Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Общественный строи Вавилонского государства




Уголовное право и судебный процесс по законам Хаммурапи Преступления и наказания по зх.

1.В ЗХ не проводились различия между уголовным преступлением и гражданским правонарушением. Примитивный уровень развития УП. В основе уголовно-правовых санкций – принцип талиона (Ст.196-214)

Существуют формы вины: Ст. 206 – нанесение вреда по неосторожности, ст.196 – 214 – по умыслу. Есть обстоятельства, отягчающие вину: смерть свободного человека (ст. 116 – смерть сына должника), гибель человека в случае обвала дома (ст. 229), соучастие (Ст. 153 – пособничество жены в смерти мужа), проникновение в жилище (Ст. 21 – пролом в стене).Обстоятельства, смягчающие вину: по неосторожности (ст.206).

Объект преступления Вид преступления Наказание Номера статей
Свидетельство, обвинение, традиции ограничений в образе жизни Преступления против праведного поведения Смерть, ордалии, рабство 1, 2, 3, 4, 110, 127 (против жены)
Жизнь мужа, честь мужа, честь и здоровье отца, честь жены, наследство сына Преступления против семейного долга Смерть, ордалии, отрезание пальцев, изгнание из семьи или остаться на правах рабыни 129, 131, 132, 141-143,168, 169,195
Имущество Кражи разных видов Смерть, отрезание пальцев, возмещение убытков 6-8, 14, 15, 22, 23, 253, 255, 256, 265
Здоровье Преступления против здоровья (членовредительство) Принцип талиона, штраф, отрезание уха (раб) 196-214.
Здоровье, жизнь, имущество Нарушение профессиональных обязанностей Принцип талиона, штраф, отрезание пальцев, возмещение убытков 5, 215-223, 226-235, 237

Другая классификация: Преступления против личности (умышленные и неумышленные), против собственности, против семьи и нравственности, должностные.(Кучма)

3. Тем, что Вавилонское право было примитивным, поэтому не различало открытого или тайного х-ищения имущества. Главным оставался сам факт хищения.

II. Судопроизводство

1. Процесс происходит в форме спора сторон в судебном заседании. Все участники процесса наделены равными процессуальными правами. Суд обязан выслушать обе стороны.

2. Да существовала: «Если на 6-й месяц своих свидетелей он не приведет, то он лжец, должен понести наказание, налагаемое при таком судебном деле» (ст. 13). Пока вина не доказана свидетелями (или наоборот не опровергнута), человек невиновен.

3. В основе лежал «принцип эквивалентности», согласно которому обвинение и контробвинение должны быть равноценными. Процесс не был строго регламентирован, а строился на основе обычаев. Судоговорение производилось публично, в присутствии общины, чаще всего – на храмовой площади. Решение судьи не могло быть изменено.

4. Стороны сами собирали доказательства и предъявляли их суду. Доказательствами являлись свидетельские показания (сопровождаемые как правило религиозными клятвами. Ст. 131-клятва жены, Ст.9 – клятва свидетелей покупки), письменные документы подтверждающие имущественную сделку (ст. 7: без свидетелей и договора, покупатель-вор), ордалии (Ст.2 – в случае ложного обвинения в чародействе). В делах об имущественных правонарушениях главное доказательство – свидетели (Ст. 7, 9-13 – о покупке краденных вещей)

5. Ст.5: Судья, «пересудивший» уже разрешенное дело выплачивал штраф = 12-тикрат. стоимости иска, свергался с судебного кресла и навсегда терял право осуществлять правосудие.

6. Хозяин вещи должен был привести свидетелей, знающих, что эта вещь его. Человек, который купил украденную вещь должен был привести свидетелей, что данная вещь была куплена, и продавца.(Ст.9)

7. Потому что продавец умер. Скорее всего, продавец был скупщиком краденного, потому что по ЗХ заключение сделки без гарантии, что вещь принадлежит владельцу, было не возможно. (Ст.12)

8. С поиском свидетелей. (ст.13.)

9. Да, можно было. Высшая судебная власть принадлежала царю, к которому можно было обратиться с аппеляцией на судебные решения местной администрации. Кроме того, царь обладал правом помилования.

 

3

 

Общественный строи Вавилонского государства

Как всякое рабовладельческое государство Древний Вавилон знал деление общества прежде всего на свободных и рабов.

