Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

2.2 Модели рынков по степени развития конкуренции




 

Рынок немыслим без конкуренции. Конкуренция в экономике представляет собой соперничество между участниками рыночных отношений за лучшие условия и результаты производства, продажи и купли товаров и услуг. Так,

- производители товаров стремятся как можно дешевле их произвести и как можно больше и дороже продать;

- наемные работники – получить большую заработную плату;

- потребители – купить товары качественнее и дешевле.

В столкновении подобных разнонаправленных интересов, во взаимоуступках, в свободном выборе продавцов и покупателей, в рыночном успехе одних и неудаче других и проявляется конкуренция. Чаще всего выделяют две основные формы конкурентной борьбы: ценовую и неценовую.

Ценовая конкуренция – это своеобразное соревнование цен: продавцы стремятся предложить свой товар дешевле, чем конкурент, привлекают покупателей различными скидками, премиями, распродажами.

Неценовая конкуренция проявляется в обеспечении технического превосходства, высокого качества и надежности изделия; в лучшей системе продажи и послепродажного обслуживания; в привлекательной рекламе и оформлении товара и др.

Это методы честной, добросовестной конкурентной борьбы, они носят законный характер. Добросовестная конкуренция ведет к выигрышу потребителя: он получает более разнообразную продукцию, лучшего качества, по более низким ценам.

Конкуренция может быть и недобросовестной, нечестной. Под такой конкуренцией понимаются способы укрепления рыночного положения предприятия, связанные не с повышением качества продукции и снижением издержек ее производства, а с использованием таких методов, как

- продажа по цене ниже себестоимости;

- установление дискриминационных (разных для разных покупателей) цен или коммерческих условий;

- установление зависимости поставок конкретных товаров от принятия ограничений в отношении производства конкурирующих товаров;

- ложная информация и реклама, вводящая в заблуждение;

- недобросовестное копирование товаров конкурентов;

- нарушение качества, стандартов и условий поставок товаров;

- промышленный шпионаж;

- переманивание специалистов из соперничающих предприятий и т. п.

Недобросовестная конкуренция запрещается законодательством большинства стран с рыночной экономикой, гражданскими и уголовными кодексами.

Таким образом, конкуренция является необходимым инструментом рыночного механизма, способом достижения рыночного равновесия. Однако характер конкуренции может быть различным. В зависимости от соотношения конкуренции и монополии различают рынки: совершенной и несовершенной конкуренции.

Наиболее последовательно предприятия стремятся к достижению наивысшей экономической эффективности лишь в ситуации совершенной конкуренции. Для ее возникновения необходимы определенные условия:

1. Производимые товары примерно одинаковы, т. е. нет опасности, что потребители в массе своей предпочтут товары одного из предприятий из-за их явного превосходства по свойствам или качеству над продукцией других предприятий.

2. Товары для рынка предлагают многие предприятия, и объемы их поставок не очень различаются. В этом случае каждое из предприятий оказывает достаточно слабое влияние на общее рыночное предложение и не может существенно изменить ситуацию на рынке в свою пользу.

3. Затраты предприятий на изготовление товаров различаются не очень существенно вследствие сходности технологии и цен на приобретаемые для производства ресурсы. Если это условие не соблюдается и одно из предприятий имеет существенно более низкие затраты на производство, то оно сумеет легко нарушить рыночное равновесие, например предложив товары по более низкой цене и захватив благодаря этому существенно большую долю рынка, чем конкуренты.

4. Транспортные затраты не играют большой роли в формировании предложения, т. е. нет опасности, что многие производители окажутся неконкурентоспособными из-за слишком дорогой доставки своих товаров к покупателям.

5. Вход на рынок и выход из него не связан с большими трудностями.

6. Продавцы и покупатели обладают всей необходимой информацией о поступающих на рынок товарах, их ценах и прибыльности продаж. При соблюдении этого условия продавцы вынуждены продавать товары по цене равновесия и не могут требовать цены выше нее, так как все покупатели знают о ценах, которые просят за те же товары другие предприятия, и немедленно начнут покупать у них, а не у предприятия, решившего продать дороже равновесной цены.

