Тема 1. Предмет, задачи и методы возрастной психологии
Предмет и задачи возрастной психологии, место возрастной психологии в системе психологических знаний о закономерностях развития личности. Общая характеристика разделов возрастной психологии (детская психология, психология младшего школьного возраста, психология подростка, психология ранней юности, психология зрелого возраста). Исторический анализ понятия детства. Характеристика методов возрастной психологии. Понятие возраста в психологических исследованиях. Возрастная психология — это отрасль психологической науки, изучающая закономерности этапов психического развития и формирования личности на протяжении онтогенеза человека от рождения до старости. К этим этапам относятся: новорожденность, младенчество, раннее детство, дошкольный возраст, младший школьный возраст, подростковый возраст, ранняя юность, взрослость и зрелость. Соответственно этим периодам выделяются и разделы курса возрастной психологии. Новорожденность. В течение первых четырех недель после рождения ребенка называют новорожденным. Этот период — время трудного перехода от комфортного существования в материнской утробе к жизни в новой, полной «подводных рифов» и «течений» среде, период адаптации к необычным условиям существования. Опыт первых мгновений, дней и недель закладывает фундамент для всей последующей жизни ребенка. Знание особенностей этого периода важно для лучшего понимания потребностей ребенка и установления гармоничных отношений между ним и взрослыми. Младенчество — следующий период развития человека, который наступает вслед за новорожденностью. Однако он наступает не сам по себе. Первый объект, который ребенок выделяет из окружающего мира. — это лицо человека, постоянно находящегося рядом с ним. Как правило, это
Тема 1. Предмет задачи и методы возрастной психологии_____________ 9 лицо матери, которая удовлетворяет органические потребности ребенка. Из реакции сосредоточенности ребенка на лице матери возникает важное психологическое новообразование периода новорожденное™ — комплекс оживления. Это эмоционально-положительная реакция, которая сопровождается движениями и звуками. Это первый акт поведения, акт выделения взрослого, акт общения. Комплекс оживления знаменует переход от новорожденности к периоду младенчества. Раннее детство — возрастной этап, который начинается после первого года жизни ребенка и продолжается до 3 лет. Ребенок в этом возрасте находится в мире вещей и предметов, в их своеобразном «силовом поле». Все, что видит ребенок, он хочет потрогать руками. Восприятие и чувствование в этом возрасте представляют собой неразрывное единство. Изучая развитие ребенка в раннем детском возрасте, Л. С. Выготский отметил, что память у ребенка в раннем детстве проявляется всегда в активном восприятии — узнавании. Аффекты ребенка этого возраста тоже проявляются в момент наглядного восприятия того объекта, на который аффект направлен. Это возрастной период, наиболее благоприятный для усвоения речи. Дошкольный возраст сменяет раннее детство и продолжается до б лет. Именно в этот период начинается формирование многих личностных и интеллектуальных качеств ребенка. В процессе общения со взрослыми происходит знакомство с миром социальных отношений, приобретается первый нравственный опыт, опыт взаимодействия с окружающей средой. Это взаимодействие осуществляется в различных видах деятельности ребенка: в игре, рисовании, конструировании, музыке, физкультуре, элементах труда и учения. Но единственной деятельностью, которая позволяет ребенку включиться в уже существующие социальные отношения и смоделировать их самостоятельно, является сюжетно-ролевая игра.
