Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Расчёт зубьев на прочность при изгибе

Расчёт зубьев колёс быстроходной ступени выполняется аналогично расчёту зубьев колёс тихоходной ступени. Должно выполняться условие:

σF  σFP

Расчетное линейное напряжение при изгибе:

для шестерни:

σF1 = KF · YFS1 · Yβ · Yε;        (4.92)

для колеса:

σF2 = σF1 ;   (4.93)

где: KF – коэффициент нагрузки,

                                      KF = KA · KFV ·K · K;                    (4.94)

где: KFV – коэффициент, учитывающий динамическую нагрузку, возникающую в зоне зацепления до зоны резонанса;   

KFV = 1+ ;                          (4.95)

где: ωFV – удельная окружная динамическая сила, Н/мм;

ωFV = δF · q0 · V1 · ;            (4.96)

где: δF = 0,06 – коэффициент, учитывающий влияние вида зубчатой передачи;

ωFV = 0,06·5,6·3,56 = 10,19;

KFV = 1+ = 1,485;

K = (K0)NF;             (4.97)

где:

NF = ;                         (4.98)

где:

h =  ;                                     (4.99)

h= = 4,24;

NF =  = 0,948;

K0 = 1,1;

K = 1.10.948 = 1.095;

K = K = 1.05;

KF = 1,1 · 1,485 · 1,095 · 1,05 = 1,878;

YFS1, YFS2 – коэффициент, учитывающий форму зуба и концентрацию напряжений, определяемые для шестерни и колеса в зависимости от числа зубьев ZV1 и ZV2 (см. п. 4.3.1. и рис. 4.2);

YFS1 = 3,81; YFS2 = 3,62;

Yβ = 1 – εβ ·  ≥ 0.7;                (4.100)

Yβ = 1 – 1,9 = 0,76 ≥ 0.7;

Yε = ; при: εβ ≥ 1;                  (4.101)

Yε =  = 0, 61;

для шестерни:

σF1 =  . 1,878 · 3,81 · 0,76 · 0,61 = 18,12;

для колеса:

σF2 = 18,12 = 17,2;

Допускаемое напряжение:

σFP =  · YN · Yδ · YR · YX; (4.102)

где:

σFlimb = σ0Flimb · YT · YZ · Yq · Yd · YA; (4.103)

σ0Flimb = 1.75 · HB;(4.104)

для шестерни:

σ0Flimb1 = 1,75·HB1;                      (4.105)

σ0Flimb1 = 1,75 · 269 = 470,75 МПа;

для колеса:

σ0Flimb2 = 1,75 · HB1; (4.106)

σ0Flimb2 = 1,75 · 220 = 385 МПа;

Значения коэффициентов YT, YZ, Yq, Yd, YA приведены в п. 4.2.2;

YN – коэффициент долговечности;

для шестерни:

YN1 =  ≤ 4;                   (4.107)

для колеса:

YN2 =  ≤ 4;                   (4.108)

где:

NFlimb = 4·106; q = 6;

NK - суммарное число циклов напряжений, миллионов циклов;

для шестерни:

NK1 = 60·n1·Lh;                            (4.109)

NK1 = 60 · 646,7 · 20000 = 77604000 ≥ NFlimb;

для колеса:

NK2 = 60·n2· Lh;    (4.110)

NK2 = 60 · 239,5 · 20000 = 287400000 ≥ NFlimb;

т.к. NK > NFlimb, то принимаем YN = 1:

Yδ = 1.082 – 0.172 · lg m;          (4.111)

Yδ = 1.082 – 0.172 · lg 3,5 = 0.988;

YR = 1.2;

для колеса:

YX1 = 1.05 – 0.000125d1;           (4.112)

YX1 = 1.05 – 0.000125 · 105,3 = 1,037;

для шестерни:

YX2 = 1.05 – 0.000125d2;           (4.113)

YX2 = 1.05 – 0.000125 · 286,8 =1,014:

di – диаметр делительной окружности колеса быстроходной ступени, мм:

SF = 1.7;

σFlimb1 = σ0Flimb1 · YT · YZ · Yq · Yd · YA; (4.114)