В реальной жизни обнаружить совпадения всех этих условий существования совершенной конкуренции возможно лишь в очень редких случаях, поэтому большинство рынков работает в условиях несовершенной конкуренции – рынок, на котором не выполняется хотя бы одно из условий совершенной (чистой) конкуренции.

Таким образом, исходя из типа конкуренции на рынке, можно выделить четыре основные модели: чистая монополия, чистая конкуренция, монополистическая конкуренция и олигополия (табл. 2. 1).

 

Таблица 2. 1 – Модели рынков по степени развития конкуренции

 

Модель рынка Характеристика
Чистая конкуренция множество мелких предприятий; однородная продукция; отсутствие затруднений на вход и выход (из отрасли); равный доступ ко всем видам информации
Монополистическая конкуренция множество мелких предприятий; неоднородность продукции; отсутствие затруднений на вход и выход (из отрасли); несколько ограниченный доступ к информации
Олигополия небольшое число крупных предприятий; неоднородность или однородность продукции; возможны затруднения при выходе из отрасли; несколько ограниченный доступ к информации
Чистая монополия одно предприятие; уникальность продукции; практически непреодолимые барьеры на вход; ограниченный доступ к информации

Чистая монополия и чистая конкуренция – это две крайние и достаточно редкие ситуации. Между ними располагаются более характерные для современного рынка модели под общим названием «несовершенная конкуренция».

Рынок монополистической конкуренции состоит из множества покупателей и продавцов, совершающих сделки не по единой рыночной цене, а в широком диапазоне цен. Наличие диапазона цен объясняется способностью продавцов предложить покупателям разные варианты товаров. Реальные изделия могут отличаться друг от друга качеством, свойствами, внешним оформлением, но эти различия, если они есть, весьма незначительны. Различия могут заключаться в сопутствующих товару услугах.

Чтобы выделиться чем-то, помимо цен, продавцы стремятся разработать разные предложения для разных рыночных сегментов и широко пользуются практикой присвоения товарам марочных названий, рекламой, методами личной продажи. В связи с наличием большого числа конкурентов, стратегии их маркетинга оказывают на каждое отдельное предприятие меньше влияния, чем в условиях монопольного рынка.

Рынок олигополии состоит из небольшого числа продавцов, весьма чувствительных к политике ценообразования и маркетинговым стратегиям друг друга. Товары могут быть схожими либо несхожими. Небольшое число продавцов объясняется тем, что новым претендентам трудно проникнуть на этот рынок. Каждый продавец чутко реагирует на стратегию и на действия конкурентов.

Олигополист никогда не испытывает уверенности, что может добиться какого-либо долговременного результата за счет снижения цен. С другой стороны, если он повысит цены, конкуренты могут не последовать его примеру, и тогда ему придется либо возвращаться к прежним ценам, либо рисковать потерей клиентуры в пользу конкурентов.

 

При чистой монополии на рынке всего один продавец. Это может быть государство, организация, частная регулируемая монополия или частная нерегулируемая монополия. Монополия означает власть над рынком, прежде всего над ценой. Эта власть может возникать:

- при отсутствии близких заменителей товаров;

- когда имеются существенные барьеры для вступления в отрасль, обусловленные наличием у доминирующего предприятия низких издержек производства, связанных с эффектом масштаба;

- при наличии государственных патентов и лицензий, предполагающих исключительное право на данное изобретение, промышленный образец или товарный знак;

- в случае исключительного права доступа к каким-либо природным ресурсам и др.

Продавцы могут занять доминирующее положение на рынке и в результате тайных или явных соглашений о разделе рынков и об уровне цен, а также в результате создания искусственного дефицита и т. п.

Цель монополии – получение сверхприбыли посредством контроля над ценой (установления монопольно высоких и монопольно низких цен) или объемом производства на монополизированном рынке.

Монопольно высокая цена – цена товара, устанавливаемая продавцом с целью компенсации необоснованных затрат, вызванных неполным использованием производственных мощностей, и/или получения дополнительной прибыли в результате снижения качества продукции.

Монопольно низкая цена – цена, устанавливаемая покупателем в целях получения дополнительной прибыли и/или компенсации необоснованных затрат за счет продавца; цена товара, сознательно устанавливаемая продавцом на уровне, приносящем убытки от продажи данного товара, результатом которой является или может являться ограничение конкуренции посредством вытеснения конкурентов с рынка.

