Расчёт зубьев на прочность при изгибе
Выносливость зубьев, для предотвращения усталостного излома, для каждого колеса сопоставлением расчетного местного напряжения от изгиба в опасном сечении на переходной поверхности и допускаемого напряжения: σF ≤ σFP; Расчётное местное напряжение при изгибе: для шестерни – σF3 = ; (4.35) для колеса – σF4 = σF3 . ; (4.36) где: КF – коэффициент нагрузки. КF = КА . КFV . KFβ . KFα; (4.37) где: КFV – коэффициент, учитывающий динамическую нагрузку, возникающую в зацеплении до зоны резонанса. КFV = 1 + ; (4.38) где: ωFV – удельная окружная динамическая сила, Н/мм: ωFV = δF . q0 . V2 . ; (4.39) где: δF = 0.16 – коэффициент, учитывающий влияние вида зубчатой передачи, q0 = 5,6 при m ≤ 3.55 – коэффициент, учитывающий влияние разности шагов зацепления зубьев шестерни и колеса 8-й степени точности: ωFV = 0,16 . 5,6 . 1,404 . = 11,32 Н/мм; КFV = 1 + = 1,225. KFβ – коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки по длине контактных линий, KFβ = ; (4.40) где: NF = ; (4.41) где: h – для прямозубого зацепления: h = ; (4.42) h = = 4,025; NF = = 0,949; KFβ = = 1,095; KFα = Kнα = 1 – коэффициент, учитывающий распределение нагрузки между зубьями: КF = 1,1 . 1,225 . 1,095 . 1 = 1,476; YFS3, YFS4 – коэффициенты, учитывающие форму зуба и концентрацию напряжений, определяемые для шестерни и колеса в зависимости от числа зубьев Z3 и Z4 по графику зависимости (рис. 4.2).
рис. 4.2 Yβ = 1 – коэффициент, учитывающий наклон зуба прямозубых передач; Yε = 1 – коэффициент, учитывающий перекрытие зубьев:
Найдя все необходимые коэффициенты, найдём расчётное местное напряжение при изгибе для шестерни и колеса, МПа: для шестерни: σF3 = = 72,78 МПа; для колеса: σF4 = 72,78 . = 69,51 МПа. Допускаемое напряжение, МПа: σFP = ; (4.43) где: σFlimb – предел выносливости зубьев при изгибе, МПа: σFlimb = ; (4.44) где: σ0Flimb – предел выносливости зубьев при изгибе, соответствующий базовому числу циклов напряжений, МПа: σ0Flimb = 1,75 . НВ; (4.45) YT = 1 – коэффициент, учитывающий технологию изготовления зубчатых колёс; YZ = 1 – коэффициент, учитывающий способ получения заготовки зубчатого колеса (ковка или штамповка); Yq = 1 – коэффициент, учитывающий отсутствие шлифовки переходной поверхности зубьев; Yd = 1 – коэффициент, учитывающий отсутствие деформационного упрочнения или электрохимической обработки переходной поверхности; YA = 1 – коэффициент, учитывающий влияние характера приложения нагрузки (односторонняя): для шестерни: σ0Flimb3 = 1,75 . НВ3; (4.46) σ0Flimb3 = 1,75 . 269 = 470,75 МПа; σFlimb3 = = 470,75 Мпа; для колеса: σ0Flimb4 = 1,75 . НВ4; (4.47) σ0Flimb4 = 1,75 . 220 = 385 МПа; σFlimb4 = = 385 МПа. YN – коэффициент долговечности: для шестерни: YN3 = ≤ 4 (4.48) для колеса: YN4 = ≤ 4 (4.49) где NFlimb = 4·106 – базовое число циклов напряжений; NК – суммарное число циклов напряжений, определяемое для шестерни и колеса, миллионов циклов, для шестерни: NK3 = 60 · n2 · Lh; (4.50) NK3 = 60 · 239,5 · 20000 = 287400000, для колеса: NK4 = 60 · n3 · Lh; (4.51) NK4 = 60 · 98.2 · 20000 = 117840000, где: n2, n3 – частоты вращения шестерни и колеса тихоходной ступени, об/мин. Так как, NK3 > NFlimb и NK4 > NFlimb, то поэтому принимаем YN = 1. qF = 6 – показатель степени для зубчатых колёс с однородной структурой материала; Yδ – коэффициент, учитывающий чувствительность материала к концентрации напряжений;
Yδ = 1,082 – 0,172 . lg m; (4.52) Yδ = 1,082 – 0,172 . lg 3,5 = 0,989; YR = 1,2 – коэффициент, учитывающий шероховатость переходной поверхности (при нормализации или улучшении); YХ – коэффициент, учитывающий размеры зубчатого колеса; YХ = 1,05 – 0,000125 . di; (4.53) где: di – диаметр делительной окружности зубчатого колеса тихоходной ступени, мм: для шестерни: YХ3 = 1,05 – 0,000125 . 112 = 1,0336; для колеса: YХ4 = 1,05 – 0,000125 . 280 = 1,015; SF = 1,7 – коэффициент запаса прочности, для углеродистой и легированной сталей, подвергнутых нормализации или улучшению. Допускаемое напряжение, МПа: для шестерни: σFP3 = ; (4.54) σFP3 = = 340,5 МПа; для колеса: σFP4 = ; (4.55) σFP4 = = 272,8 МПа; Получив все необходимые напряжения, проверим выносливость зубьев, необходимую для предотвращения усталостного излома. для шестерни: σF3 ≤ σFP3; 72,8 < 340,5; для колеса: σF4 ≤ σFP4; 69,51 < 272,8. Полученные неравенства верны, значит, расчёты выполнены верно.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|