σFlimb1 = 470,75 · 1 · 1 · 1 · 1 · 1 = 470,75 МПа;

σFlimb2 = σ0Flimb2 · YT · YZ · Yq · Yd · YA; (4.115)

σFlimb2 = 385·1 ·1 ·1 ·1 ·1 = 385 МПа:

Допускаемое напряжение, МПа:

для шестерни:

σFP1 =  · YN1 · Yδ · YX1 · YR; (4.116)

σFP1 =  · 1 · 0,988 · 1,2 · 1,037 = 207,7 МПа;

для колеса:

σFP1 =  · YN1 · Yδ · YX1 · YR; (4.117)

 σFP1 =  · 1 · 0,988 · 1,2 · 1,014 = 133,4 МПа;

Проверка:

шестерня:

σF1 ≤ σFP1;

18,2 ≤ 207,7:

колесо:

σF2 ≤ σFP2;

17,2 ≤133,4;

 

Ориентировочный расчет и конструирование валов

 

Ориентировочный расчет валов на ранней стадии проектирования, когда изгибающие моменты еще не определены. Расчет выполняют на чистое кручение по пониженным допускаемым напряжениям [τк] и определяют диаметры отдельных ступеней валов.

Основным материалом для валов служат термически, обрабатываемые среднеуглеродистые стали 35, 40, 45 или легированные 40Х, 40ХН и др.

 

Входной вал

Диаметр выходного конца вала (рис. 4.3), мм:

d1 = ;                                (4.118)

где: Т1 – вращающий момент на валу (п.2.4.), Н · мм:

K] = (20 ÷ 25) МПа – допускаемое напряжение кручения для среднеуглеродистых сталей 35, 40, 45:

d1 =  = 27,4 мм;

Диаметр d1 округляем до целого, стандартного значения: d1 = 28 мм.

рис. 4.3

 

Диаметр вала под уплотнение, мм:

dупл = d1 + 2 · t;                           (4.119)

где: t = 2.2 – высота буртика, мм;

dупл = 28 + 2 · 2,2 = 31, 4 мм;

Диаметр dупл округляем до целого стандартного значения dупл = 32 мм.

Диаметр вала dп в месте посадки подшипника может быть равен диаметру вала под уплотнением или больше его, но кратен пяти, т.е.

dп ≥ dупл;

dп = 35 мм;

Между подшипником и шестерней на том же диаметре, что и подшипник, располагают разделительное кольцо. Диаметральные размеры кольца определяются из условия контакта его торцов с колесом и внутренним кольцом подшипника.

Диаметр кольца со стороны подшипника, мм:

dδ.п. = dп + 3 · r;                  (4.120)

где: r = 2,0 – координата фаски подшипника:

dδ.п. = 35 + 3 · 2,0 = 41 мм;

Диаметр вала под шестерней, мм:

dδ.п. ≥ dk > dп;

42 ≥ 40 > 35;

dk = 40 мм.

Диаметр разделительного кольца со стороны шестерни, мм:

dδ.k. = dk + 3 · f;                  (4.121)

где: f = 1 – размер фаски, мм:

dδ.k. = 40 + 3 · 1 = 43 мм;

Диаметр dδ.k округляем до целого стандартного значения dδ.k. = 42 мм.

 

Промежуточный вал

Диаметр вала под колесом и шестерней (рис.4.4), мм:

dk =                                  (4.122)

где: Т2 – вращающий момент на промежуточном валу (см. п. 2.4.), Н · мм;

K] = (10 ÷ 13) МПа:

dk = = 43,2 мм;

Диаметр dk округляем до целого стандартного значения dk = 42 мм.

 

рис. 4.4


Диаметр вала в месте посадки подшипника, мм:

dп = dk – 3 . r;                     (4.123)

где: r = 3,0 – координата фаски подшипника, мм;

dп = 42 – 3 . 3,0 = 33 мм;

Диаметр dп округляем до числа кратного 5: dп = 35 мм.

