Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

ПРИМЕЧАНИЯ. 59 Массалиоты — жители города Массалии (позднее Марсель), осно­ ванного около 600 г




en


ПРИМЕЧАНИЯ


Марксом в отличие от «Тетрадей по эпикурейской философии», где они заимствованы из комментированного издания Гассенди (Лион, 1649), по вышедшему в 1833 г. в Лейпциге в издательстве Таухница из­данию, которое в некоторых местах значительно отличается от гас-сендиевского. Этим объясняется в ряде случаев расхождение в тех же самых цитатах, данных Марксом в примечаниях к диссертации и в «Тетрадях по эпикурейской философии».

В тексте примечаний Маркса в отдельных необходимых случаях сделаны пояснительные редакционные вставки в квадратных скоб­ках. — 201.

59 Массалиоты — жители города Массалии (позднее Марсель), осно­
ванного около 600 г. до н. э. в качестве греческой колонии выходца­
ми из малоазийской Фокеи.

Упоминаемое Марксом сражение римского полководца Мария с германскими племенами кимвров, вторгшихся в Галлию и северную Италию, произошло в 101 г. до н. э. при Верцеллах. — 208.

60 Речь идет о борьбе двух направлений в немецкой философии конца
30-х — начала 40-х годов XIX века.

«Либеральной партией» в философии Маркс называет здесь мла­догегельянцев. К концу 30-х годов наиболее радикальные из них (Б. Бауэр, Л. Фейербах, Л. Руге и др. ) перешли на позиции атеизма, подвергли критике философию Гегеля слева и выступили с требова­ниями буржуазных свобод. Реакцией на эту эволюцию младогегельян­ства явилось оформление так называемой «позитивной философии».

«Позитивная философия» — религиозно-мистическое направление в философии, выступившее с критикой философии Гегеля справа (X. Г. Вейсе, И. Г. Фихте-младший, А. Гюнтер, Ф. Баадер, поздний Шеллинг). «Позитивные философы» пытались подчинить философию религии, выступали против рационального познания и считали боже­ственное откровение единственным источником «позитивного» знания. Всякую философию, объявлявшую своим источником рациональное познание, они считали «негативной». — 211.

61 Маркс приводит выдержку (в рукописи на французском языке) из
киши «Systè me de la Nature ou Des Loix du Monde Physique et du
Monde Moral». Par M. Mirabaud, Secré taire Perpé tuel et l'un des Qua­
rante de l'Acadé mie Franç aise. Londres, 1770 («Система природы, или
О законах мира физического и мира духовного». Сочинение г-на Мп-
рабо, непременного секретаря и одного из сорока членов Французской
академии. Лондон, 1770). Действительным автором книги был фран­
цузский материалист П. А. Гольбах, поставивший на своей книге,
в целях конспирации, фамилию умершего в 1760 г. секретаря Фран­
цузской академии Ж. Б. Мирабо. — 230.

62 Оба цитируемых Марксом произведения Шеллинга: «Philosophische
Briefe ü ber Dogmatismus und Kriticismus» и «Vom Ich als Princip der
Philosophie, oder ü ber das Unbedingte im menschlichen Wissen» («О «я»
как принципе философии, или О безусловном в человеческом знании»)
вышли в свет в 1795 году. Впоследствии Шеллинг отказался от прогрес­
сивных взглядов и перешел на позиции религиозного мистицизма.
В 1841 г. Шеллинг был приглашен прусскими властями в Берлинский
университет
для борьбы против влияния представителей гегелевской
школы, особенно младогегельянства.
231.


ПРИМЕЧАНИЯ



в* Маркс, по-видимому, ссылается на 13-ую лекцию по философии рели­гии, прочитанную Гегелем в летний семестр 1829 года («Vorlesungen ü ber die Philosophie der Religion»). — 232.

64 Речь идет о критике различных способов доказательства существова­ния бога, содержащейся в работе Канта «Критика чистого разума». — 232.

85 Маркс имеет в виду следующее замечание Канта из его работы «Кри­тика чистого разума», сделанное в связи с рассуждениями о логиче­ском значении элементов суждения (субъект, предикат, связка «есть»): «Сто действительных талеров не содержат в себе ни на йоту больше, чем сто возможных талеров. В самом деле, так как возможные талеры означают понятие, а действительные талеры — предмет и его полага­йте само по себе, то в случае если бы предмет содержал в себе больше, чем понятие, мое понятие не выражало бы всего предмета и, следова­тельно, не было бы адекватным ему. Но мое имущество больше при на­личии ста действительных талеров, чем при одном лишь понятии их (т. е. возможности их). В самом деле, в случае действительности пред­мет не только аналитически содержится в моем понятии, но и прибав­ляется синтетически к моему понятию (которое служит определением моего состояния), нисколько не увеличивая эти мыслимые сто талеров этим бытием вне моего понятия» (см Иммануил Кант. Сочинения в ше-- сти томах. Том 3. Москва, 1964, стр. 522). — 232.