В зависимости от причин, позволяющих отдельным предприятиям или их объединениям занимать на соответствующих рынках доминирующее положение, различают несколько типов монополий:

1. Искусственная монополия (монополия, порождаемая конкуренцией). В ходе конкурентной борьбы мелкие предприятия, как правило, проигрывают, разоряются, уходят с рынка, и производство постепенно концентрируется на крупных предприятиях. Жесткий, разрушительный характер конкуренции между крупными предприятиями толкает их к объединениям, слияниям, заключениям соглашений, которые определяют объемы выпуска продукции, рынки сбыта, устанавливают цены и т. д.

2. Технологическая или естественная монополия появляется благодаря технологическим особенностям производства, обусловливающим меньшие издержки производства на одном крупном предприятии, нежели на множестве мелких (водо-, газо- и электроснабжение, телефонная связь и т. п. ), т. е. образуется состояние рынка, при котором удовлетворение спроса эффективнее в условиях отсутствия конкуренции.

3. Государственная (легальная) монополия – исключительное право государства на производство денег, наркотических средств, ядерного вооружения, водочная монополия и т. п.

4. Временная монополия, порождаемая НТП. Возникает на основе монопольного обладания предприятием каким-либо научно-техническим достижением. Предприятие занимает монопольное положение на рынке до тех пор, пока соответствующее достижение не получит всеобщего распространения.

5. Случайная монополия – результат ограниченного во времени превышения спроса над предложением; может перерасти в искусственную, если дефицит закрепляется намеренно.

Административно-командной экономике характерен тотальный ведомственно-отраслевой монополизм, насаждаемый «сверху» в отличие от рыночной экономики, где монополии вырастают «снизу».

Кроме основных типов рыночных структур, существуют и другие:

- монопсония – ситуация на рынке, когда на нем имеется только один покупатель: монопольная власть покупателя ведет к тому, что он является создателем цены;

- монополия, практикующая дискриминацию, – практика компаний, состоящая в назначении разных цен для разных покупателей; имеет место в пассажирских авиаперевозках, во врачебной и адвокатской практике и т. п.;

- двусторонняя монополия – рынок, на котором одному покупателю, не имеющему конкурентов, противостоит один продавец-монополист; встречается на рынке труда, где сталкиваются две монопольные силы – профсоюзы и предпринимательские организации.

Рассмотренные рыночные структуры имеют разную степень распространения в реальной действительности.

Наиболее массовыми рыночными структурами являются монополистическая конкуренция и олигополия.

 

 

Такая расстановка рынка объясняется тем, что захватить рынок очень сложно, но еще сложнее его удержать. Для этого монополисты возводят барьеры, которые мешают проникновению на монопольный рынок новых конкурентов. Существует несколько типов таких барьеров:

- юридические барьеры (лицензирование определенных видов деятельности, патенты на изобретения и научно-технические разработки);

- естественные барьеры (возникновение монополии продиктовано либо техническими, либо экономическими причинами, связанными с проявлением эффекта масштаба);

- экономические барьеры (возводятся самими предприятиями-монополистами в виде различного рода ассоциаций, концернов, холдингов, финансово-промышленных групп, т. е. объединений, позволяющих монополистам успешно решать такие задачи: контроль за ценами на своих рынках; раздел рынков; организация сбыта; выторговывание у поставщиков более выгодных условий приобретения сырья, материалов, комплектующих).

Существует несколько методов монополизации рынка:

1. Корнер – способ, придуманный немецкими купцами в XVI в. Производители заключают тайное соглашение о скупке или временном изъятии с рынка какого-то товара, чтобы искусственно создать его дефицит и вызвать рост цен; после чего товар из запасов выбрасывается на рынок, и участники сговора получают повышенный доход.

2. Поглощение – состоит в скупке конкурирующих предприятий и включении их в свой состав.

3. Картель – метод, при котором заключается соглашение между производителями однородного товара о разделе рынка между ними и согласовании объемов продаж каждым из членов картели. В картельном соглашении могут оговариваться единые для всех участников уровни цен и условия продаж.

4. Отраслевые холдинги – предполагают объединение различными предприятиями своей деятельности по закупке сырья, получению финансовых ресурсов и сбыту товаров.

