ПРЕДИСЛОВИЕ. «То Трира черный сын с неистовой душой. Он не идет, — бежит, нет, катится лавиной, Отвагой дерзостной сверкает взор орлиный, А руки он простер взволнованно вперед, Как бы желая вниз обрушить неба
XV Примыкающий к этим работам памфлет «Шеллинг — философ во Христе», написанный в своеобразной пародийно-иносказательной форме, якобы с позиций верующего христианина, представляет собой сатирически заостренную критику попыток Шеллинга примирить науку с религией, защитить идеологические основы прусского абсолютизма. Сатирическая поэма «Библии чудесное избавление», написанная Энгельсом летом 1842 г. при участии Э. Бауэра, также направлена против религиозного мракобесия. Поводом для написания поэмы послужило увольнение прусским правительством в конце марта 1842 г. Бруно Бауэра из Боннского университета, где он был приват-доцентом. В поэме изображается борьба берлинского младогегельянского кружка «Свободных» против прусских профессоров богословия. Нанося основной удар по правым гегельянцам, Энгельс, хотя он и был сторонником «Свободных», высмеивает в то же время слабые стороны многих представителей этого кружка. Так, он иронически раскрывает характерное для значительной части младогегельянцев противоречие между революционной фразой и неспособностью к практическому действию. Конец поэмы также свидетельствует о критическом отношении Энгельса к их беспомощности и растерянности перед лицом наступившей реакции. Узнав об устранении Бауэра С кафедры Боннского университета, «Свободные», согласно поэме, впадают в страшное смятение и в ужасе обращаются в повальное бегство. Создавая свою поэму, Энгельс, очевидно, уже начинал политически расходиться с основными кругами младогегельянцев. Он выделял среди них лишь. нескольких наиболее радикальных мыслителей и публицистов, которых считал подлинными выразителями революционно-демократических тенденций.
Одним из героев поэмы является Карл Маркс, которого Энгельс лично тогда еще не знал. Но по рассказам других он уже составил представление о своем будущем друге как о страстном и непримиримом революционном борце. Именно таким Энгельс и изображает его в отличие от того, как он рисует Руге, . Кёппена, Буля и других младогегельянцев. «То Трира черный сын с неистовой душой. Он не идет, — бежит, нет, катится лавиной, Отвагой дерзостной сверкает взор орлиный, А руки он простер взволнованно вперед, Как бы желая вниз обрушить неба свод. Сжимая кулаки, силач неутомимый Все время мечется, как бесом одержимый»! (настоящий том, стр. 304). XVI ПРЕДИСЛОВИЕ Заслуживает внимания и та характеристика, которую Энгельс дает в поэме себе: «А тот, что всех левей, чьи брюки цвета перца И в чьей груди насквозь проперченное сердце, Тот длинноногий кто? То Освальд — монтаньяр! Всегда он и везде непримирим и яр» (настоящий том, стр. 303). Сравнивая себя с монтаньярами, с последователями наиболее революционной партии французской буржуазной революции конца XVIII века — партии «Горы», Энгельс, таким образом, отводит себе место на крайнем левом фланге тогдашнего радикально-демократического течения в Германии. Это свидетельствует о том, что Энгельс тогда уже твердо стоял на революционно-республиканских позициях. Революционные политические взгляды Энгельса в берлинский период жизни особенно проявились в его работах, напечатанных в 1842 г. в прогрессивной оппозиционной газете «Rheinische Zeitung», в которой он начал сотрудничать весной 1842 года. В статьях «Северогерманский и южногерманский либерализм», «Рейнские празднества», «Дневник вольнослушателя», «Комментарии и заметки к современным текстам», «Критика прусских законов о печати» Энгельс ведет борьбу за передовые политические идеи, за коренные революционные преобразования существующего строя, выступает в защиту свободы слова и печати, против стремления абсолютистских кругов Пруссии увековечить полусредневековые феодальные порядки в Германии.
Стоя на позициях революционного демократа, Энгельс все больше убеждается в несостоятельности либеральной идеологии как в Германии, так и в других странах Европы. В частности, в статье «Централизация и свобода», напечатанной в «Rheinische Zeitung» в сентябре 1842 г., Энгельс резко выступает против идеализации буржуазной июльской монархии во Франции и режима Гизо европейским, в том числе также и немецким, либерализмом. Энгельс рассматривал политику Гизо как олицетворение реакционного перерождения буржуазно-конституционного режима французской июльской монархии. Он выступает в этой статье против бюрократической централизации, видя в ней порождение абсолютизма, унаследованного буржуазным государством. Желание Энгельса активно участвовать в повседневной политической борьбе против господствовавших в Пруссии и других странах реакционных порядков все больше отдаляло его ПРЕДИСЛОВИЕ XVII от «Свободных» и сближало с Марксом, который в октябре 1842 г. возглавил «Rheinische Zeitung». К концу пребывания в Берлине Энгельс, который внимательно следил за социалистическим и коммунистическим движением в европейских странах, все больше склонялся к убеждению, что только в коммунистических теориях следует искать ключ к правильному решению социального вопроса. Том заканчивается двумя письмами Энгельса в еженедельник английских социалистов-оуэнистов «The New Moral World», относящихся к самому началу 1844 г., когда Энгельс, находясь с конца 1842 г. в Англии, стоял уже на позициях материализма и коммунизма. * # # 41 том второго издания Сочинений охватывает более широкий круг произведений и писем Энгельса по сравнению с тем, что уже публиковалось на русском языке во II томе первого издания Сочинений К. Маркса и Ф. Энгельса и в сборнике — К. Маркс и Ф. Энгельс. «Из ранних произведений», выпущенном Институтом марксизма-ленинизма в 1956 году. Кроме того, эти издания в настоящее время уже стали библиографической редкостью и малодоступны для читателей. Большинство опубликованных в них произведений воспроизводится в настоящем томе в исправленных, а в отдельных случаях и коренным образом переработанных переводах.
Помимо этого в том вошли 18 произведений Энгельса, не переводившихся ранее на русский язык, в том числе 8 юношеских стихотворений. Впервые публикуются на русском языке и 29 писем Энгельса его сестре Марии, одно письмо брату Гер-мануидва письма радикальному публицисту Левину Шюккингу. Из вновь включенных произведений наиболее интересными являются четыре «Корреспонденции из Бремена», в которых Энгельс дает широкую социально-политическую картину жизни этого города. Письма сестре Марии, как уже говорилось, представляют собой весьма ценный биографический материал. В томе печатаются также статьи Энгельса «Участие в дебатах баденской палаты» и «Централизация и свобода», которые до сих пор вообще не публиковались ни в одном из изданий его произведений. В 1842 г. они были напечатаны без подписи в «Rheinische Zeitung». Все статьи и стихотворения Энгельса, входящие в данный том, публиковались в свое время без подписи или под псевдонимами Теодор Гильдебранд, Фридрих Освальд, С- Освальд, Ф. Освальд, Ф. О. или Фридрих О. Лишь сделанный Энгельсом XVIH
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|