Рабы («вардум») составляли низший общественный слой. Кроме военнопленных и покупных рабов значительная часть этого класса состояла из порабощенных и ставших бесправными свободных (например, преступники и несостоятельные должники). Рабы рассматривались законом как вещь, находящаяся в полной собственности хозяина. Право собственности на рабов переходило в семье из поколения в поколение. Рабов продают, закладывают. Повреждение их здоровья или лишение их жизни считается не более как повреждением имущества их господина, которому виновный обязан возместить ущерб. Например, за лишение жизни раба-вольноотпущенникапо неосторожности виновный обязан был отдать раба за раба; за смерть раба в доме кредитора по вине последнего, за умерщвление его бодливым быком господину уплачивается треть мины; за повреждение глаза рабу или неудачную операцию, повлекшую за собой его смерть, — половина его стоимости. Раб не имел права самовольно распоряжаться чем бы то ни было из имущества господина, даже если пользовался большим доверием со стороны последнего.Купля-продажа,совершенная с рабом, наказывалась смертной казнью для покупателя. За содействие бегству и укрывательство раба или отказ его выдать виновный подлежал смертной казни. Наоборот, поймавший раба и доставивший его господину получает за услугу награду. Для обозначения рабского состояния на рабов налагались особые знаки, вырезаемые или выжигаемые на теле. Но такое клеймение ограничивало владельческие права господина, который лишался возможности продать раба или отдать его в обмен на другого.

Рабы были царские, храмовые, частновладельческие. Они не могли быть собственниками. Имущество, которое имели рабы, наживалось с разрешения господина, считалось частью собственности господина и переходило к нему после смерти раба. Законы Хаммурапи не ограничивали власть господина над рабом. Лишь некоторые категории рабов, составлявших меньшинство, пользовались защитой закона. Это рабыни, имевшие детей от своих владельцев. Такие дети считались свободными. Закабаленные за долги не могли находиться в рабском состоянии более трех лет. Казенному рабу или рабу-вольноотпущенникупозволялось жениться на свободной, дети от такого брака были свободны.

Свободное население Вавилона в свою очередь делилось на полноправных и неполноправных. Полноправные свободные граждане (авилум — человек, муж) составляли основную массу населения. В большинстве своем они владели землей, несли имущественные и личные повинности в пользу государства. Полноправные граждане в свою очередь не были однородным сословием. В царствование Хаммурапи процесс расслоения сельской общины зашел довольно далеко. Отдельные зажиточные общинники становились все более самостоятельными. Наряду с ними появляются обедневшие общинники, попадающие в долговую кабалу. Ряд статей Законов Хаммурапи свидетельствуют о стремлении законодателя облегчить положение этих лиц. Так, должник объявлялся правомочным владельцем всего своего имущества, без его разрешения и разрешения суда заимодатель не имел право отчуждать это имущество. «Муж» не мог стать рабом-должником.Законы называют члена семьи должника, отрабатывающего долг в хозяйстве заимодателя, не «рабом», а «заложником». Через три года работы заложника долг считался погашенным независимо от его суммы. Стремление царской власти ограничить произвол кредиторов над попавшими в долговую кабалу беднейшими слоями свободного населения объясняется стремлением сохранить могущество войска, основу которого составляли свободные.

Множество статей Законов Хаммурапи посвящено правам и обязанностям воинов, бывших основной опорой государственной власти. Земельные наделы и скот, пожалованные воинам, не могли отбираться у них за долги. Кредитор мог отобрать лишь купленное воином поле, сад, дом. Взрослый сын воина становился законным наследником его надела. Если после смерти воина оставался малолетний сын, то вдова получала одну треть надела, чтобы иметь возможность вырастить будущего воина. В случае пленения воина его можно было выкупить и он сохранял свое право на земельный надел. Воины, обеспеченные своим земельным наделом, были обязаны за это по приказу царя в любое время выступить в поход. За отказ следовала смертная казнь, а человек, выступивший вместо воина, получал его земельный надел.

Полноправным гражданам противостояли «мушкену» (покорные). Вопрос о «мушкену» в сословной структуре вавилонского общества не решен однозначно. Происхождение этой социальной группы с достоверностью не установлено. На неравноправное положение «мушкену» указывают статьи, определяющие наказание за преступление против него. Членовредительство, нанесенное «мужу» каралось соответствующим

членовредительством виновного, но если членовредительство было совершено по отношению к «мушкену», то виновный платил лишь штраф. За украденную у «мушкену» вещь вор платил 10-кратныйштраф, а за украденную вещь, находившуюся в собственности царя или храма, —30-кратныйштраф. По одной из версий происхождения «мушкену», это жители покоренных Хаммурапи городов и областей, по другой — вольноотпущенники.