Младший школьный возраст называют вершиной детства. С одной стороны, ребенок сохраняет много детских качеств, а с другой стороны, у него формируется иная мыслительная логика и социально важная деятельность — учение. Появление понятия «младший школьный возраст» связано с введением системы общего и обязательного среднего образования. Этот период занимает возрастной диапазон от 6-7 до 10-11 лет (в зависимости от того, с какого времени ребенок начинает посещать школу). По мнению В. В. Давыдова, можно говорить лишь о наиболее характерных чертах этого возраста, поскольку содержание среднего образования и его задачи окончательно не определены и постоянно изменяются. Поэтому психологические особен- Часть I. Т еоретические пр облемь i возрастной пек Тема 1. Предм ет задачи и методы возрастной психологии
ности младшего школьного возраста также нельзя считать окончательными и неизменными. Подростковый возраст занимает особое место среди других возрастных этапов становления личности. Это критический, переломный, переходный возраст — возраст полового созревания. Он охватывает период от 11 до 16 лет. Именно в это время происходит усиленное усвоение социальных ценностей, формирование жизненной позиции. Ранняя юность знаменует собой переход к взрослости, к социальной зрелости. Особенности протекания этого периода развития и становления личности накладывают отпечаток на всю последующую жизнь. Главным содержанием ранней юности является вхождение во взрослую жизнь, усвоение норм и правил, существующих во «взрослом» обществе. Возраст зрелости занимает самый большой временной отрезок жизни человека и охватывает несколько неоднородных, не похожих один на другой периодов: стадия ранней взрослости, стадия зрелости, стадия поздней взрослости. Основной задачей возрастной психологии является изучение динамики развития человека в каждом возрастном периоде. Среди наиболее существенных проблем возрастной психологии на современном этапе выделяют:
а) научное обоснование возрастных норм, различных психофизио б) определение эталонов зрелости индивида, личности; в) выявление актуальных и потенциальных возможностей челове г) научное прогнозирование развития ранних периодов жизни и по Считается, что решение этих задач возможно лишь при значительных изменениях в понимании самого объекта возрастной психологии, в изучении всего жизненного цикла человека, включающего детские и юношеские годы, взрослость и период старения. Специфику объекта возрастной психологии видят, прежде всего, в том, что на протяжении жизни в психологии человека происходит не только рост, но и разнообразные качественные преобразования. Предметом изучения возрастной психологии является человек — в процессе его перехода из одного возраста в другой. По определению Л. С. Выготского, возраст — это относительно замкнутый цикл развития, имеющий свою структуру и динамику. Продолжительность возраста определяется его внутренним содержанием, то есть существуют периоды, равные одному году, трем, пяти и т. д. В таком случае говорят о хронологическом (или паспортном) возрасте, который исчисляется днями, неделями, месяцами и годами развития человека. Кроме хронологического возраста существует и психологический возраст, который указывает на достигнутый к определенному году жизни уровень психического развития. Таким образом, в развитии каждого человека выделяют хронологические возрастные границы и уровни психического развития, которые могут не совпадать из-за целого ряда причин — как неблагоприятных социально-педагогических условий, так и дефектов биологического развития. У. В. Ульенковой выявлены основные группы причин, которые могут обусловить неполноценное психическое развитие ребенка. 1. Органические причины, задерживающие нормальное функционирование мозга, а следовательно, препятствующие его своевременному развитию.
2. Дефицит общения с окружающими, вызывающий общую задержку в усвоении ребенком общественного опыта. 3. Дефицит полноценной, соответствующей возрасту деятельности, 4. Общая бедность микросреды, препятствующая своевременному 5. Травмирующее воздействие микросреды на формирующийся мозг Однако те же социокультурные факторы могут способствовать и более раннему психическому развитию ребенка. Б. Г. Ананьев выделил два главных свойства возраста: метрическое и топологическое. Метрическое свойство возраста выражено в сумме прожитых лет, в общем времени жизни индивида к определенному моменту его существования. Метрическая характеристика возраста показывает не только длительность протекания или формирования того или иного психического процесса и свойства, но и то, каким образом развертывается
Часть I. Теоретические пр облемы этот процесс или свойство во времени, ускоренно или замедленно, равномерно или неравномерно и т. п. Топологическое свойство заключается в фазах, стадиях становления различных психологических функций, в периодизации развития. Б. Г. Ананьев рассматривал возраст человека как функцию биологического и исторического времени. Как человек в целом, так и его временные характеристики, в том числе и возраст, есть взаимопроникновение природы и истории, биологического и социального. Поэтому возрастные изменения тех или иных свойств человека являются одновременно онтогенетическими и биографическими. По Б. Г. Ананьеву, возраст — есть сумма разнородных явлений роста, общесоматического, полового и нервно-психического созревания, зрелости и старения, тесно взаимодействующих со многими сложными явлениями общественно-экономического, культурного, идеологического и социально-психологического развития человека в конкретно-исторических условиях. Возраст является одной из наиболее интегральных характеристик человека и относится не только к индивидуальным свойствам и функциям, но и к личности как субъекту разных видов деятельности. В то же время онтогенез и жизненный путь человека определяются принципиально разными условиями и факторами, и самовосприятие возраста имеет разный смысл в процессе развития индивидуальных и личностных свойств человека.