ев Венды, — древнее название славян. — 232,

87 В конце 1841 — начале 1842 г. Маркс сделал новую попытку опублико­вать свою диссертацию. В связи с этим он набросал начало нового предисловия. Набросок носит черновой характер и содержит много исправлений и зачеркнутых мест. — 234.

68 Докторская диссертация Маркса вместе с заявлениями о соискании
ученой степени на немецком и латинском языках была 13 апреля
1841 г. официально зарегистрирована в книге записей Иенского уни­
верситета под номером 26.

В этот же день деканом философского факультета Бахманом и группой профессоров был подписан рекомендательный отзыв на дис­сертацию (см. настоящий том, стр. 654). 15 апреля Марксу заочно была присуждена степень доктора философии и выписан диплом. — 235, 654.

69 Настоящая работа представляет собой начало задуманной Марксом
критической статьи, направленной против абстрактной, нигилистиче­
ской трактовки проблемы государственной централизации в статье
Мозеса Гесса «Deutschland und Frankreich in bezug auf die Zentralisa-
tionsfrage», которая была опубликована в приложении к «Rheinische
Zeitung» 17 мая 1842 г. и помечена корреспондентским значком Гесса
-. '-. Статья Маркса, по-видимому, не была закончена. Написанная
часть ее дошла до нас в виде рукописи. — 237.

70 Данная статья Маркса написана в связи с нападками немецкого
философа Группе на книгу В. Бауэра «Kritik der evangelischen Geschi­
chte der Synoptiker». Bd. 1—2. Leipzig, 1841 («Критика евангельской



ПРИМЕЧАНИЯ


истории синоптиков». Том 1—2. Лейпциг, 1841). Выступив против ли­дера младогегельянцев в своем памфлете «Bruno Bauer und die akade­mische Lehrfreiheit» под флагом внепартийности и нейтральности в философии (в статье Маркс приводит в несколько перефразированном виде заявление Группе: «Пишущий эти строки никогда не служил ни одной партии и не находился под чьим-либо влиянием»), Группе пытался подорвать авторитет Бауэра как критика евангельских источ­ников. Журнал младогегельянцев «Deutsche Jahrbü cher» посвятил пам­флету Группе еще ряд статей, в которых выступил в защиту Бауэра. — 240.

71 Маркс излагает здесь приводимое в книге Б. Бауэра «Kritik der evangelischen Geschichte der Synoptiker» (том 2, стр. 296) высказывание протестантского теолога А. Ноандера из его книги «Das Leben Jesu Christi in seinem geschichtlichen Zusammenhange und seiner geschicht­lichen Entwicklung dargestellt». Hamburg, 1837, S. 265 (А. Неандер. «Жизнь Иисуса Христа, представленная в ее исторической связи и ее историческом развитии». Гамбург, 1837, стр. 265). — 242.

7% Ниже Маркс приводит выдержки ira Нового завета по книге Б. Бауэра «Kritik der evangelischen Geschichte der Synoptiker» (том 2, стр. 297, 299 и 296). — 242.

73 Это редакционное заявление находится в тесной связи со статьей Маркса «Коммунизм и аугсбургская «Allgemeine Zeitung»» (см. на­стоящее издание, том 1, стр. 114—118), в которой Маркс дает отпор выступлению аугсбургской «Allgemeine Zeitung» против коммунизма и ее нападкам на «Rheinische Zeitung». Как в своей статье, так и редак­ционном заявлении Маркс полемизирует с корреспонденцией, которая была опубликована в № 284 аугсбургской «Allgemeine Zeitung» И ок­тября 1842 г. под заглавием «Die Kommunistenlehren» («Коммунисти­ческие доктрины»). В редакционном заявлении Маркс уличает ав­тора корреспонденции «Коммунистические доктрины» в том, что он в искаженном виде изложил статью «Kommunisten in Preuß en» («Ком­мунисты в Пруссии»), которая была опубликована 6 октября 1842 г. в № 277 «Stadt-Aachener Zeitung». — 244.