Наряду с сословиями Законы Хаммурапи называют также профессиональные занятия населения. Первое место занимают придворные служащие, из которых Законы называют царского телохранителя и высшее жречество, стоявших в непосредственной близости к царю. Из других государственных служащих Законы упоминают «редум», «баирум», «декум», «лубуттум», функции этих лиц не совсем ясны, вероятно, это различного рода военнослужащие. В соответствии с важным государственным значением религии и храмов в Вавилонии почетное положение среди других профессий занимают храмовые служащие. Из них Законы Хаммурапи отмечают только лиц женского пола: «божья жена», «божья сестра», храмовая дева, храмовая блудница.

Довольно высокое положение в обществе занимало чиновничество, к нему предъявлялись большие требования, но власть наделяла их землей, которая могла переходить по наследству или обращаться в пенсию.

Низшие ступени профессионально-служебнойлестницы занимают крупные купцы и предприниматели, ремесленники, поденщики. Низко ценился труд врачей, ветеринаров, в отличие, например, от архитекторов и корабельщиков, получавших за свой труд гонорар (подарок); врачи получали плату.

 

4

Регулирование брачно-семейных отношений

Законы Хаммурапи включают 282 нормы, на основании которых осуществлялось регулирование определенных общественных отношений в Вавилоне. Значительная часть норм данного закона определяла регулирование брачно-семейных отношений (128-195).

Законы содержали указания о регулировании брачно-семейных отношений, которые носили патриархальный характер (закрепляли власть домовладыки и неравенство супругов, полное подчинение детей отцу). Без заключения договора брак считался недействительным. Тесть мог требовать от будущего зятя выкуп за дочь, но и был обязан дать ей приданое. В случае смерти мужа, распада семьи не по вине жены ей разрешалось взять свое приданое обратно. Если муж изменял жене или без основания обвинял ее в неверности, жена могла взять приданое и вернуться к своим родителям. В отдельных случаях жена имела право заключать имущественные сделки. Но из этого не следует делать вывод, что супруги были равноправны. Для мужчины допускалось многоженство. Закон признавал возможность усыновления детей от рабыни. Домохозяин имел огромную власть над членами семьи, мог заставить их трудиться как рабов, продать в рабство, отдать в жрицы свою дочь, отсечь сыну пальцы рук, если последний его ударил. Брак прекращался со смертью одного из супругов или на основе развода, который был легко осуществим для мужа (в случае болезни жены или если он уличил последнюю в растрате совместного имущества и др.).

Жена была вправе требовать развода лишь в особых случаях: 1) при необоснованном обвинении ее в прелюбодеянии; 2) при нарушении мужем верности или оставлении им дома и местности.

Правовой статус женщины в древнем Вавилоне тесно связан с ее семейным положением. В семье господствует муж. Он ведет общее хозяйство семьи и ему принадлежит право распоряжаться женой. С точки зрения права вавилонскую женщину времен Хаммурапи нельзя назвать полностью беззащитной, хотя в общественном сознании ее роль еще долго сводилась к тому, что она - собственность мужа. С одной стороны замужняя женщина могла иметь свое имущество, распоряжаться собственным, нажитым в браке имуществом, сохраняла право на приданное, могла наследовать после мужа вместе с детьми, а с другой стороны она имела ограниченное право на развод, подчинялась мужу.

Для замужней женщины, пишет З.М. Черниловский, практические возможности независимой хозяйственной деятельности были не велики. Но незамужняя женщина могла при известных условиях (если она пользующаяся привилегиями жрица, если она не состоит под опекой и пр.) действовать вполне самостоятельно и с широким размахом. [10, с.273]

Вавилонский брак скреплялся договором между семьями жениха и невесты или жениха и семьей невесты, но на содержание его в Вавилоне могла оказывать влияние и женщина. Например, она могла потребовать особого договора с будущим мужем, лишавшего его права закладывать ее за долги (ст. 151). «Если человек возьмет жену и не заключит письменного договора, то эта женщина – не жена» (ст. 128). Ни ранний возраст невесты, ни отсутствие согласия женщины не были препятствием для заключения брака. В ряде случаев не было препятствием к браку и рабское положение мужа (ст. 175—176).

