъектом разных сторон соб­ственной личности, но и окружающего мира. Самооценка выступает в качестве санкционирующего механизма «Я-концепции», обеспечи­вающего иерархизацию знаний человека о себе. Р. Берне отмечал, что в более узком смысле «Я-концепция» и есть самооценка.

Структура самооценки представлена двумя компонентами: когни­тивным и эмоциональным.

Когнитивный компонент отражает знания человека о себе различ­ной степени оформленности и обобщенности — от элементарных пред­ставлений до концептуально-понятийных.

Эмоциональный компонент отражает отношение человека к себе, накапливающийся у него «аффект на себя», связанный с мерой удов­летворенности своими действиями, результатами реализаций наме­чаемых целей. Знания о себе человек приобретает в социальном кон­тексте, и они неизбежно обрастают эмоциями, сила и напряженность которых зависят от значимости для него оцениваемого содержания. Любая самохарактеристика содержит оценку, функционирующую в той или иной степени проявленности.


 

 

Тема 3. Развитие ребенка в дошкольном возрас те

Основу когнитивного компонента самооценки составляют интел­лектуальные операции сравнения себя с другими людьми, сопоставле­ние своих качеств с внутренними эталонами или результатами дея­тельности других.

Становление самооценки в возрастном аспекте связано с овладе­нием ребенком более совершенными способами самооценивания, с расширением и углублением знаний о себе, с их обобщением и на­полнением «личностными смыслами», с усилением их побудитель-но-мотивационной роли. Эмоционально-ценностное отношение к себе с возрастом также постепенно дифференцируется и обобщается.

Существует определенная динамика соотношения когнитивного и эмоционального компонентов самооценки в возрастном аспекте. Дош­кольный возраст характеризуется недостаточным развитием когни­тивного компонента и преобладанием эмоционального компонента. В силу этого положительное отношение ребенка к себе более выраже­но. Зачастую это заимствовано из отношений взрослых к ребенку. По­явление подлинной самооценки, то есть устойчивого, внеситуативно­го от

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...