Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

ПРИМЕЧАНИЯ. 35 Речь идет о мистической концепции Плутарха о трех извечно суще­ствующих категориях людей, которую он развивает в своем сочинении «О том, что следуя Эпикуру невозможно жить счастливо»




ПРИМЕЧАНИЯ


располагалась в саду. «Сад» стал главным центром материализма и атеизма древнего мира. — 48.

33 Очевидно, Маркс цитирует в «Тетрадях» Плутарха по изданию Г. Кси-ландера, вышедшему во Франкфурте-на-Майне в 1599 году. (Plu-tarchus Chaeronensis. Commentarius Ne suaviter quidem vivi posse se­cundum Epicuri dé cré ta, docens. In: Quae extant omnia, cum latina, interpretatione Hermanni Cruserii, Gulielmi Xylandri... T. 2: Conti-nens Moralia. Gulielmo Xylandro interprè te. Francofurti, 1599). — 52.

34 H. Ritter. «Geschichte der Philosophie alter Zeit». Erster Theil. Ham­burg, 1829 (Г. Риттер. «История философии древнего мира». Часть I. Гамбург, 1829). — 54.

35 Речь идет о мистической концепции Плутарха о трех извечно суще­ствующих категориях людей, которую он развивает в своем сочинении «О том, что следуя Эпикуру невозможно жить счастливо». — 72, 198.

з« Эти стихи, по-видимому, принадлежат Якобу Бёме, который по сви­детельству своего биографа Абраама фон Франкенберга неоднократно вписывал их в альбомы своих друзей. Маркс, очевидно, цитирует стихи Бёме по книге: L. Feuerbach. «Geschichte der neuern Philosophie von Bacon von Verulam bis Benedict Spinoza», Ansbach, 1833, S. 161. — 75.

37 Русский перевод приводимых Марксом отрывков из поэмы Лукреция
и нумерация стихов (также и в предыдущих цитатах на стр. 36 и 60)
даются по изданию с параллельными русским и латинским текстами:
Лукреций. «О природе вещей». Редакция латинского текста и перевод
Ф. А. Петровского. Издательство Академии наук Союза ССР, 1945.

Лишь в редких случаях дается иной перевод, более близкий к ци­тируемому Марксом отрывку из поэмы. Данная Марксом нумерация стихов по лейпцигскому изданию Эйхштедта 1801 г. отличается во многих случаях на одну — три строки как от вышеуказанного из­дания, так и от некоторых других изданий. — 87.

38 При работе над вторым изданием Полного собрания Сочинений
К. Маркса и Ф. Энгельса на языках оригинала (Marx—Engels Gesamt­
ausgabe) ученые ГДР в 1972—1973 гг. установили, что та часть «Тет­
радей по эпикурейской философии», которую раньше считали пятой
тетрадью, является шестой, а та часть, которую считали шестой тет­
радью, является пятой (обложки ни у той, ни у другой не сохрани­
лись). Поэтому в настоящем томе эти тетради по сравнению с Marx—
Engels Werke. Ergä nzungsband, Teil 1. Berlin, 1968 (Сочинения Маркса
и Энгельса. Дополнительный том, часть 1, Берлин, 1968) переставлены
местами, т. е. пятая тетрадь стала шестой, а шестая пятой. Внутри
же самих тетрадей текст расположен в полном соответствии с упомя­
нутой первой частью немецкого дополнительного тома.

Что касается расположения текста пятой и шестой тетрадей в данном томе по сравнению со сборником — К. Маркс и Ф. Энгельс. «Ив ранних произведений» (М., 1956), то изменение коснулось не только перестановки тетрадей местами, но и последовательности в подаче текста. Эта последовательность была вполне обоснованно уже изме­нена в первой части немецкого дополнительного тома (часть материала,


ПРИМЕЧАНИЯ



сохранившегося в виде обособленных листков, была отнесена в сбор­нике 1956 г. не к той тетради, к которой она действительно принад­лежит). Такая последовательность внутри указанных тетрадей сохра­нена и в настоящем томе. — 106.

39 Выписок из книги шестой поэмы Лукреция «О природе вещей» в до­шедшей до нас рукописи «Тетрадей» не содержится. — 108.

40 F. Ch. Baur. «Das Christliche des Piatonismus oder Sokrates und Chris­tus». Tü bingen, 1837. — 111.

41 Кенологизированае — пустая болтовня.

Ссылаясь здесь на Аристотеля, Маркс, по-видимому, имеет в виду девятую главу первой книги «Метафизики», где Аристотель критикует учение Платона. — 115.

42 Имеется в виду сочинение Плотина «Эннеады». — 117.

43 G. W. F. Hegel. «Vorlesungen ü ber die Geschichte der Philosophie». In: G. W. F. Hegel. Werke. Vollstä ndige Ausgabe durch einen Verein von Freunden des Verewigten. Bd. 14, Berlin, 1833. (Г. В. Ф. Гегель. «Лекции по истории философии». В издании: Г. В. Ф. Гегель. Сочине­ния. Полное собрание, издаваемое кругом друзой усопшего. Том 14, Берлин, 1833). — 119.

44 Выписок из работы Цицерона «Тускуланскпе беседы», указываемой Марксом на обложке тетради VII, в дошедшем до нас тексте рукописи не содержится. Вместе с тем в тетради VII имеются выписки из неупо­мянутой на обложке тетради работы Цицерона «О высшем добре и зле». — 131.

45 Схема натурфилософии представляет собой краткую запись содержа­ния тех параграфов работы Гегеля «Энциклопедия философских наук» (G. W. F. Hegel. «Enzyklopä die der philosophischen Wissenschaften»), которые посвящены философии природы. Эта запись была сделана Марксом в 1839 г. в «Тетрадях по эпикурейской философии», а именно на пяти страницах в конце пятой тетради. Возможно, что схема была составлена Марксом в связи с рассмотрением в пятой тетради харак­тера и особенностей натурфилософии Эпикура в порядке сопоставле­ния ее с современными Марксу интерпретациями натурфилософии, в частности и Гегеля.

Схема Маркса дана в трех вариантах. Первый вариант охваты­вает содержание параграфов 252—334 «Энциклопедии философских наук» Гегеля и наиболее близко воспроизводит порядок изложения им предмета и его формулировки. Второй вариант резюмирует мень­шее число параграфов, относящихся к философии природы, однако отличается значительной самостоятельностью в отношении системати­зации и терминологии. Наиболее оригинальным в этом смысле является третий вариант, который в еще большей степени освобожден от спе­цифической гегелевской терминологии и в то же время, несмотря на краткость, наиболее полно отражает содержание натурфилософии Гегеля. — 141.

46        Работа К. Маркса «Различие между натурфилософией Демокрита и
натурфилософией Эпикура» является частью задуманного им еще
в 1839 г. общего исследования по истории античной философии.

В ходе занятий этими проблемами Марксом были составлены под­готовительные «Тетради по эпикурейской философии» (см. настоящий



Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...