Одним из распространенных условий брака была выкупная плата («тархатум»), вносимая женихом семье невесты в качестве компенсации за потерю рабочей силы. Сначала выплачивался задаток, предварительный брачный дар по случаю обручения («библум»). Нарушение брачного договора со стороны жениха влекло за собой потерю им и задатка, и выкупной платы (ст. 159), со стороны тестя – двойную плату того и другого.

Если женщину, изменившую мужу, бросали в воду (когда муж ее не прощал), то и длящаяся измена мужа, который "ходит из дома и очень позорит свою жену", давала право женщине уйти от мужа со своим приданым в дом отца. Это право она приобретала и, тогда, когда муж покидал общину или клеветал на нее.

Неверность со стороны жены каралась смертью (п. 129). Были установлены подробные правила для рассмотрения обвинений такого рода (п. 130 - п. 136). При определенных обстоятельствах она могла быть и оправдана, например, в п. 134 говорится: "Если человек будет уведен в плен, а в его доме нет средств для пропитания, то его жена может войти в дом другого; эта женщина не виновна". Здесь Хаммурапи поступил мудро, включив в судебник такую статью, ибо в условиях частых войн того времени, пленение, видимо, случалось достаточно часто, а так как большинство семей жило, скажем так, ниже среднего уровня и мужчина был единственным кормильцем, то отсутствие подобной статьи могло бы привести просто к сильному сокращению населения и, соответственно, падению силы государства. При возвращении же война из плена, его жена возвращалась к нему, что сказано в п. 135, но это правило не распространялось на ее детей, рожденных от другого. В этом пункте прямо так и говорится: "дети следуют за их отцами". Это может свидетельствовать о том, что эта женщина могла войти в дом другого человека, уже имея собственных детей, и в случае возвращения своего мужа из плена эти дети, конечно же, уходили назад вместе с ней, но она не могла забрать с собой детей рожденных от человека, который ее содержал все это время. Если же жена в отсутствие мужа могла прокормить себя, но вошла в дом другого, то этот случай приравнивался к измене и, соответственно, карался смертью (п. 133).

Правда эти законы о супружеской неверности распространялись только на женщин, муж же, наоборот мог сожительствовать с рабынями и прижитых с ними детей признавать своими законными детьми (п. 170).

Брак в Вавилоне не считался нерасторжимым. По закону оставление мужем жены оговаривалось определенными условиями. Муж не мог покинуть даже больную проказой жену (ст. 142). Он мог уйти от бесплодной жены, дав ей выкуп и вернув приданое (ст. 138). Но он не мог ввести в дом в этом случае наложницу, если жена предоставляла ему рабыню с целью рождения детей. Рабыня, однако, не могла "равняться с госпожой" (ст. 146). Только расточительную и позорящую мужа жену можно было покинуть без всякой выкупной платы, оставив ее "в доме в качестве рабыни" (ст. 141).

Особо в законах Хаммурапи говорилось о правосудие в отношении женщин, на характер наказаний наложило отпечаток положение женщины в семье. Закон предусматривает ответственность жены за неверность, распутное поведении её. Так, ст. 129 предусматривает: «Если жена человека будет захвачена лежащей с другим мужчиною, то должно их связать и бросить в воду», или ст. 153 гласит: «если жена человека даст умертвить своего мужа из-за другого мужчины, то эту женщину должно посадить на кол». [3, с.157]

Хотя в законах есть упоминание о выкупе за невесту, однако вавилонский брак не был браком-куплей, так как размер приданого был больше чем размер выкупа.

Как уже упоминалось, целью брака было рождение детей и поэтому в случае бездетного брака выход искали в усыновлении чужих детей по согласованию с их кровными родителями или найденышей (п. 185).

Хотя закон и признает наследование по завещанию, преимущественным способом наследования является наследование по закону. Наследниками являлись не только родные и усыновленные дети и внуки, но и дети от рабыни - наложницы, если отец признавал их своими. Причем отец не имел права лишить наследства сына, не совершившего преступления. Дети обычно становились полноправными лишь после смерти отца и наследования семейного имущества. Законы Хаммурапи и здесь тоже вносят некоторые правовые особенности: так, отец мог лишить сына наследства, если тот дважды совершил тяжелый грех против него (п. 168 и п. 169). "Если он совершил по отношению к отцу тяжкий грех, достаточный для лишения его наследства, они (судьи) должны на первый раз простить его; если же он совершил тяжкий грех во второй раз, то отец может лишить его наследства".