Диаметр разделительного кольца со стороны подшипника, мм;

dδ.п. = dп + 3 · r;                  (4.124)

dδ.п. = 35 + 3 · 3 = 44 мм;

Диаметр dб.п округляем до целого стандартного значения dδ.п = 42 мм.

Диаметр разделительного кольца со стороны колеса и шестерни, мм:

dδ.k. = dk + 3 · f;                  (4.125)

где: f = 1.6 – размер фаски, мм:

dδ.k. = 42 + 3 · 1,6 = 46,8 мм;

Диаметр dδ.k округляем до целого стандартного значения dδ.k. = 48 мм.

 

Выходной вал

Диаметр выходного конца вала (рис. 4.5), мм:

dk =                            (4.126)

где: Т2 – вращающий момент на валу (п.2.4.), Н · мм:

K] = (20 ÷ 25) МПа;

 

рис. 4.5

dk =  = 46,14 мм;

Диаметр dк округляем до целого стандартного значения dк = 45 мм.

Диаметр вала под уплотнение, мм:

dупл = d1 + 2 · t;                           (4.127)

где: t = 2,8 – высота буртика, мм;

dупл = 45 + 2 · 2,8 = 50,6 мм;

Диаметр dупл округляем до целого стандартного значения dупл = 50 мм.

Диаметр вала dп в месте посадки подшипника может быть равен диаметру вала под уплотнением или больше его, но кратен пяти, т.е.

dп ≥ dупл;

dп = 55 мм;

Диаметр разделительного кольца со стороны подшипника, мм;

                                           dδ.п. = dп + 3 · r;                            (4.128)

dδ.п. = 55 + 3 · 3 = 64 мм;

Диаметр dб.п округляем до целого стандартного значения dδ.п = 64 мм.

Диаметр вала под колесом, мм:

dδ.п. ≥ dk > dп;

64 ≥ 60 > 55;

dk = 60 мм.

Диаметр разделительного кольца со стороны колеса, мм:

                                           dδ.k. = dk + 3 · f;                            (4.129)

где: f = 2.0 – размер фаски, мм:

dδ.k. = 60 + 3 · 1,6 = 64,8 мм;

Диаметр dδ.k округляем до целого стандартного значения dδ.k. = 65 мм.

 

Выбор подшипников качения

 

Подшипники качения выбираются в зависимости от диаметров валов, начиная с легкой серии. Для опор валов с цилиндрическими прямозубыми колесами нужно использовать радиальные шариковые подшипники, для валов с цилиндрическими косозубыми, ко­ническими и червячными колесами и для червяка: – радиально – упорные или роликовые конические. Для выбранных подшипников из таблиц вы­писать их маркировку, наружный D и внутренний d диаметры и шири­ну В, величины статической Сor и динамической Сr грузоподъемностей.

Входной вал: подшипники радиально – упорные, однорядные, средней серии, 2шт. (табл. 4.5.1.)

 

Табл. 4.5.1

Номер подшипника 46307
Наружный диаметр D, мм 80
Внутренний диаметр dп, мм 35
Ширина, мм 21
Статическая грузоподъёмность Сor, кН 24,7
Динамическая грузоподъёмность Сr, кН 42,8
r, мм 2,5
r1, мм 1,2

 

Промежуточный вал: подшипники радиально – упорные, однорядные, средней серии, 2шт. (табл. 4.5.2.)

 

Табл. 4.5.2

Номер подшипника 46307
Наружный диаметр D, мм 80
Внутренний диаметр dп, мм 35
Ширина, мм 21
Статическая грузоподъёмность Сor, кН 24,7
Динамическая грузоподъёмность Сr, кН 42,8
r, мм 2,5
r1, мм 1,2

 

Выходной вал: подшипники радиальные, однорядные, легкой серии, 2шт. (табл. 4.5.3.)

Табл. 4.5.3

Номер подшипника 211
Наружный диаметр D, мм 100
Внутренний диаметр dп, мм 55
Ширина, мм 21
Статическая грузоподъёмность Сor, кН 31,5
Динамическая грузоподъёмность Сr, кН 50,3
r, мм 2,5
r1, мм 1,2

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...