Возрастная психология — относительно молодая отрасль психологических знаний. Она зародилась в конце XIX в. как ветвь сравнительной психологии. Основателем ее считается немецкий ученый Вильгельм Прейер, который в книге «Душа ребенка» (1882) описывает результаты наблюдений за развитием органов чувств, моторики, воли, рассудка и языка собственного сына. Заслугой В. Прейера является то, что он впервые провел объективное исследование психики ребенка. Он сделал вывод о том, что в области психического развития проявляется биологическая наследственность, которая и служит, в частности, основой индивидуальных различий. В. Прейер стремился не только раскрыть содержание детской души, описать развитие познавательных процессов и речи, эмоций ребенка, но и научить взрослых понимать детей с помощью объективных методов. С этой целью в приложении к своей книге он поместил образец дневника, который намечал канву исследований для каждого возраста. Влияние работы В. Прейера сказалось и в том, что после него в детской психологии появился круг проблем, который до этого времени не Тема 1. Предмет задачи и методы возрастной психологии________________ 13 был в центре внимания исследователей. Это, прежде всего, изучение корреляции между различными сторонами психического развития (умственного, морального, волевого и т. д.). Конечно, не следует думать, что до В. Прейера никто не занимался Французский демограф и историк Филипп Арьес исследовал процесс становления проблемы детского периода развития на основе изучения детских портретов в различные исторические периоды. Им было установлено, что искусство не обращалось к детям до XIII в. Только в более поздний период, в картинах религиозного содержания можно было видеть младенцев в образе Иисуса Христа и ангелов. В XVI в. появляются портреты умерших детей, что свидетельствует о преодолении равнодушия к детям. В XVII в. впервые появляются изображения реальных детей — инфантов и детей знати. Таким образом, открытие детства позволило описать полный цикл человеческой жизни. Дальнейшее развитие возрастной психологии проходило под влиянием социально-экономического развития общества и тесно связано с развитием естествознания (Ч. Дарвин), изучением деятельности мозга и органов чувств (И. М. Сеченов, Г. Гельмгольц и др.). Практически каждый выдающийся психолог занимался проблемами возрастной психологии. В зарубежной психологии это Дж. Уотсон, К. Бюллер, К. Коф-фка, К. Левин, А. Валлон, 3. Фрейд, Ж. Пиаже. Большой вклад внесли и вносят отечественные психологи — Л. С. Выготский, В. М. Бехтерев, Л. И. Божович, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лу-рия, Д. Б. Эльконин и др. Методы, которыми пользуются психологи, изучая развитие личности на различных возрастных этапах, заимствованы из других разделов психологических знаний и пограничных с психологией наук. Для изучения развития познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления и речи) и личности ребенка используются методы общей психологии. Несомненно, что используемые методы адаптированы к конкретному возрасту ребенка. В возрастной психологии используется также метод наблюдения. Особенно незаменимо скрытое наблюдение при работе с маленькими детьми. Для проведения наблюдения ставится цель и составляется план. Результаты наблюдения фиксируются в дневнике, записи в котором