5. Тресты – метод, который предполагает объединение различными предприятиями своей деятельности по закупке сырья, получению финансовых ресурсов и сбыту товаров.

При оценке роли монополии в экономике имеются аргументы как за, так и против.

Положительные черты монополии связаны с тем, что в качестве монополиста обычно выступает крупное предприятие (объединение) с возможностями:

- применять новейшие технологии, использовать преимущества массового производства, производить на этой основе продукцию с наименьшими издержками и снижать цену;

- финансировать исследования и разработки новой продукции и новой технологии, что способствует ускорению НТП;

- противостоять конъюнктурным колебаниям рынка: в периоды кризисов крупные предприятия более устойчивы, менее подвержены риску разорения, чем средние и мелкие.

Среди негативных сторон отметим такие:

- увеличение прибыли за счет повышения цен без снижения издержек производства;

- «эксплуатация» потребителей путем завышения цены по сравнению с их равновесным уровнем;

- ослабление или даже устранение конкуренции вместе с ее благотворным влиянием на эффективность производства, качество продукции, уровень издержек производства;

- нерациональное распределение ресурсов: в погоне за сверхприбылями монополисты искусственно ограничивают производство, поднимают цены, навязывают обществу определенные виды, технический уровень, качество и условия продаж своей продукции;

- усиление неравенства в доходах в обществе, что также связано с монопольным завышением (занижением) цен и сверхприбылями, так как их получение означает относительное уменьшение доходов остальной части населения;

- экономический застой и торможение НТП. Он возможен потому, что монополисты не испытывают давления конкурентов и часто могут иметь высокие прибыли без дополнительных усилий, благодаря своей рыночной власти. Это не подталкивает их к рационализации производства, поиску резервов роста его эффективности, улучшению качества продукции, расширению ее ассортимента, развитию НТП и проявлению заботы об интересах клиентов. Монополисты заинтересованы в полном физическом использовании работающего оборудования, внедрение же новых машин угрожает ему быстрым моральным износом и необходимостью замены физически еще годной техники;

- опасность для демократии, как в экономике, так и в политике. В частности, в экономике монополисты могут подавлять свободную и частную конкуренцию, подчинять себе менее сильный бизнес, навязывать обществу свои дискриминационные условия: заниженную оплату труда рабочих, плохое качество товаров, завышенные цены продаж.

По подсчетам некоторых экономистов, убыток, возникающий в силу монополизации рынков и нерационального распределения ресурсов в США, достигает 2 % валового национального продукта (ВНП). Защита конкуренции и ограничение деятельности монополий является одной из важнейших функций государства. Государство использует в борьбе с монополиями меры экономического и административного характера.

Экономические меры поддержания конкуренции и борьбы с монополией включают

- поощрение создания товаров-заменителей;

- поддержку новых предприятий, среднего и малого бизнеса (предоставление государственных заказов, налоговых льгот, субсидий, кредитов);

- привлечение иностранных инвестиций, учреждение совместных предприятий, зон свободной торговли;

- финансирование мероприятий по расширению выпуска дефицитных товаров в целях устранения доминирующего положения отдельных предприятий;

- государственное финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок.

Административные меры, направленные на демонополизацию рынков, опираются на соответствующее антимонопольное (антитрестовское) законодательство.

Во всех странах рыночной экономики имеются законы, запрещающие тайный сговор, направленный на поддержание монопольных цен; не разрешающие слияния, которые ведут к установлению контроля над предложением; предусматривающие принудительную демонополизацию (дробление), т. е. антимонопольное законодательство.

В настоящее время антимонопольная политика во всех странах предполагает предотвращение возникновения новых монополий, формирование конкурентной среды, государственное регулирование деятельности монополий.

Регулирование осуществляется через политику цен, предполагающую сдерживание роста монопольных цен. Важно при разработке и реализации такой политики не уничтожить производителя, поэтому цены должны устанавливаться на уровне средних издержек в отрасли, что позволяет предприятиям функционировать нормально. Недостатком этой меры является то, что ценовая политика, как правило, запаздывает. В дополнение к ней применяют налоговые регуляторы, т. е. устанавливают налог на сверхприбыль.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...