Отец также мог признать детей от рабыни своими собственными детьми, со всеми вытекающими отсюда правами, посредством формулы "Мои дети". И после смерти отца они получали свою долю наследства наравне с законными детьми, но даже если он их таковыми и не называл, они после его смерти все равно получали свободу и их мать тоже, правда, в этом случае они уже не могли претендовать на наследство (п. 170 и п. 171).

Известными имущественными правами пользовалась также и вдова: она получала свое приданное и вдовью долю, если муж дал ее ей. Если же муж при жизни не оставил супруге вдовьей доли, то она получала из наследства долю, подобную доле одного наследника. В любом случае она могла и дальше жить в доме своего мужа, правда не могла распоряжаться им, "отдавать за серебро". Причем ее дети не могли насильно выселить ее из дома (п. 171 и п. 172)

Известны случаи, когда престарелые отцы при жизни передавали детям свое имущество в обмен на обязательство со стороны детей выдавать отцу, пока он жив, определенное содержание. Такие же договоры заключали иногда со своими детьми и матери, очевидно, передавая им свою "вдовью долю " (свое приданое, а также, если были, подарки мужа).

Вместе с тем закон говорит о некоторой правоспособности замужней женщины.

Жена авилума имела право распоряжаться своим приданым, заниматься ремеслом, торговлей, ростовщичеством, имела довольно широкую гражданскую дееспособность. Закон в какой-то мере охранял ее честь и достоинство. Если авилум без оснований обвинил чужую жену в безнравственном поведении, оклеветал ее и «простер палец», то его надлежало повергнуть перед судьями и обрить ему виски (ст. 127). Изнасилование чужой жены или девушки, проживающей в доме отца, каралось смертной казнью (ст. 130).

Если муж обвинял свою жену в прелюбодеянии, но сам факт не был доказан, жена, дав клятву своей непорочности, могла покинуть его и вернуться в дом отца (ст. 131). В качестве другой, весьма суровой альтернативы доказательства своей невинности жена могла подвергнуть себя водной ордалии. Утонувшая считалась виновной.

За безнравственное поведение жену следовало утопить, бросить в реку, если она, не дождавшись своего мужа из плена, не хранила своего достояния и «вошла в дом другого» (ст. 133) или «была схвачена, лежащей с другим мужчиной» (ст. 129). Жену за убийство мужа сажали на кол (ст. 153). Ее могли приговорить к смертной казни, если она при наличии детей от первого брака без разрешения суда вышла замуж вторично.

По Закон Хаммурапи, положение женщин-вавилонянок, по сравнению с законами шумеров, ухудшалось. Девушка могла появляться на улице и в общественных местах только в сопровождении своих родственников, иначе ее считали «гулящей». В случае изнасилования такой девушки мужчина мог освободиться от ответственности, поклявшись в том, что принял ее за «гулящую». Если дочь не вышла замуж, отец мог передать ее храму на положение блудницы, что не считалось зазорным и постыдным.

В более привилегированном положении находились жрицы, состоящие при храме. Однако там высокие должности получали дочери высокопоставленных родителей. Права жриц и других служителей богини любви Иштар в сфере имущественных отношений мало чем отличались от прав авилум.

Закон Хаммурапи предусматривал большую власть отца семейства над детьми. Он мог продать своих детей в рабство, в долговую кабалу, отдать дочь в храм в качестве жрицы любви, где она становилась проституткой, торговала своим телом, а деньги отдавала храму, что считалось богоугодным занятием.

Если сын ударил своего отца, ему отрубали пальцы (ст. 195). Если приемный сын отрекался от своих родителей, которые его вскормили и воспитали, ему отрезали язык. Отец мог лишить сына наследства, предварительно получив санкцию суда.

Таким образом, Закон Хаммурапи не только закрепил и сохранил большую власть хозяина дома как главы патриархальной семьи, но и усилил ее. Возможно, что обычаи и традиции шумеров, аккадцев, аморитов и других народов, не зафиксированные в Закон Хаммурапи, содержали иные установления в области брачно-семейных отношений.

 

 

5

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...