>аст( ведутся систематически, и на их основе делается вывод об особенностях развития ребенка. Систему объективного наблюдения разработал М. Я. Басов, который считал, что исследовательскую работу в детском коллективе должен проводить сам воспитатель или педагог. Многие психологи проводили наблюдение за своими детьми и на основании этого делали вывод об их развитии. В. Штерн, на основе наблюдения за развитием своих двух дочек, написал работу по развитию речи. Ж. Пиаже построил концепцию развития сенсомоторного интеллекта на основе наблюдения за тремя своими детьми. В. С. Мухина проводила наблюдение за поведением своих сыновей-близнецов. Обычно наблюдение сочетается с экспериментальным методом. Используется констатирующий эксперимент, позволяющий выявить имеющиеся особенности в интеллектуальном и личностном развитии. При изучении особенностей развития детей дошкольного возраста экспериментальное исследование проводится в форме игры, в которой выражаются непосредственные интересы и потребности ребенка. Наряду с констатирующим экспериментом применяется и формирующий эксперимент, позволяющий проследить динамику развития определенных психических функций. Л. С. Выготский разработал экспериментально-генетический метод исследования психического развития. Сущность метода заключается в разработке искусственных экспериментальных условий, способствующих созданию самого процесса возникновения высших психических функций. После смерти Л. С. Выготского этот метод с успехом применялся А. Н. Леонтьевым при формировании звуковысотного слуха, в исследовании произвольных движений А. В. Запорожцем, при изучении закономерностей развития восприятия Л. А. Венгером. На основе формирующего эксперимента организуется процесс экспериментального обучения, позволяющий выявить влияние условий обучения на психическое развитие детей (Л. В. Занков, В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин и др.). Для изучения развития детей в различных возрастных группах используются метод срезов и сравнительный метод. Метод срезов помогает изучить какой-либо аспект развития детей одного возраста, а сравнительный метод применяется при сравнении результатов исследования в разновозрастных группах. В возрастной психологии часто используется лонгитюдный метод (метод продольных срезов). Изучая развитие сына, В. Прейер использовал данный метод, то есть проследил развитие ребенка в течение Тема 1. Предмет задачи и методы возрастной психологии________________ 15 длительного времени. Примером метода продольных срезов может служить и дневник наблюдений матери за развитием своего ребенка. В возрастной психологии широко используется метод тестов, позволяющий выявить степень умственного развития детей. Впервые в начале XX в. А. Бине, по заказу министра образования Франции, разработал батарею стандартизированных задач для каждого возраста. Американский психолог Л. Термен предложил формулу измерения коэффициента детского интеллекта. В настоящее время широко применяется тест Векслера для детей от 4 до 14 лет, позволяющий исследовать как общий интеллект, так и его составляющие (вербальный и невербальный). Основные понятия Возрастная психология — отрасль психологической науки, изучающая закономерности этапов психического развития и формирования личности на протяжении развития человека от рождения до старости. Возраст — это относительно замкнутый цикл развития, имеющий свою структуру и динамику. Онтогенез — развитие психики от рождения до конца жизни человека или животного. Объект возрастной психологии — развитие или возрастная изменчивость психических явлений. Предмет возрастной психологии — человек, в процессе его перехо-. да из одного возраста в другой. Филогенез — постепенное изменение различных форм органического мира в процессе эволюции.. Список литературы 1. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания // Избранные пси 2. Ариес Ф. Возрасты жизни // Философия и методология истории. — 3. Выготский Л. С. Детская психология //Собр. соч. в 6 т. Т. 3. —.М., 4. Запорожец А. В. Психическое развитие ребенка // Избранные пси 5. Обухова Л. Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. —
7. Шаглаева О. А. Детская психология. - М., 2001. 8. ЭльконинД. Б. Детская психология. - М., 1960.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|