7* Настоящее редакционное примечание относится к напечатанной в том же номере корреспонденции «Vom Rhein». Эта корреспонденция, в свою очередь, представляет собой реплику на ранее напечатанную в прило­жениях к №№ 265, 268, 275 и 277 «Rheinische Zeitung» от 22 и 25 сен­тября, 2 и 4 октября 1842 г. статью «Fehlgriffe der liberalen Opposition in Hannover». — 246.

7& После восстановления во Франции монархии Бурбонов там была провозглашена 4 июня 1814 года Конституционная хартия. Она уста­навливала режим конституционной монархии, но широкие слои насе­ления были совершенно отстранены от политической жизни. 26 июля 1830 г. королем Карлом X были обнародованы шесть указов (Июльские ордонансы), которые представляли собой грубое нарушение Кон­ституционной хартии 1814 года (роспуск вновь избранной палаты депутатов, лишение торгово-промышленной буржуазии избирательных прав, новое ограничение свободы печати и т. д. ) и означали попытку придворных кругов, верхушки дворянства и высшего духовенства совершить государственный переворот. Ордонансы послужили непо-


ПРИМЕЧАНИЯ



средственным поводом к Июльской революции 1830 г. во Франции и к свержению династии Бурбонов. — 246.

76 В 1837 г. король Эрнст-Август и его сторонники произвели государст­венный переворот в Ганновере. Отменив конституцию 1833 г., носив­шую умеренно-либеральный характер (по конституции министры назна­чались королем, но были ответственны перед ландтагом), король возоб­новил действие конституции 1819 г., которая сохраняла в силе сослов­ный принцип представительства и крайне ограничивала права ландтага. Либеральные круги Ганновера добивались восстановления конститу­ции 1833 года; это требование было сформулировано в протесте семи профессоров Гёттингенского университета (братьев Гримм, Дальмана, Гервинуса, Эвальда, Альбрехта и Вебера), которые были смещены за это со своих должностей; некоторые из них были высланы. События в Ганновере вызвали широкий отклик во всей Германии. — 246.

77 Серия статей Маркса «Муниципальная реформа и «Kö lnische Zeitung»» (три корреспонденции), а также примыкающая к ней статья «Коррес­пондент «Kö lnische Zeitung» и позиция «Rheinische Zeitung»» были написаны Марксом в связи с развернувшейся острой дискуссией по поводу реформы местного управления, которую намеревалось провести прусское правительство в Рейнской провинции. С занятием немецких областей на левом берегу Рейна французской армией там были в ос­новном ликвидированы феодальные институты и в 90-х годах XVIII в. в будущей прусской Рейнской провинции было введено новое общин­ное устройство. Городские и сельские общины в правовом отношении были поставлены в равные условия, а привилегии феодального зем­левладения в сельских общинах были значительно урезаны. С уста­новлением прусского господства в 1815 г. правительство и феодаль­ное дворянство пытались ликвидировать это положение вещей, лишив равноправия городские и сельские общины. Прусские власти принуж­дали города Рейнской провинции принять реакционное прусское по­ложение о городском устройстве 1808 г., а для сельских общин пре­дусматривалось введение нового положения. Таким путем правящие круги надеялись вернуть привилегии рейнскому дворянству.

Прогрессивная рейнская буржуазия и демократически настроенная интеллигенция выступили против этих устремлений прусских властей и энергично защищали правовое равенство городских и сельских общин. «Rheinische Zeitung» решительно поддерживала эту линию и боролась за дальнейшее углубление демократических завоеваний французской буржуазной революции. С августа по декабрь 1842 г. она опубликовала ряд статей в защиту равноправия города и деревни, выступая против проведения прусского сословного принципа и расши­рения привилегий феодального дворянства. Когда газета «Kö lnische Zeitung», введя в заблуждение читателей, сообщила, что жители Рейнс­кой области якобы выступают за разделение городских и сельских об­щин, и при этом ложно интерпретировала также взгляды и аргументы, содержавшиеся в корреспонденциях «Rheinische Zeitung», Маркс вы­ступил с возражением, которое он — после того как «Kö lnische Zei­tung» ответила — продолжил еще в трех статьях. В них Маркс не только солидаризировался с требованиями радикальной буржуазии накануне мартовской революции 1848 г., но, будучи революционным демократом, подходил к этим требованиям с более последовательных и решительных позиций. Свою острую критику ретроградной и вместе



Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...